Дело № 2а-520/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 сентября 2019 года с.Еткуль Челябинская область
Еткульский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Черепановой С.Г., при секретаре Киселевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Челябинской области к Андреевой Н.П. о взыскании задолженности по налогу
У С Т А Н О В И Л :
МРИ ФНС РФ № 10 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Андреевой Н.П. о взыскании в бюджет задолженности по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 18.072 рубля. В обоснование указав, что Андреева Н.П. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием зарегистрированных на ее имя 2-х легковых автомобилей. Сумма налога, подлежащая уплате, исчисляется налоговым органом на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. Срок уплаты данного налога установлен действующим законодательством не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. В указанный срок ответчик налог не уплатил. В настоящее время Андреева Н.П. имеет задолженность по транспортному налогу за рассматриваемый налоговый период в размере 18.072 рубля. Вынесенный мировым судьей судебного участка № 1 Еткульского района судебный приказ о взыскании с Андреевой Н.П. указанной задолженности отменен ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей в связи с поступившими от должника возражениями.
В судебное заседание представитель административного истца - МРИ ФНС № 10 по Челябинской области - не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Андреева Н.П. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласна. Указала, что транспортный налог за рассматриваемый период ею уплачен ДД.ММ.ГГГГ в размере 790 рублей. Налоговым органом неверно произведен расчет транспортного налога на зарегистрированный на ее имя автомобиль Мицубиси Диамант мощностью двигателя 240 лошадиных сил - по полной налоговой ставке в 75 рублей за лошадиную силу, а не по льготной ставке 1 рубль за лошадиную силу. Право на налоговую льготу пенсионерам, имеющим легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил, восстановлено Постановлением Уставного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, которое является актом прямого действия, подлежит неукоснительному исполнению.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком.
Согласно ст.ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В судебном заседании установлено, что ответчик Андреева Н.П. является плательщиком транспортного налога в связи с наличием у нее в рассматриваемый период, а именно в ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрированных на его имя легковых автомобилей: <данные изъяты> гос.рег.знак № и <данные изъяты>, гос.рег.знак № Согласно налогового уведомления, налогового требования об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Андреевой Н.П. числится задолженность по уплате данного налога в размере 18.072 рубля за ДД.ММ.ГГГГ. При этом в отношении автомобиля <данные изъяты> налог рассчитан исходя из налоговой ставки в 75 рублей за лошадиную силу и определен в размере 18.000 рублей. В отношении автомобиля <данные изъяты> налог рассчитан исходя из налоговой ставки в 7,70 рублей за лошадиную силу и определен в размере 72 рубля с учетом предоставленной законом льготы.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что транспортный налог в отношении автомобиля, мощностью свыше 150 лошадиных сил, должен ею уплачиваться по установленной для пенсионеров льготе, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательств в их системной связи.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона Челябинской области № 114-ЗО «О транспортном налоге» (в редакции, действовавшей в рассматриваемый налоговый период) пенсионеры, в собственности которых находятся автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно, уплачивают налог по ставке 1 рубль с каждой лошадиной силы только в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика.
По смыслу статей 5,73 и 118 Конституции РФ признание нормативного правового акта субъекта РФ не соответствующим его Конституции (уставу) может осуществляться лишь органом конституционного правосудия данного субъекта Российской Федерации, которому такое полномочие предоставлено Конституцией (уставом). Нормативный правовой акт субъекта РФ, изданный по вопросу, относящемуся к ведению РФ или совместному ведению РФ и ее субъектов, может быть проверен также на соответствие Конституции РФ Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе по запросам органов и лиц, указанных в статье 125 Конституции РФ, если они считают этот нормативный акт не подлежащим действию, как неконституционный, либо подлежащим действию вопреки официально принятому решению высших государственных органов субъекта Российской Федерации (ст.85 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации),
То есть в случае признания не соответствующим Конституции (Уставу) субъекта РФ закона субъекта РФ, принятого по вопросу, находящемуся в совместном ведении РФ и ее субъектов, законодательный (представительный) орган субъекта РФ либо принимает закон во исполнение решения органа конституционного правосудия данного субъекта РФ, либо - исходя из верховенства Конституции РФ - обращается с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, если читает признанный не соответствующим Конституции (уставу) субъекта РФ закон подлежащим действию вопреки официально принятому решению органа конституционного правосудия субъекта РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2013 г. № 26-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 2 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» в связи с запросом Законодательного Собрания Челябинской области указанная льгота признан не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Таким образом, исходя из верховенства Конституции РФ оснований для применения Постановления Уставного суда Челябинской области от 12 февраля 2013 года № 001/13-П при расчете размера транспортного налога у налогового органа не имеется.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2013 года № 26-П, в соответствии с общеправовыми принципами налогового законодательства при введении в действие законов о налогах сборах гражданам, которые до изменения правового регулирования имели право на пользование налоговой льготой и утрачивают его после вступления в силу соответствующего закона, должен быть предоставлен достаточный переходный период, в течение которого они могут адаптироваться к вносимым изменениям с тем, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия.
Закон Челябинской области «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге» соответствует указанным требованиям, поскольку он был принят 30 сентября 2008 года, доведен до всеобщего сведения путем официального опубликования 16 октября 2008 года, а вступил в силу с 1 января 2009 года. Следовательно, введенным названным Законом ограничением на пользование налоговой льготой по транспортному налогу для пенсионеров, в собственности которых находятся легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил, при том, что им была предоставлена возможность адаптироваться к изменившимся условиям налогообложения, не нарушается конституционно-правовой режим стабильности налоговых отношений.
В этой связи суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований за вычетом фактически уплаченного в установленный законом срок транспортного налога за рассматриваемый период в размере 790 рублей..
В соответствии со ст.114 ч.1 КАС РФ госпошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Челябинской области удовлетворить частично.
Взыскать с Андреевой Н.П., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, проживающей в <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> задолженность по транспортному налогу физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 17.182 рубля.
Взыскать с Андреевой Н.П., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, проживающей в <адрес> в доход местного бюджета в размере 687 рублей 28 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Еткульский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий :