Дело № 12-1-99/2020
Решение
(Энгельсский районный суд Саратовской области
<...> индекс 413100)
18 июня 2020 года город Энгельс
Судья Энгельсского районного суда Саратовской области Шапин С.А.,
при секретаре Плужникове А.С.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Министерства экономического развития Саратовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении должностного лица,
установил:
постановлением начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Министерства экономического развития Саратовской области № 468/5-19-м от 23 декабря 2019 года исполнявшая обязанности директора муниципального казенного учреждения «Энгельсская недвижимость» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Основанием для привлечения ФИО1 к указанной административной ответственности послужил установленный должностным лицом Министерства экономического развития Саратовской области факт несвоевременного представления в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации об исполнении контракта на поставку электроэнергии, которая подлежит включению в такие реестры контрактов, в условиях, когда представление указанной информации является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решением вышестоящего должностного лица – начальника управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Министерства экономического развития Саратовской области № 468/8-19-м от 24 января 2020 года, постановление начальника отдела административного производства № 468/5-19-м от 23 декабря 2019 года оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 на указанное постановление без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Энгельсский районный суд Саратовской области, ФИО1 просит состоявшееся постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. В жалобе указывает на то, что не является субъектом данного административного правонарушения, так как в должности директора МКУ «Энгельсская недвижимость» состояла временно в период с 22 июля по 01 августа 2019 года, вследствие чего не была внесена в ЕГРЮЛ в качестве руководителя организации, то есть лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. Между тем сведения, подлежащие включению в реестр контрактов (о его исполнении) могут быть поданы в системе ЕИС только уполномоченными лицами организации – руководителем организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, «администратором организации», либо иным лицом, уполномоченным на размещение информации и документов. Ни к одной категории из указанного перечня ФИО1 не относится, поэтому не имела возможности подать соответствующие сведения в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, в установленном порядке.
Начальник отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Министерства экономического развития Саратовской области ФИО2 в судебном заседании с доводами ФИО1 не согласился. При этом указал, что ФИО1 была назначена на должность директора МКУ «Энгельсская недвижимость» постановлением Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области и состояла в данной должности в период с 22 июля по 01 августа 2019 года. Сведения об исполнении контракта на поставку электроэнергии должны были поступить в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, не позднее 30 июля 2019 года. Информация и документы, формируемые заказчиком для включения в реестр контрактов, подписываются электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Установленный порядок получения заказчиками электронной подписи для направления информации в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов (Федеральное казначейство) не предусматривает необходимости предоставления заказчиком документов, свидетельствующих о внесении изменений в ЕГРЮЛ, в том числе и в случае изменения единоличного исполнительного органа (директора) Учреждения. При условии своевременного (22 июля 2019 года) обращения ФИО1 в удостоверяющий центр Федерального казначейства в целях получения сертификата ключа проверки электронной подписи, указанный сертификат в соответствии с положениями Регламента мог быть получен заказчиком 30 июля 2019 года, и тем самым заказчик имел бы возможность своевременно направить информацию об исполнении контракта в реестр контрактов. Однако фактически ФИО1 не обращалась в удостоверяющий центр с таким заявлением.
ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала. Дополнительно пояснила, что получение сертификата ключа проверки электронной подписи не является достаточным условием для входа в систему ЕИС и внесения сведений в реестр контрактов. Существующая программа в данной системе относит к субъектам ЕИС только лиц, непосредственно участвующих в системе закупок, то есть лиц, использующих ЕИС для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ (заказчики, участники закупок, операторы, специализированные организации, эксперты и т.д.). Доступ к ЕИС таким лицам предоставляется после прохождения процедур регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в единой информационной системе. Регистрация субъектов ЕИС осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с устанавливаемым им порядком. Идентификация, аутентификация и авторизация субъектов ЕИС в системе производятся с использованием сертификатов ключей проверки электронной подписи. После этого зарегистрированные пользователи получают доступ к системе. Информация должна быть направлена в Федеральное казначейство из информационной системы, используемой заказчиком в целях формирования информации, подлежащей включению в реестр договоров, в рамках определенного в соответствии с Порядком обмена. Обеспечение Федеральным казначейством соответствия формируемой информации сведениям ЕГРЮЛ и ЕГРИП осуществляется посредством использования информации, предоставляемой в установленном порядке Федеральному казначейству из указанных реестров. При положительном результате проверки Федеральное казначейство формирует реестровую запись, в которую включаются информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов. Вход в указанную систему ЕИС иным лицам, ранее не прошедшим регистрацию, идентификацию, аутентификацию и авторизацию в ней, даже при наличии сертификата ключа проверки электронной подписи, запрещен, и внесение каких-либо сведений от имени заказчика такими лицами будет невозможно.
Заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, рассмотрев материалы дела, прихожу к следующему.
Из представленных материалов дела и содержания оспариваемого постановления следует и лицами, присутствующими в судебном заседании не оспаривается, что заказчиком МКУ «Энгельсская недвижимость» по итогам проведения закупки у единственного поставщика 18 января 2019 года был заключен контракт № с ПАО «Саратовэнерго» на поставку электрической энергии на общую сумму 2 586 167 рублей. Срок действия контракта – до 30 июня 2019 года.
Обязательства по поставке электроэнергии были исполнены поставщиком в полном объеме. Обязательства по оплате поставленной электроэнергии на сумму 2 108 508 рублей 66 копеек были исполнены заказчиком, что подтверждено платежными поручениями, имеющимися в деле.
23 июля 2019 года заказчиком был осуществлен последний платеж на сумму 279319 рублей 32 копейки. Поставка электроэнергии после 30 июня 2019 года указанным контрактом не предусмотрена.
В соответствии со статьей 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном казначействе», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также ведение реестров контрактов, заключенных заказчиками, является Федеральное казначейство.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 103 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в реестр контрактов включаются документы и информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта).
Частью 3 названной статьи Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Должностным лицом управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Министерства экономического развития Саратовской области установлено, что информация об исполнении контракта №, с учетом осуществленного 23 июля 2019 года последнего платежа, должна была поступить в Федеральное казначейство не позднее 30 июля 2019 года.
Фактически указанная информация поступила в орган, уполномоченный на ведение реестров контрактов, 28 октября 2019 года.
Из материалов дела также следует, что постановлением главы Энгельсского муниципального района Саратовской области № 3231 от 17 июля 2019 года был расторгнут трудовой договор с директором МКУ «Энгельсская недвижимость». Пунктом 3 данного постановления исполнение обязанностей директора Учреждения на период до заключения трудового договора с основным работником было возложено на старшего экономиста Учреждения ФИО1 с 22 июля 2019 года.
25 июля 2019 года ФИО1 были сданы документы в ГАУ СО «МФЦ» для внесений сведений в ЕГРЮЛ о лице (руководителе), имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Как указано в расписке приема документов, датой регистрации указанных изменений является 05 августа 2019 года.
Постановлением главы Энгельсского муниципального района Саратовской области № 3482 от 02 августа 2019 года директором МКУ «Энгельсская недвижимость» назначен ФИО
Возбуждая дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, и признавая ФИО1 виновной в его совершении, должностное лицо контрольно-надзорного органа исходило из того, что информация и документы, формируемые заказчиком для включения в реестр контрактов, подписываются электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Установленный порядок получения заказчиками электронной подписи для направления информации в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов (Федеральное казначейство) не предусматривает необходимости предоставления заказчиком документов, свидетельствующих о внесении изменений в ЕГРЮЛ, в том числе и в случае изменения единоличного исполнительного органа (директора) Учреждения. При условии своевременного (22 июля 2019 года) обращения ФИО1 в удостоверяющий центр Федерального казначейства в целях получения сертификата ключа проверки электронной подписи, указанный сертификат в соответствии с положениями Регламента мог быть получен ФИО1 30 июля 2019 года, и тем самым она имела бы возможность своевременно направить информацию об исполнении контракта в реестр контрактов. Однако фактически ФИО1 не обращалась в удостоверяющий центр с таким заявлением.
Аналогичным образом описаны действия ФИО1 и в решении вышестоящего должностного лица, вынесенном 24 января 2020 года по жалобе на постановление.
С выводами должностных лиц, рассмотревших дело об административном правонарушении и жалобу ФИО1 на постановление, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Приказом Казначейства России от 30 декабря 2015 года № 27н, в соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона № 44-ФЗ утвержден Порядок регистрации в единой информационной системе в сфере закупок.Главой IV названного Порядка «регистрация в единой информационной системе уполномоченных лиц организаций, включенных в Сводный реестр» предусмотрено, что в единой информационной системе используются следующие полномочия уполномоченных лиц организации, включенной в Сводный реестр: «руководитель организации (лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица)»; «администратор организации»; «лицо, уполномоченное на размещение информации и документов»; «лицо, имеющее право подписи документов от имени организации» (пункт 4.1).
Руководитель организации (лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица), зарегистрированной в единой информационной системе, сведения о котором включены в Сводный реестр, заполняет в единой информационной системе, доступ к которой осуществляется с применением квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, форму регистрации администратора организации. Форма для регистрации администратора организации подписывается электронной подписью руководителя организации (пункт 4.2).
После регистрации в единой информационной системе администратор организации получает доступ в единую информационную систему и заполняет формы регистрации иных уполномоченных лиц организации (пункт 4.4).
Изменение регистрационных данных уполномоченных лиц организации осуществляется руководителем организации (лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица) или администратором организации в порядке, аналогичном порядку регистрации уполномоченных лиц организации (пункт 4.6).
Ответственным за предоставление информации об уполномоченных лицах организации при их регистрации в единой информационной системе является руководитель организации (лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица) (пункт 4.7).
Главой V названного Порядка установлен порядок регистрации в единой информационной системе юридических лиц и их представителей.
Пунктом 5.1 Порядка предусмотрено, что представителями юридического лица в целях настоящего Порядка выступают:
- лицо с полномочием в единой системе идентификации и аутентификации «Администратор организации», указанное в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, и организующее деятельность лиц, уполномоченных действовать в единой информационной системе;
- лицо с полномочием в единой системе идентификации и аутентификации «Дополнительный администратор», организующее деятельность лиц, уполномоченных действовать в единой информационной системе от имени юридического лица наряду с Администратором;
- лица с полномочием в единой системе идентификации и аутентификации «Уполномоченный специалист», выполняющие определенные Администратором, Дополнительным администратором функции по размещению информации и документов в единой информационной системе в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и Федеральным законом № 223-ФЗ.
Изменение регистрационных данных юридического лица, представителей юридического лица осуществляется Администратором, Дополнительным администратором в порядке, аналогичном порядку регистрации юридических лиц (пункт 5.15).
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 31 октября 2014 года № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» предусмотренные настоящими Правилами формирование информации и документов, а также обмен информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 29 декабря 2014 года № 173н утвержден Порядок формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки
Пунктом 4 данного Порядка в частности предусмотрено, что информация должна быть направлена в Федеральное казначейство из информационной системы, используемой заказчиком в целях формирования информации, подлежащей включению в реестр договоров.
Обеспечение Федеральным казначейством соответствия формируемой информации сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) осуществляется посредством использования информации, предоставляемой в установленном порядке Федеральному казначейству из указанных реестров.
Информация о полном и сокращенном (при наличии) наименованиях заказчика, организационно-правовой форме, а также коде причины и дате постановки на учет в налоговом органе, идентификационном номере налогоплательщика заказчика формируется в информационной системе автоматически после указания идентификационного кода заказчика и соответствует сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (пункт 14).
По итогам проверки Федеральным казначейством информации и документов Федеральное казначейство в сроки, предусмотренные Правилами ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, направляет заказчику извещение о внесении (обновлении) реестровой записи в реестр договоров с указанием присвоенного уникального номера реестровой записи в реестре договоров или протокол, содержащий основания, по которым информация и документы не включены в реестр договоров, с указанием перечня выявленных несоответствий (пункт 12).
