дело № 2-277/2023
24RS0014-01-2022-0001658-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 17 мая 2023 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
при секретаре Горбатенко Н.А.,
с участием истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ГУ – Отделение Пенсионного Фонда РФ по Красноярскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии.
Требования мотивированы тем, что 13.10.2022 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому пенсия может быть назначена мужчинам по достижению возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.
Условием для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным подпунктом является работа в гражданской авиации (мужчинам 25 лет), из которых 20 лет мужчинам необходимо непосредственно отработать в инженерно-техническом составе авиации.
Перечень должностей работников авиации, которым установлено право на указанную трудовую пенсию по старости содержится в Списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Советом Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459. Данный Список применяется на территории РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537. В данный Список включены руководители (мастера всех наименований и участников цехов, участков, смен, служб и групп) и специалисты (авиационные техники, механики, мотористы) всех наименований.
В соответствии с указанным выше Списком, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости приобретают работники инженерно-технического состава авиации, которые непосредственно заняты полный рабочий день на работах по оперативному периодическому обслуживанию судов (кроме занятых, на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).
Разрешая заявление о назначении страховой пенсии по старости пенсионным фондом не зачтены в льготный стаж периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве авиамеханика стажера в Енисейском объединенном авиаотряде на том основании, что должность не предусмотрена списком инженера-технического состава авиации, согласнопостановлению Совета Министров РСФСР № 459 от 04.09.1991, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец работал в качестве авиамеханика (авиатехника) в Енисейском объединенном авиаотряде, в связи с тем, что отсутствует документальное подтверждение непосредственной занятости полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) обслуживанию воздушных судов согласно постановлению № 459 от 04.09.1991 г.
С указанным решением истец не согласен поскольку являясь еще авиамехаником – стажером Енисейского объединенного авиаотряда он выполнял все трудовые функции механика в полном объеме, будучи непосредственно занятым полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) обслуживанию воздушных судов.
Занятость полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) обслуживанию воздушных судов по должности авиамеханика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается записью в трудовой книжке за № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что, будучи авиамехаником третьего класса (запись от ДД.ММ.ГГГГ) истец переведен на участок «оперативных регламентов в бригаду № авиатехником по четвертому разряду», где работал до самого увольнения ДД.ММ.ГГГГ, уволен по сокращению штатов по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ, приказ №л от ДД.ММ.ГГГГ.
Считает, что отказы ответчика включить вышеуказанные спорные периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и отказ в досрочном назначении пенсии в соответствии п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконными, нарушающими его конституционное право на пенсионное обеспечение в виде досрочного назначения пенсии.
С учетом изложенного, истец просит признать за ним право на включение в специальный страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиамеханика стажера в Енисейском объединенном авиаотряде, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиамеханика (авиатехника) в Енисейском объединенном авиаотряде; возложить на ответчика обязанность включить вышеуказанные периоды в специальный страховой стаж и назначить истцу пенсию с даты обращения в Управление Пенсионного фонда по Красноярскому краю, то есть с 13.10.2022 г.
Представителем ОПФР по Красноярскому краю ФИО2 представлены возражения на исковое заявление ФИО1, в которых просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме, ввиду следующего.
Техническое обслуживание воздушных судов, включая оперативное и периодическое, выполняемое с целью подготовки воздушного судна к полетам, осуществляется как на местах стоянок воздушных судов, специальных площадках, так и в ангарах, доках (Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России).
Поскольку пенсионное законодательство из работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исключает техническое аэродромное обслуживание воздушных судов в специально оборудованных помещениях, то необходимо подтверждение непосредственной занятости на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродрома.
Документы, предоставленные ФИО1, а так же архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ№ выданная МКУ «Архив города Енисейска» не уточняют необходимые сведения о работе в аэродромных условиях, в связи с чем, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиамеханика в Енисейском объединенном авиаотряде засчитать в стаж на соответствующих видах работ не предоставляется возможным. В отношении спорного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве авиамеханика-стажера в Енисейском объединенном авиаотряде поясняет, что Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (OK 1 75 016), а так же Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) должность авиамеханик-стажер и стажер не поименована.
В сфере охраны труда нормативными правовыми актами СССР предусматривался первичный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте. При этом в отношении рабочих после инструктажа предусматривалась стажировка на рабочем месте. Во время стажировки рабочие самостоятельно выполняли работу под наблюдением руководителя стажировки, что фиксировалось в соответствующих документах (журналах, приказах о приеме на работу и др.). После стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы рабочие допускались к самостоятельной работе (статья 60 Закона СССР от 15.07.1970 № 2-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде»; статья 143 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утвержденного 09.12.1971 года; ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», ранее - ГОСТ 12.0.004-79 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения»).
