НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Элистинского городского суда (Республика Калмыкия) от 29.07.2020 № 2-1523/20

Дело № 2-1523/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2020 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Буджаевой С.А.,

при секретаре Сангаевой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению публичного акционерного общества «Сбербанк России» к ФИО3 о взыскании неосновательного обогащения,

у с т а н о в и л:

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» обратилось в суд с иском к ФИО3 о взыскании излишне полученной ею пенсии за период с июля 2017 года по апрель 2018 года в размере 95 704,80 рублей.

В обоснование заявленных требований указывает, что 11 марта 2014 года между публичным акционерным обществом «Сбербанк России» (далее – ПАО «Сбербанк России», Банк) и Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России, Министерство) заключено Соглашение о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам Министерства и членам их семей, по условиям которого Банк обязался обеспечивать перечисление денежных средств, предназначенных для пенсионных выплат их получателям в пределах сумм, указанных в платежных поручениях МВД России. Ответчик ФИО4 (ранее ФИО6) И.В. являлась получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемой Министерством внутренних дел по Республике Калмыкия ежемесячно на срок с 01.09.2015г. по 30.06.2017г. на основании Разрешения на выплату пенсии серии <данные изъяты> от 16.09.2015г. Во исполнение Соглашения Банком ежемесячно производилось зачисление денежных средств на счет ФИО3 в размере, установленном в Разрешении, а также списка №14/1207 от 01.02.2017г. Однако в результате программной ошибки (утрата срока окончания выплаты) по истечении срока, установленного ответчику для получения пенсии, выплаты не были прекращены, в связи с чем ФИО3 в период с июля 2017 года по апрель 2018 года излишне было перечислено 95 704,80 руб. Для урегулирования задолженности в бюджет, возникшей по причине технической ошибки, денежные средства в размере 95 704,80 руб. Банком 24 декабря 2018 года были возвращены в бюджет.

Ссылаясь на положения ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит взыскать с ответчика ФИО3 в пользу Банка денежные средства в размере 95 704,80 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 071,14 рублей.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик ФИО3 ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на совершение истцом технической ошибки и отсутствие с ее стороны недобросовестности. Указала, что все необходимые документы при решении вопроса о назначении пенсии ею были предоставлены и известны как Банку, так и пенсионному органу МВД по Республике Калмыкия. Полагала, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку надлежащим ответчиком по делу является производитель программного обеспечения.

Представитель третьего лица - МВД по Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменный отзыв на исковое заявление, в котором полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Суд счел возможным в силу ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с назначением и выплатой гражданам пенсий, в том числе пенсии по случаю потери кормильца.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и иных категорий лиц регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (название закона приводится в редакции, действовавшей на момент назначения МВД по Республике Калмыкия ФИО7 пенсии по случаю потери кормильца) (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Частью 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Исходя из содержания статьи 50 и части 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I работа по пенсионному обеспечению лиц, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и членов их семей осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения. Названные лица обращаются с заявлениями о назначении пенсий в пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

В силу части 12 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

Споры по вопросам назначения и выплаты пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и пособий разрешаются, в частности, вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 65 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

На момент возникновения спорных правоотношений порядок организации работы по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и членов их семей регулировался Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 г. N 418. В настоящее время действует Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденная приказом МВД России от 9 января 2018 г. N 7.

Названными нормативными актами МВД России на органы пенсионного обеспечения МВД России возложена обязанность, в том числе по контролю за правильностью и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций публичным акционерным обществом "Сбербанк России" или иным банком, определенным Правительством Российской Федерации для осуществления указанных выплат; по ведению учета пенсионных дел и персонального учета пенсионеров МВД России; по взаимодействию по вопросам пенсионной работы и предоставления мер социальной поддержки с федеральными органами исполнительной власти либо федеральными государственными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу (военную службу), отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, органами социальной защиты населения; по проведению полной инвентаризации пенсионных дел один раз в три года.

Из приведенных нормативных положений следует, что назначение и выплата пенсии по случаю потери кормильца производится территориальным органом МВД России, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление о назначении пенсии по случаю потери кормильца со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов в порядке межведомственного информационного взаимодействия, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных в порядке межведомственного информационного обмена документов.

