НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ессентукского городского суда (Ставропольский край) от 24.04.2017 № 2-844/17

Дело № 2-844/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ессентуки «24» апреля 2017 года

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Казанчева В.Т.,

при секретаре Попове К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таганрогской таможни к ФИО2, ФИО2 о взыскании таможенных платежей, обращении взыскания на транспортное средство,

У С Т А Н О В И Л:

Таганрогская таможня обратилась в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей в размере в размере 1 685 789,75 руб. и пени в размере *** руб. (по состоянию на 09.04.2015), обращении взыскания в счет уплаты таможенных платежей на транспортное средство автобус «VOLVO CARRUS В10М», ***, гос. рег. знак SEJ670, находящийся на ответственном хранении у ФИО2, по адресу: ***, ***.

Определением суда процессуальное положение ФИО2 изменено с 3го лица, не заявляющего самостоятельных требований, на соответчика.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Порядок временного ввоза на таможенную территорию таможенного союза для завершения или начала международной перевозки па такой территории или за ее пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в иностранных государствах регулируется главой 48 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК 'ГС), главой 44 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». (далее - Закон № 311-ФЗ)

Транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со ст. 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры.

Согласно ст. 342 ТК ТС временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

1)если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;

2) если транспортное средство международной перевозки ввозится па таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство международной перевозки используется лицом государства - члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом па оказание услуг по перевозке Доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами.

20.04.2013 гражданином Республики ***ФИО2 (*** года рождения, паспорт Республики Армения ***, выдан ***, адрес регистрации: Армения, Армавирский марз, ***) на таможенную территорию Таможенного союза ввезено транспортное средство (автобус) «VOLVO CARRUS В 10М», VIN ***, 2001 года выпуска, регистрационный номер SEJ670, страна государственной регистрации Королевство Швеция, в связи с чем, таможенному посту МАПП Матвеев-Курган Таганрогской таможни была подана ТДТС ***, декларация подписана ФИО2 В отношении транспортного средства установлен срок временного ввоза ***.

Таким образом, гражданину ФИО2 в соответствии с п. 1 ст. 342 ГК ТС как иностранному лицу было предоставлено право временного ввоза на таможенную территорию ТС транспортного средства, зарегистрированного на территории Швеции, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Транспортные средства международной перевозки, временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, имеют статус иностранных товаров.

Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается их вывозом с таможенной территории Таможенного союза в сроки, предусмотренные ст. 343 ТК ТС, или помещением под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

В соответствии с п. 4 ст. 342 ТК ТС, вывоз с таможенной территории Таможенного союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки может осуществляться через любой таможенный орган.

При невозможности вывоза транспортного средства международной перевозки в установленные сроки по мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает срок временного ввоза транспортного средства международной перевозки на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен вывоз транспортного средства международной перевозки.

В установленные сроки транспортное средство «VOLVO CARRUS В 10М», VIN ***, 2001 года выпуска, регистрационный номер ***, не было вывезено с таможенной территории Таможенного союза.

28.08.2014 МО МВД России «Азовский» в рамках проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 326 Уголовного кодекса Российской Федерации, на посту ДПС «Самарский» обнаружен автобус марки «VOLVO в 10 М», 1989 года выпуска, VIN YV31 МКС ***, который состоит на учете с государственным регистрационным знаком *** 26rus в органах ГИБДД МВД России в *** края, собственником автобуса является гражданин Российской Федерации ФИО2. Согласно карточке учета, прежний регистрационный знак автобуса ***.

В отношении автобуса марки «VOLVO В 10 М», государственный регистрационный номер Н807ХМ 26rus, экспертно-криминалистическим центром ГУ МВД России но *** проведено исследование, о чем составлена Справка об исследовании от ******. Согласно выводам эксперта, идентификационная маркировка шасси автобуса «VOLVO В 10 М», государственный регистрационный номер *** 26rus, повергалась изменению путем приваривания металлического фрагмента металла не заводским способом. Установить первоначальную идентификационную маркировку шасси без демонтажа приваренного фрагмента металлической пластины в условиях исследования не представилось возможным. Заводская табличка с дублирующим обозначением идентификационного номера (***) и другими данными автотранспортного средства изготовлена по технологии завода - изготовителя; установлена не по технологии завода-изготовителя. Маркировка двигателя представленного автобуса (DM 10А*79440) нанесена на маркировочной площадке блока цилиндров в соответствии с технологией маркирования, применяемой на заводе-изготовителе, и не изменялась.

В ходе проверки установлено, что на сайте fotobus.msk.ru представлена информация о автобусе Berkhof Everest VOLVO В 10 М, 1989 года выпуска, номер шасси YV31 МКС ***, государственный регистрационный помер *** 177 rus. Также на данном сайте представлена фотография автобуса, в соответствии с которой автобус окрашен в серый цвет и его кузов имеет видимые конструктивные отличия от кузова задержанного автобуса, фотографии которого представлены в фототаблице к Справке об исследовании от ******.

На сайте svenskbusshistoria.se содержится фото и информация в отношении автобуса VOLVO В10М-70В Carrus Оу Delta Star 502, VIN ***, регистрационный номер ***. Автобус на представленном фото имеет кузов окрашенный в бело-красный цвет и визуально идентичен автобусу, изображенному на фотографиях, представленных в фототаблице к Справке об исследовании от ******.

