Дело № 2а-1-2856/2018
Решение
Именем Российской Федерации
30 мая 2018 года город Энгельс
Судья Энгельсского районного суда Саратовской области Нуждин С.В.,
при секретаре Врублевской Н.Ю.
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области Тимченко В.А., административного ответчика Чмерева С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области к Чмереву С. Н. о взыскании задолженности по налогам и сборам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 7 по Саратовской области) обратилась в Энгельсский районный суд Саратовской области с административным иском, в котором просит взыскать с Чмерева С.Н. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 3210 руб. 00 коп., пени в размере 72 руб. 76 коп., по земельному налогу за 2015 год в размере 89 руб. 00 коп., пени в размере 2 руб. 02 коп. за счет имущества налогоплательщика.
В обоснование заявленных требований указывает, что Чмерев С.Н. является налогоплательщиком налога на имущество и транспортного налога. На основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О налогах на имущество физических лиц» Чмереву С.Н. был начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 89 руб. 00 коп., а также на основании Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» транспортный налог за 2015 год в размере 3210 руб. согласно перечню имущества, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности в указанном налоговом периоде. За просрочку уплаты налогов ответчику начислены пени.
В адрес налогоплательщика было направлено требование № 5833 от 08 февраля 2017 года об уплате вышеназванных налогов за 2015 год, однако до настоящего времени задолженность по налогу на имущество физических ли, а также начисленные пени не погашена, в связи с чем, административный истец обратился с настоящим иском в суд.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области Тимченко В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Также указала, что, поскольку по квитанциям от ДД.ММ.ГГГГ было невозможно идентифицировать назначение платежей, они в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№н утвердившим Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, были отнесены к погашению задолженности по налогам за 2013 год.
Административный ответчик Чмерев С.Н. заявленные исковые требования не признал, указывая, что налоги за 2015 год уплачены им в установленные сроки, а именно ДД.ММ.ГГГГ по квитанциям, предоставленным налоговым органом, а потому задолженности по налогам за 2015 год не имеется.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (далее - Закон № 109-ЗСО).
Налогоплательщиками данного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использованием земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 НК РФ.
В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с положениями ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.
Согласно положениям ст. 66 ЗК РФ, регламентирующей оценку земли, для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. Порядок исчисления пени определен в статье 75 НК РФ.
Судом установлено, что Чмерев С.Н. является собственником транспортного средства Kia Rio, регистрационный знак № с мощностью двигателя 107 л.с. (налог 3210 руб.), а также земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, Хлебный городок, 1 (налог 89 руб.).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Чмерева С.Н. направлено налоговое уведомление № (л.д.34) с приложением в нему:
квитанции на уплату транспортного налога в размере 3210 руб., имеющей индекс документа 18№, указание на налоговый на налоговый период «ДД.ММ.ГГГГ» указание в реквизите «106» на значение платежа ТП «текущий платеж», по которой согласно кассовому чеку указанный налог был оплачен в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34);
квитанции на уплату земельного налога в размере 89 руб., имеющей индекс документа 18№, указание на налоговый на налоговый период «ДД.ММ.ГГГГ» указание в реквизите «106» на значение платежа ТП «текущий платеж» по которой согласно кассовому чеку указанный налог был оплачен в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35).
Довод налогового органа о том, что уплаченные административным ответчиком вышеназванные суммы по кассовым чекам от ДД.ММ.ГГГГ были зачтены в счет имеющейся у него задолженности по транспортному и земельному налогам за 2013 год, поскольку платежные документы не содержали конкретного периода и назначения платежа, суд находит несостоятельным.
Согласно части 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса, Минфин России по согласованию с Банком России приказом от ДД.ММ.ГГГГ№н утвердил Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.
В пункте 7 указанных Правил закреплено, что при погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) в показателе налогового периода в формате «день.месяц.год» указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа.
Вопреки мнению административного истца, представленный Чмеревым С.Н. кассовые чеки имеют указание на конкретный индекс документа, который как пояснил и представитель МРИ ФНС РФ № по <адрес> формируется непосредственно налоговым органом.
Часть 4 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что уплата налога производится в наличной или безналичной форме.
Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.
Письмом МНС России, Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ «О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» с изменениями, внесенными письмом ФНС России, Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ, установлены бланки платежных документов: форма № ПД (налог) (приложение 1), форма № ПД-4сб (налог) (приложение 2) и форма заявления физического лица на перевод денежных средств (приложение 3), а также закреплены Правила указания информации в платежных документах формы № ПД (налог), формы № ПД-4сб, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской федерации (приложение 5).
Для плательщика уплата платежей по формам № ПД (налог), № ПД-4сб (налог) и заявления физического лица на перевод денежных средств является равноценной.
Налоговые органы с целью сокращения количества возможных ошибок при указании плательщиками информации в реквизитах платежных документов обеспечивают автоматизированное формирование и заполнение за налогоплательщиков бланков платежных документов формы № ПД (налог).
Сформированные в налоговом органе платежные документы должны иметь индивидуальный номер (который, согласно пункту 12 Правил, содержащихся в приложении 5 к вышеуказанному Письму, проставляется в реквизите «Индекс документа») и быть зарегистрированы в налоговом органе в специальном журнале (реестре).
Заполненные налоговыми органами платежные документы формы № ПД (налог), направляются налогоплательщикам - физическим лицам вместе с налоговым уведомлением согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации или вместе с требованием об уплате налога (сбора) согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а также выдаются при обращении налогоплательщика в налоговые органы.
Исходя из пункта 13 Правил, содержащихся в приложении 5 к вышеуказанному Письму ФНС, на бланк платежного документа формы № ПД (налог) налоговые органы наносят штрих-код, содержащий в себе информацию из платежного документа, позволяющую автоматизировать процесс учета налоговых платежей физических лиц.
В обоснование своих доводов Чмеревым С.Н. представлено вышеуказанное налоговое уведомление об уплате транспортного налога, земельного налога за 2015 год, к которому приложены бланки платежных документов формы № ПД (налог), имеющие проставленный налоговым органом реквизит «Индекс документа». Содержание представленных административным ответчиком кассовые чеки (чек-ордер) от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что оплата налогоплательщиком произведена в безналичной форме в соответствии с реквизитами, содержащимися в бланке платежного документа, выданном налоговым органом, сумма платежа и индексы документов полностью совпадают с суммой и индексами документов, предъявленных к оплате налоговым органом как по транспортному, так и по земельному налогам..
При указанных обстоятельствах, по мнению суда, утверждать о невозможности идентификации платеже, произведенных Чмеревым С.Н.ДД.ММ.ГГГГ, нельзя.
Принимая во внимание, что Чмеревым С.Н. обязанность по уплате транспортного и земельного налогов за 2015 год была исполнена в полном объеме, суд приходит к выводу, что требования налогового органа нельзя признать обоснованными.
Руководствуясь статьями 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области к Чмереву С. Н. о взыскании задолженности по налогам и сборам, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента изготовления его мотивировочной части в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>