Дело № 2-393/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 2 октября 2020 г.
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ефимова А.А.,
при секретаре Рыковой М.Р.,
с участием истца ФИО3, представителя ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» ФИО4 (полномочия подтверждены),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогу-пенсионеру,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогу-пенсионеру.
Свои требования мотивировала тем, что для получения мер социальной поддержки пенсионеру из числа педагогических работников в силу Закона Красноярского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в редакции, действовавшей до 1 января 2016 г., необходимо было одновременно соответствовать следующим условиям: иметь стаж не менее 10 лет по основному месту работы в должности педагогического работника краевого государственного или муниципального образовательного учреждения в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), проживать в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), являться гражданином, вышедшим на пенсию (без дополнительного предъявления требования к последнему месту работы до выхода на пенсию). Редакция указанного Закона, действующая с 1 января 2016 г., дополнила перечисленные выше условия условием, согласно которому последним местом работы пенсионеров до выхода на пенсию должна быть образовательная организация в сельской местности.
Педагогический стаж истца в сельской местности составляет более 10 лет (работала учителем Верхнепашинской средней школы с 1986 г. по 1997 г). 4 сентября 2014 г. она вышла на пенсию. В октябре 2014 г. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки, на основании которого является получателем мер социальной поддержки как ветеран труда Красноярского края.
Истец считает, что работник ответчика не сообщил ей о том, что предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер, при приеме заявления указал ей на необходимость вписания в готовый бланк заявления на льготу то основание на предоставление льгот, которое считал подходящим. Зная о том, что она является педагогом-пенсионером, работник ответчика не разъяснил ей право выбора вида мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, которые были более выгодны в сравнении с мерами социальной поддержки по категории ветеран труда. Кроме того, указывает, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
По изложенным основаниям ФИО3 просит установить ей размеры денежных выплат по 100 % оплаты жилой площади, отопления и освещения без ограничений по размеру общей площади жилого помещения, то есть полную компенсацию расходов путем денежных выплат.
Истец ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Министерство социальной политики Красноярского края о времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом. Представитель ФИО1 в суд не явилась, направила возражения на исковое заявление, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в ее отсутствие.
Третьи лица администрация Енисейского района Красноярского края, МКУ «Управление образования Енисейского района» о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4, показания свидетеля ФИО2, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ».
В соответствии с пп. «б» п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255 за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохранятся право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».
Согласно п. 1 и п. 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Из вышеприведенных положений нормативных актов следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию педагогическими работниками, имеющими соответствующий стаж работы в сельских образовательных учреждениях сохраняется при условии, что на момент перехода на пенсию (либо приобретения права на пенсию по старости, инвалидности или за выслугу лет) они пользовались этими льготами, то есть являлись педагогическими работниками образовательных учреждений в сельской местности.
Согласно ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 1 сентября 2013 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имели право пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» приведенная норма Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ).
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», действующего с 1 сентября 2013 г., педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края, регламентированы Законом Красноярского края от 10 июня 2010 г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)».
До 1 января 2012 г. положения указанного Закона предусматривали льготы только для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
В связи с принятием Закона Красноярского края от 1 декабря 2011 г. № 13-6597 «О внесении изменений в Законы края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения», с 1 января 2012 г. предусмотрены меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края, а также указанным работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которых в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
Согласно ст. 2 названного Закона Красноярского края, в редакции от 6 марта 2014 г., к педагогическому работнику относится педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В ст. 2 данного Закона Красноярского края в редакции от 2 декабря 2015 г., действующей с 1 января 2016 г., указано, что педагогическим работником является педагогический работник краевой государственной или муниципальной образовательной организации, работающий и проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), для которого работа в краевой государственной или муниципальной образовательной организации является основным местом работы, а также педагогический работник, проживающий в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), последним местом работы которого до выхода на пенсию была образовательная организация в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), имеющий общий стаж по основному месту работы в образовательных организациях в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), за исключением федеральных государственных образовательных организаций, не менее 10 лет.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с 1 февраля 1985 г. по 25 марта 1985 г. работала учителем в Майской восьмилетней школе Енисейского района, с 21 сентября 1985 г. по 4 ноября 1985 г. учителем школы № 2 г. Енисейска, с 15 августа 1986 г. по 31 августа 1986 г. старшей пионервожатой и с 1 сентября 1986 г. по 16 сентября 1997 г. учителем Верхнепашинской средней общеобразовательной школы № 2, находящейся в с. Верхнепашино Енисейского района, с 18 сентября 1997 г. по 24 октября 2006 г. главным бухгалтером ООО «Лаксом», с 25 октября 2006 г. по 22 сентября 2008 г. проходила службу в МИФНС № 6 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам, с 25 сентября 2008 г. по 4 мая 2009 г. проходила службу в ИФНС по Советскому району г. Красноярска, с 5 мая 2009 г. по 1 октября 2009 г. работала главным бухгалтером ООО «Лаксом», с 23 декабря 2009 г. по настоящее время работает заведующей складом роты обеспечения войсковой части 14058, находящейся в г. Енисейске. Данные обстоятельства подтверждаются копиями паспорта и трудовой книжки истца.