Согласно информации, представленной ЗАО «Вольво Восток», транспортное средство с идентификационным номером ***, 2001 года выпуска имеет следующие характеристики - шасси В 10М, производитель кузова Carrus, двигатель DH10A360 серийный помер 79440.

Таким образом, есть основания полагать, что на основании документов транспортного средства (автобуса) «VOLVO В 10М», *** года выпуска, VIN ***, гос. рег.знак *** 26 rus, собственником автобуса ИП ФИО2 использовался автобус VOLVO ***- 70В Carrus Оу Delta Star 502, VIN ***, регистрационный номер ***, ввезенный ранее на территорию Российской Федерации но ТДТС ***.

В соответствии с п. 2 ст. 344 ГК ТС на таможенной территории Таможенного союза не допускается:

- использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории таможенного союза (далее для целей использования в настоящей главе - внутренняя перевозка по таможенной территории таможенного союза);

- передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (в субаренду), за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки.

Особенности использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза, определяются международным договором государств - членов таможенного союза.

В соответствии с п. 3 ст. 344 ГК ТС, использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки либо их передача иным лицам в случаях, указанных в части первой п. 2 ст. 344 ТК ГС, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.

В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.

Таким образом, в отношении транспортного средства международной перевозки (автобус) «VOLVO CARRUS В 10М», VIN ***, государственный регистрационный помер *** временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза не соблюдены требования, установленные положениями п.п. 2, 3 ст. 344 ТК ТС, а именно транспортное средство не вывезено с таможенной территории Таможенного союза в установленный таможенным органом срок, передано в пользование (распоряжение) иному лицу без помещения транспортного средства под таможенную процедуру. В ходе таможенной проверки ТС установлены дата и место передачи транспортного средства, а также лицо, которому было передано временно ввезенное транспортное средство.

В настоящее время собственником рассматриваемого автобуса является ИП ФИО2 Согласно пояснениям ИП ФИО2, он осуществляет предпринимательскую деятельность, а именно пассажирские перевозки но различным маршрутам.

В соответствии с вышеизложенным, у лица, осуществившего ввоз транспортного средства ФИО2, на основании п. 3 ст. 344 ТК ГС, возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении транспортного средства международной перевозки «VOLVO CARRUS В 10М», VIN *** под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство.

По факту уклонения от уплаты таможенных платежей в связи с невывозом с таможенной территории Таможенного союза транспортного средства международной перевозки «VOLVO CARRUS В 10 М», VIN *** Южной оперативной таможней возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 194 УК РФ.

В соответствии со ст. 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

В силу п. 2 ст. 77 ТК ТС для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с подп. 1 п. 4 ст. 283 ТК ТС сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным или частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, при передаче временно ввезенных товаров иным лицам без разрешения таможенных органов считается день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Дата передачи автобуса не установлена, следовательно, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов необходимо считать день регистрации Декларации - ***.

По состоянию на *** автобус марки «VOLVO CARRUS В 10М», VIN ***, 2001 г.в., бывший в эксплуатации, тип двигателя - дизельный, объем двигателя 9600 см3, классифицировался в подсубпозиции *** ТЫ ВЭД ТС, и подлежал обложению ставкой 3% евро 1 см3 двигателя.

НДС со стоимости ввозимых товаров уплачивается таможенным органам, поэтому порядок исчисления и уплаты налога, особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации определяются соответствующими статьями не только Налогового кодекса РФ, но и Таможенного кодекса РФ, а также Инструкцией о порядке применении таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК РФ от ******. (далее - Инструкция)

Пунктом 2 Инструкции установлено, что налог на добавленную стоимость и уплачивается непосредственно декларантом либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что ввоз автобуса осуществлялся для использования в качестве транспортного средства международной перевозки и не соотносится с ввозом физическим лицом товаров, не предназначенных для производственной или иной предпринимательской деятельности, при котором может применяться упрощенный либо льготный порядок уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (п. 23 Инструкции), в соответствии с п. 4 Инструкции в отношении товара применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

С *** при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, в отношении которых ранее применялась ставка налога на добавленную стоимость 20 процентов, применяется ставка в размере 18 процентов.

В соответствии с п. 22 Инструкции при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог па добавленную стоимость уплачивается в полном объеме.

ФИО2 было выставлено требование от ****** об уплате таможенных платежей в размере 1736649, 87 руб., в том числе:

- ввозная пошлина 1 184 132,16 руб.

- НДС 302 693,78 руб.

- пени (с *** по *** включительно) 50 860,12 руб.

Требование об уплате таможенных платежей от ****** было вручено ФИО2***.

Согласно с ч. 11 ст. 152 Закона № 311-ФЗ срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.

До настоящего времени требование не исполнено. В связи с неисполнением в добровольном порядке требования об уплате таможенных платежей, подлежат перерасчету суммы пени.

При этом, в соответствии с п. 2 ст. 151 Закона № 311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки Рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей и период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пени применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

По состоянию на *** размер пеней составляет 293 982,66 руб.

Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются. (ч. 4 ст. 151 Закона № 311-ФЗ)

В соответствии с ч. 10 ст. 151 Закона № 311-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

Согласно ч. 17 ст. 152 Закона № 311-ФЗ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 18 Закона № 3 1 1-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 93 ТК ТС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случая, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, - таможенным органом государства - члена Таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Частью 1 ст. 150 Закона *** - ФЗ предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов, либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Закона № 311-ФЗ таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров плательщика, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статуса товаров Таможенного союза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В силу ст. 114 Закона № 311-ФЗ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

В данном случае декларантом (плательщиком) является ФИО2, а товаром, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены - транспортное средство международной перевозки (автобус) «VOLVO CARRUS В 10М», V1N YV31 ***, гос. рег. знак SELJ670.

Согласно ч. 3 ст. 157 Закона № 311 -ФЗ обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов возможно на основании решения суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо.

Согласно информации, которой обладает таможенный орган, в настоящее время указанное транспортное средство находится па ответственном хранении у собственника ФИО2, по адресу: ***, пер. Ясный, 18.

Ответчик ФИО2 в лице своего представителя ФИО2 возражал против удовлетворения иска. В представленных суду возражениях указал, что *** в Ессентукский городской суд ФТС ЮТУ Таганрогской Таможней подано исковое заявление к ФИО2, ФИО2 о взыскании таможенных платежей.

Считает, исковое заявление не законным и нарушающим права ФИО2 как собственника транспортного средства, по следующим основаниям.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (ч. 1), каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2), никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. (ч. 3)

Согласно п. 1 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

В соответствии со ст. 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со ст. 114, Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 81 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они - знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

В соответствии с абз. 14 ч. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2005 года (по гражданским делам) (утв. постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 года): «Ответственность либо другие неблагоприятные последствия на лицо, которое приобрело перемещенное через таможенную границу Российской Федерации транспортное средство, могут быть возложены при доказанности того, что в момент приобретения это лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза. Это положение распространяется и на случаи, когда таможенное средство, перемещенное через таможенную границу, не прошло таможенного оформления».

Таким образом, ответственность, либо другие неблагоприятные последствия на лицо, которое приобрело в собственность или владение незаконно ввезенные товары, перемещенное через таможенную границу ТС транспортное средство, могут быть возложены, если в момент приобретения он знал или должен был знать о незаконности ввоза. При недоказанности указанного, таможенные платежи должно вносить лицо, переместившее и продавшее транспортное средство, так как, покупатель не является участником таможенных отношений и на нем не лежит обязанность по уплате таможенной пошлины.

***ФИО2, по договору купли продажи, был приобретен автобус марки «VOLVO В 10М», 1989 года выпуска, VIN YV31 МКС ***, гос. регистрационный знак *** 26, о чем свидетельствует П*** HP 800244 выданный МРЭО ГИБДД ***, что является доказательством права собственности на вышеуказанный автобус.

Право собственности ФИО2 на автобус марки «VOLVO В 10М», 1989 г.в., VIN YV31 МКС ***, гос. рег. знак Н807ХМ 26 ни кем не оспаривалось, требование об изъятии предыдущим собственником не заявлялось.

Доказательств того, что в момент приобретения автомобиля ФИО2 было известно о незаконности его ввоза либо о том, что автомобиль не прошел таможенного оформления, в материалах дела нет.

Доказательством обратного (не причастности в нарушении ТК ТС) ФИО2 служит П*** HP *** в графе, особые отметки которого указанно, что предыдущий ПТС *** был выдан Калининградской таможней, соответственно у ФИО2 не было оснований подозревать наличие нарушений в таможенном оформлении выше указанного транспортного средства.

При таких обстоятельствах, ФИО2 является добросовестным приобретателем и не имеет отношения к нарушению таможенных правил, в связи, с чем обращение взыскания на принадлежащий ФИО2 автобус противоречит указанным выше нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Таможенного кодекса Таможенного союза. Просит суд в иске отказать.

Истец представил суду отзыв на возражения ответчика, в которых указал, что доводы, изложенные в возражении, не могут рассматриваться как основание для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с п. 2 ст. 344 ТК РФ на таможенной территории Таможенного союза не допускается:

-использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза (далее для целей использования в настоящей главе - внутренняя перевозка по таможенной территории Таможенного союза);

- передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (в субаренду), за исключением передачи их для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки.

Особенности использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза, определяются международным договором государств - членов таможенного союза.

В соответствии с п. 3 ст. 344 ТК ТС, использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки либо их передача иным лицам в чаях, указанных в части первой п. 2 ст. 344 ТК ТС, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры.

Таким образом, законом предусмотрен прямой запрет на пользование и распоряжение транспортным средством, в отношении которого таможенное оформление не завершено. Поскольку данное транспортное средство не может быть выпущено для свободного обращения, в отношении него не могут совершаться сделки, в том числе договоры купли-продажи. Сделки, которые заключены вопреки этому запрету, не соответствует закону.

Материалами дела подтверждено, что транспортное средство находится на территории Таможенного союза незаконно, не пройдя соответствующую процедуру таможенного оформления. С момента ввоза на территорию Российской Федерации автобус находится под таможенным контролем до момента его выпуска в свободное обращение.

Таким образом, договор купли-продажи транспортного средства от *** не соответствует закону.

Согласно пункту 38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества. Ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.

Таким образом, принимая во внимание факт незаконности сделки купли- продажи транспортного средства не только по основанию ее совершения неуправомоченным отчуждателем, основания для признания ФИО2 добросовестным приобретателем, отсутствуют.

