НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ессентукского городского суда (Ставропольский край) от 22.05.2014 № 2-905/2014

     Гр. дело *** ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     «22» мая 2014 года       город Ессентуки

 Ессентукский городской суд Ставропольского края

 в составе: председательствующего судьи Емельянова В.А.

 с участием старшего помощника прокурора г. Ессентуки Дмитриевой О.С.

 при секретаре судебного заседания Кумскове А.В.,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Ессентуки выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Кузнецов Н.В. о запрете использования для приема платежей от физических лиц платежного терминала,

 УСТАНОВИЛ:

 И.о. прокурор г. Ессентуки выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю (далее ИП) Кузнецову Н.В. о запрете использования для приема платежей от физических лиц платежного терминала № ***, расположенного по адресу: ***, в магазине ЗАО *** необорудованного контроль- кассовой техникой, до оборудования контрольно-кассовой техникой указанного платежного терминала.

 Старший помощник прокурора города Ессентуки Дмитриева О.С. в судебном заседании поддержала исковые требования и пояснила, что прокуратурой города с участием государственных налоговых инспекторов Межрайонной ИФНС России *** по *** проведена проверка исполнения ИП Кузнецовым Н.В. налогового законодательства РФ, в части применения контрольно-кассовой техники при эксплуатации терминалов по приему платежей на территории ***. Установлено, что по адресу: *** в магазине ЗАО ***» установлен терминал *** по приему платежей, принадлежащий ИП Кузнецову Н.В. На момент проведения *** проверки платежный терминал *** при оплате мобильной связи поставщику услуги ОАО «Мегафон» наличным денежным расчетом на сумму *** на номер *** в автоматическом режиме кассовый чек не выдал. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала отсутствует. При осуществлении оплаты за услуги сотовой связи «Мегафон» через терминал *** была выдана имитация кассового чек *** от *** на сумму *** рублей. Кузнецов В.Н. зарегистрирован *** в межрайонной ИФНС России *** по *** в качестве индивидуального предпринимателя, ***, одним из видов его деятельности является предоставление услуг в сфере области телефонной связи. Чек *** от ***, выданный проверяемым платежным терминалом ***, не является кассовым чеком, поскольку содержит лишь формально указанные в законе обязательные реквизиты. Неприменение ответчиком контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежные терминалы нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой ИП Кузнецова Н.В.

 Третье лицо: представитель Межрайонной ИФНС России *** по *** Тухватуллина Л.С. выступающая на основании надлежащим образом оформленной доверенности в судебном заседании просили исковые требования и.о. прокурора г. Ессентуки удовлетворить в полном объеме.

 Ответчик ИП Кузнецов И.В. в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал. Суд с учетом мнения явившихся лиц считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.

 Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

           В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

 В определение "контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее по тексту - ККТ) включаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы (ПТК).

 Платежный терминал (банкомат), оснащенный ККТ, рассматривается как единый программно-технический комплекс, установленный по определенному адресу.

 В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, которые применяют платежный терминал или банкомат, обязаны, в частности, использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата; осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика; применять исправную контрольно-кассовую технику, которая обеспечивает фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом.

 Согласно п. 1.1 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна, в том числе, быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом.

 Судом установлено и следует из материалов дела, что ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРН-***, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, одним из видов экономической деятельности которого является предоставление прочих услуг, в том числе и по приему платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал, расположенный по адресу: *** в магазине ***».

 На момент проведения *** проверки платежный терминал *** при оплате мобильной связи поставщику ОАО ***» наличным денежным расчетом на сумму *** рублей на номер телефона *** в автоматическом режиме кассовый чек не выдал. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала отсутствует. При осуществлении оплаты за услуги сотовой связи ***» через терминал *** была выдана имитация кассового чека *** от *** на сумму *** рублей.

 При осуществлении указанной деятельности по приему платежей встроенная контрольно-кассовая техника на платежных терминалах Кузнецовым Н.В. не применяется. На головном компьютере сети платежных терминалов имеется контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в ИФНС по месту регистрации Кузнецова Н.В. Данное обстоятельство подтверждено материалами проверки от ***, проведенной прокуратурой г. Ессентуки.

 Неприменение индивидуальным предпринимателем Кузнецовым Н.В. контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал является незаконным и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой.

 Оборудованию ККТ подлежит именно каждый платежный терминал, а не головной компьютер сети платежных терминалов, в который поступает вся информация о произведенных платежах.

 В силу требований статьи 4 Федерального закона N 54-ФЗ платежный терминал должен иметь в своем составе контрольно-кассовую технику как единое устройство (а не систему, соединенную посредством сетевых каналов), опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговом органе и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти); выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты, отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

 В связи с принятием Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) и Федерального законаот 03.06.2009 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 121-ФЗ) установлены дополнительные требования к контрольно-кассовой технике, входящей в состав платежного терминала.

 Положениями Федерального закона N 103-ФЗ установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику и подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

 При этом частью 1 статьи 8 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу указанного Федерального закона и не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей до 01.01.2014 при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 01.01.2011.

 Таким образом, по смыслу указанных норм обязанность по оснащению платежного терминала ККТ возлагалась на платежного агента и до принятия Федерального закона N 103-ФЗ; новый закон лишь устанавливает дополнительные требования к кассовому чеку. Именно на требования к ККТ, касающиеся кассового чека, и устанавливается отсрочка до 01.01.2014.

 Чек *** от ***, выданный проверяемым платежным терминалом № ***, не является кассовым чеком, поскольку содержит лишь формально указанные в законе обязательные реквизиты.

 В связи с установлением факта осуществления деятельности ИП Кузнецовым Н.В. с нарушением вышеуказанных положений закона, суд приходит к выводу о ее запрете.

 Руководствуясь ст.233 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования и.о. прокурора г. Ессентуки выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Кузнецов Н.В. о запрете использования для приема платежей от физических лиц платежного терминала - удовлетворить.

 Запретить индивидуальному предпринимателю Кузнецов Н.В. использование для приема платежей от физических лиц платежного терминала № ***, расположенного по адресу: ***, в магазине ЗАО ***», необорудованного контрольно-кассовой техникой, до оборудования контрольно-кассовой техникой указанного платежного терминала.

 Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии решения.

 Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

 Председательствующий, судья:                                           В.А.Емельянов