Таким образом, ФИО3 имеет стаж более 10 лет по основному месту работы в должности педагогического работника муниципального образовательного учреждения в сельской местности (с 15 августа 1986 г. по 31 августа 1986 г. работала старшей пионервожатой и с 1 сентября 1986 г. по 16 сентября 1997 г. учителем Верхнепашинской средней общеобразовательной школы № 2, в этот период она получала льготу на жилищно-коммунальные услуги 100 % на освещение и отопление).
Согласно выписке из финансового лицевого счета ФИО3 состоит на регистрационном учете по месту жительства с 12 мая 1998 г. по настоящее время по адресу: <адрес>.
С 4 сентября 2014 г. ФИО3 назначена пенсия по старости.
На основании заявления ФИО3 от 4 сентября 2014 г., поданного в Министерство социальной политики Красноярского края, ей была присвоена категория «ветеран труда Красноярского края».
В связи с получением удостоверения «Ветеран труда Красноярского края» серия ВК № от 15 октября 2014 г., ФИО3 15 октября 2014 г. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты отдельным категориям граждан, как ветерану труда Красноярского края.
16 октября 2014 г. истец обратилась к ответчику с заявлением на оформление единой социальной карты Красноярского края.
20 октября 2014 г. ФИО3 обратилась с заявлением в Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района, в котором указала, что она является ветераном труда, в связи с чем просила предоставить ей меры социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством как ветерану труда.
Меры социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг выплачиваются истцу согласно указанного ею статуса ветерана труда в полном объеме ежемесячно с 1 ноября 2014 г. по настоящее время путем перечисления денежных средств на ее счет.
На обращение ФИО3 о назначении ей мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, поданное в орган соцзащиты в декабре 2019 г., дан ответ от 25 декабря 2019 г. о том, что основания для назначения ей мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру отсутствуют, так как последнее место ее работы перед выходом на пенсию не является образовательной организацией в сельской местности, как того требует Закон Красноярского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа», в редакции, действующей после 1 января 2016 г.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО3 указывает, что работник ответчика не сообщил ей о том, что предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер, при приеме заявления 20 октября 2014 г. указал ей на необходимость вписания в готовый бланк заявления на льготу то основание на предоставление льгот, которое считал подходящим, а также, зная о том, что она является педагогом-пенсионером, не разъяснил ей право выбора вида мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, которые были более выгодны в сравнении с мерами социальной поддержки по категории ветерана труда. Кроме того, указывает, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае не имеется законных оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению ФИО3 мер социальной поддержки по оплате жилой площади, отопления и освещения как педагогу-пенсионеру.
При этом суд исходит из того, что предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения в соответствии со ст. 4 Закона Красноярского края от 10 июня 2010 г. № 10-4691 носит заявительный характер, что предусматривает обращение гражданина в уполномоченный орган с соответствующими заявлением и документами о предоставлении мер социальной поддержки по определенному основанию (статусу), который выбирает сам заявитель. После выполнения последовательных действий, направленных на получение удостоверения ветерана труда Красноярского края, 20 октября 2014 г. ФИО3 обратилась в орган соцзащиты с заявлением, в котором указала, что она является ветераном труда, в связи с чем просила предоставить ей меры социальной поддержки как ветерану труда. При этом она не была ограничена в выборе иного статуса, имела возможность выбрать статус педагога-пенсионера, который был указан в заявлении среди прочих, поставив отметку в поле напротив этого статуса, то есть на момент подачи заявления 20 октября 2014 г. истец не могла не знать о наличии статуса педагога-пенсионера. Однако истец сознательно и добровольно выбрала для себя основанием мер социальной поддержки статус ветерана труда, собственноручно поставив отметку в поле напротив данного статуса и написав его по тексту заявления. До настоящего времени она является получателем мер социальной поддержки как ветеран труда.