Таким образом, занятость в указанной должности подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ наравне с работой в должности авиамеханика при подтверждении выполнения соответствующей работы. Вместе с тем архивными документами не подтверждено, что в период прохождения стажировки работа осуществлялась именно в аэродромных условиях, а также в справке отражен факт начисления заработной платы только с момента перевода авиамехаником с ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил именно стажировку как учащийся Иркутского авиационного училища, которое окончил в июне ДД.ММ.ГГГГ года.
Страховой стаж истца на дату обращения составил 29 лет 00 месяцев 04 дня (при необходимом 25 лет), с учетом постановления Конституционного суда от 29.01.2004 г. № 2-п, составил 35 лет 01 месяц 14 дней, стаж на соответствующих видах работ составляет 13 лет 03месяца 16 дней (при требуемом 20 лет). Однако стаж работы истца в МКС — 20 лет 07 месяцев 02 дня, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ по достижении возраста 58 лет (18.02.2024 года) с учетом переходных положений по увеличению пенсионного возраста. В настоящее время истец получает страховую пенсию по инвалидности 3 гр.
Кроме того, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно; в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника; характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Положение части 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающее ограничение допустимости такого средства доказывания, как свидетельские показания при определении характера работы, обусловлено особенностями возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в частности в случаях выполнения работ с особыми условиями труда, которые требуют точного определения, как характера осуществляемой деятельности, так и условий, в которых она производилась, а также постоянной занятости в течение полного рабочего дня на определенных работах.
Такое правовое регулирование согласуется со статьей 60 ГПК Российской Федерации, закрепляющей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, обеспечивает реализацию пенсионных прав граждан, в связи с чем, допрос свидетелей считает не допустимым. С учетом изложенного представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, приведенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что в спорный период работал посменно, всего было четыре смены, каждая смена работала непосредственно на перроне обслуживала воздушные суда, длительность смены составляла 12 часов, обслуживание судов было круглосуточным, поскольку режим работы порта был также круглосуточным, работа осуществлялась по графику день, ночь, два дня выходных), указанный график работ был на протяжении всего спорного периода и не менялся. Воздушные судна стояли на улице, работы по осмотру, проверки, подготовке к полету, при необходимости замена масла, замена агрегатов, колес, удалению снега с воздушных судов, обработка специальным раствором, все выполнялись на улице. В связи с необходимостью выполнения работ именно на улице, работодатель обеспечивал в зимний период времени специальной утеплённой одеждой и обувью. С учетом изложенного, настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик ОСФР по Красноярскому краю, надлежащим образом извещенный о дате и времени слушания дела в судебное заседание не явился, от представителя ФИО2 поступило ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела в её отсутствие.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке.
Заслушав истца ФИО1, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к следующим выводам.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с частями 2 - 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяются соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "Огосударственных пенсиях в РСФСР, и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением" (далее - Список N 459).
В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а периодов работы, указанных в п. п. 13 - 15 ч. 1 ст. 30Федерального закона "О страховых пенсиях", - применяются соответствующие положения п. п. 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11.12.1987 N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 01.01.1992 и Правил исчислениясроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 01.01.2002.
Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, инженерам всех наименований, начальникам цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов;также в нем указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Согласно п. 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 г. N 1412, пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.
В силу приведенных правовых норм, условием назначения досрочной пенсии работникам инженерно-технического состава гражданской авиации является наличие у них не менее 20 лет работы по непосредственному оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, при наличии общего стажа работы в гражданской авиации не менее не менее 25 лет.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовыхпенсиях в Российской Федерации" (п. п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судомисходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как следует из материалов дела и установлено судом 13 октября 2022 г. ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ в назначении пенсии отказано по причине отсутствия условий для назначения страховой пенсии, а именно специального стажа на соответствующих видах работ продолжительностью не менее 20 лет.
Как следует из решения, страховой стаж на дату обращения составляет 29 лет 00 месяцев 4 дня, с учетом постановления Конституционного суда РФ № 2-п от 29.01.2004 г. составляет 35 лет 01 месяц 14 дней (требуется не менее 25 лет). Стаж работы в МКС - 20 лет 07 месяцев 02 дня, стаж на соответствующих видах работ - 13 лет 03 месяца 16 дней.
Согласно приложению к данному решению пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ по пункту 15 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ зачтены периоды работы истца в качестве авиатехника КГАУ «Лесопожарный центр» и в качестве авиатехника в АО «КрасАвиа».
