административное дело №2а-841/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Енисейск 20 июля 2023 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Яковенко Т.И.,
при секретаре Юсуповой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю к Сюськиной Татьяне Викторовне о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю (далее по тексту МИФНС №17 по Красноярскому краю) обратилась в суд с административным иском к Сюськиной Т.В. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 33818 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что Сюськиной Т.В. в целях получения имущественного налогового вычета по расходам на погашение процентов по целевому кредиту, фактически израсходованного на приобретение объекта недвижимого имущества, в соответствии с положениями пп.4 п.1 ст.220 НК РФ в 2021 году в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи была представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год, в соответствии с которой налогоплательщиком заявлен имущественный налоговый вычет в размере 677716,03 руб. Общая сумма налога на доходы физических лиц с доходов, подлежащая возврату из бюджета, составила 88103 руб.
По результатам проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации Межрайонной ИФНС России № по <адрес> (до реорганизации) решением от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчику произведен возврат НДФЛ из бюджета Российской Федерации в общей сумме 88103 руб., уплаченный Сюськиной Т.В. ранее с доходов, источником которых является налоговый агент.
Одновременно, налогоплательщиком в январе 2022 года в Межрайонную ИФНС России №9 по Красноярскому краю по ТКС была представлена уточненная (корректирующая №1) налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год, в соответствии с которой налогоплательщиком исчислена сумма НДФЛ, подлежащая к возврату из федерального бюджета в размере 118400 руб. от заявленного на основании пп.4 п.1 ст.220 НК РФ имущественного налогового вычета в размере 910771,17 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной (корректирующей №1) налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета в размере 379115,57 руб. и в возврате налога в размере 49285,02 руб. (379115,57 * 13%).
Таким образом, в предоставлении Сюськиной Т.В. имущественного налогового вычета в размере 531655,60 руб. (от заявленного 910771,17 руб.) и возврате налога в размере 69115 руб. отказано, о чем в соответствии со ст.100 НК РФ ДД.ММ.ГГГГ составлен акт налоговой проверки №, который направлен налогоплательщику по ТКС через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» и получен ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что фактически налогоплательщику возвращен из федерального бюджета НДФЛ в размере 88103 руб., что превышает положенную сумму на 38818,00 руб. (88103 – 49285), у Сюськиной Т.В. образовалась недоимка по НДФЛ в указанном размере. Решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ№ налогоплательщику уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению, на 38818 руб.
В связи с неисполнением вынесенного решения в соответствии со ст. 69, п. 2 ст. 70 НК РФ в адрес плательщика через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» было направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ, которое до настоящего времени налогоплательщиком не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № в <адрес> и <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании вышеуказанной задолженности (дело №а-1052/24/2022), однако данный приказ по заявлению должника отменен ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку обязательство по уплате данного налога налогоплательщиком в добровольном порядке до настоящего времени не исполнено, Межрайонная ИФНС России №17 по Красноярскому краю просит взыскать с Сюськиной Т.В. недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 38818 руб.
Административный истец – Межрайонная ИФНС России №17 по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направила; представитель Фарафонова Т.В. в представленном ходатайстве просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Сюськина Т.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания по адресу регистрации по месту жительства, в суд не явилась, судебное извещение возвращено в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения.
По правилам пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлено лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Изложенные правила подлежат применению, в том числе, к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Учитывая положения вышеприведенных норм закона, отсутствие доказательств невозможности получения извещения суда о месте и времени судебного разбирательства в суде по обстоятельствам, независящим от административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что данное извещение следует считать доставленным, а ответчика – извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 года №20-П).
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч.4 ст.289 КАС РФ).
Как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Так, в соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз.2 п.1 ст.48 НК РФ).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункт 3 ст.48 НК РФ).
Отношения по начислению и уплате НДФЛ урегулированы законодателем в главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с поименованным Кодексом возложены обязанности по правильному и своевременному исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (пункты 1 и 3 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога на доходы физических лиц налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пункт 5 статьи 226 НК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог на доходы физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пп.4 п.1 ст.220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерациижилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствиис программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
На основании пункта 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц» настоящего Кодекса.
Перечень доходов, подлежащих налогообложению в порядке главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, приведен в статье 208 Кодекса и не является исчерпывающим.
Исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, указан в статье 217 НК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями пп.4 п.1 ст.220 НК РФ, с целью получения имущественного налогового вычета по расходам на погашение процентов по целевому кредиту, фактически израсходованного на приобретение объекта недвижимого имущества, Сюськина Т.В. представила в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи первичную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год. Налогоплательщиком заявлен имущественный налоговый вычет в размере 677716,03 руб. и суммой налога к возврату 88103 руб.
