НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ершовского районного суда (Саратовская область) от 24.07.2018 № 2А-190/18

Дело № 2А-190/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2018 года рабочий посёлок Дергачи

Ершовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Елтарёва Д.Г.,

при секретаре судебного заседания Сакрыкиной Н.Д.,

с участием:

административного ответчика Бекенова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области о взыскании с Бекенова И.А. недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 6000 рублей, недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 3847 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в сумме 14 рублей 11 копеек,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее по тексту - административный истец, налоговый орган, МРИ ФНС России по Саратовской области) обратилась в Ершовский районный суд Саратовской области с административным иском о взыскании с Бекенова И.А. (далее по тексту - административный ответчик) недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 6000 рублей, недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 3847 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в сумме 14 рублей 11 копеек.

Административные исковые требования МРИ ФНС России по Саратовской области обосновала тем, что на налоговом учете в МРИ ФНС России по Саратовской области в качестве налогоплательщика состоит Бекенов И.А., который обязан уплачивать законно установленные налоги. На основании главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О ведении на территории Саратовской области транспортного налога» и сведений, предоставляемых Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области е соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/ММ-3-6/561 «Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы», МРИ ФНС России по Саратовской области начислила Бекенову И.А. транспортный налог на зарегистрированные за ним транспортные средства. На основании главы 31 «Земельный налог» НК РФ, МРИ ФНС № 9 по Саратовской области начислила ФИО1 земельный налог на зарегистрированные за ним земельные участки. На основании главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, МРИ ФНС России по Саратовской области начислила Бекенову И.А. налог на имущество физических лиц на зарегистрированное за ним имущество. Согласно сведениям, полученным налоговым органом, Бекенов И.А. имеет в собственности следующие объекты, на которые были начислены налоги: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты> дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты> дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты> дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты>.?, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ; легковой автомобиль «Хёндэ Саната Эфи 2.4 ДжиЭлЭс 4ДаблюДи» («Hyundai Santa Fe 2.4 GLS 4WD») с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> (rus) с идентификационным номером транспортного средства (Vehicle identification number, VIN): , выпущенный в ДД.ММ.ГГГГ году, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права - ДД.ММ.ГГГГ; легковой автомобиль «ГАЗ 3110» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> (rus) с идентификационным номером транспортного средства (Vehicle identification number, VIN): , выпущенный в ДД.ММ.ГГГГ году, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ; грузовой автомобиль «ЗИЛ ММЗ554» с государственным регистрационным знаком О <данные изъяты> (rus), выпущенный в ДД.ММ.ГГГГ году, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ. Бекенову И.А. было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов. В соответствии со статьёй 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В нарушение статьи 23 НК РФ, Бекенов И.А. налоги не уплатил. Согласно статье 75 НК РФ, в случаях несвоевременной уплаты налога налогоплательщик обязан уплатить пени в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. На основании статей 69 и 70 НК РФ МРИ ФНС по Саратовской области Бекенову И.А. было направлено требование об уплате налогов от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. Согласно статье 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании. В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. МРИ ФНС России по Саратовской области в адрес мирового судьи было направлено заявление на выдачу судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени в сумме 13462 рублей 75 копеек, из которых 13447 рублей - налог и 15 рублей 75 копеек - пени; мировым судьёй заявление было рассмотрено и вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени. В связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения данного судебного приказа и в соответствии со статьёй 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменён. На момент подачи искового заявления сумма задолженности по налогам и пени Бекеновым И.А. не уплачена и составляет 9861 рубль 11 копеек, в толе числе 9847 рублей - налоги и 14 рублей 11 копеек - пени. Расчёт транспортного налога за 2015 год: по автомобилю «ЗИЛ ММЗ554» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> рус (rus): 130 (налоговая база - лошадиные силы) х 1 (доля в праве) х 35 рублей (налоговая ставка) = 4550 рублей; по автомобилю «Хёндэ Саната Эфи 2.4 ДжиЭлЭс 4ДаблюДи» («Hyundai Santa Fe 2.4 GLS 4WD») с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> (rus) при количестве месяцев владения в году 12/12: 145 (налоговая база - лошадиные силы) х 1 (доля в праве) х 30 рублей (налоговая ставка) = 4350 рублей, однако ДД.ММ.ГГГГ поступили сведения о дате отчуждения данного автомобиля ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, сумма исчисленного налога за 8 месяцев будет уменьшена и к уплате останётся за 4 месяца владения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и составит: 4350 рублей : 12 х 4 = 1450 рублей. Таким образом, сумма транспортного налога за 2015 год составляет 6000 рублей. Расчёт земельного налога за 2015 год: по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты> 650264 рубля (налоговая база) х 1 (доля в праве) х 0,30 (налоговая ставка, %) = 1951 рубль; по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты>.?: 632100 рублей (налоговая база) х 1 (доля в праве) х 0,30 (налоговая ставка, %) = 1896 рублей. Таким образом, сумма земельного налога за 2015 год составляет 3847 рублей. В соответствии со статьёй 75 НК РФ, начислены пени в сумме 14 рублей 11 копеек. Кроме того, на дату подачи искового заявления по налогу на имущество были проведены перерасчёты, в связи с чем, сумма налога на имущество в размере 700 рублей и пени в размере 1 рубль 64 копейки не предъявляются к взысканию. В связи с отменой судебного приказа МРИ ФНС России по Саратовской области вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании числящихся за налогоплательщиком сумм задолженности. Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области, извещённого о времени и месте рассмотрения административного дела, в том числе в порядке и в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, как предусмотрено частью 7 статьи 96 КАС РФ (т. 1, л.д. 36), явка которого не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явился; административным истцом представлено заявление, содержащее просьбу рассмотреть административное дело без участия представителя административного истца в судебном заседании (т. 1, л.д. 3 оборот).

