Ессентукский городской суд Ставропольский край
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ессентукский городской суд Ставропольский край — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2011 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Аветисовой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Малашихиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карпенко Л.М. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании действий незаконными, возложении обязанности во включении в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края», возмещении убытков и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
письмом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края № .... от ....... Карпенко Л.М. отказано в присвоении ей звания «Ветеран труда», в связи с тем, что в соответствии с предоставленными документами необходимого общего трудового стажа у Карпенко Л.М. нет. Период проживания по месту военной службы мужа истицы в трудовой стаж для присвоения данного звания учтены, не могут.
Карпенко Л. М., обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании действий незаконными, возложении обязанности во включении в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края», возмещении убытков и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что ......., через Управление труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки, обратилась с заявлением на имя Губернатора Ставропольского края о присвоении мне звания «Ветеран труда Ставропольского края» с приложением всех необходимых документов.
Письмом от ....... № .... управление труда и социальной защиты населения администрации г. Ессентуки истице сообщили, что Министерством труда и соцзащиты населения ей отказано во включении в списки граждан, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края». В обжалуемом ответе Министерство труда сослалось на протокол заседания комиссии .... от ......., отказавшей Карпенко Л.М. во включении в списки лиц, имеющих право на присвоение звание «Ветеран труда Ставропольского края» в связи с отсутствием необходимого общего трудового стажа в 35 лет.
Период проживания по месту военной службы мужа в трудовой стаж для присвоения данного звания учтены не могут. Неправомерные действия должностных лиц министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края подтверждаются следующим: 1. В соответствии с Постановлением Губернатора Ставропольского края №695 от 15.10.2007 года и Положением «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран груда Ставропольского края» ( в редакции Постановления Губернатора Ставропольского края от 13.03.2008 года №172, от 2.03.2010 года №81) пункт 3 Положения.., »3вание «Ветеран труда Ставропольского края» присваивается гражданам, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости... при этом: 3.1. Имеющим трудовой стаж не менее... 35 лет для женщин и проработавшим в организациях Ставропольского края не менее 20 лет. Возраст истицы 58 лет, общий трудовой стаж составляет более 36 лет, что подтверждается справкой, выданной Пенсионным фондом г. Ессентуки. 2. Протоколом №.... от ....... заседания комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания «Ветеран труда Ставропольского края (пункт 75) во включении в списки лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края» истице отказано, в связи с тем, что в соответствии с представленными документами необходимого общего трудового стажа у заявителя нет. Период проживания по месту военной службы мужа в трудовой стаж для присвоения данного звания учтены быть не могут. Данное решение не соответствует требованиям Федерального Закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», №146-ФЗ от 22.07.2008 года, Постановлению Правительства РФ №555 от 24ю.07.2002 года «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», Постановлению Государственной Думы Ставропольского края от 20.12.2007 года №312-1УГДСК «О толковании пункта 2 статьи 2.2 Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов». На основании Постановления Государственной Думы Ставропольского края от 20.12.2007 года №312 -IV ГДСК пункт2.1. «Под трудовым стажем, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края», следует понимать, учитываемую при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ...». В соответствии с Федеральным Законом от 17.12.2001 года№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, пункт 1 «В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального Закона, засчитываются: 7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности. В соответствии с Федеральным Законом №146 от 22.07.2008 года «О средствах Федерального бюджета...» статьей 3 вносятся изменения в Федеральный Закон «18 от 21.03.2005 года, где в статье 1 пункт 2 подпункт 4 предусмотрено 2.Выделение Пенсионному фонду РФ средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж не страховых периодов производится за следующие не страховые периоды: 4) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами, где они не могли трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности», т.е. законами РФ вышеуказанные периоды не только включаются в трудовой стаж, но и выделяются денежные средства на их оплату. ....... Карпенко Л.М. обратилась с жалобой в адрес министра труда и социальной защиты населения Ставропольского края на действия должностных лиц комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания «Ветеран труда Ставропольского края», на не включение в общий трудовой стаж, период ее проживания вместе с супругом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности (копия военного комиссариата г. Ессентуки прилагается). Одновременно к жалобе ею была приложена справка из государственного учреждения - управление Пенсионного фонда РФ по г. Ессентуки Ставропольского края о общем трудовом стаже(36 лет 7 месяцев 20 дней). Однако обжалуемые истицей действия необоснованно признаны законными.
Считает неправомерными действия должностных лиц и обязать министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края (комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения звания «Ветеран труда Ставропольского края») устранить в полном объеме допущенное нарушение ее права и свобод и включить ее в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края».
Возместить убытки, нанесенные незаконными действиями, в размере ..... рублей, размер не полученной ежемесячной денежной выплаты за апрель и май 2011 года, положенной «Ветерану труда Ставропольского края» и оплата пошлины.
Возместить моральный вред, нанесенный незаконными действиями в размере ..... рублей.