В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение пенсии по случаю потери кормильца, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма пенсии подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

Как установлено судом, 11 марта 2014 года между МВД России и ПАО «Сбербанк России» заключено Соглашение о порядке выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам Министерства внутренних дел Российской Федерации и членам их семей.

Предметом указанного Соглашения является проведение его сторонами мероприятий по обеспечению выплаты пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат (далее – пенсионные выплаты), назначенных военнослужащим, уволенным из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лицам рядового и начальствующего состава, уволенным из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также членам их семей (далее – получатели), предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими пенсионные выплаты.

По условиями данного Соглашения МВД России обязуется осуществлять перечисление в установленном порядке средств федерального бюджета со своего лицевого счета Сбербанку России в соответствии с заявкой на денежные средства, необходимые для обеспечения пенсионных выплат получателям, представленной Сбербанком России (пункт 2.1.1 Соглашения); обеспечить представление пенсионными органами МВД по республикам, ГУ МВД, УМВД России по иным субъектам Российской Федерации (далее – пенсионные органы) в центры сопровождения клиентских операций Сбербанка России (далее – ЦСКО) или в подразделения Сбербанка России, уполномоченные на прием/выдачу документов по пенсионным выплатам от пенсионных органов, расположенных в субъектах Российской Федерации (далее – уполномоченные подразделения), разрешений на выплату пенсий, распоряжений на ежемесячные и единовременные выплаты, распоряжений на выплату пособий, компенсаций и иных выплат, распоряжений на изменение данных получателя пенсионных выплат и способа получения выплат (пункт 2.1.2 Соглашения). При этом в разрешениях на выплату пенсий указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения получателя пенсионных выплат и порядок выплаты пенсии (на счет по вкладу или счет банковской карты (далее – счет) получателя в банке либо через организации федеральной почтовой связи) (пункт 2.1.2.1 Соглашения).

Сбербанк России в свою очередь по условиям данного Соглашения обязался вести персонифицированный учет назначенных получателям пенсионных выплат на основании документов, представляемых пенсионными органами в соответствии с п. 2.1.2 и п. 2.1.5 настоящего Соглашения (пункт 2.2.1 Соглашения); составлять и направлять в МВД России ежемесячно до 25 числа текущего месяца через организации федеральной почтовой связи либо курьерской службой Заявку на денежные средства, необходимые для осуществления пенсионных выплат на месяц, следующий за текущим (пункт 2.2.2 Соглашения); перечислять не позднее следующего рабочего дня после поступления на счет Сбербанк России денежных средств, предназначенных для пенсионных выплат получателям, необходимые суммы на счета территориальных банков Сбербанк России в пределах сумм, указанных в платежных поручениях МВД России (пункт 2.2.3 Соглашения); осуществлять изменения в лицевом счете данных о фамилии, имени, отчестве получателя, способе получения пенсионных выплат, номере счета получателя в другом коммерческом банке и реквизитах другого коммерческого банка на основании распоряжений пенсионных органов (пункт 2.2.15 Соглашения).

В соответствии с пунктом 3.9 Соглашения в представляемых пенсионным органом документах на выплату пенсии по случаю потери кормильца на детей в возрасте от 18 до 23 лет указывается срок выплаты пенсии. Сбербанк России не осуществляет прием справок из образовательных учреждений.

По окончании срока выплаты, указанного в документах, предоставленных пенсионным органом, Сбербанк России прекращает выплаты пенсии по случаю потери кормильца на детей в возрасте от 18 до 23 лет.

Приостановление, возобновление или прекращение выплат пенсии по случаю потери кормильца на детей в возрасте от 18 до 23 лет в течение срока, указанного в документах на выплату пенсии, и доплата неполученных сумм пенсионных выплат за весь период приостановления осуществляется по письменному указанию пенсионного органа.

Пенсионные выплаты, излишне полученные получателем, в том числе через другие коммерческие банки, могут быть им возвращены через ВСП Сбербанка России на основании письма-указания пенсионного органа, составленного по форме Приложения №6 к настоящему Соглашению наличными деньгами либо путем перечисления денежных средств со счета получателя, открытого им в Сбербанке России по его поручению (пункт 3.10 Соглашения).