При таких обстоятельствах неявка представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области не препятствует судебному разбирательству и, основываясь на положениях статьи 150 и части 2 статьи 289 КАС РФ, суд счёл возможным и определил рассмотреть административное дело без участия представителя административного истца в судебном заседании.

В судебном заседании административный ответчик Бекенов И.А. административные исковые требования не признал, утверждал об отсутствии у него задолженности по уплате транспортного и земельного налогов, пояснил, что доказательства своей правоты представил мировому судье при заявлении об отмене судебного приказа. Считает, что облагает льготами по уплате транспортного и земельного налогов, о чём неоднократно писал заявления в налоговый орган. Отмечает, что автомобиль «Хёндэ Саната Эфи 2.4 ДжиЭлЭс 4ДаблюДи» («Hyundai Santa Fe 2.4 GLS 4WD») с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> рус (rus) был только зарегистрирован на его мая, а его собственником и фактическим владельцем являлось иное лицо, а кадастровая стоимость земельных участков существенно завышена.

Изучив сведения и доводы, приведённые в административном исковом заявлении (т. 1, л.д. 2, 3), выслушав объяснения административного ответчика Бекенова И.А., допросив свидетеля, исследовав путём оглашения в судебном заседании письменные доказательства, оценив их относимость, достоверность и допустимость, а также достаточность и взаимную связь в совокупности, руководствуясь законом и совестью, суд в процессе разбирательства административного дела установил нижеследующие обстоятельства.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй пункта 3 статьи 48 НК РФ).

Согласно части 1 статьи 287 КАС РФ, в административном исковом заявлении должны быть указаны, в том числе, сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.

В силу части 2 статьи 123.7 КАС РФ, в определении об отмене судебного приказа указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.

Таким образом, анализ норм КАС РФ во взаимосвязи с нормами НК РФ позволяет суду сделать вывод, что административное исковое заявление о взыскании налогов и пеней за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку мировым судьей судебного участка № 1 Дергачевского района Саратовской области определение об отмене судебного приказа вынесено 6 апреля 2018 года (т. 1, л.д. 23), а административное исковое заявление предъявлено в суд (сдано в отделение почтовой связи) 20 июня 2018 года, то срок на обращение в суд с административным исковым заявлением административным истцом не пропущен.

В соответствии с частью первой статьи 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 НК РФ, если иное не предусмотрено статьёй 357 НК РФ (часть первая статьи 357 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ (в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года № 108-ФЗ) предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 359 НК РФ), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В пункте 1 статьи 361 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 307-ФЗ) определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. При этом ставка налога установлена: для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 3 рубля 50 копеек; для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 4 рубля.

Согласно пункту 2 статьи 361 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 307-ФЗ), налоговые ставки, указанные в пункте 1 статьи 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ), сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 334-ФЗ) и абзацу первому пункта 3 статьи 363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ), налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введён в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по этому налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».

Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (в редакции Закона Саратовской области от 28 ноября 2012 года № 174-ЗСО) ставка налога установлена: для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 30 рублей (пункт 1 статьи 2 (в редакции Закона Саратовской области от 28 ноября 2012 года № 174-ЗСО)); для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 лошадиных сил до 150 лошадиных сил (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 35 рублей (пункт 4 статьи 2 (в редакции Закона Саратовской области от 25 ноября 2013 года № 205-ЗСО)).

