Дело №2-1530/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Чащине С.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.А.В. к КГБУ «Емельяновское лесничество» о признании решения незаконным, возложении обязанности принять заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, рассмотреть заявление и подготовить проект договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд,
У С Т А Н О В И Л;
К.А.В. обратился в суд с иском к КГБУ «Емельяновское лесничество» о признании решения незаконным, возложении обязанности принять заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений, рассмотреть заявление и подготовить проект договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ год обратился в КГБУ «Емельяновское лесничество» с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Основанием для обращения заявления послужило строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенным в <адрес>ФИО1 края. ДД.ММ.ГГГГ данное заявление было возвращено в связи с отсутствием прописки истца в <адрес>ФИО1 края. При этом указано на то, что если истец проживает за пределами <адрес>, то необходимо представить справку о не заключении договора купли-продажи лесных насаждений в лесничестве по месту регистрации, а также разрешение на строительство жилого дома. Считает указанное решение ответчика незаконным, поскольку оно подлежало рассмотрению в течение 5 рабочих дней с даты его регистрации. При этом земельный участок истца имеет вид разрешенного использования: для ведения садоводства, и в силу прямого указания закона на данном земельном участке разрешено строительство жилого дома, не требующее в соответствии с п.1 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ получения соответствующего разрешения. Отказ в принятии заявления по причине отсутствия прописки на территории <адрес>ФИО1 края нарушает права и законные интересы истца гарантированные Конституцией РФ. Просит признать незаконным решение – уведомление КГБУ «Емельяновское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления К.А.В.; обязать КГБУ «Емельяновское лесничество» принять заявление К.А.В. о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с необходимыми документами в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда; в течение 5 рабочих дней с даты его принятия рассмотреть заявление и при отсутствии оснований для возвращения заявления подготовить проект договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
В судебное заседание К.А.В. не явился, был извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представители КГБУ «Емельяновское лесничество» К.Т.А. (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), П.А.Т. (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что при обращении в КГБУ «Емельяновское лесничество» с заявлением о заключении договора купли-продажи, К.А.В. не представил доказательств, подтверждающих, что местом его постоянного жительства является <адрес>. Кроме того, К.А.В. не представил разрешение на строительство жилого дома.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 3, 4, 5 ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.
К заготовке гражданами древесины для собственных нужд не применяются части 1, 2 и 7 статьи 29 настоящего Кодекса.
Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГК.А.В. обратился к ответчику с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в котором просил предоставить для нужд строительства, отопления и хозяйственных построек древесину.
Договор купли-продажи не был заключен, отказ в заключении мотивирован отсутствием прописки истца в <адрес> Красноярского края. При этом указано на то, что если истец проживает за пределами <адрес>, то необходимо представить справку о не заключении договора купли-продажи лесных насаждений в лесничестве по месту регистрации, а также необходимо представить разрешение на строительство жилого дома.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ заготовка древесины является одним из видов использования лесов. Согласно ч. 1 ст. 30 названного Кодекса граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. В силу ч. 4 и 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.
Часть 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ предусматривает, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений" утверждены Порядок и Нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд. В соответствии с утвержденным Порядком, граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений. Предоставление лесных насаждений гражданам для собственных нужд производится организацией, осуществляющей управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, по нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 60-уг утвержден Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд согласно которому, для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, заявление в письменной форме подается гражданином по месту своего жительства в краевое государственное казенное учреждение в области лесных отношений (далее - уполномоченная организация), а для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - в орган местного самоуправления.
В заявлении о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность; наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений; требуемый объем древесины и ее качественные показатели.
В заявлении о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд указываются следующие сведения:
фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность;
наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;
требуемый объем древесины и ее качественные показатели;
дата и номер разрешения на строительство, орган, выдавший разрешение на строительство (если заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд подается гражданином с целью строительства жилого дома в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации) (указывается по инициативе гражданина);
(абзац введен Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 166-уг)
адрес земельного участка, кадастровый номер земельного участка, на котором предполагается осуществление строительства хозяйственных построек, ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек (если заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд подается гражданином с целью строительства хозяйственных построек, ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек) (указывается по инициативе гражданина).
Гражданин при предоставлении заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд вправе представить по собственной инициативе:
копию разрешения на строительство в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (если заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд подается гражданином с целью строительства жилого дома);
копии документов, подтверждающих право собственности (иное право, предусмотренное законодательством Российской Федерации) заявителя на земельный участок, на котором предполагается осуществление строительства хозяйственных построек, ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек (если заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд подается гражданином с целью строительства хозяйственных построек, ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек).
В случае если заявитель не представил по собственной инициативе копии документов, указанных в абзацах втором, третьем настоящего пункта, данные документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются уполномоченной организацией (органом местного самоуправления) в государственных органах, органах местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Заявление, указанное в пункте 4 настоящего Порядка, рассматривается уполномоченной организацией или органом местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты его регистрации.
По результатам рассмотрения уполномоченной организацией или органом местного самоуправления принимается решение о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд либо заявление возвращается гражданину при наличии следующих оснований:
превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений";
отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями;
непредставление копий документов, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Порядка, которым определено, что гражданин, обратившийся с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с целью строительства хозяйственных построек, ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек, прикладывает к указанному заявлению копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором предполагается осуществление строительства хозяйственных построек, ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек, если права на данный земельный участок не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частями 1, 2, 4 и 5 статьи 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 2 статьи 68.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.
