23RS0015-01-2020-000763-93
№ 12-70/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
03 июля 2020 года город Ейск
Судья Ейского городского суда Краснодарского края Железняк Я.С., при секретаре судебного заседания Поповой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления ТСЖ «Дом на Советов 96» ФИО\1 на постановление МИФНС России № 2 по Краснодарскому краю от 11 марта 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо ТСЖ «Дом на Советов 96», <данные изъяты>
огласив жалобу, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника МИФНС России № 2 по Краснодарскому краю ФИО1 от 11 марта 2020 года ТСЖ «Дом на Советов 96» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения, за то, что юридическое лицо в нарушение п.1, п.2 ст.1.2; п.п. 1 и п.п. 5 п. 13 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" допустила наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники, а именно, за январь 2020 года были осуществлены наличные денежные расчеты за членские взносы в размере 10894 руб. 40 коп. При этом чеки на ККТ не напечатаны и не выданы по причине отсутствия таковой. Нарушены.
Председатель правления ТСЖ «Дом на Советов 96» ФИО2 не согласившись с указанным постановлением должностного лица обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы ссылается на то, что за январь 2020 года были осуществлены наличные денежные расчеты в виде приема от членов ТСЖ членских взносов на сумму 10894,40 рублей, без применения ККТ. В данной ситуации физическим лицом членом ТСЖ вносятся членские взносы на содержание и техническое обслуживание дома, за январь внесена указанная сумма, были выданы пронумерованные квитанции с указанием тарифа за 1 кв.м.. Поступления от членов ТСЖ в виде членских взносов направлены на выполнение задач товарищества, не являются приемом денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги. Следовательно, членские взносы не являются расчетом в целях применения закона №54-ФЗ, на который ссылается налоговый орган. В обоснование доводов представитель ТСЖ ссылается на Письмо Минфина России от 05.07.2019 N 01-02-04/03-49678 "О применении контрольно-кассовой техники", и полагает, что в силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2018 №192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» они вправе не применять контрольно-кассовую технику.
В судебное заседание председатель правления ТСЖ «Дом на Советов 96» ФИО2, будучи надлежащим образом уведомленной посредством смс-уведомления, не явилась.
Согласно ст. 25.15 КоАП РФ, а также в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Руководствуясь ст. 25.1 КоАП РФ, а также исходя из смысла п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения разумных сроков рассмотрения дела об административном правонарушении судья полагает возможным провести судебное заседание без участия лица, привлекаемого к административной ответственности. Оснований для отложения рассмотрения дела суд не усматривает.
Представитель МИФНС России № 2 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. Представитель по доверенности ФИО\5 представил в суд возражения, согласно которым считает постановление законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Ссылается на положения п. 13 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", на основании которого ТСЖ «Дом на Советов 96» при осуществлении расчетов наличными денежными средствами обязано использовать контрольно-кассовую технику.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, возражения на нее, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Отношения, связанные с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регулируются Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" предусмотрено, что контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных названным Федеральным законом.
В соответствии с абзацем восемнадцатым статьи 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" расчеты - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях указанного Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ (редакция от 08.03.2015), организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, установленных Положением № «Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2008 года.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 указанного Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом положения пункта 13 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем контрольно-кассовой техники.
С учетом изложенного, контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов (за исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем контрольно-кассовой техники) указанными товариществами и кооперативами при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги как от своих членов, так и при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги от собственников помещений, не являющихся членами таких товариществ либо кооперативов.
Таким образом, контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении указанных расчетов платежной картой в сети "Интернет", платежными поручениями, а также с использованием мобильных приложений.
Эти правовые нормы также разъяснены в Письме Минфина России от 05.07.2019 N 01-02-04/03-49678 "О применении контрольно-кассовой техники".
Как усматривается из материалов административного дела, 27.02.2020 года на основании поручения № 61 от 25.02.2020 года государственные налоговые инспектора Межрайонной ИФНС России № 2 по Краснодарскому краю провели проверку выполнения ТСЖ «Дом на Советов 96», в том числе, требований Федерального закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с использованием платежных карт».
По результатам проверки был составлен Акт от 27.02.2020 года, в котором указано, что ТСЖ «Дом на Советов 96» не применил контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов с членами ТСЖ, так за январь 2020 г. были осуществлены наличные денежные расчеты за членские взносы в размере 10894 руб. 40 коп.
На основании Акта был составлен протокол об административном правонарушении от 27.02.2020 года № 022592 в отношении ТСЖ «Дом на Советов 96», ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ТСЖ постановлением должностного лица Межрайонной ИФНС России N 2 по Краснодарскому краю, с выводами которого соглашается суд к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Обжалуемым постановлением № 022592 от 11.03.2020 года ТСЖ «Дом на Советов 96» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушения требований ст. 2 Закона Российской Федерации от 22.05.2003г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов» назначено наказание в виде предупреждения с учетом применения п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: поручением № 61 от 25 февраля 2020 года Межрайонной ИФНС России N 2 по Краснодарскому краю на проведение проверки; актом, составленным 27 февраля 2020 года Межрайонной ИФНС России N 2 по Краснодарскому краю; протоколом об административном правонарушении от 27 февраля 2020 года; объяснением председателя ТСЖ от 27 февраля 2020 года, согласно которым не отрицал факт не применения ККТ; выпиской из ЕГРЮЛ о регистрации юридического лица, и другими доказательствами по делу, которым налоговым органом дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные доказательства составлены уполномоченными на то должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 2 по Краснодарскому краю, непосредственно выявившими нарушение юридическим лицом требований по соблюдению законодательства о применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, при этом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии вины ТСЖ в инкриминируемом правонарушении не состоятельны в виду следующего.
Согласно части 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья (часть 6 статьи 155 ЖК РФ).
Налогоплательщики, осуществляющие деятельность управляющих компаний, либо товариществ собственников жилья подпадают под действие пункта 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ.
Законом прямо указано, что положения п.13 ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем ККТ. При проверке ТСЖ был установлен факт неприменения ККТ при осуществлении именно наличных денежных расчетов с членами ТСЖ за январь 2020 года в сумме 10894,40 рублей без печати чеков на ККТ. Данное нарушение требований Федерального закона от 22.05.2003 года N 54-ФЗ образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
Субъектами правонарушений, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ТСЖ «Дом на Советов 96» ненадлежащим образом исполнило свои служебные обязанности, как юридическое лицо, в связи с чем обоснованно было привлечено к административной ответственности, а его действиям дана верная юридическая оценка по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действие (бездействие) юридического лица образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не установлено, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено в пределах санкции вмененной статьи с учетом применения положения п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления налогового органа у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное начальником МИФНС России № 2 по Краснодарскому краю ФИО1 11 марта 2020 года, о привлечении ТСЖ «Дом на Советов 96» юридический адрес: <данные изъяты> к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу ТСЖ «Дом на Советов 96» - без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти дней со дня получения или вручения, путем подачи жалобы через Ейский городской суд.
Судья -