Частью 1 ст. 150 Закона № 311-ФЗ предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Закона № 311-ФЗ таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров плательщика, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статуса товаров Таможенного союза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В данном случае товаром, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены - транспортное средство международной перевозки (автобус) «VOLVO LARRUS В10М», VIN № ***, государственный регистрационный номер SEJ670.

Следовательно, задолженность по уплате таможенных платежей подлежит взысканию за счет указанного транспортного средства.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал, доводы изложенные в отзыв на возражения ответчика подтвердил, просил суд иск удовлетворить. На вопросы участников судебного разбирательства пояснил, что об идентичности транспортных средств свидетельствует не только акт камеральной проверки, справка об исследовании, но и данные завода-производителя.

Представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО2 иск не признал, подтвердил доводы, изложенные в представленных суду возражениях, в суде пояснил, что в акте камеральной таможенной проверки от *** на стр. 5, абз. 5 приведена ссылка на справку об исследовании от ******, составленную Экспертно-криминалистическим центром ГУ МВД России по ***, где указано: «Таким образом, есть основания полагать, что на основании документов транспортного средства (автобуса) «VOLVO В10М», 1989 года выпуска, VIN ***, государственный регистрационный номер Н807ХМ 26, собственником автобуса ИП ФИО2 использовался автобус VOLVO В10М Carrus Оу Delta Star 502, VIN ***, регистрационный номе SEJ 670, ввезенный ранее на территорию Российской Федерации по ТДТС ***.», Считает, что формулировка «основания полагать» не убедительна и недостаточна для удовлетворения заявленных истцом требований. Других доказательств идентичности вышеуказанных транспортных средств в материалах дела не имеется.

Согласно п.1 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

В соответствии со ст. 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со ст. 114 Федеральный закон от *** № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 81 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на Таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

В соответствии с абз. 14 ч. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2005 года (по гражданским делам) (утв. постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 4, 11 и 18 мая 2005 года): «Ответственность либо другие неблагоприятные последствия на лицо, которое приобрело перемещенное через таможенную границу Российской Федераций транспортное средство, могут быть возложены при доказанности того, что в момент приобретения это лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза. Это положение распространяется и на случаи, когда таможенное средство, перемещенное через таможенную границу, не прошло таможенного оформления.»

Таким образом, ответственность, либо другие неблагоприятные последствия на лицо, которое приобрело в собственность или владение незаконно ввезенные товары, перемещенное через таможенную границу ТС транспортное средство, могут быть возложены, если в момент приобретения он знал или должен был знать о незаконности ввоза. При недоказанности указанного, таможенные платежи должно вносить лицо, переместившее и продавшее транспортное средство, так как покупатель, не является участником таможенных отношений, и на нем не лежит обязанность по уплате таможенной пошлины.

***ФИО2, по договору купли продажи, был приобретен автобус марки «VOLVO В 10М», 1989 г.в., VIN YV31 МКС ***, гос. рег. знак ***, о чем свидетельствует П*** HP 800244 выданный МРЭО ГИБДД ***, что является доказательством права собственности на вышеуказанный автобус.

Право собственности ФИО2 на автобус марки «VOLVO В 10М», 1989 г.в., VIN YV31 МКС ***, гос. рег. знак Н807ХМ 26 ни кем не оспаривалось, требование об изъятии предыдущим собственником не заявлялось.

Доказательств того, что в момент приобретения автомобиля ФИО2 было известно о незаконности его ввоза, либо о том, что автомобиль не прошел таможенного оформления, в материалах дела нет.

Доказательством обратного (непричастности в нарушении ТК ТС) ФИО2 служит П*** HP 800244 в графе, особые отметки которого указанно, что предыдущий ПТС *** был выдан Калининградской таможней, соответственно у ФИО2 не было оснований подозревать наличие нарушений в таможенном оформлении выше указанного транспортного средства.

При таких обстоятельствах, ФИО2 является добросовестным приобретателем и не имеет отношения к нарушению таможенных правил, в связи, с чем обращение взыскания на принадлежащий ФИО2 автобус противоречит указанным выше нормам Гражданского кодекса Российской Федерации и Таможенного кодекса Таможенного союза.

Просил отказать в удовлетворении иска в части обращения взыскания в счет уплаты таможенных платежей на транспортное средство автобус «VOLVO В10М», VIN-*** гос. рег. знак Н807ХМ 26, находящийся на ответственном хранении у ФИО2, по адресу: СК, ***, пер. Ясный, 18.

Более того, постановлением Конституционного суда РФ от 12 мая 2011 года №7-П в п. 2 абз.1, 2, 3, а также в п. 4 указано, что сам факт неуплаты таможенных платежей не может являться препятствием для добросовестного приобретателя во владении, пользовании и распоряжения данным имуществом.

В соответствии с п.п.5 п.4 ст. 114 ФЗ от 27.11.2010 года № 311-ФЗ- «О таможенном регулировании» гласит: взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится последовательно в отношении имущества, переданного по договору во владение…., если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также договора расторгнуты или признаны недействительными в установленном законом порядке.

В данном случае договор купли - продажи не расторгнут, требования о признании договора купли - продажи недействительным истцом не заявлялось, соответственно исковые требования истца противоречат закону № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года.

