НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Евпаторийского городского суда (Республика Крым) от 31.01.2024 № 2-2473/2023

УИД: 91RS0-19

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2024г. <адрес>

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Киоса Н.А.

при секретаре Кац Е.Е.

с участием представителя истца ФИО1

представителя ответчика – адвоката по назначению Великой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации <адрес> Республики Крым к ФИО2, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3, Департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка с последующей передачей вырученной суммы, за вычетом понесенных на отчуждение затрат,

УСТАНОВИЛ:

Администрации <адрес> Республики Крым обратилась в Евпаторийский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к ФИО2, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3 о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка с последующей передачей вырученной суммы, за вычетом понесенных на отчуждение затрат.

Свои требования мотивировали тем, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 513 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. При этом ФИО2 является гражданкой Украины. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, с внесенными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым включен в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками (п. 44.18). Срок для добровольного отчуждения земельного участка согласно ч. 1 ст. 238 ГК РФ был предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ. Собственник обязан самостоятельно продать такое имущество в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда. Поскольку ответчик ФИО2 до настоящего времени не произвела отчуждение принадлежащей ей доли указанного земельного участка, истец Администрация <адрес> Республики Крым просит принудительно продать с публичных торгов ? долю земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 513 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежащую на праве собственности ответчику, с последующей передачей ФИО2 вырученной суммы, за вычетом затрат понесенных на отчуждение имущества. Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в исковом заявлении. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещалась надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО2 - адвокат по назначению Великая Л.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в их удовлетворении отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, путем направления судебного извещения по месту жительства, которое было возвращено отправителю с указанием причины возврата «Истек срок хранения».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Согласно свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ. нотариусом Первой евпаторийской государственной нотариальной конторы ФИО7, ответчик ФИО2, является собственником ? доли земельного участка, площадью 0,0513 га, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.28-29)

Сведения об ответчике как правообладателе ? доли указанного земельного участка также были внесены в государственный акт на право собственности на земельный участок, серии , выданный Евпаторийским городским управлением земельных ресурсов ДД.ММ.ГГГГ.(т.1 л.д. 30-32)

Как следует из материалов гражданского дела, третье лицо ФИО3, который является гражданином Российской Федерации, также является собственником ? доли земельного участка, площадью 513 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ. временно исполняющим обязанности нотариуса ФИО8 Евпаторийского городского нотариального округа Республики Крым – ФИО9 (л.д.37-38)

Согласно выписки из ЕГРН и материалов дела правоустанавливающих документов, представленных Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, земельный участок площадью 513 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> земель: земли населенных пунктов, виды разрешённого использования – ведение садоводства, ДД.ММ.ГГГГ. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . Право собственности на ? долю указанного земельного ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировано за ответчиком ФИО2 и ? доля ДД.ММ.ГГГГ. за третьим лицом ФИО3 (18-19, 24-48)

Ответчик ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданской Украины, сведения о документировании ответчика паспортом гражданина Российской Федерации в МВД России отсутствуют, что подтверждается информацией ОМВД России по <адрес> (л.д. 58,76)

Согласно проверки по Интегрированному Банку Данных МВД России, гражданка Украины ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ. выехала за пределы Российской Федерации. Сведения о въезде (пересечении границы) на территорию РФ после указанной даты отсутствуют (л.д. 59-62,73-74).

Статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации определено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до установления Президентом Российской Федерации указанного в пункте 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускалось предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (с учетом дополнений внесенных Указом Президента РФ от 20.03.2020г.) утвержден Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Под номером 44.18 в данном перечне значится муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым.

Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Перечень, и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном российским законодательством порядке.

Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом РФ в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции РФ полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Исходя из подлежащих применению в данном деле норм материального права, юридически значимыми обстоятельствами по делу является гражданство ответчика и наличие у неё в собственности доли земельного участка с кадастровым номером , площадью 513 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что ответчик ФИО2 является гражданкой Украины, с 2011 года является собственником ? доли вышеуказанного земельного участка, который расположен в пределах приграничной территории – муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.

В соответствии с пунктом 2 статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).

Порядок отчуждения такого имущества определен в статье 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан.

Так, собственник обязан самостоятельно произвести отчуждение такого имущества в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда, - в таком случае суд выносит решение о продаже земельного участка на торгах, либо имущество передается в государственную или муниципальную собственность.

Вместе с тем, по состоянию на день принятия решения по заявленному спору, ответчиком меры по устранению нарушений, послуживших основанием для обращения в суд администрации <адрес> Республики Крым не устранены. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что ответчик стала правообладателем доли земельного участка до вступления в силу изменений, внесенных в Указ Президента Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. .

Учитывая изложенное, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, исходя из того, что ответчик как гражданин иностранного государства, не может обладать на праве собственности земельным участком, находящимся на приграничных территориях, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации <адрес> Республики Крым о принудительной продаже с публичных торгов ? доли земельного участка с кадастровым номером , площадью 513 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, принадлежащую на праве собственности ФИО2, с последующей передачей ФИО2 вырученной суммы, за вычетом затрат понесенных на отчуждение имущества, с определением начальной продажной цены отчуждаемого имущества равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации <адрес> Республики Крым к ФИО2, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3, Департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка с последующей передачей вырученной суммы, за вычетом понесенных на отчуждение затрат – удовлетворить.

Принудительно продать с публичных торгов ? долю земельного участка с кадастровым номером , площадью 513 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, принадлежащую на праве собственности ФИО2, с последующей передачей ФИО2 вырученной суммы, за вычетом затрат понесенных на отчуждение имущества.

Определить начальную продажную цену отчуждаемого имущества – ? доли земельного участка с кадастровым номером , площадью 513 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение садоводства, принадлежащей на праве собственности ФИО2, равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его оформления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Судья /подпись/ Н.А. Киоса