В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности Карпенко Г.И. доводы иска поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края - Долгова Т.В. просит в иске отказать в полном объеме, поскольку одним из оснований возникновения права на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края» являются многолетний труд, а именно 35 лет общего трудового стажа предъявляемые требования к которому в рассматриваемом случае не соблюдены, то права на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края» у истца не возникает. Правила подсчета трудового стажа для присвоения звания «Ветеран труда Ставропольского края» и для назначения пенсии различны. Поэтому нормы Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для расчета стажа применяться не могут. Согласно официальному толкованию норм названного краевого закона, в целях единообразного понимания и применения пункта 2 статьи 2.2, данному Постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 20 декабря 2007 года № 312-1У ГДСК «О толковании пункта 2 статьи 2. закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов», под трудовым стажем, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда Ставропольского края", следует понимать учитываемую при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также следующие периоды в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности). Этот перечень периодов, засчитываемых в стаж для присвоения звания «Ветеран труда Ставропольского края» в данном постановлении исчерпывающий. На комиссию по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения званий «Ветеранам труда» и «Ветеран труда Ставропольского края», для рассмотрения документов Карпенко Л.М. представлена справка военного комиссариата г. Ессентуки № 120 от 09.10.2009 года о факте ее проживания по месту службы мужа по контракту. Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности, в постановлении не поименован, следовательно, в трудовой стаж для присвоения данного звания учтен быть не может. Период ухода за ребенком с ....... по ....... также не может быть учтен, поскольку ему не следовал и не предшествовал период работы или иной деятельности. До периода ухода за ребенком трудовая деятельность Карпенко Л.С. еще не начата, а после этого периода она не была трудоустроена более 8 месяцев. Исходя из вышеизложенного, необходимого трудового стажа для присвоения звания «Ветеран труда Ставропольского края» у Карпенко Л.М. нет. Оставив за собой право на принятие окончательного решения в виде присвоения звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ставропольского края», полномочия по решению вопросов, не имеющих четкого законодательного определения, Губернатор делегировал комиссии по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при приеме документов для присвоения званий «Ветеран труда» и «Ветеран труда Ставропольского края». Согласно п. 11 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Ставропольского края», в случае возникновения спорных вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда Ставропольского края» лица, претендующие на это звание, вправе обратиться в образуемую при министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края комиссию по спорным вопросам. Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 15 апреля 2008 года № 75 было утверждено Положение о комиссии и ее состав. Членами комиссии было единогласно принято решение об отказе ей во включении в списки лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края» в связи с тем, что документы не соответствуют предъявляемым требованиям (протокол № .... от .......). При решении данного вопроса комиссией учитывалось, что основания для включения в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края», установлены Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов». Поэтому, на момент принятия решения, комиссия по рассмотрению спорных вопросов действовала в пределах своей компетенции и в рамках, установленных законодательством. На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 4 ст.258 ГПК РФ, ст. 2.2 Закона Ставропольского края от 07.12.04 № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов» и постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 20.12.07 № 312 - IV КДСК «О толковании пункта 2 статьи 2.2 Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов».
Просит отказать Карпенко Л.М. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда; награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 21 Закона Ставропольского края от 07.12.2004 № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов» звание «Ветеран труда» присваивается Губернатором Ставропольского края. Категории лиц, которым присваивается звание «Ветеран труда» соответствуют категориям граждан, являющихся ветеранами согласно статье 7 Федерального закона «О ветеранах» (в ред. Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года).
В соответствии с Законом Ставропольского края от 7 декабря 2004 года № 103 - кз «О мерах социальной поддержки ветеранов» звание «Ветеран труда Ставропольского края» является формой поощрения граждан за многолетний добросовестный труд. Согласно названному закону данное звание присваивается ГубернаторомСтавропольского края на условиях и в порядке, определяемых им, гражданам, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости: проработавшим в организациях Ставропольского края не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; награжденным медалью «За заслуги перед Ставропольским краем» или медалью «За доблестный труд» и имеющим трудовой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Во исполнение Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов» Губернатором Ставропольского края было утверждено Постановление от 15.10.2007 г. №695 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Ставропольского края».
Согласно официальному толкованию норм названного краевого закона, в целях единообразного понимания и применения пункта 2 статьи 2.2, данному Постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 20 декабря 2007 года № 312-1У ГДСК «О толковании пункта 2 статьи 2. закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов», под трудовым стажем, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда Ставропольского края", следует понимать учитываемую при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также следующие периоды в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности):
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
Из представленного ответчиком документов, связанных с рассматриваемым спором, следует, что требуемого для получения звания « Ветеран труда Ставропольского края» стажа в 35 лет, у истицы не имеется. Данный вывод следует из справки военного комиссариата г.Ессентуки № .... от ....... о ее проживании по месту службы мужа по контракту. Период проживания супругов военнослужащих. проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности, в постановлении не поименован. следовательно, в трудовой стаж для присвоения данного звания учтен быть не может.
Период ухода за ребенком с ....... по ....... также не может быть учтен, поскольку ему не следовал и не предшествовал период работы или иной деятельности. Указанные периоды во времени составляют 4 года 6 мес.23 дня. С учетом вышеперечисленных норм законодательства Ставропольского края этот срок не может быть включен в основной стаж Карпенко Л.М., о чем правильно, по мнению суда, указано в протоколе № .... от ......., так как в данные периоды истица не работала.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от ....... № .... было утверждено Положение о комиссии, которым вопрос возлагался при приеме документов. Членами комиссии было единогласно принято решение об отказе истице во включении в списки лиц, имеющих право на присвоение звания « Ветеран труда Ставропольского края.
Истица оспаривает законность отказа Министерства труда и соцзащиты населения в присвоении ей звания « Ветеран труда Ставропольского края», при этом этот отказ принят на основании( с учетом) решения комиссии по рассмотрению споров, которые Карпенко Л.М. не оспаривает.
С учетом изложенного, анализа приведенных норм закона, позволяет суду сделать вывод о том, что отказ истице в удовлетворении ее заявления о включении в список лиц, имеющих право на получение звания « Ветеран труда Ставропольского края», правомерен. А, потому, права на присвоение звания « Ветеран труда Ставропольского края» у истицы не возникло.
Поскольку требования, заявленные Карпенко Л.М., удовлетворению не подлежат, следовательно, в удовлетворении остальных исковых требований о возмещении убытков и компенсации морального вреда, надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Карпенко Л.М. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании действий незаконными, возложении обязанности во включении в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда Ставропольского края», возмещении убытков и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2011 года
Председательствующий: Е.А.Аветисова