В соответствие с п.38 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 29 апреля 2010 года приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о правомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества. Просит суд в иске отказать.

Ответчики ФИО2 и ФИО2, надлежаще уведомленные о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела оценив представленные доказательства на предмет их относимости, достоверности и значимости для правильного разрешения дела суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 342 ТК РФ временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий: если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом; если транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом.

Пунктом 3 ст. 358 ТК ТС предусмотрено, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в т.ч. транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Пунктами 1, 2 ст. 11 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» транспортные средства для личного пользования могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.

Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин и налогов.

В соответствии с п. 3 ст. 344 ТК ТС использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки, либо их передача иным лицам в случаях, указанных в ч.1 п. 2 настоящей статьи, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенные процедуры. В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство.

Как следует из материалов дела *** гражданином Республики Армения ФИО2 (*** г.р., паспорт Республики *** АС0519990, выдан ***, адрес регистрации: Армения, Армавирский марз, *** союза ввезено транспортное средство (автобус) «VOLVO CARRUS В10М», VIN ***, 2001 г.в., регистрационный номер SEJ670, страна государственной регистрации Королевство Швеция, в связи с чем, таможенному посту МАПП Матвеев-Курган Таганрогской таможни была подана ТДТС ***, декларация подписана ФИО2 В отношении транспортного средства установлен срок временного ввоза – ***.

Таким образом, гражданину ФИО2 в соответствии с п. 1 ст. 342 ТК ТС, как иностранному лицу, было предоставлено право временного ввоза на таможенную территорию ТС транспортного средства, зарегистрированного на территории Швеции, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

В силу требований ст. 343 ТК ТС, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства международной перевозки должны быть вывезены с этой территории после завершения операций перевозки, в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены на таможенную территорию таможенного союза, в сроки, исчисляемые с учетом положений ст. 219 настоящего Кодекса, если иное не установлено международными договорами.

При невозможности вывоза транспортного средства международной перевозки в сроки, предусмотренные в п. 1 настоящей статьи, по мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает срок временного ввоза транспортного средства международной перевозки на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен вывоз транспортного средства международной перевозки.

В установленные сроки транспортное средство «VOLVO CARRUS В 10 М», VIN YV31МА7191А053550, 2001 г.в., рег. номер SEJ670, не было вывезено с таможенной территории Таможенного союза.

Как выяснилось в ходе проверки, проведенной таможенными органами, *** МО МВД России «Азовский» в рамках проверки сообщения о преступлении, предусмотренном ст. 326 УК РФ, на посту ДПС «Самарский» обнаружен автобус марки «VOLVO В10М», 1989 г.в., VIN YV31МКС***, который состоит на учете с гос. рег. знаком Н807ХМ/ 26 в органах ГИБДД МВД России в *** края, собственником которого является гражданин Российской Федерации ФИО2. Согласно карточке учета, прежний регистрационный знак автобуса ***.

В отношении автобуса марки «VOLVO В10М», гос. рег. знак ***, экспертно-криминалистическим центром ГУ МВД России но *** проведено исследование.

Согласно справке об исследовании от ****** идентификационная маркировка шасси автобуса «VOLVO В10М», гос. рег.знак ***, повергалась изменению путем приваривания металлического фрагмента металла не заводским способом. Установить первоначальную идентификационную маркировку шасси без демонтажа приваренного фрагмента металлической пластины в условиях исследования не представилось возможным. Заводская табличка с дублирующим обозначением идентификационного номера (YV31МКС***) и другими данными автотранспортного средства изготовлена по технологии завода - изготовителя; установлена не по технологии завода-изготовителя. Маркировка двигателя представленного автобуса (DM 10А*79440) нанесена на маркировочной площадке блока цилиндров в соответствии с технологией маркирования, применяемой на заводе - изготовителе, и не изменялась.

В ходе проверки установлено, что на сайте fotobus.msk.ru представлена информация об автобусе Berkhof Everest VOLVO В10М, 1989 г.в., номер шасси YV31 МКС ***, гос. рег. знак ***. Также, на данном сайте представлена фотография автобуса, в соответствии с которой автобус окрашен в серый цвет и его кузов имеет видимые конструктивные отличия от кузова задержанного автобуса, фотографии которого представлены в фототаблице к справке об исследовании от ******.

На сайте svenskbusshistoria.se содержится фото и информация в отношении автобуса VOLVO В10М-70В Carrus Оу Delta Star 502, V1N ***, регистрационный номер SEJ670. Автобус на представленном фото имеет кузов, окрашенный в бело-красный цвет и визуально идентичен автобусу, изображенному на фотографиях, представленных в фототаблице к справке об исследовании от ******.

Согласно информации, представленной ЗАО «Вольво Восток», транспортное средство с идентификационным номером ***, 2001 г.в., имеет следующие характеристики - шасси В 10М, производитель кузова Carrus, двигатель DH10A360, серийный помер 79440.

Учитывая изложенное, доводы истца о том, что на основании документов транспортного средства (автобуса) «VOLVO В10М», 1989 г.в., VIN YV31МКС***, гос. рег. знак М807ХМ/26, собственником которого является ИП ФИО2, фактически используется автобус VOLVO В10М - 70В Carrus Оу Delta Star 502, VIN ***, регистрационный номер SEJ670, ввезенный ранее на территорию Российской Федерации по ТДТС ***, являются доказанными, подтверждаются представленными в дело доказательствами, сомнений у суда не вызывают, стороной ответчика не опровергнуты.