В стаж на соответствующих видах работ по пункту 15 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не включены следующие периоды:
- с 20.02.1986 г. по 19.03.1986 г. - в качестве авиамеханика - стажера в Енисейском объединенном авиаотряде, отказ мотивирован тем, что указанная должность не предусмотрена Списком должностей инженерно-технического состава авиации, согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 459 от 04.09.1999 г.
- с 20.03.1986 г. по 31.05.1993 г. - в качестве авиамеханика (авиатехника) в Енисейском объединенном авиаотряде, отказ мотивирован отсутствием документального подтверждения непосредственной занятости полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) техническому обслуживанию воздушных судов, согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 459 от 04.09.1999 г.
Итого: в стаж на соответствующих видах работ по пункту 15 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не включено 07 лет 03 месяца 12 дней.
Указано, что при имеющемся стаже право на досрочное пенсионное обеспечение по п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. на дату подачи заявления отсутствует. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года при имеющимся стаже работы в Местностях Крайнего Севера 20 лет 07 месяцев 02 дня на основании Федерального закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения пенсий», предусмотренных положением 5 и 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. возникнет не ранее 18 февраля 2024 года по достижению возраста 58 лет. Право на страховую пенсию по старости согласно ст. 8 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. возникнет в возрасте 65 лет.
Не согласившись с данным решением, истец обратился с настоящим иском в суд, настаивая на том, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, поскольку работа по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов выполнялась полный рабочий день, воздушные судна находились на открытом перроне, каких-либо специально оборудованных помещений для выполнения данного вида работ на территории аэропорта не имелось, все воздушные судна обслуживались на открытом воздухе в не зависимости от времени года и погодных условий.
Разрешая исковые требования истца ФИО1 суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения данных требований в части возложения на ответчика обязанности принять к зачету в специальный стаж период трудовой деятельности истца с 20.03.1986 г. по 31.05.1993 г. - в качестве авиамеханика (авиатехника) в Енисейском объединенном авиаотряде, а также возложении обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по основанию, предусмотренному п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г.
При этом суд исходит из того, что в ходе рассмотрения настоящего дела нашел свое достоверное подтверждения факт занятости истца полный рабочий день на работах по непосредственному техническому обслуживанию воздушных судов в должности, прямо предусмотренной Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N459, при этом обстоятельств, исключающих возможность зачета спорного периода с 20.03.1986 г. по 31.05.1993 г., а именно выполнения работы по непосредственному техническому обслуживанию воздушных судов во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях не имеется, факт наличия на территории аэропорта специально оборудованных помещений, не установлен.
Данные выводы основаны на совокупности оценки представленных в материалы дела доказательств.
Так, судом исследована трудовая книжка на имя ФИО1, согласно сведениям которой, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба в Иркутском АТУ-ГА; ДД.ММ.ГГГГ принят в АТБ, УТР авиамехаником-стажером в Енисейский Объединенный Авиаотряд, ДД.ММ.ГГГГ переведен авиамехаником, ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность авиатехника третьего класса, ДД.ММ.ГГГГ переведен на участок оперативных регламентов бригады № авиатехником по четвертому разряду, ДД.ММ.ГГГГ уволен по сокращению штата по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ.
Согласно архивной справке МКУ «Архив города Енисейска» в документах архивного фонда Енисейского филиала авиакомпании объединенного авиаотряда «Енисейский Меридиан» (Енисейский объединенный авиаотряд, Енисейское авиапредприятие) в приказах по личному составу за 1986-1993 годы, в личных карточках формы Т-2 за 1993 год, в лицевых счетах работников за 1986-1993 годы значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения:
- с ДД.ММ.ГГГГ - выпускника Иркутского АТУ ГА принять в АТБ, УТР авиамехаником-стажером (приказ №/л от 21.02.1986г.);
- с ДД.ММ.ГГГГ - перевести авиамехаником с тарифной ставкой 57,6 коп.в час до сдачи второго этапа госсэкзаменов (приказ №/л от ДД.ММ.ГГГГ);
- с ДД.ММ.ГГГГ - авиамеханика 2 класса назначить на должность авиамеханика 3 класса четвертого разряда с почасовой тарифной ставкой 71,7 коп.и допустить к самостоятельному ТО самолета АН-26 с двигателями АИ-24ВТ по оперативным и периодическим видам РТО с заменой агрегатов и двигателей /при обслуживании ПД-63,7 коп/час/ (приказ №/л от ДД.ММ.ГГГГ);
- ДД.ММ.ГГГГ - авиатехника перевести на участок оперативных регламентов в бригаду № авиатехником с оплатой по конечным результатам труда, по четвертому разряду при обслуживании ПД - 63,7 коп.в час, при ГТД - 71,7 коп. в час (приказ №/лот 11.08.1986г.);
- ДД.ММ.ГГГГ - а/техника АТБ уволить по сокращению штатов, п.1 ст. 33 КЗоТ РФ. Выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка ст. 403 (так в документе) КЗоТ РФ, компенсацию за неиспользованный отпуск в кол-ве 12 р.д. (приказ №/л от 27.05.1993г.).