Судом установлено, что в связи со смертью сотрудника органов внутренних дел ФИО1 его дочери – ФИО6, ДД.ММ.ГГ года рождения, с 01 сентября 2015 года назначена пенсия по случаю потери кормильца, выплата которой осуществлялась отделом пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения МВД по Республике Калмыкия на основании разрешения серии <данные изъяты> на выплату пенсии в Калмыцком отделении ПАО «Сбербанк России» №8579 в рамках заведенного пенсионного дела №08/2760 (л.д.22).

Согласно свидетельству о заключении брака, выданному отделом ЗАГС г.Элисты Управления ЗАГС Республики Калмыкия, 22 октября 2016 года заключен брак между ФИО2 и ФИО6 с присвоением супруге фамилии – ФИО4 (свидетельство серии <данные изъяты> от 22.10.2016г. ).

Письмом от 11 января 2017 года за исх.№08/2760 пенсионным органом МВД по РК сообщено в ПАО «Сбербанк России» о необходимости внести изменения в разрешение на выплату пенсии серии <данные изъяты>, выданное на имя ФИО6 в связи с переменой фамилии на ФИО4 (л.д.23).

Согласно Списку пенсионеров на выплату пенсий с 01 февраля 2017 года №14/1207, в указанном списке значилась как получатель пенсии ФИО6 (номер разрешения №<данные изъяты>), размер пенсии 9 570,48 руб., срок действия – до 30 июня 2017 года (л.д.24-69).

Вместе с тем согласно выписке по счету №<данные изъяты> ФИО7 перечислена пенсия за период с июля 2017 года по апрель 2018 года в размере 95 704,80 рублей (9 570,48 руб. Х 10 месяцев = 95 704,80 руб.), в связи с чем отделом военных пенсий УНО РФ СРБ Нижний Новгород был составлен акт от 24 декабря 2018 года об образовании дебиторской задолженности с указанием следующей причины: при осуществлении выплаты пенсии за декабрь 2016 года по пенсионному делу №08/2760 ФИО6 пенсия не была начислена по причине «Расхождение ФИО». До уточнения причины расхождения реквизитов получателя (впоследствии поступило письменное уведомление ведомства на смену фамилии с ФИО6 на ФИО4), данное пенсионное дело было переведено в статус «Недействующее». В результате данной операции в пенсионном деле «слетел» конечный срок выплаты. Сумма переплаты составила 95 704,80 рублей (л.д.79).

Письменным уведомлением пенсионного органа от 25 апреля 2018 года за исх.№08/2760 Банку сообщено о необходимости прекращения выплаты ФИО3 с 01 июля 2017 года в связи с достижением последней 23 лет (л.д.78).

В дальнейшем сумма переплаты ФИО3 в размере 95 704,80 рублей была возвращена Банком в федеральный бюджет мемориальными ордерами №№780698,780891 от 24 декабря 2018 года (л.д.80-82).

03 февраля 2020 года Отдел выплаты военных пенсий Управления военных пенсий и компенсаций Регионального центра сопровождения розничного бизнеса Нижний Новгород ПАО Сбербанк обратился в адрес ФИО3 с письмом, в котором уведомил о произошедшем техническом сбое в системе учета пенсионных выплат получателя силовых министерств и ведомств, в связи с чем в пенсионном деле ФИО3 «слетел» срок (30.06.2017г.) ограничения выплат. В результате сбоя на лицевой счет ФИО3, открытый в ПАО Сбербанк за период с июля 2017 года по апрель 2018 года (10 месяцев) были излишне перечислены средства в общей сумме 95 704,80 рублей (л.д.82).

15 мая 2018 года ФИО3 на имя начальника ЦФО МВД по Республике Калмыкия подписано обязательство вносить в доход федерального бюджета сумму переплаты за период с 01.07.2017г. по 30.04.2018г. в размере 95 704,80 рублей по 4 000 рублей ежемесячно, в связи с чем в тот же день, 15 мая 2018 года, начальником ЦФО МВД по РК составлены письма-указания в адрес ПАО Сбербанк России с просьбой принять денежные средства на сумму ранее излишне перечисленных выплат от ФИО3 по пенсионному делу №08/2760 за период с 01.07.2017г. по 30.04.2018г. в сумме 66 993,36 руб. и 28 711,44 руб.

До настоящего времени суммы переплаты добровольно ответчиком в Банк не возвращена, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Поскольку ФИО3 получены от ПАО «Сбербанк России» денежные средства в размере 95 704,80 рублей, что не оспаривается ответчиком в ее письменных возражениях, поэтому вопреки ее доводам именно она является надлежащим ответчиком по делу.

По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 ГК РФ) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу, помимо прочего, относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Счетной ошибкой следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), в то время как технические ошибки, в том числе технические ошибки, совершенные по вине работодателя, счетными не являются.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Судом установлено, что в соответствии с условиями заключенного с МВД России Соглашения от 11 марта 2014 года, а именно пункта 2.2.15 Соглашения, после получения письменного уведомления пенсионного органа МВД по Республике Калмыкия о смене ФИО6 фамилии на ФИО4 сотрудник ПАО «Сбербанк России» осуществил изменения в лицевом счете данных о фамилии ответчика, однако в результате данной операции в пенсионном деле ответчика «слетел» конечный срок выплаты, что повлекло переплату сумм пенсии по случаю потери кормильца за 10 месяцев за период с 01 июля 2017 года по 30 апреля 2018 года.

Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт технической ошибки, совершенной по вине сотрудника Банка, который внес сведения в программное обеспечение, и за которую ответчик ФИО3 не может и не должна нести ответственность.

Из буквального толкования вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что счетной ошибкой является ошибка, допущенная в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом - сложение, вычитание, деление, умножение), в то время как ошибки программного обеспечения (программные сбои), являются ошибками техническими, а не счетными.

Поэтому допущенная переплата сумм пенсии по случаю потери кормильца по причине допущенной Банком технической ошибки сама по себе достаточным основанием для взыскания выплаченной ответчику пенсии за спорный период служить не может.

Учитывая, что переплата образовалась вследствие технической ошибки - сбоя в программном обеспечении, которая не может быть квалифицирована как счетная ошибка, следовательно, по данному делу юридически значимым обстоятельством является установление недобросовестности в действиях ФИО3 при получении ею за период с июля 2017 года по апрель 2018 года сумм пенсии по случаю потери кормильца.

Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение указанных требований процессуального закона каких-либо доказательств, свидетельствующих о виновных и недобросовестных действиях ответчика, направленных на получение им излишних выплат пенсии истцом не представлено и в материалах дела не имеется.

Судом принимается во внимание, что доступ к электронной базе данных начисления пенсий в рамках Соглашения от 11 марта 2014 года имеется только у уполномоченных лиц Банка, в связи с чем ответственность за некорректное внесение сведений в электронную базу данных лежит на истце, что полностью исключает вину или умысел в произошедшем со стороны ответчика.

Подписанное ответчиком ФИО3 15 мая 2018 года в МВД по Республике Калмыкия обязательство внесения в доход федерального бюджета суммы переплаты 95 704,80 рублей по 4 000 рублей ежемесячно, что, по мнению Банка, свидетельствует о признании ответчиком своего долга, не могут служить безусловным основанием для взыскания излишне полученной суммы пенсии, поскольку частью 3 статьи 1109 ГК РФ предусмотрено взыскание неосновательного обогащения лишь при установлении только двух обстоятельств – наличие счетной ошибки и недобросовестность гражданина, что в рассматриваемом случае не нашло свое подтверждение в судебном заседании. Более того, указанное обязательство ответчиком было дано в досудебном порядке МВД по РК, а не Банку – истцу по настоящему делу.

Указанные обстоятельства в силу положений ч. 3 ст. 1109 ГК РФ исключают возможность взыскания с ответчика излишне выплаченных ей сумм пенсии в качестве неосновательного обогащения и судебных расходов по оплате госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований публичного акционерного общества «Сбербанк России» к ФИО3 о взыскании излишне полученной ею пенсии по случаю потери кормильца за период с июля 2017 года по апрель 2018 года в размере 95 704,80 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 3071,14 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Буджаева