Оценивая совокупность приведенных выше доказательств, доводы представителя ответчика о том, что идентичность указанных транспортных средств не доказана, подлежит установлению экспертным путем, признаны судом несостоятельными, в удовлетворении соответствующего ходатайства о назначении по делу авто - технической судебной экспертизы отказано по основаниям, изложенным в вынесенном судом определении.

Как указано выше, в случае использования временно ввезенных транспортных средств международной перевозки либо их передачи иным лицам без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. (ч.3 ст. 344 ТК ТС)

Таким образом, в отношении транспортного средства международной перевозки (автобус) «VOLVO CARRUS В10М», VIN YV31МА7191А053550, регистрационный помер SEJ670, временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза не соблюдены требования, установленные положениями п.п. 2, 3 ст. 344 ТК ТС, а именно транспортное средство не вывезено с таможенной территории Таможенного союза в установленный таможенным органом срок, передано в пользование (распоряжение) иному лицу без помещения транспортного средства под таможенную процедуру.

В ходе таможенной проверки не установлены дата и место передачи транспортного средства, а также лицо, которому изначально было передано временно ввезенное транспортное средство.

Вместе с тем, в настоящее время собственником автобуса является ИП ФИО2, согласно пояснениям которого, он осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских перевозок.

В соответствии с вышеизложенным, у лица, осуществившего ввоз транспортного средства - ФИО2, на основании п. 3 ст. 344 ТК ТС, возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении транспортного средства «VOLVO CARRUS В 10М», VIN *** под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации па транспортное средство.

По факту уклонения от уплаты таможенных платежей в связи с невывозом с таможенной территории Таможенного союза транспортного средства международной перевозки «VOLVO CARRUS В10М», VIN *** Южной оперативной таможней возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 194 УК РФ.

В соответствии со ст. 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении. (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика)

В силу п. 2 ст. 77 ТК ТС для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с подп.1 п.4 ст. 283 ТК ТС сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным или частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, при передаче временно ввезенных товаров иным лицам без разрешения таможенных органов считается день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

Как указано выше, дата передачи автобуса не установлена, следовательно, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов следует считать день регистрации Декларации - ***, доводы истца в этой части являются обоснованными.

По состоянию на *** автобус марки «VOLVO CARRUS В10М», VIN ***, 2001 г.в., бывший в эксплуатации, тип Двигателя - дизельный, объем двигателя 9600 см3, классифицировался в подсубпозиции *** ТН ВЭД ТС, и подлежал обложению ставкой 3% евро 1 за 1 см3 двигателя.

НДС со стоимости ввозимых товаров уплачивается таможенным органам, поэтому порядок исчисления и уплаты налога, особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации определяются соответствующими статьями не только Налогового кодекса РФ но и Таможенного кодекса РФ, а также Инструкцией о порядке применении таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК РФ от 07 февраля 2001 года № 131. (далее по тексту Инструкция)

Пунктом 2 Инструкции установлено, что налог на добавленную стоимость и уплачивается непосредственно декларантом либо иными лицами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что ввоз автобуса осуществлялся для использования в качестве транспортного средства международной перевозки и не соотносится с ввозом физическим лицом товаров, не предназначенных для производственной или иной предпринимательской деятельности, при котором может применяться упрощенный либо льготный порядок уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (п. 23 Инструкции), в соответствии с п. 4 Инструкции в отношении товара применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

С *** при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, в отношении которых ранее применялась ставка налога на добавленную стоимость 20 процентов, применяется ставка в размере 18 процентов.

В соответствии с п. 22 Инструкции при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме.

Установлено, подтверждается представленными в дело доказательствами, что ***ФИО2 было выставлено требование *** об уплате таможенных платежей в размере 1 736 649, 87 руб., в т.ч. ввозной пошлины в размере 1 184 132,16 руб., НДС в размере 302 693,78 руб., пени (с *** по ***, включительно) в сумме 50 860,12 руб.

Требование об уплате таможенных платежей от ******ФИО2 вручено ***.

Согласно с ч. 11 ст. 152 Закона № 311-ФЗ срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.

До настоящего времени требование ФИО2 не исполнено. В связи с неисполнением в добровольном порядке требования об уплате таможенных платежей, подлежат перерасчету суммы пени.

При этом, в соответствии с п. 2 ст. 151 Закона № 311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки таможенных пошлин, налогов начиная со Дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки Рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей и период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

По состоянию на *** размер пени составляет 293 982,66 руб., подтверждается представленным истцом расчетом.

Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются. (ч. 4 ст. 151 Закона № 311-ФЗ)

В соответствии с ч. 10 ст. 151 Закона № 311-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

Согласно ч. 17 ст. 152 Закона № 311-ФЗ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 18 Закона № 311-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 93 ТК ТС таможенные пошлины, налоги взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случая, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, а в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу - таможенным органом государства - члена Таможенного союза, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Частью 1 ст. 150 Закона № 311-ФЗ предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.