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2015 года № 1414 «О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок», доступ к единой информационной системе предоставляется субъектам единой информационной системы после прохождения процедур регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в единой информационной системе.
Федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» должна обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в единой системе идентификации и аутентификации к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах (пункт 1 Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 № 977).
Единая система идентификации и аутентификации должна обеспечивать осуществление основных функций, в том числе: а) идентификацию участников информационного взаимодействия - сравнение идентификатора, вводимого участником информационного взаимодействия в любую из информационных систем, с идентификатором этого участника, содержащимся в соответствующем базовом государственном информационном ресурсе, определяемом Правительством Российской Федерации; б) аутентификацию участников информационного взаимодействия - проверка принадлежности участнику информационного взаимодействия введенного им идентификатора, а также подтверждение подлинности идентификатора; в) авторизацию участников информационного взаимодействия - подтверждение наличия у участника информационного взаимодействия прав на получение доступа к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (пункт 5 Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 № 977).
Таким образом, не всякое лицо, получившее по заявлению сертификат ключа проверки электронной подписи, имеет возможность с помощью информационной системы ЕИС направлять в Федеральное казначейство от имени организации сведения и вносить их в реестр контрактов. Как следует из положений приведенных выше норм, такими полномочиями обладают только уполномоченные лица организации, зарегистрированные в единой информационной системе в установленном порядке, в настоящем случае в порядке, определенном приказом Казначейства России от 30 декабря 2015 года № 27н.
При этом в соответствии с данным приказом представителями юридического лица в целях формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством выступает лицо с полномочием в единой системе идентификации и аутентификации «Администратор организации», указанное в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, и организующее деятельность лиц, уполномоченных действовать в единой информационной системе.
Именно данное лицо (указанное в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации) наделяет затем соответствующими полномочиями также иных лиц (Дополнительного администратора, «Уполномоченного специалиста») на осуществление функций по размещению информации и документов в единой информационной системе.
При производстве по настоящему делу ФИО1 последовательно указывалось на то, что она не является ни лицом, указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, ни иным уполномоченным лицом организации, зарегистрированным в ЕИС для цели обмена информацией и документами между заказчиком МКУ «Энгельсская недвижимость» и Федеральным казначейством.
Позиция ФИО1 о не признании своей вины также заявлялась и при рассмотрении жалобы на постановление. Однако в решении вышестоящего должностного лица от 24 января 2020 года событие вмененного ФИО1 административного правонарушения описано аналогично тому, как оно отражено в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении.
Указанным доводам ФИО1 не было дано должной оценки. Выводы должностного лица, изложенные в обжалуемом постановлении, относительно того, что с получением сертификата ключа проверки электронной подписи ФИО1 имела бы возможность своевременно направить информацию об исполнении контракта в реестр контрактов, нахожу ошибочными, противоречащими положениям приведенных выше норм.
При этом не было проверено то, приняло бы Федеральное казначейство такую информацию от ФИО1 и внесло бы предоставленные ею сведения в соответствующий реестр. Именно на данное обстоятельство, как исключающее ее вину, ФИО1 и ссылалась.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что вина ФИО1 в несвоевременном направлении в Федеральное казначейство информации об исполнении заказчиком МКУ «Энгельсская недвижимость» контракта на поставку электроэнергии, не доказана в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 30.9 КоАп РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Согласно части 3 статьи 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 настоящего Кодекса.
Таким образом, отсутствие в жалобе ФИО1 требования об отмене вынесенного по ее жалобе решения вышестоящего должностного лица не препятствует принятию по настоящему делу решения, так как в силу статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. Отсутствие вины, как элемента состава административного правонарушения, исключает производство по делу и в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении, а также решения вышестоящего должностного лица, оставившего данное постановление без изменения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление начальника отдела административного производства управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Министерства экономического развития Саратовской области № 468/5-19-м от 23 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении ФИО1, а также решение начальника управления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Министерства экономического развития Саратовской области № 468/8-19-м от 24 января 2020 года, вынесенное по жалобе на постановление, отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения его копии в Саратовский областной суд.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>