НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Элистинского городского суда (Республика Калмыкия) от 27.11.2018 № 12-304/18

Материал № 12-304/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Элиста 27 ноября 2018 года

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Согданова Е.Е., рассмотрев жалобу аудитора Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия Катиевой Р.С. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 17.10.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

17.10.2018 г. постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия главный бухгалтер Автономного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская стоматологическая поликлиника» (далее – АУ РК «Республиканская стоматологическая поликлиника) Базырова Н.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. На основании ст. 4.1.1 КоАП РФ назначенное наказание заменено на предупреждение.

Не согласившись с принятым решением, представитель Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия подал жалобу, в которой просит судебное постановление отменить в части замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение. В обосновании своих требований указывает, что ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ не предусматривает административное наказание в виде предупреждения. Замена штрафа на предупреждение работнику автономного учреждения Республики Калмыкия, не являющегося в силу федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является неправомерной. К субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия Бадмаева В.В. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.

Базырова Н.Л. возражала против удовлетворения жалобы.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу об отмене постановления по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 1 статьи 15.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с ч.2 ст. 264.1 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

В силу ч.1 ст. 13 Федерального закона №402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Как следует из материалов дела, главным бухгалтером АУ РК «Республиканская стоматологическая поликлиника» Базыровой Н.Л. допущено грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении строки 200 кода вида расходов (выбытия) 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» Отчета об обязательствах учреждений ф.0503738 по виду финансового обеспечения (деятельности) «Субсидия на иные цели» по графе 11 не менее чем на 10 процентов на сумму 155 450 руб. и составляет 33% от общей суммы по данной строке (76 500 руб.). Указанные нарушения повлекли несоответствие данных на 155 450 руб.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, мировым судьей, в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновное лицо и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Указанные фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 24-АП от 08.10.2018 г., копией баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130) на 01.01.2018 г.; копией отчета об обязательствах учреждения на 01.01.2018 г. ф.0503738 Субсидия на иные цели; копиями карточек по счетам 303.00 за 2017 г.; копией оборотно - сальдовой ведомости по счету 502.00 за 2017 г..; копией сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения ф.0503769; копией приказа АУ РК «Республиканская стоматологическая поликлиника» от 31.12.2016 г. №47 с копиями листов Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета АУ РК «Республиканская стоматологическая поликлиника»; должностной инструкцией главного бухгалтера АУ РК «Республиканская стоматологическая поликлиника»: копией трудового договора №13 от 25.02.2005 г., заключенного между работодателем и Базыровой Н.Л.; копией приказа о назначение Базыровой H.Л. на должность главного бухгалтера от 11.12.1989 г. № 107-л; копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе Базыровой Н.Л.

Рассмотрев дело по существу, мировой судья сделал вывод о виновности главного бухгалтера АУ РК «Республиканская стоматологическая поликлиника» Базыровой Н.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.11 КоАП РФ. При этом, назначая наказание применил положения ст.4.1.1 КоАП РФ, заменив административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Вместе с тем, привлекая главного бухгалтера АУ РК «Республиканская стоматологическая поликлиника» Базыровой Н.Л. к административной ответственности, мировой судья обязан был исходить из определенных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения административного наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ.

Санкция ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ не предусматривает возможность назначения наказания в виде предупреждения.

Согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

По смыслу указанных норм, лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушения, санкция которых не предусматривает наказание в виде предупреждения, может быть освобождено от наказания в виде административного штрафа с его заменой на предупреждение, если данное лицо относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, является его руководителем или работником.

Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Статьей 4.1 указанного Федерального закона предусмотрен реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Факт отнесения АУ РК «Республиканская стоматологическая поликлиника» к субъектом малого и среднего предпринимательства, включенных в соответствующий реестр, мировым судьей в ходе производства по делу об административном правонарушении не устанавливался.

Каких-либо доказательств того, что юридическое лицо отвечает критериям, установленным ч.1.1 ст. 4 Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, в деле не имеется, а потому выводы мирового судьи о применении в данном случае положений ст.4.1.1 КоАП РФ являются преждевременными.

Приведенные нарушения являются существенными, так как не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, обжалуемое постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия.

С учетом отмены постановления мирового судьи в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, суд не рассматривает доводы жалобы по существу.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Автономного учреждения Республики Калмыкия «Республиканская стоматологическая поликлиника» Базыровой Н.Л. отменить и возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия.

Судья Е.Е. Согданова