Данные сведения отражены в архивной выписке приказов по личному составу № от ДД.ММ.ГГГГ
Также в архивной справке отражены сведения о начисленной истцу заработной плате за период с 1986 г. по 1993 г., размер которой, исходя из установленных истцу размеров часовых тарифных ставок, свидетельствует о полной занятости истца.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца были допрошены свидетели, так свидетель ФИО8 суду пояснил, что с 1978 г. он состоял в трудовых отношениях с Енисейским Объединенным Авиаотрядом, принят первоначально авиатехником стажером, далее переведен на должность авиатехника, в трудовых отношениях состоял до 1995 г. Относительно выполнения трудовых обязанностей пояснил, что работал авиатехником, работа заключалась в обслуживании воздушных судом, непосредственное обслуживание, в том числе транзитное осуществлялось на стоянке (перроне), на территории аэропорта ангаров для обслуживания воздушных судов предусмотрено не было, все работы выполнялись на улице.
Свидетель ФИО9 суду пояснил, что с 1973 г. он состоял в трудовых отношениях с Енисейским Объединенным Авиаотрядом, работал в должности авиатехника, в трудовых отношениях состоял до 1995 г. Выполнение работы по оперативно техническому обслуживанию воздушных судов осуществлялось на перроне, специальных помещения для оперативно технического обслуживания воздушных судов не имелось.
Свидетель ФИО10 пояснил, что с 1973 г. он состоял в трудовых отношениях с Енисейским Объединенным Авиаотрядом, работал в должности авиатехника, в трудовых отношениях состоял до 1992 г. Пояснил, что оперативный вид обслуживания, которым занимался, в том числе и истец, подразумевает круглосуточное обслуживание воздушных судов, по скользящему графику. Оперативный вид обслуживания всегда происходил на перроне, воздушные судна готовились к вылету на стоянках, оперативное обслуживание специальных ангарах исключено. Работы всегда выполнялись на улице, активированных дней не было, вне зависимости от погодных условий, температурного режима, работа всегда выполнялась.
Также в обоснование своих доводов истцом представлены скриншот карты аэропорта, при приобщении которого истцом даны пояснения относительно отсутствия на территории аэропорта помещений, в которых с учетом технических характеристик воздушных судов было бы возможно осуществление технического обслуживания воздушных судов, приобщен фотоснимок, размещенный периодическим изданием газета «Енисейская правда», на котором размещен фотоснимок истца после завершения им работ по техническому обслуживанию воздушного судна, расположенного на перроне.
В качестве доказательства в обоснование своей позиции истцом к материалам дела приобщен документальный фильм о работе Енисейского аэропорта, снятый в 1986 г., которым также зафиксировано, что техническое обслуживание воздушных судов осуществлялось авиатехниками на перроне, а не в специально оборудованных помещениях (ангарах).
Оценив в совокупности и взаимосвязи все выше установленные обстоятельства, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что по результатам рассмотрения настоящего гражданского дела нашел свое достоверное подтверждение факт выполнения истцом
Поскольку истцом выполнялась работа предусмотренная Списками льготных профессий, спорный период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиамеханика (авиатехника) в Енисейском объединенном авиаотряде подлежит зачету в специальный стаж на соответствующих видах работ по пункту 15 части 1 статьи 30 Закона от28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Таким образом, принимая во внимание, что на момент обращения в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составлял 20 лет 5 месяцев 28 дней, при требуемомстаже не менее 20 лет, страховой стаж в гражданской авиации 29 лет 00 м. 04 дня 9с учетом постановления Конституционного Суда РФ № 2-п от 29.01.2004 г. 35 лет 01 месяц 14 дней), при требуемом не менее 25 лет, суд приходит к выводу о том, что у ФИО1 имелось право на установление ему пенсии по пункту 15 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-Ф3, в связи с чем, требования истца в данной части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не усматривает правовых основной для удовлетворения исковых требований истца в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве авиамеханика-стажера в Енисейском объединенном авиаотряде, поскольку указанная должность не предусмотрена Списком должностей инженерно-технического состава авиации, согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 459 от 04.09.1999 г.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности авиамеханика (авиатехника) в Енисейском объединенномавиаотряде,
назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., досрочную страховую пенсию по пункту 15 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 19 октября 2022 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ларионова