НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ершовского районного суда (Саратовская область) от 04.09.2023 № 2А-579/2023

№ 2а-579/2023

64RS0015-01-2023-000609-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 сентября 2023 г. г. Ершов

Ершовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Лучиной А.А.,

при секретаре Максимкиной В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Фонду содействия развитию Дергачевского района Саратовской области о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, (далее Управление) обратилось с настоящим административным исковым заявлением, мотивируя тем, что Фонд содействию Дергачевского района Саратовской области зарегистрировано межрайонной инспекцией налоговой службы по саратовской области ДД.ММ.ГГГГ за основным государственный регистрационным номером на основании решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ учетный .

Из сведений ЕГРЮЛ следует, что юридическим адресом организации является: <адрес>, р.<адрес> А. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица ФИО1.

Управлением установлено что организация не представила в Управление отчетность за 2022 год.

ДД.ММ.ГГГГ поступило письменное заявление от руководителя Организации Салдиной Л.В., в котором указано, что организация уставную деятельность Организация длительное время не осуществляет, имущества не имеет, расчетный счет закрыт, за 2022 в налоговую инспекцию представлена нулевая бухгалтерская отчетность. В заявлении указано, что организация не находится по юридическому адресу организации.

Указывают, что Организацией нарушены нормы п.7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п.п. «л» п.1 ст. 5 Федерального закона –ФЗ, поскольку Организация не проинформировала Управление об изменении адреса организации, по которому осуществляется связь с Организацией, в трехдневный срок с момента изменения адреса и не внесла изменения в сведениях об ажресе Организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Просят принять решение о ликвидации Фонда содействия развитию Дергачевского района Саратовской области и об исключении Фонда из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц Межрайонной ИФНС России по <адрес>, Межрайонной ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явились.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 статьи 32 этого же Федерального закона, обязаны ежегодно размещать в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3.2 статьи 32 названного Федерального закона).

Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 252 "О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций", согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Из материалов дела следует, что Фонд содействию развития <адрес> зарегистрировано межрайонной инспекцией налоговой службы по саратовской области ДД.ММ.ГГГГ за основным государственный регистрационным номером 1166451073304 на основании решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ учетный .

Из сведений ЕГРЮЛ следует, что юридическим адресом организации является: <адрес>, р.<адрес> А. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица Салдина Лариса Васильевна.

Управлением установлено, что Фонд содействию развития Дергачевского района Саратовской области не представил в Управление отчетность за 2022.

Как следует из сведений руководителя Фонда Салдиной Л.В. организация уставную деятельность Организация длительное время не осуществляет, имущества не имеет, расчетный счет закрыт, за 2022 в налоговую инспекцию представлена нулевая бухгалтерская отчетность. Связь с участниками организации утрачена, созвать собрание высшего коллегиального управления не представляется возможным, в связи с чем возможность провести ликвидацию самостоятельно у организации отсутствует. В заявлении указано, что организация не находится по юридическому адресу организации.

В силу пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется решением суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П по делу "О проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б.А., ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Учитывая изложенные обстоятельства, доказанности факта неоднократного нарушения закона, а так же принимая во внимание волеизъявление руководителя Организации Салдиной Л.В., отсутствия иных членов общества, отсутствия ведения уставной деятельности Организации, суд полагает возможным административное исковое заявление Управления удовлетворить.

Руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях",

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Фонду содействия развитию Дергачевского района Саратовской области о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.

Ликвидировать Фонд содействия развитию Дергачевского района Саратовской области.

Исключить сведения о Фонде содействия развитию Дергачевского района Саратовской области из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательном виде в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или представления через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение суда изготовлено 7 сентября 2023 г.

Председательствующий А.А. Лучина