Кроме того, в настоящее время ФИО3 не соблюдены все условия предоставления мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, предусмотренные Законом Красноярского края от 10 июня 2010 г. № 10-4691, а именно, осуществление перед выходом на пенсию педагогической деятельности в краевых и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности (последним местом ее работы до выхода на пенсию (4 сентября 2014) является войсковая часть 14058, где она работает по настоящее время заведующей складом роты обеспечения), получения на момент выхода на пенсию указанных мер социальной поддержки.
Учитывая изложенное, суд отклоняет утверждения ФИО3 о том, что при приеме заявления от 20 октября 2014 г. работник ответчика указал ей на необходимость вписания в готовый бланк заявления на льготу то основание на предоставление льгот, которое считал подходящим. Напротив, исходя из содержания заявления от 20 октября 2014 г. и показаний свидетеля ФИО5, истец имела право выбора того или иного статуса для получения мер социальной поддержки, при этом добровольно выбрала для себя в качестве такового ветерана труда. Каких-либо доказательств понуждения со стороны работника ответчика выбрать меры социальной поддержки по статусу ветерана труда, истцом не представлено, и категорически отрицалось в судебном заседании представителем ответчика ФИО4 и свидетелем ФИО5, принимавшей от истца заявление от 20 октября 2014 г.
Не могут быть приняты во внимание как не подтвержденные какими-либо доказательствами и утверждения истца о том, что работник ответчика не сообщил ей о том, что предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер. Подавая в орган соцзащиты заявление от 20 октября 2014 г., ФИО3 не могла не знать о том, что предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер.
Утверждения истца о том, что работник ответчика знал о том, что она является педагогом-пенсионером, однако не разъяснил ей право выбора вида мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, которые были более выгодны в сравнении с мерами социальной поддержки по категории ветерана труда, несостоятельны.
Как следует из письменных объяснений и показаний свидетеля ФИО2, данных в судебном заседании, 20 октября 2014 г. в Управление социальной защиты населения администрации Енисейского района к ней на прием обратилась ФИО3, представила удостоверение ветерана труда и указала на намерение получать меры социальной поддержки как ветеран труда. Согласно должностной инструкции она дала истцу консультацию о порядке назначения, выплаты и предоставления необходимых документов для получения мер социальной поддержки по статусу ветерана труда. После чего истцом было оформлено заявление на предоставление мер социальной поддержки как ветерану труда, к которому приложены копия паспорта, копия удостоверения ветерана труда Красноярского края, выписка из финансового лицевого счета, документ на жилье, квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом в данном перечне трудовая книжка не значилась. Устно ФИО3 не говорила о том, что она является педагогом-пенсионером. В связи с этим, определить наличие либо отсутствие у истца права на получение мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру на основании Закона Красноярского края от 10 июня 2010 г. № 10-4691 было невозможно. Информации о том, что истец являлась педагогическим работником, у нее не имелось.
Доводы ФИО3 о том, что у ответчика находилась копия ее трудовой книжки, не свидетельствуют об обязанности работника соцзащиты проводить правовую экспертизу данного документа, поскольку копия трудовой книжки была приложена истцом к заявлению от 4 сентября 2014 г., адресованному в Министерство социальной политики Красноярского края, для получения удостоверения ветерана труда Красноярского края, а не к заявлению от 20 октября 2014 г. о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда. Доказательств того, что истец при подаче заявления 20 октября 2014 г. сообщала работнику ответчика о наличии у нее права на получение мер социальной поддержки по статусу педагога-пенсионера, истцом не представлено.
Анализируя приведенные выше нормы закона, суд считает, что, вопреки утверждению истца, положения Закона Красноярского края от 10 июня 2010 г. № 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)», в том числе и в редакции, действующей с 1 января 2016 г., не снижают объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и не ограничивают круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Таким образом, исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о возложении обязанности по предоставлению льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогу-пенсионеру – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Судья А.А. Ефимов
Мотивированное решение составлено 9 октября 2020 г.
Судья А.А. Ефимов