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 387 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 379-ФЗ), земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу абзаца первого пункта 1 статьи 388 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 308-ФЗ), налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 379-ФЗ), объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог.

Из содержания пункта 1 статьи 390 НК РФ следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 379-ФЗ), налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении: земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретённых (предоставленных) для жилищного строительства; приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Решением Совета <адрес> муниципального образования Дергачевского муниципального района от 5 декабря 2013 года № 179-249 «О земельном налоге» налоговая ставка для приведённых выше категорий земель установлена в размере 0,3 % кадастровой стоимости.

В силу положений пункта 3 статьи 396 НК РФ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ), а также абзаца третьего пункта 1 статьи 397 НК РФ (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 334-ФЗ) и абзаца первого пункта 4 статьи 397 НК РФ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ), налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом; налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных НК РФ (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ)).

Положения абзаца первого пункта 1 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ) предусматривают, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных НК РФ, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (абзац второй пункта 1 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ)).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ)).

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 306-ФЗ), пенёй признаётся установленная статьёй 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (абзац первый пункта 3 статьи 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ)).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ)).

Из содержания пункта 1 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ) следует, что требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ)).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 4 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ)).

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (абзац второй пункта 4 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ)).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвёртый пункта 4 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ)).

В налоговый период 2015 год в собственности административного ответчика Бекенова И.А. находились следующие объекты налогообложения: по земельному налогу: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты> м.?, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты> м.?, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ; по транспортному налогу: легковой автомобиль «Хёндэ Саната Эфи 2.4 ДжиЭлЭс 4ДаблюДи» («Hyundai Santa Fe 2.4 GLS 4WD») с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> рус (rus) с идентификационным номером транспортного средства (Vehicle identification number, VIN): , выпущенный в ДД.ММ.ГГГГ году, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права - ДД.ММ.ГГГГ; легковой автомобиль «ГАЗ 3110» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> рус (rus) с идентификационным номером транспортного средства (Vehicle identification number, VIN): , выпущенный в ДД.ММ.ГГГГ году, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ; грузовой автомобиль «ЗИЛ ММЗ554» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> рус (rus), выпущенный в ДД.ММ.ГГГГ году, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 6; 7; 9-11; 14, 15).

Налоговым органом налогоплательщику Бекенову И.А. по адресу его регистрации по месту жительства, совпадающему с местом фактического проживания: <адрес>, заказным письмом было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату, в частности, транспортного налога в размере 8900 рублей, земельного налога в размере 3847 рублей со сроком уплаты до 1 декабря 2016 года (т. 1, л.д. 16, 17).

Бекеновым И.А. в установленные сроки налоги уплачены не были.

В этой связи налоговым органом налогоплательщику Бекенову И.А. по адресу его регистрации по месту жительства, совпадающему с местом фактического проживания: <адрес>, заказным письмом было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось о наличии у налогоплательщика задолженности по транспортному и земельному налогам, а также о сумме начисленной на сумму недоимки пени.

По требованию 5602 от ДД.ММ.ГГГГ Бекенову И.А. предлагалось в срок до 28 сентября 2017 года исполнить его и уплатить задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 17075 рублей и пени в размере 62 рубля 60 копеек, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 год в размере 6230 рублей и пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 22 рубля 85 копеек (т. 1, л.д. 18; 19).

Требование об уплате налогов и пени направлено налогоплательщику по месту его жительства (регистрации по месту жительства) заказным почтовым отправлением в установленный законодательством о налогах и сборах срок и, в силу положений пункта 6 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ), считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Доводы административного ответчика Бекенова И.А. были проверены судом, однако своего подтверждения не нашли.

Так, утверждение административного ответчика об отсутствии у него задолженности по налогам и сборам является голословным, противоречит фактическим обстоятельствам дела, свидетельствующим о наличии задолженности по обязательным платежам, при том, что доказательств уплаты таковых административный ответчик суду не представил.

С доводом административного ответчика о том, что налоговый орган не принял во внимание наличие у него льгот, как у инвалида и лица, имеющего удостоверение многодетной семьи, согласиться нельзя по следующим мотивам.

Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ; льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах) (пункт 3 статьи 56 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 379-ФЗ)).

Касаемо транспортного налога, в соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 361.1 НК РФ, физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Пунктом 1 статьи 4 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» от уплаты транспортного налога освобождены следующие категории налогоплательщиков: инвалиды всех категорий (подпункт «в»); родитель (усыновитель), на имя которого выдано удостоверение многодетной семьи, либо другой родитель (усыновитель) трёх и более детей из числа указанных в удостоверении многодетной семьи, в отношении которых данный родитель (усыновитель) не лишён родительских прав и не ограничен в родительских правах (подпункт «г» (в редакции Закона Саратовской области от 25 декабря 2014 года № 178-ЗСО)).

