Дело № 2-1620/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2014 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Буренковой М.В., с участием представителя ответчика Федерального казенного учреждения Объединение исправительных колоний № - ФИО6, представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> – ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Федеральному казенному учреждению Объединение исправительных колоний № и Управлению Пенсионного фонда РФ в Емельяновском районе о возврате невыплаченных средств, восстановлении пенсии по возрасту и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Объединение исправительных колоний № (далее - ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю) и к Управлению Пенсионного фонда РФ в Емельяновском районе (далее – УПФ), в котором просит обязать УПФ вернуть недоплаченные деньги с января 2013 года по настоящее время в сумме 11 160 рублей, восстановить пенсию по возрасту и взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей (л.д. 3, 4-6, 22).
В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была установлена пенсия по возрасту в размере 4 615 рублей; за период по 2012 года размер пенсии увеличился до 5510 рублей; ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была присвоена третья группа инвалидности; на следующий день его вызвали в соцзащиту и пояснили, что необходимо отвезти документы об инвалидности в УПФ; при этом начальник соцзащиты собственноручно заполнила бланки, он же, ФИО9, поставил ее известность о том, что желает получать пенсию по возрасту; после этого, ему стала приходить пенсия в меньшем размере, то есть вместо 5510 рублей – 5174 рубля; в июле ФИО9 выдали справку УПФ о выплаченных суммах пенсии, из которой было видно, что базовая часть пенсии выплачивается по стажу и по возрасту, а доплаты – по инвалидности; работник соцзащиты пояснила, что для возврата пенсии по возрасту необходимо отказаться от пенсии по инвалидности. По мнению истца, ответчики незаконно без его согласия изменили один вид пенсии – по возрасту на другой – по инвалидности.
В судебное заседание осужденный, отбывающий наказание в ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю, не вызывался, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской от 19 июня 2014 года (л.д. 34); раннее осужденному в письменной форме разъяснены были права и обязанности, в том числе право довести до суда свою позицию по данному делу путем привлечения к участию в деле представителей, а также путем направления в адрес суда своих объяснений в письменной форме, представления доказательств в подтверждение своих требований или возражений (л.д. 1, 24).
Заявитель своим правом направить в суд представителя для защиты интересов, представить дополнительные объяснения, доказательства, не воспользовался, хотя ему была предоставлена реальная возможность изложить свою позицию относительно всех аспектов дела и довести ее до сведения суда, что является конституционно значимым для осуществления гарантии права осужденного на судебную защиту, в связи с чем суд нашел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие осужденного в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО6 в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для удовлетворения и на доводы ответчика УПФ.
Представитель УПФ ФИО5 также просила в удовлетворении искового заявления отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, где указано, что ФИО2 в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является получателем трудовой пенсии по старости с 18 июля 2008 года; в течение 2013 года увеличение пенсии производилось дважды с 01 февраля 2013 года в 1,066 раза и 01 апреля 2013 года в 1,033 раза; при этом размер пенсии, установленный на декабрь 2012 года, увеличился на соответствующие индексы роста цен (3489,24 х 1,066 х 1,033 = 3 842, 27 рублей); уменьшения пенсии не производилось; помимо этого, истец с 1 января 2010 года является получателем федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со ст. 12.1; в целях доведения общей суммы материального обеспечения до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» с 01 августа 2010 года истцу продлена была федеральная социальная доплата к пенсии по прибывшему делу из Иркутской области; в соответствии с Законом Красноярского края от 10 ноября 2011 года № 13-6333 «О внесении изменений в статью 1 Закона края «О величине прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае» на 2012 год величина прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии составляет 5510 рублей; в соответствии с Законом Красноярского края от 11 октября 2012 года № 3-539 «О внесении изменений в статью 1 Закона края «О величине прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае» на 2013 год величина прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии составляет 5 795 рублей; федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания; согласно ст. 22 Закона от 24 июля 2009 года от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ определено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих выплат: 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно); размер пенсии в ноябре 2012 года составлял 3 489,24+дополнительные меры социальной поддержки 128,17 +ФСД 189,59 = 5 510 рублей; 19 декабря 2012 года представитель по доверенности № 19 от 09 июля 2012 года ФИО7, действующая в интересах осужденного ФИО2, обратилась в Управление с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты; с 19 декабря 2012 года истцу назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) по инвалидности 3 группы в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» в Российской Федерации»; размер пенсии в декабре 2012 года составлял 3 489,24 + ЕДВ 309.8 + дополнительные меры социальной