По результатам проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ камеральной налоговой проверки первичной налоговой деклараций налоговый орган на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ№ произвел Сюськиной Т.В. возврат НДФЛ из бюджета Российской Федерации в общей сумме 88103 руб., уплаченный ею ранее с доходов, источником которых является налоговый агент.
Одновременно, ДД.ММ.ГГГГ Сюськиной Т.В. в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи была представлена уточненная (корректирующая №) налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2020 год, в соответствии с которой налогоплательщиком исчислена сумма НДФЛ, подлежащая к возврату из федерального бюджета в размере 118400 руб. от заявленного имущественного налогового вычета в размере 910771,17 руб.
В соответствии с актом налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам камеральной налоговой проверки уточненной (корректирующей №) налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2020 год, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета в размере 379115,57 руб. и возврате налога в сумме 49285,02 руб. (379115,57*13% ставки налога).
Таким образом, в предоставлении Сюськиной Т.В. имущественного налогового вычета в размере 531655,60 руб. (от заявленного 910771,17 руб.) и возврате налога в размере 69115 руб. отказано, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт налоговой проверки № и направлен налогоплательщику по ТКС через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика», получен последней ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа.
Поскольку Сюськиной Т.В. фактически возвращен из федерального бюджета НДФЛ в размере 88103 руб., что превышает положенную сумму на 38818 руб. (88103 - 49285 руб.), у ответчика образовалась недоимка в указанном размере. Решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ, налогоплательщику предложено уплатить указанную разницу в бюджет. Указанное решение направлено налогоплательщику по ТКС через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» и получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанцией о приеме электронного документа. Данное решение не обжаловано и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой в добровольном порядке недоимки по НДФЛ в размере 38818 руб. в соответствии с положениями ст.ст.69, 70 НК РФ налоговым органом в адрес должника через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ, которое не было исполнено. Направление указанного налогового требования в адрес налогоплательщика Сюськиной Т.В. подтверждается скриншотами из личного кабинета налогоплательщика.
В силу положений п.4 ст.52 НК РФ и п.6 ст.69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Исходя из изложенного, направление налогового уведомления или требования в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом.
Указанные выше доказательства свидетельствуют о том, что налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налогов и пени, а у налогоплательщика возникла обязанность по их уплате.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Вследствие неисполнения должником требования об уплате недоимки в установленный в нем срок, налоговый орган исходя из положений, предусмотренных п.1, абз.3 п.2 ст.48 НК РФ, в установленный законом срок обратился с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье судебного участка № в <адрес> и <адрес> о взыскании с должника задолженности по налогами пени; ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей данного судебного участка постановлен судебный приказ о взыскании с Сюськиной Т.В. недоимки по налогу размере 38818 руб., который определением мирового судьи судебного участка № в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был отменен на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения.
В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Поскольку после отмены судебного приказа обязательство по уплате налога и пени в добровольном порядке не было исполнено, МИФНС № по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (в пределах установленного законом срока) обратилась в Енисейский районный суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки в общем размере 38818 руб.
На день подачи настоящего административного иска задолженность по налогу в указанном выше размере административным ответчиком не погашена, обратного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок взыскания имеющейся задолженности с административного ответчика, определенный статьей 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ, налоговым органом соблюден, доказательств уплаты сумм задолженности по указанному налогу административным ответчиком не представлено, суд признает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению; с Сюськиной Т.В. подлежит взысканию недоимка по НДФЛ за 2020 год в размере 38818 руб.
В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно пп.8 п.1 ст.333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
В силу пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения (инспекции) в субъектах РФ, как государственные органы, при обращении в суды общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении с иском в суд общей юрисдикции.
Согласно пункту 1 статьи 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования Енисейский район Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, пропорционально удовлетворённым требованиям, в размере 1364,54 руб. ((38818 руб. – 20000) * 3% + 800).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.157, 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю к Сюськиной Татьяне Викторовне о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, удовлетворить.
Взыскать с Сюськиной Татьяны Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> (паспорт серия 0414 № от ДД.ММ.ГГГГ) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Красноярскому краю (ИНН 2411015007, КПП 241101001, ОГРН 1042440680039) недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 38818 (тридцать восемь тысяч восемьсот восемнадцать) рублей.
Взыскать с Сюськиной Татьяны Викторовны в доход муниципального образования город Енисейск Красноярского края государственную пошлину в размере 1364 (одна тысяча триста шестьдесят четыре) рубля 54 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий: Т.И. Яковенко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