Как указано выше, таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров плательщика, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статуса товаров Таможенного союза в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. (ч. 1 ст. 157 Закона № 311-ФЗ)

В силу ст. 114 Закона № 311-ФЗ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

В рассматриваемом случае, декларантом (плательщиком) является ФИО2, а товаром, в отношении которого таможенные пошлины, налоги не уплачены - транспортное средство (автобус) «VOLVO CARRUS ***», VIN ***, регистрационный номер SEJ670.

Согласно ч. 3 ст. 157 Закона № 311 -ФЗ обращение взыскания па товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов возможно на основании решения суда, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо.

В настоящее время вышеуказанное транспортное средство находится па ответственном хранении у собственника ФИО2, по адресу: ***, пер. Ясный, 18

Суд, отмечает, что Таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации о таможенном деле не предполагает обращение взыскания на транспортное средство в счет уплаты таможенных платежей в случаях, когда известен собственник транспортного средства и надлежащим образом подтверждается, что он является добросовестным приобретателем автомобиля.

В соответствии со ст. 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков либо за счет стоимости товаров, в отношении которых они не уплачены.

Ответчик ФИО2 оспаривает требования истца, указывая, что они основаны на предположениях об идентичности спорного транспортного средства и того, которое находится в его собственности.

Суд не соглашается с данными выводами, поскольку проведенной таможенным органом проверкой, исследовательским путем установлено, что идентификационная маркировка шасси автобуса «VOLVO В10М», гос.рег. знак *** повергалась изменению путем приваривания металлического фрагмента металла не заводским способом. Установить первоначальную идентификационную маркировку шасси без демонтажа приваренного фрагмента металлической пластины в условиях исследования не представилось возможным. Заводская табличка с дублирующим обозначением идентификационного номера (YV31МКС***) и другими данными автотранспортного средства изготовлена по технологии завода - изготовителя; установлена не по технологии завода-изготовителя. Маркировка двигателя представленного автобуса (DM 10А*79440) нанесена на маркировочной площадке блока цилиндров в соответствии с технологией маркирования, применяемой на заводе-изготовителе, и не изменялась.

Вместе с тем, двигатель с указанным серийным номером, согласно информации, представленной ЗАО «Вольво Восток», устанавливался на транспортное средство с идентификационным номером ***, 2001 г.в. (ранее ввезенное на территорию РФ по ТДТС ***)

В деле представлены соответствующие доказательства о выводах специалиста, оснований сомневаться в которых, с учетом требований ст. 79 и ст. 86 ГПК РФ, у суда не имеется.

Учитывая, что транспортное средство было ввезено ответчиком с освобождением от уплаты таможенных пошлин именно как иностранным гражданином, и в нарушение требований таможенного законодательства было передано им в пользование другому лицу без помещения данного транспортного средства под таможенные процедуры, суд приходит к выводу о законности требований Таганрогской таможни о взыскании с ответчика таможенных пошлин в размерах, установленных на день регистрации таможенной декларации.

Рассматривая возражения ответчика ФИО2 относительно обращения взыскания на транспортное средство в счет уплаты таможенных платежей, суд отмечает следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 81 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

В силу требований ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

В разъяснениях, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ ***, Пленума ВАС РФ *** от *** (ред. от ***) указано, что собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества.

В подтверждение доводов о добросовестности своего поведения, наличии никем не оспоренного права собственности на транспортное средство, ответчик ФИО2 указывает, что *** он, по договору купли-продажи приобрел автобус марки «VOLVO В10М», 1989 года выпуска, VIN YV31МКС***, гос. рег. знак *** 26, о чем свидетельствует П*** HP 800244, выданный МРЭО ГИБДД ***, в графе, особые отметки которого указано, что предыдущий ПТС *** был выдан Калининградской таможней.

Указанное, по мнению ответчика ФИО2, свидетельствует о том, что у него не было оснований подозревать о наличии нарушений в таможенном оформлении выше указанного транспортного средства.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 275 Закона о таможенном регулировании пользование и распоряжение товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), осуществляется с соблюдением ограничений, установленных ст. 279 ТК ТС.

Согласно ч.2 данной статьи и п.п. 2 и 3 ст. 279 ТК ТС временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.

Допускается передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, - без разрешения таможенного органа.

При этом, декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (п. 1 ст. 4 ТК ТС)

Поскольку факт идентичности автобуса, перемещенного ФИО2 через границу РФ при указанных выше обстоятельствах и автобуса, находящийся в собственности ФИО2, является доказанным, при этом транспортное средство с территории таможенного союза до настоящего времени не вывезено, соответственно имеет статус иностранного товара, в отношении которого таможенное оформление не произведено, при этом законом предусмотрен прямой запрет на пользование и распоряжение такими товарами в свободном обращении, соответственно в отношении такого товара не могут совершаться сделки, в т.ч. кули-продажи.

Учитывая изложенное, договор купли - продажи транспортного средства от *** не соответствует требованиям закона.

В соответствии с п. 38 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» приобретатель признается добросовестным, если докажет, что при совершении сделки он не знал и не должен был знать о неправомерности отчуждения имущества продавцом, в частности принял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества. Ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.

При рассмотрении вопроса об обращении взыскания на транспортное средство в счет уплаты таможенных платежей в случаях, когда известно, кому оно принадлежит на праве собственности, подлежит выяснению, был ли собственник данного транспортного средства на момент его приобретения осведомлен о не прохождении им таможенного оформления на территории Российской Федерации и проявил ли необходимую для получения соответствующих сведений степень заботливости и осмотрительности.