Понятие лесничества (лесопарка) дано в статье 23 Лесного кодекса РФ как основной территориальной единицы управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Таким образом, Порядок заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденный Указом Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 60-уг на основании части 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ, предусматривает, что в заявлении о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд гражданин указывает, в частности наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю-продажу лесных насаждений.
Согласно пункта 13 Правил гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в органы, указанные в пункте 3 Правил, заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в котором указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность;
б) наименование лесничества (лесопарка), в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений;
в) требуемый объем древесины и ее качественные показатели.
В силу пункта 14 Правил заявление, указанное в пункте 13 настоящих Правил, рассматривается органами, указанными в пункте 3 настоящих Правил, в течение 15 календарных дней с даты его получения. По результатам рассмотрения выносится решение о подготовке проекта договора либо заявление возвращается гражданину на следующих основаниях:
а) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законом субъекта Российской Федерации, в границах территории которого расположено лесничество (лесопарк);
б) отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями.
Пункт 13 Правил не предусматривает представление гражданами дополнительных документов, а приведенный в пункте 14 Правил перечень оснований возвращения заявления является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения дачного хозяйства, выдача разрешения на строительство не требуется.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что решение КГБУ "Емельяновское лесничество" о возврате заявления К.А.В. о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд является незаконным и нарушает права и интересы истца, поскольку разрешение на строительство жилого дома с хозяйственными постройками на принадлежащем К.А.В. земельном участке, относящимся к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения садоводства, не требуется в соответствии с п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а потому позиция ответчика, выраженная представителем данного учреждения, не соответствует нормам действующего законодательства РФ.
В связи с этим, суд признает несостоятельными доводы о том, что К.А.В. для разрешения вопроса о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд обязан был предоставить разрешение на строительство, поскольку данные доводы противоречат нормам закона, из которых следует, что собственник земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения садоводства, вправе осуществить строительство жилого дома с хозяйственными постройками без получения разрешения на такое строительство.
Согласно п.3 Правил, для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, заявление в письменной форме подается гражданином по месту своего жительства в краевое государственное казенное учреждение в области лесных отношений (далее - уполномоченная организация), а для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - в орган местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что К.А.В. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по Красноярскому краю в <адрес>.
При этом, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГК.А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенным в <адрес> Красноярского края.
В ходе судебного разбирательства К.А.В. пояснял, что ведет строительство дома на вышеуказанном земельном участке, иного жилья не имеет.
Таким образом, судом установлено, что К.А.В. обратился в КГБУ «Емельяновское лесничество» по месту своего жительства с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Доказательств иного, суду не представлено.
Кроме того, удовлетворяя заявление К.А.В., суд исходил из того, что ни Гражданский кодекс РФ, ни нормы Лесного кодекса Российской Федерации, ни Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ N 318 не предусматривают ограничения для граждан, заинтересованных в заготовке древесины для собственных нужд, в реализации данного права только по месту жительства. КГБУ «Емельяновское лесничество» не наделено полномочиями ограничивать граждан, постоянно или преимущественно не проживающих на территории <адрес>, в праве заключать договоры купли-продажи лесных насаждений в целях заготовки ими древесины для собственных нужд в пределах утвержденных нормативов. Иной подход противоречил бы Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что местом жительства К.А.В. является не <адрес>ФИО1 края; учитывая, что собственник земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: для ведения садоводства, вправе осуществить строительство жилого дома с хозяйственными постройками без получения разрешения на строительство, суд полагает возможным согласиться с заявленными требованиями, признав незаконным решение КГБУ «Емельяновское лесничество» о возврате заявления К.А.В. о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, выраженное в уведомлении N 131 от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд считает возложить на КГБУ «Емельяновское лесничество» обязанность рассмотреть заявление К.А.В. о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в течение 5 рабочих дней с момента его принятия.
Согласно нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, утвержденных Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 21-5820, норматив заготовки древесины гражданами для строительства жилых домов на семью или одиноко проживающих граждан составляет 175 куб.м. раз в 25 лет, для строительства хозяйственных построек 25 куб. м. один раз в 25 лет.
Согласно ч.4 ст. 30 ЛК РФ граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о возложении на КГБУ «Емельяновское лесничество» обязанности принять решение по заявлению К.А.В. о подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд либо вернуть заявление К.А.В. в случае превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным Законом Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 21-5820 "О заготовке древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений"; отсутствие в указанном заявителем лесничестве (лесопарке) лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями; непредставление копий документов, предусмотренных пунктом 5.1 настоящего Порядка, которым определено, что гражданин, обратившийся с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с целью строительства хозяйственных построек, ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек, прикладывает к указанному заявлению копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором предполагается осуществление строительства хозяйственных построек, ремонта жилого дома и (или) хозяйственных построек, если права на данный земельный участок не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение КГБУ «Емельяновское лесничество» о возврате заявления К.А.В. о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, выраженное в уведомлении N 131 от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на КГБУ «Емельяновское лесничество» обязанность рассмотреть заявление К.А.В. о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в течение 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда и при отсутствии оснований для возвращения заявления подготовить проект договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева