НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми) от 01.02.2021 № 2А-229/2021

№...-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми

в составе судьи Баталова Р.Г.,

при секретаре Есеве К.Е.,

с участием прокурора Карповой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании **.**.** административное дело №... административному исковому заявлению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу https://dok-rf.ru/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и запрете ее распространения по всей территории Российской Федерации,

установил:

Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с административным исковым заявлением о признании информации о реализации паспортов Российской Федерации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу https://dok-rf.ru/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и запрете ее распространения по всей территории Российской Федерации посредством всех операторов связи.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Республике Коми в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело без их участия, требования административного иска поддержал ввиду отсутствия сведений о включении адреса Интернет-страницы в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании ст.ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Эжвинского района города Сыктывкара проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к разрешенной информации в сети «Интернет».

В ходе мониторинга сети Интернет установлен Интернет-сайт, расположенный по сетевому адресу: https://dok-rf.ru/ на страницах которого в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещены сведения о возможности приобретения паспорта гражданина Российской Федерации, при этом действующее законодательство предусматривает возможность ограничения распространения такой информации в сети Интернет в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации.

Данная страница в информационно-коммуникационной сети Интернет открыта для свободного доступа неопределенного круга лиц. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. На момент проверки вышеуказанный Интернет ресурс в Единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесен, установить информацию о владельце сайта, местонахождении владельца домена не представляется возможным.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ № 149-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

В силу ст. 2 ФЗ № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная связь – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Частью 1 ст. 10 ФЗ № 149-ФЗ предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 статьи 10 ФЗ № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственности.

В силу ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-I «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В соответствии с вышеуказанным Законом Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.

Согласно п. 5 вышеуказанных Правил продажи товаров дистанционным способом, не допускается продажа дистанционным способом, в том числе товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и вводится в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

Описание бланка паспорта, его содержание определены в Положении о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Пост. Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828. Выдача паспорта в соответствии этим Положением производится территориальными органами МВД России по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом МВД России.

Основания приобретения гражданства Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России (имеющие вид на жительство), могут приобрести гражданство РФ в результате приема в гражданство, восстановления в гражданстве и на основании международных договоров РФ.

Общий и упрощенный порядок приема в гражданство установлены ст. ст. 13, 14 указанного Закона, а также п. п. 10-21 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325. Восстановление в гражданстве осуществляется в соответствии со ст. 15 данного Закона и п. 22 указанного Положения.

Одним из уголовно наказуемых деяний в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации является подделка паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях их использования или сбыт таких документов (п. 2 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства состоит в выдаче паспорта без приобретения такими лицами гражданства в установленном законодательством порядке, т.е. при отсутствии решения о приобретении гражданства, принятого полномочным органом Российской Федерации.

Статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за использование поддельного документа, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности.

На основании изложенного, предоставление возможности доступа к информации о возможности приобретения паспорта гражданина Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», носит вред нравственности граждан, подталкивая на незаконные действия в сфере приобретения и использования паспортов.

Сведения, размещенные на указанном выше Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования паспорта Российской Федерации за плату без прохождения соответствующей процедуры приобретения гражданства Российский Федерации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению, несет негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).

В Единый реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На момент проверки указанный Интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора (https://eais.rkn.gov.ru).

Согласно общедоступным сведениям информация о владельце сайта https://dok-rf.ru/ отсутствует, место нахождение владельца домена неизвестно, в связи с чем, привлечь владельца сайта к участию в рамках административного судопроизводства не представляется возможным.

Доступ к сайту https://dok-rf.ru/может осуществить любой человек, имеющий возможность выйти в сеть «Интернет». Таким образом, сведения, размещенные на указанном выше Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц.

При таких обстоятельствах, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр.

Применительно к настоящему делу обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц фактически направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам, и не обусловлено возникновением гражданских прав и обязанностей, основания которых предусмотрены ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащих защите в порядке гражданского судопроизводства.

Суд полагает, что информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-сайте https://dok-rf.ru/, является запрещенной, фактически способствует совершению преступлений.

Поскольку информация, размещенная на спорном сайте прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.

С учетом изложенного, суд полагает возможным административное исковое заявление прокурора удовлетворить и признать информацию, размещенную на сайте https://dok-rf.ru/ запрещенной к распространению в Российской Федерации посредством всех операторов связи, с направлением копии вступившего в законную силу решения суда заинтересованному лицу для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч.3 ст.265.5 КАС РФ копии решения суда направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению (ч.4 ст. 265.5 КАС РФ).

Частью 1.1 статьи 182 КАС РФ закреплено, что копия решения суда, выполненного в форме электронного документа, высылается лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством ее размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

С учетом требований законодательства, настоящее решение подлежит передаче в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в единую информационную систему Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для немедленного исполнения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Эжвинского района города Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации о реализации паспортов граждан Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу https://dok-rf.ru/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет, на странице: https://dok-rf.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит передаче в форме электронного документа в единую информационную систему Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для немедленного исполнения, путем включения указанного сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья - Р.Г. Баталов

Мотивированное решение составлено **.**.**.