поддержки 128.7 + ФСД 1 892.59 = 5 819,8 рублей (переплата 309.89); в связи с этим 01 января 2013 года произведен перерасчет федеральной социальной доплаты к пенсии и размер ФСД стал составлять 636,27 рублей; в январе 2013 года размер пенсии составлял 3489,24 + ЕДВ 738.97 + стоимость набора социальных услуг 795,88 + ФСД 636.27 + дополнительные меры социальной поддержки 134.64 = 5 795 рублей; на 01 июня 2013 года размер пенсии составляет 3 842, 27 рублей + размер ЕДВ 779.62 рубля (включая стоимость набора социальных услуг 839.65 рублей) = 5461,54 + ФСД к пенсии до величины прожиточного минимума (5795 рублей) 333,46 рублей; согласно Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 201 года № 353н, заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), заявление о представлении набора социальных услуг (социальной услуги) или заявление о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) или заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с января года, следующего за годом подачи соответствующего заявления; представителем по доверенности ФИО8, действующей в интересах осужденного ФИО2 17 сентября 2013 года в УПФР в Емельяновском районе подано заявление об отказе от получения набора социальных услуг (л.д. 25-26).
Выслушав объяснения представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно п. 2 статья 3 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В статье 5 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перечислены все виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальная пенсия.
Согласно п. 3 статьи 5 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте 5 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона; согласно п. 4 статьи 5 пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпунктах 2-6 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ установлены следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости, 2) трудовая пенсия по инвалидности, 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Статья 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ предусматривает, что гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
Глава IV Федерального закона «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ устанавливает размеры трудовых пенсий.
Согласно ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Правила обращения за пенсией, перевода с одного вида пенсии на другой устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 года № 30 «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,…
Согласно п. 7 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ перевод с одного вида трудовой пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой со всеми необходимыми документами.
Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусматривает возможность предоставления пенсионерам – инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и социальной доплаты к пенсии – предоставление гражданину денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме до величины прожиточного минимума пенсионера.
В соответствии с Законом Красноярского края от 10 ноября 2011 года № 13-6333 «О внесении изменений в статью 1 Закона края «О величине прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае» на 2012 год величина прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии составляет 5510 рублей.
В соответствии с Законом Красноярского края от 11 октября 2012 года № 3-539 «О внесении изменений в статью 1 Закона края «О величине прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае» на 2013 год величина прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии составляет 5 795 рублей.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания;
Согласно ст. 22 Закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ) определено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих выплат: 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов РФ в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Согласно Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 201 года № 353н, заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), заявление о представлении набора социальных услуг (социальной услуги) или заявление о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) или заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с января года, следующего за годом подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 13-ФЗ; с 1 января 2010 года он являлся получателем федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; с 19 декабря 2012 года ФИО2 назначена была ежемесячная денежная выплата (ДВ) по инвалидности 3 группы в соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; в 2013 году ФИО2 пользовался набором социальных услуг в сумме 795, 88 рулей; 17 сентября 2013 года от ФИО8, действующей по доверенности в интересах ФИО2 в УПФР в Емельяновском районе поступило заявление об отказе от получения набора социальных услуг и с 01 января 2014 года ФИО2 получает денежную компенсацию за набор социальных услуг, то есть ЕДВ в полном объеме; все причитающиеся ФИО2 доплаты к пенсии и сама пенсия выплачены были в полном объеме, что подтверждается справками УПФ (л.д. 11, 13, 14, 15, 16, 17, 28, 29, 30, 31, 32).
Таким образом, в судебном заседании не нашли подтверждение доводы истца о том, что ему изменен был один вид пенсии – трудовая пенсия по старости на другой вид - трудовую пенсию по инвалидности и что истцу не были выплачены какие-либо причитающиеся ему доплаты к пенсии.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Федеральному казенному учреждению Объединение исправительных колоний № и Управлению Пенсионного фонда РФ в Емельяновском районе о возврате невыплаченных средств, восстановлении пенсии по возрасту и взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: