НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ершовского районного суда (Саратовская область) от 15.02.2019 № 2А-2-170/19

Дело № 2а-2-170/2019

64RS0015-02-2019-000237-95

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2019 года рабочий посёлок Дергачи

Ершовский районный суд Саратовской области в составе судьи Елтарёва Д.Г.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области о взыскании с Бабченко В.В. обязательных платежей и санкций в общей сумме 3522 рубля 41 копейка, а именно: недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в сумме 1022 рубля, недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 1239 рублей, недоимки по земельному налогу за 2016 год в сумме 1239 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 22 рубля 41 копейка,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее по тексту также - административный истец, налоговый орган, МРИ ФНС России по Саратовской области) обратилась в Ершовский районный суд Саратовской области с административным иском о взыскании с Бабченко В.В. (далее по тексту также - административный ответчик, налогоплательщик) обязательных платежей и санкций в общей сумме 3522 рубля 41 копейка, а именно: недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в сумме 1022 рубля, недоимки по земельному налогу за 2015 год в сумме 1239 рублей, недоимки по земельному налогу за 2016 год в сумме 1239 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 22 рубля 41 копейка.

Административные исковые требования МРИ ФНС России по Саратовской области обосновала тем, что на налоговом учете в МРИ ФНС России по Саратовской области в качестве налогоплательщика состоит Бабченко В.В., который обязан уплачивать законно установленные налоги. На основании главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О ведении на территории Саратовской области транспортного налога» и сведений, предоставляемых Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 948/ММ-3-6/561 «Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы», МРИ ФНС России по Саратовской области начислила Бабченко В.В. транспортный налог на зарегистрированное на его имя транспортное средство. На основании главы 31 «Земельный налог» НК РФ, МРИ ФНС России по Саратовской области начислила Бабченко В.В. земельный налог на зарегистрированный на его имя земельный участок. Согласно сведениям налогового органа, полученным в соответствии со статьёй 85 НК РФ, Бабченко В.В. имеет в собственности следующие объекты, на которые были начислены налоги: легковой автомобиль марки «ЛАДА 210740» с государственным регистрационным знаком рус (rus) с идентификационным номером транспортного средства (Vehicle identifica-tion number, VIN): , выпущенный в 2011 году, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью 1041,95 м.?, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьёй 45 НК РФ, налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Должнику были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение статьи 23 НК РФ «обязанности налогоплательщика», должник не уплатил налоги. В соответствии со статьёй 75 НК РФ, в случаях несвоевременной уплаты налога, налогоплательщик обязан уплатить пени в размере одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ, МРИ ФНС России по Саратовской области были направлены требования об уплате налогов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в которых сообщалось о наличии задолженности и о начисленной на сумму недоимки пени. О направлении требований свидетельствуют реестры исходящей заказной почтовой корреспонденции. Согласно статье 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании. В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим пунктом. Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. МРИ ФНС России по Саратовской области в адрес мирового судьи было направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени в общей сумме 4768 рублей 41 копейка. Судом первой инстанции в составе мирового судьи судебного участка № 1 Дергачевского района Саратовской области, заявление было рассмотрено и вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени. В связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения данного судебного приказа и в соответствии со статьёй 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), определением суда первой инстанции в составе мирового судьи от 27 марта 2019 года судебный приказ был отменён. На момент подачи административного искового заявления, сумма задолженности по налогам и пени Бабченко В.В. частично не уплачена и составляет 3522 рубля 41 копейка, из них: налог - 3500 рублей, пени - 22 рубля 41 копейка. Расчёт транспортного налога за 2015 год по легковому автомобилю марки «ЛАДА 210740» с государственным регистрационным знаком рус (rus): 73 (налоговая база - лошадиные силы) х 1 (доля в праве) х 14 рублей (налоговая ставка) = 1022 рубля при количестве месяцев владения в году 12/12. Расчёт земельного налога за 2015 год по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью 1041,95 м.?: 413164 рубля (налоговая база) х 1 (доля в праве) х 0,30 (налоговая ставка, процентов) = 1239 рублей. Расчёт земельного налога за 2016 год по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью 1041,95 м.?: 413164 рубля (налоговая база) х 1 (доля в праве) х 0,30 (налоговая ставка, процентов) = 1239 рублей. В соответствии со статьёй 75 НК РФ, начислены пени в сумме 22 рубля 41 копейка. До подачи административного искового заявления по налогу на имущество была произведена оплата в размере 1246 рублей (налог), а также оплачены пени по земельному налогу в размере 8 рублей 67 копеек, которые не предъявляются к взысканию. В связи с отменой судебного приказа, МРИ ФНС России по Саратовской области обращается в суд с административным исковым заявлением о взыскании числящихся за налогоплательщиком сумм задолженности. Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Статьёй 201 КАС РФ установлено, что копии определения суда, которые вынесены в виде отдельного судебного акта, направляются лицам, участвующим в деле, а при необходимости и иным лицам не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения, если иные сроки не установлены КАС РФ, или вручаются указанным лицам под расписку. Копия определения суда, выполненного в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством её размещения на официальном сайте суда в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу. В определении указываются номера телефонов и факсов суда, его почтовый адрес, адрес официального сайта суда в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», адрес электронной почты суда, по которым лица, участвующие в деле, могут направлять и получать информацию об административном деле, и иные сведения, предусмотренные КАС РФ (часть 2 статьи 127 КАС РФ).

Копии определения о принятии административного искового заявления к производству суда направляются лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов также направляются административному ответчику и заинтересованным лицам, если такие копии не были направлены в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ (часть 3 статьи 127 КАС РФ).

Как разъяснено в пункте 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если при принятии административного искового заявления к производству судья приходит к выводу о том, что административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощённого (письменного) производства, он выносит подлежащее направлению лицам, участвующим в деле, определение, которое должно содержать разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощённого (письменного) производства и (или) доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс) представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения.

Требования приведённых норм и разъяснений высшей судебной инстанции судом выполнены, копии определений о принятии административного дела к производству суда и о подготовке административного дела, в котором содержались разъяснение возможности рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, а также разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощённого (письменного) производства и (или) доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований) представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения (т. 1, л.д. 1; 32-35), были направлены сторонам административного дела (т. 1, л.д. 36).

Копии определений получены административным истцом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Саратовской области 17 сентября 2019 года (т. 1, л.д. 37).

Копии определений получены административным ответчиком Бабченко В.В. 16 сентября 2019 года (т. 1, л.д. 38).

В установленный законом срок административным истцом и административным ответчиком возражения, содержащие доводы, исключающие возможность рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, в суд не представлены.

В этой связи, в соответствии с пунктом 3 статьи 291 КАК РФ и определением Ершовского районного суда Саратовской области от 16 октября 2019 года (т. 1, л.д. 44) административное дело рассмотрено в порядке упрощённого (письменного) производства, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Из содержания части 1 статьи 292 КАС РФ следует, что в порядке упрощённого (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).

Изучив применительно к этому сведения и доводы, приведённые в административном исковом заявлении МРИ ФНС России по Саратовской области (т. 1, л.д. 2-5), письменных возражениях административного ответчика Бабченко В.В. на административное исковое заявление (т. 1, л.д. 41), исследовав письменные доказательства, оценив их относимость, достоверность и допустимость, а также достаточность и взаимную связь в совокупности, руководствуясь законом и совестью, суд установил нижеследующие обстоятельства.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).

Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 343-ФЗ), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных статьёй 48 НК РФ.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац второй пункта 3 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ)).

Согласно части 1 статьи 287 КАС РФ, в административном исковом заявлении должны быть указаны, в том числе, сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.

В силу части 2 статьи 123.7 КАС РФ, в определении об отмене судебного приказа указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.

Таким образом, анализ норм КАС РФ во взаимосвязи с нормами НК РФ позволяет суду сделать вывод, что административное исковое заявление о взыскании налогов и пеней за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку судом первой инстанции в составе мирового судьи судебного участка № 1 Дергачевского района Саратовской области определение об отмене судебного приказа вынесено 27 марта 2019 года (т. 1, л.д. 23), а административное исковое заявление предъявлено в суд (сдано в отделение почтовой связи) 10 сентября 2019 года, то, вопреки безосновательному мнению административного ответчика, сославшегося на неотносимую к рассматриваемому административному спору норму права (статья 113 НК РФ), срок на обращение в суд с административным исковым заявлением административным истцом не пропущен.

В соответствии с частью первой статьи 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 НК РФ, если иное не предусмотрено статьёй 357 НК РФ (часть первая статьи 357 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ (в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года № 108-ФЗ) предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 359 НК РФ), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В пункте 1 статьи 361 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 307-ФЗ) определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. При этом ставка налога установлена: для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно - 2 рубля 50 копеек.

Согласно пункту 2 статьи 361 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 307-ФЗ), налоговые ставки, указанные в пункте 1 статьи 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ), сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Из содержания абзаца третьего пункта 1 статьи 363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 года № 334-ФЗ) следует, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу абзаца первого пункта 3 статьи 363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ), налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введён в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по этому налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога».

Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (в редакции Закона Саратовской области от 28 ноября 2012 года № 174-ЗСО) ставка налога установлена: для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно - 14 рублей (пункт 1 статьи 2 (в редакции Закона Саратовской области от 28 ноября 2012 года № 174-ЗСО)).

В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 387 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 379-ФЗ), земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу абзаца первого пункта 1 статьи 388 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 308-ФЗ), налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 379-ФЗ), объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт - Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог.

Из содержания пункта 1 статьи 390 НК РФ следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 379-ФЗ), налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении: земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно - коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретённых (предоставленных) для жилищного строительства; приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Подпунктом «а» пункта 2 Решения Собрания Дергачевского муниципального района Саратовской области от 7 ноября 2006 года № 85-975 «Об установлении ставок земельного налога на территории Дергачевского района» налоговая ставка для земель, используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом, для ведения личного подсобного хозяйства, садовничества, огородничества, установлена в размере 0,3 процента от кадастровой оценки земель.

В силу положений пункта 3 статьи 396 НК РФ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Из содержания абзаца третьего пункта 1 статьи 397 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 года № 320-ФЗ) следует, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу абзаца первого пункта 4 статьи 397 НК РФ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ), налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно пункту 2 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных НК РФ (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ)).

Положения абзаца первого пункта 1 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ) предусматривают, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных НК РФ, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (абзац второй пункта 1 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ)).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45 НК РФ (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ)).

Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 306-ФЗ), пенёй признаётся установленная статьёй 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (абзац первый пункта 3 статьи 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 16 ноября 2011 года № 321-ФЗ)).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трёхсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ)).

Из содержания пункта 1 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ) следует, что требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ)).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 4 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ)).

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (абзац второй пункта 4 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 года № 137-ФЗ)).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвёртый пункта 4 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ)).

В налоговые периоды 2015 год и 2016 года (по 12 месяцев в каждом налоговом периоде) в собственности административного ответчика Бабченко В.В. находились следующие объекты налогообложения: по земельному налогу - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером площадью 1041,95 м.?, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ; по транспортному налогу - легковой автомобиль марки «ЛАДА 210740» с государственным регистрационным знаком рус (rus) с идентификационным номером транспортного средства (Vehicle identifica-tion number, VIN): , выпущенный в 2011 году, дата регистрации права - ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 11, 12).

Налоговым органом налогоплательщику Бабченко В.В. по адресу его регистрации по месту жительства, совпадающему с местом фактического проживания: <адрес>, заказными письмами были направлены: налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату транспортного налога в размере 1022 рубля и земельного налога в размере 1239 рублей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 13); налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату, в числе прочих, земельного налога в размере 1239 рублей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 17).

Бабченко В.В. в установленные сроки налоги уплачены не были.

В этой связи налоговым органом налогоплательщику Бабченко В.В. по адресу его регистрации по месту жительства, совпадающему с местом фактического проживания: <адрес> были направлены требования, в которых сообщалось о наличии у налогоплательщика задолженности по транспортному налогу и земельному налогу, а также о начисленной на сумму недоимки пени.

По требованию Бабченко В.В. предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить его и уплатить задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 1022 рубля, задолженность по земельному налогу за 2015 год в размере 1239 рублей и пени в размере 8 рублей 57 копеек (т. 1, л.д. 14; 15; 16).

По требованию Бабченко В.В. предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнить его и уплатить задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 1239 рублей и пени в размере 22 рубля 41 копейка (т. 1, л.д. 18; 19: 20).

Требования об уплате налогов и пени направлены налогоплательщику по месту его жительства (регистрации по месту жительства) заказными почтовыми отправлениями в установленный законодательством о налогах и сборах срок и, в силу положений пункта 6 статьи 69 НК РФ (в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 347-ФЗ), считаются полученными по истечении шести дней с дат направления заказных писем.

Утверждение административного ответчика о том, что земельный налог за 2016 год уплачен им 8 декабря 2017 года, проверено судом, но своего подтверждения не нашло.

Из представленного Бабченко В.В. чека - ордера Публичного акционерного общества «Сбербанк России» следует, что 8 декабря 2017 года отделением банка для перечисления в бюджет в уплату земельного налога принята денежная сумма в размере 1239 рублей (т. 1, л.д. 42).

В соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платёж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утверждённых Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н, в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: «ТП» - платежи текущего года; «ЗД» - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчётным (отчётным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов); «БФ» - текущий платёж физического лица - клиента банка (владельца счёта), уплачиваемый со своего банковского счёта; «ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов); «РС» - погашение рассроченной задолженности; «ОТ» - погашение отсроченной задолженности; «РТ» - погашение реструктурируемой задолженности; «ПБ» - погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; «ПР» - погашение задолженности, приостановленной к взысканию; «АП» - погашение задолженности по акту проверки; «АР» - погашение задолженности но исполнительному документу; «ИН» - погашение инвестиционного налогового кредита; «ТЛ» - погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; «ЗТ» - погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; в случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платёж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах (пункт 7); в реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»); показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах. Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой. Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом: «МС» - месячные платежи; «КВ» - квартальные платежи; «ПЛ» - полугодовые платежи; «ГД» - годовые платежи. В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчётного года, для квартальных платежей - номер квартала, для полугодовых - номер полугодия. В 3-м и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляется точка («.»). В 7 - 10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога. При уплате налогового платежа один раз в год 4-й и 5-й знаки показателя налогового периода заполняются нулями («0») (пункт 8).

Аналогичные по их сути предписания содержатся в пунктах 8 и 9 Правил указания информации в платёжных документах формы № ПД (налог), формы № ПД-4СБ (налог), используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, являющихся приложением 5 к Письму Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № ФС-8-10/1199, Сберегательного банка Российской Федерации № 04-5198 от 10 сентября 2001 года «О бланках платёжных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

8 декабря 2017 года Бабченко В.В. через банк уплачен земельный налог в размере 1239 рублей с проставлением в реквизите 106 значения «0», а в реквизите 107 - значения «ГД.00.2017» (т. 1, л.д. 42), что свидетельствует об уплате административным ответчиком земельного налога за 2017 год, а не задолженности по земельному налогу за 2016 год.

При этом, поскольку в платёжном документе плательщиком и банком указаны реквизиты документа об уплате земельного налога за 2017 год, то налоговый орган не имел возможности идентифицировать платёж, как уплату недоимки, и отнести поступившие денежные средства в счёт уплаты задолженности за 2016 год.

Проверив расчёт, представленный налоговым органом, признавая его правильным, суд приходит к выводу, что общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям в рассматриваемом случае составляет 3522 рубля 41 копейка, включая недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в сумме 1022 рубля, недоимку по земельному налогу за 2015 год в сумме 1239 рублей, недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 1239 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 22 рубля 41 копейка.

Как указано выше, в требованиях и была предусмотрена обязанность Бабченко В.В. уплатить задолженность по обязательным платежам и санкциям до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Однако, как свидетельствуют обстоятельства дела, обязанность уплатить налоги и пени, указанные в требованиях, административный ответчик до настоящего времени не исполнил.

При таком положении административные исковые требования МРИ ФНС по Саратовской области подлежат удовлетворению.

Административный истец, в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при подаче административного искового заявления был освобождён от уплаты государственной пошлины.

Решение принимается судом не в пользу административного ответчика.

Поэтому, основываясь на положениях части 1 статьи 114 КАС РФ, подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 и подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, а также исходя из разъяснений, данных в абзаце втором пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», содержания пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд взыскивает с Бабченко В.В. в доход бюджета Дергачевского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 290 и 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области - удовлетворить.

Взыскать с Бабченко В.В., зарегистрированного по месту жительства и фактически проживающего по адресу: 413461, Российская Федерация, <адрес>, недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 1022 (одна тысяча двадцать два) рубля.

Взыскать с Бабьченко В.В., зарегистрированного по месту жительства и фактически проживающего по адресу: 413461, Российская Федерация, <адрес>, недоимку по земельному налогу за 2015 год в сумме 1239 (одна тысяча двести тридцать девять) рублей.

Взыскать с Бабченко В.В., зарегистрированного по месту жительства и фактически проживающего по адресу: 413461, Российская Федерация, <адрес>, недоимку по земельному налогу за 2016 год в сумме 1239 (одна тысяча двести тридцать девять) рублей.

Взыскать с Бабченко В.В., зарегистрированного по месту жительства и фактически проживающего по адресу: 413461, Российская Федерация, <адрес>, пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 22 (двадцать два) рубля 41 копейка.

Установить, что взысканная с Бабченко В.В. или уплаченная Бабченко В.В. недоимка по транспортному налогу за 2015 год в сумме 1022 (одна тысяча двадцать два) рубля подлежит зачислению по следующим реквизитам: наименование получателя платежа и реквизиты счёта: УФК по Саратовской области, отделение Саратов, номер счёта 40101810300000010010; БИК 046311001; КБК 18210604012021000110; ОКАТО (ОКТМО) 63613460; ИНН налогового органа 64135218 70; наименование налогового органа: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области.

Установить, что взысканная с Бабченко В.В. или уплаченная Бабченко В.В. недоимка по земельному налогу за 2015 год в сумме 1239 (одна тысяча двести тридцать девять) рублей подлежит зачислению по следующим реквизитам: наименование получателя платежа и реквизиты счёта: УФК по Саратовской области, отделение Саратов, номер счёта 40101810300000010010; БИК 04631 1001; КБК 18210606043101000110; ОКАТО (ОКТМО) 63613460; ИНН налогового органа 6413521870; наименование налогового органа: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области.

Установить, что взысканная с Бабченко В.В. или уплаченная Бабченко В.В. недоимка по земельному налогу за 2016 год в сумме 1239 (одна тысяча двести тридцать девять) рублей подлежит зачислению по следующим реквизитам: наименование получателя платежа и реквизиты счёта: УФК по Саратовской области, отделение Саратов, номер счёта 40101810300000010010; БИК 04631 1001; КБК 18210606043101000110; ОКАТО (ОКТМО) 63613460; ИНН налогового органа 6413521870; наименование налогового органа: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области.

Установить, что взысканная с Бабченко В.В. или уплаченная Бабченко В.В. пеня за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 22 (двадцать два) рубля 41 копейка подлежит зачислению по следующим реквизитам: наименование получателя платежа и реквизиты счёта: УФК по Саратовской области, отделение Саратов, номер счёта 40101810300000010010; БИК 046311001; КБК 18210606043102000110; ОКАТО (ОКТМО) 63613460; ИНН налогового органа 64135218 70; наименование налогового органа: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Саратовской области.

Взыскать с Бабченко В.В. в доход бюджета Дергачевского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, может быть обжаловано в Саратовский областной суд путём подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в административном деле, через Ершовский районный суд Саратовской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующим в административном деле, копии решения.

Судья Д.Г. Елтарёв