Дело № 2а-147/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2018 года г.Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Буджаевой С.А.,
при секретаре Оконовой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Элисте к Богаевой Марине Николаевне о взыскании пени по страховым взносам,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Элисте (далее - ИФНС по г.Элисте) обратилась в суд с административным иском к Богаевой М.Н. о взыскании пени по страховым взносам. В обоснование заявленных требований указывает, что административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование. В связи с неуплатой задолженности налоговым органом в адрес ответчика направлено требование от 09.01.2017 года № 006S01170006091, в котором предлагалось уплатить пени по страховым взносам со сроком уплаты до 01 апреля 2017 года. Поскольку указанное требование до настоящего времени не исполнено в полном объеме, просит взыскать с административного ответчика пени по страховым взносам на общую сумму 6 831,04 рублей.
Представитель административного истца ИФНС по г.Элисте в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик Богаева М.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
В силу ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям Федерального закона от 3 июля 2016 г. №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 1 января 2017 г. на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
В спорный период вопросы начисления и взыскания страховых взносов, пени регулировался Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Закон №212-ФЗ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Богаева М.Н. в период с 22 апреля 2011 года по 21 октября 2015 года являлась индивидуальным предпринимателем.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате страховых взносов, ГУ-Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Элисте произведено начисление пени, в адрес Богаевой М.Н. 09 января 2017 года направлено требование № 006S01170006091 об уплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 6 831,04 рублей, предоставлен срок для добровольной уплаты до 01 апреля 2017 года.
В предоставленный для добровольного исполнения срок административный ответчик возложенную на него обязанность не исполнила.
Пенями признается установленная статьей 25 Закона №212-ФЗ денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из вышеперечисленных положений законодательства следует, что уплата пеней является дополнительной обязанностью плательщиков страховых взносов (помимо обязанности по уплате самих взносов). С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате взносов, то с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству; разграничение процедуры взыскания страховых взносов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от основного.
Таким образом, если срок взыскания задолженности по страховым взносам истек, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 29.01.2018г., признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (часть 2 указанной статьи).
Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию (часть 3 указанной статьи).
Как следует из представленного административным истцом расчета, предъявленные к взысканию пени начислены на недоимку по страховым взносам, которая возникла у Богаевой М.Н. до 1 января 2017 года, следовательно, в силу прямого указания закона признаются безнадежными к взысканию и списанию.
При таких данных налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте к Богаевой Марине Николаевне о взыскании пени по страховым взносам отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Буджаева