В рассматриваемом случае о необходимой степени осмотрительности могли свидетельствовать действия приобретателя ФИО2 по получению необходимых сведений о законности пересечения границы транспортным средством, о соответствии его идентификационной маркировки представленным документам, подлинности маркировки автомобиля.

Ответчиком ФИО2 меры по совершению подобных действий приняты не были, доказательств обратного суду не представлено.

Принимая во внимание факт незаконности сделки купли-продажи транспортного средства, в т.ч. по основанию ее совершения неправомоченным отчуждателем, основания для признания ФИО2 добросовестным приобретателем, отсутствуют.

Статьей 343 ТК ТС установлено, что временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства международной перевозки должны быть вывезены с этой территории после завершения операций перевозки, в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены на таможенную территорию таможенного союза, в сроки, исчисляемые с учетом положений ст. 219 настоящего Кодекса, если иное не установлено международными договорами.

В ст. 219 ТК ТС указано, что срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров, исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита.

Срок временного ввоза спорного автотранспортного средства установлен 7 дней - с *** по ***.

Вместе с тем, в таможенной декларации *** на транспортное средство его собственником значился ЧП Марфутин, в качестве водителя указан ФИО2 При этом, сам ФИО2 в ходе опроса пояснил, что никакого отношения к автомобилю он не имеет, его предпринимательская деятельность прекращена. Данные пояснения отражены в акте камеральной таможенной проверке.

Суд отмечает, что выдача ПТС на транспортные средства, обращенные в федеральную собственность, расценивается таможенными органами как действия, не являющиеся таможенными операциями и выполняемые таможенными органами при завершении таможенного оформления.

Согласно Приказа МВД России ***, Минпромэнерго России ***, Минэкономразвития России *** от *** (ред. от ***) «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» организациями и (или) предпринимателями паспорта выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после *** и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организаций и предпринимателей документов, удостоверяющих соответствие транспортных средств (шасси) требованиям, установленным Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ***), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от ******.

При этом, выдача паспортов таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС, ОТШ или Свидетельств, заявлений на выдачу паспорта (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.

Выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.

Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.

В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.

Таким образом, сам факт наличия ПТС на автотранспортное средство не может свидетельствовать о законности его пребывания на территории РФ. Как указано выше, предпринимательская деятельность ФИО2 прекращена ***, то есть до ввоза транспортного средства на таможенную территорию таможенного союза. Впоследствии, факт причастности к спорному автомобилю ФИО2 полностью отрицал, по указанной причине он не мог являться собственником автомобиля.

На основании изложенного, требования истца об обращении взыскания на транспортное средство ФИО2 в счет уплаты таможенных платежей, являются обоснованными, подлежат удовлетворению.

Анализ норм действующего законодательства позволяет суду сделать вывод о доказанности истцом своих требований.

Доказательств, что ответчик ФИО2 предпринял все разумные меры для выяснения правомочий продавца на отчуждение имущества не представлено, в то время как истцом, в соответствии с абз. 4 указанного Постановления ***, представлены доказательства того, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в правомочиях продавца на отчуждение имущества.

Сроки хранения задержанного товара регламентированы ст. 146 ТК ТС, возврат товара согласно ст. 147 ТК ТС производится декларантам, а если декларирование товаров не производилось - собственникам товаров, а в случаях, если собственник является иностранным лицом, либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания.

С учетом вышеизложенных норм закона, выпуск транспортного средства в свободное обращение на территории РФ возможен после осуществления процедуры таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей.

Однако, как установлено, ФИО2 участником таможенных отношений, связанных с перемещением через таможенную границу РФ спорного транспортного средства не являлся, следовательно, обязанность по таможенному оформлению и уплате таможенных платежей законом на него возложена быть не может.

В связи с тем, что при рассмотрении настоящего дела установлено, что собственником ФИО2 на основании документов транспортного средства (автобуса) марки «VOLVO В 10М», VIN ***, гос. рег.знак М807ХМ/26, фактически используется транспортное средство - автобус марки «VOLVO В10М- 70В Carrus Оу Delta Star 502», VIN ***, суд считает возможным обратить взыскание в счет уплаты таможенных платежей на транспортное средство VIN *** - в настоящее время имеющее идентификационный номер ***.

В силу требований ст. 88 и 103 ГПК РФ с ответчика ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Таганрогской таможни к ФИО2 о взыскании таможенных платежей, удовлетворить.

Взыскать в пользу Таганрогской таможни с гражданина ФИО2 задолженность по уплате таможенных платежей в размере 1 685 789 руб. 75 коп. и пени в размере 293 982 руб. 66 коп.

Обратить взыскание в счет уплаты таможенных платежей на транспортное средство автобус «VOLVO ***», VIN ***, регистрационный номер ***, находящееся на ответственном хранении у ФИО2, по адресу: ***, пер. Ясный, 18. (в настоящее время «VOLVO В 10М», VIN ***, гос. рег.знак ***/***)

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в сумме 18 098 руб. 86 коп. в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Ессентукский городской суд.

Судья: В.Т. Казанчев

Мотивированное решение изготовлено «28» апреля 2017 года.