НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Элистинского городского суда (Республика Калмыкия) от 18.07.2017 № АП12-139/2017

Дело № АП 12-139/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

18 июля 2017 года г.Элиста

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Мучкинов М.Н., рассмотрев жалобу Бембеевой С.К. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Элистинского судебного района РК от 3 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении главного бухгалтера – руководителя группы поступления и расходования средств Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Элисте РК Бембеевой С.К.,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 3 мая 2017 года главный бухгалтер – руководитель группы поступления и расходования средств Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Элисте РК Бембеева С.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.11 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рулей, замененного на предупреждение.

Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи, Бембеева С.К. обратилась в Элистинский городской суд с жалобой, мотивировуя следующим.

Полагает, что дело об административном правонарушении возбуждено в отношении неё с нарушением сроков привлечения к административной ответственности по ст.15.11 КоАП РФ. Датой совершения правонарушения в протоколе об административном правонарушении является 28 января 2016 года. В действовавшей на момент совершения правонарушения редакции КоАП РФ санкция ст.15.11 не предусматривала административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, как указано в постановлении мирового судьи. Судом принят во внимание двухгодичный срок привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Считает, что возникшие правоотношения регулируются нормами Федерального закона «О бухгалтерском учете». Полагает, что искажение годовой бюджетной отчетности, стандарты составления которой установлены в соответствии с ч.3, 4 ст.21 Закона «О бухгалтерском учете», инструкцией Минфина России о порядке составления годовой, квартальной, месячной отчетности, влечет ответственность должностных лиц по ст.15.11 КоАП РФ со сроками давности привлечения к ответственности, установленными ч.1 ст.4.5 КоАП РФ до 10 апреля 2016 года для нарушений законодательства о налогах и сборах – 1 год, и с 10 апреля 2016 года для нарушений законодательства о бухгалтерском учете – 2 года. В то же время ответственность за нарушения бюджетного законодательства, в том числе за нарушение порядка представления бюджетной отчетности, установлена ст.ст.15.15.1-15.15.16 КоАП РФ.

Просит суд отменить постановление мирового судьи Элистинского судебного участка №3 Республики Калмыкия от 3 мая 2017 года, производства по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании Бембеева С.К. поддержала заявленные требования по доводам жалобы.

Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия ФИО1 в судебном заседании просила обжалуемое постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Представитель ГУ – Управления Пенсионного фонда в г.Элисте ФИО2 в судебном заседании не возражал против удовлетворения жалобы.

Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит постановление мирового судьи подлежащим отмене, а производство по делу – прекращению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (действовавшей на момент совершения правонарушения) грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет назначение административного наказания.

Согласно примечанию к данной статье под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на десять процентов, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на десять процентов.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проверки деятельности главного бухгалтера – руководителя группы учета поступления и расходования средств Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Элисте РК Бембеевой С.К., Управлением Федерального казначейства по РК обнаружены нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности за 2015 год. Так, при сопоставлении данных, отраженных в Справке о наличии использования средств государственных внебюджетных фондов РФ за 2015-2016 годы в УПФР в г.Элисте с данными оборотной ведомости по счету 21 за 2015 год установлены расхождения на конец 2015 года в сторону завышения на сумму 268 034 рубля 99 копеек. Данное нарушение повлекло искажение отчетных данных, отраженных в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в составе Баланса по состоянию на 1 января 2016 года на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации», по строке 2010 на конец года в сторону завышения на сумму 268 034 рубля 99 копеек.

Привлекая Бембееву С.К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья исходил из того, что срок давности привлечения Бембеевой С.К. к административной ответственности надлежит исчислять как за правонарушения, возникшие в сфере бюджетных правоотношений.

Бухгалтерский учет в силу статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обращения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующего учетную политику организаций, независимо от их организационно-правовых форм.

Объективную сторону правонарушения составляет искажение данных бухгалтерского учета, в том числе связанных с искажением сумм начисленных налогов и сборов, а также нарушение срока хранения учетных документов.

В силу подпункта 2 части 1 статьи 2 Федерального закона "О бухгалтерском учете" действие настоящего Федерального закона распространяется, в том числе, на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Согласно части 2 указанной статьи Закона настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Следовательно, частью 2 статьи 2 названного Федерального закона установлена обязательность его применения при ведении бюджетного учета и составлении бюджетной отчетности.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете" годовая (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. При этом в части 4 указанной статьи содержится специальная норма о том, что состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 1 названной инструкции главные распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами..., главные администраторы, администраторы доходов бюджетов,.. составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формам, согласно приложению к настоящей Инструкции.

Как следует из пункта 11.1 Инструкции 191н в состав форм бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета входит, в том числе, Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

В соответствии с пунктом 20 Инструкции N 191н Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (Справка в составе Баланса (ф. 0503130) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по следующим забалансовым счетам: счет 01 "Имущество, полученное в пользование".

Согласно пункту 10 Инструкции N 191н получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

Статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений.

Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется, в том числе, в предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что применительно к порядку представления бюджетной отчетности состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является специальным по отношению к составу административного правонарушения, содержащегося в статье 15.11 названного Кодекса.

Кроме того, введение одним законодательным актом в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях двухлетнего срока давности привлечения к административной ответственности за совершение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и в главу 15 названного Кодекса группы статей с 15.15.1 по 15.15.16, свидетельствует о введении специальных норм, предусматривающих ответственность за совершение конкретных нарушений бюджетного законодательства в целях усиления финансового контроля за участниками бюджетного процесса.

Более того, изменения в статью 15.11 КоАП РФ были внесены Федеральным законом №77-ФЗ от 30 марта 2016 года, вступившим в силу с 10 апреля 2016 года. Тем же законом внесены изменения в ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, предусматривающие установление специальных сроков давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учёте – 2 года. Указанные изменения не применяются к административному правонарушению Бембеевой С.К., совершённому 28 января 2016 года.

При таких обстоятельствах, вывод мирового судьи о том, что срок давности привлечения Бембеевой С.К. по предъявленному обвинению к административной ответственности по ст.15.11 КоАП РФ не истек, является неправильным.

Из содержания части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при совершении длящегося административного правонарушения сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные частью 1 указанной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Административное правонарушение, выразившееся в искажении отчетных данных по состоянию на 1 января 2016 года, не является длящимся и срок давности по нему в соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) составляет 1 год и начинает течь с момента его совершения.

Как видно из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Бембеевой С.К. дела об административном правонарушении, имели место уже 1 января 2016 года.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по настоящему делу истек 1 января 2017 года, то есть более чем за 4 месяца до составления протокола об административном правонарушении.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении приведенные выше требования закона были нарушены, поскольку данное дело было рассмотрено мировым судьей 3 мая 2017 года, то есть за пределами срока давности привлечения Бембеевой С.К. к административной ответственности, установленного положениями части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом этого постановление мирового судьи Элистинского судебного участка №3 Республики Калмыкия от 3 мая 2017 года, вынесенное в отношении Бембеевой С.К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь положениями ст.ст. 30.6- 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

жалобу Бембеевой С.К. удовлетворить.

постановление мирового судьи Элистинского судебного участка №3 Республики Калмыкия от 3 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.11 КоАП РФ, в отношении главного бухгалтера – руководителя группы поступления и расходования средств Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Элисте РК Бембеевой С.К., отменить.

Производство по делу прекратить в связи с истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Председательствующий М.Н. Мучкинов