При этом пунктом 2 статьи 4 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» определено, что: льготы по налогу, установленные: подпунктами «а» - «в» пункта 1 статьи 4 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога», - предоставляются только в отношении одной единицы транспортного средства с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, указанного в пунктах 1 - 2 статьи 2 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога», по выбору физического лица, признаваемого налогоплательщиком по данному налогу (подпункт «а»); подпунктом «г» пункта 1 статьи 4 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога», - предоставляются только в отношении одной единицы транспортного средства, указанного в пунктах 1, 2 статьи 2 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога», по выбору физического лица, признаваемого налогоплательщиком по данному налогу, и дополнительно в отношении одной единицы транспортного средства с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил (до 147,1 кВт) включительно, указанного в пункте 3 статьи 2 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога», для физических лиц, признаваемых налогоплательщиками по данному налогу, имеющих семь и более несовершеннолетних детей (подпункт «б» (в редакции Закона Саратовской области от 23 апреля 2012 года № 65-ЗСО)).

ДД.ММ.ГГГГ Бекенову И.А. выдано удостоверение многодетной семьи серии А (т. 1, л.д. 44, 45).

Из справки Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико - социальной экспертизы по <адрес>» серии МСЭ-2012 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бекенов И.А. признан инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно (т. 1, л.д. 45).

Согласно абзацу первому пункта 3 статьи 4 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (в редакции Закона Саратовской области от 25 декабря 2014 года № 178-ЗСО), основанием для использования льгот является представленное физическим лицом, признаваемым налогоплательщиком данного налога, письменное заявление в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства с указанием: транспортного средства (подпункт «а»); документов, подтверждающих право на льготу (подпункт «б»).

Для использования льготы по налогу, установленной подпунктом «г» пункта 1 статьи 4 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога», физическое лицо, признаваемое налогоплательщиком по данному налогу, в качестве документов, подтверждающих право на льготу, представляет документ, удостоверяющий его личность, а также удостоверение многодетной семьи, выданное на его имя, либо свидетельства о рождении трёх и более детей, родителем (усыновителем) которых он является, и удостоверение многодетной семьи, выданное на имя другого родителя (усыновителя), в котором эти дети указаны (абзац первый пункта 3 статьи 4 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (в редакции Закона Саратовской области от 25 декабря 2014 года № 178-ЗСО)).

Таким образом, определяя категории лиц, которые могут быть освобождены от уплаты транспортного налога, закон устанавливает, что льгота по транспортному налогу может быть предоставлена только в отношении одной единицы транспортного средства, за исключением одного случая, который к рассматриваемому административному спору неприменим.

Обстоятельства дела свидетельствуют, что в 2015 году Бекенов И.А. был освобождён от уплаты транспортного налога, как владелец транспортного средства - автомобиля «ГАЗ 3110» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> (rus) (т. 1, л.д. 16, 17).

В этой связи мнение административного ответчика о том, что за ним сохраняется право на льготу по транспортному налогу в отношении ещё одного транспортного средства нельзя признать правильным.

Кроме того, достоверных и допустимых письменных доказательств предоставления в налоговый орган заявления о предоставлении льготы по транспортному налогу именно как инвалиду и владельцу удостоверения многодетной семьи с приложением к нему требуемых законом документов административный ответчик суду не представил.

Показания свидетеля ФИО таким доказательством признать нельзя, поскольку свидетель не сообщил, когда именно и какого рода документы были предоставлены налоговому органу административным ответчиком.

Ссылка Бекенова И.А. на то, что автомобиль «Хёндэ Саната Эфи 2.4 ДжиЭлЭс 4ДаблюДи» («Hyundai Santa Fe 2.4 GLS 4WD») с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> (rus) был только зарегистрирован на его имя в органах ГИБДД, а его собственником и владельцем являлось иное лицо, несостоятельна по основаниям, приведённым в части первой статьи 357 НК РФ.

Положения о льготах по транспортному налогу на Бекенова И.А., как владельца грузового автомобиля «ЗИЛ ММЗ554» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> (rus), не распространяются.

Ни НК РФ, ни Решение Совета Демьясского муниципального образования Дергачевского муниципального района от 5 декабря 2013 года № 179-249 «О земельном налоге» до внесения в последнее изменений Решением Совета Демьясского муниципального образования Дергачевского муниципального района Саратовской области № 232-322 от 22 декабря 2015 года, не содержат положений о предоставлении льгот по земельному налогу таким категориям налогоплательщиков, как инвалиды и многодетные семьи.

Материалы дела свидетельствуют, что кадастровая стоимость, из которой рассчитывался земельный налог, составляла: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты> м.? - 650264 рубля; земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты> м.? - 632100 рублей (т. 1, л.д. 16, 17).

Доказательств тому, что упомянутые земельные участки имеют иную стоимость, как и доказательств пересмотра установленной кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или судом, наделённым соответствующей компетенцией в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 20 КАС РФ, административный ответчик не представил.

Поэтому объяснения Бекенова И.А., равно как и показания свидетеля ФИО о том, что земельные участки, принадлежащие административному ответчику, имеют меньшую рыночную стоимость, допустимыми доказательствами применительно к рассматриваемому административному делу не являются.

Вопреки ошибочному мнению административного ответчика налоговая ставка применена налоговым органом при расчёте земельного налога правильно, а ссылка Бекенова И.А. на содержание отменённого судебного приказа (т. 1, л.д. 47, 48) на выводы суда и исход дела не влияет.

Проверив расчёт, представленный налоговым органом, суд признаёт его правильным. Изменение требуемой ко взысканию суммы транспортного налога убедительно мотивировано административным истцом в исковом заявлении и суд соглашается с приведёнными МРИ ФНС по Саратовской области доводами.

С учётом изложенного, сумма, подлежащая взысканию с административного ответчика, составляет 9861 рубль 11 копеек, включая недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 6000 рублей, недоимку по земельному налогу за 2015 год в сумме 3847 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в сумме 14 рублей 11 копеек.

Как указано выше, в требовании была предусмотрена обязанность Бекенова И.А. уплатить недоимку по налогам и пени до ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, как свидетельствуют обстоятельства дела, требование об уплате налогов и пени административным ответчиком до настоящего времени не исполнено.

При таком положении административные исковые требования МРИ ФНС по Саратовской области подлежат удовлетворению.

Административный истец, в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), при подаче административного искового заявления был освобождён от уплаты государственной пошлины.

Решение принимается судом не в пользу административного ответчика.

Поэтому, основываясь на положениях части 1 статьи 114 КАС РФ, подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 и подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, суд взыскивает с Бекенова И.А. в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области - удовлетворить.

Взыскать с Бекенова И.А., зарегистрированного по месту жительства и фактически проживающего по адресу: <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.

Взыскать с Бекенова И.А., зарегистрированного по месту жительства и фактически проживающего по адресу: <адрес>, недоимку по земельному налогу за 2015 год в сумме 3847 (три тысячи восемьсот сорок семь) рублей.

Взыскать с Бекенова И.А., зарегистрированного по месту жительства и фактически проживающего по адресу: <адрес>, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в сумме 14 (четырнадцать) рублей 11 копеек.

Установить, что взысканная с Бекенова И.А. или уплаченная Бекеновым И.А. недоимка по транспортному налогу за 2015 год в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей подлежит зачислению по следующим реквизитам: наименование получателя платежа и реквизиты счёта: УФК по Саратовской области, отделение Саратов, номер счёта 40101810300000010010; БИК 046311001; КБК 18210604012021000110; ОКАТО (ОКТМО) 63613425; ИНН налогового органа 6413521870; наименование налогового органа: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области.

Установить, что взысканная с Бекенова И.А. или уплаченная Бекеновым И.А. недоимка по земельному налогу за 2015 год в сумме 3847 (три тысячи восемьсот сорок семь) рублей подлежит зачислению по следующим реквизитам: наименование получателя платежа и реквизиты счёта: УФК по Саратовской области, отделение Саратов, номер счёта 40101810300000010010; БИК 046311001; КБК 18210606043101000110; ОКАТО (ОКТМО) 63613425; ИНН налогового органа 6413521870; наименование налогового органа: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области.

Установить, что взысканная с Бекенова И.А. или уплаченная Бекеновым И.А. пеня за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в сумме 14 (четырнадцать) рублей 11 копеек подлежит зачислению по следующим реквизитам: наименование получателя платежа и реквизиты счёта: УФК по Саратовской области, отделение Саратов, номер счёта 40101810300000010010; БИК 046311001; КБК 18210606043102000110; ОКАТО (ОКТМО) 63613425; ИНН налогового органа 6413521870; наименование налогового органа: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области.

Взыскать с Бекенова И.А. в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Отложить составление мотивированного решения суда на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу, а именно до 27 июля 2018 года.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путём подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в административном деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (составления мотивированного решения).

Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв

Решение суда в окончательной форме (мотивированное решение) составлено 27 июля 2018 года.

Председательствующий судья Д.Г. Елтарёв