НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Элистинского городского суда (Республика Калмыкия) от 11.04.2019 № 12-88/19

Дело № 12-88/2019

Р Е Ш Е Н И Е

11 апреля 2019 г. г. Элиста

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Карвенова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации по Республике Калмыкия на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 № 8/12-258-19-И от 11 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации по Республике Калмыкия,

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 № 8/12-258-19-И от 11 февраля 2019 г. Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее – ГУ-РОФСС по РК, региональное отделение, учреждение, работодатель) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному штрафу в размере 70 000 руб. (менее минимального размера, предусмотренного санкцией данной статьи).

Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в суд с жалобой, в которой просит суд признать постановление незаконным, отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Восстановить срок для подачи жалобы в связи с возвратом поданных ранее жалоб постановлениями суда от 19 февраля 2019 г. и 28 февраля 2019 г., ссылаясь на следующие обстоятельства.

15 февраля 2017 года в фойе 3 этажа административного здания ГУ РОФСС РФ по РК при влажной уборке кафельной глазированной плитки с работником ФИО произошел лёгкий несчастный случай.

Оспариваемым постановлением учреждению вменены следующие нарушения норм действующего трудового законодательства: ст. ст. 212, 225 ТК РФ, постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2013 г. № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Межгосударственный стандарт. Система обучения безопасности труда. Общие положения. ГОСТ 12.0.004-2015. Не прохождение ФИО обучения и проверки знаний по охране труда, не применение работодателем предупреждающего знака «мокрые полы» по ГОСТ Р12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения.

Согласно Протоколу проведения повторного инструктажа на рабочем месте и планового обучения по охране труда и технике безопасности в ГУ-РО ФСС РФ по РК ФИО прошла обучение по охране труда 24.10.2014 г., и трехлетний срок, установленный для специалистов, предусмотренный Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 г., не истек. Протокол прохождения обучения с подписями специалистов о прохождении обучения предоставлен в дополнительном расследовании. По отсутствию предупреждающего знака «мокрые полы» административная ответственность не предусмотрена.

Главный специалист ФИО принята на должность главного специалиста отдела информатизации регионального отделения. В её обязанности согласно должностной инструкции от 10.02.2010 г. входит работа по установке и настройке программного обеспечения баз данных регионального отделения. Таким образом, она является работником, относящимся к категории «специалист», которая подлежит обучению раз в три года.

В судебное заседание представители ГУ РОФСС РФ по РК и Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия не явились, извещены надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, материалы административного дела в отношении ГУ РО ФСС РФ по РК, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.

В силу ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 № 8/12-258-19-И от 11 февраля 2019 года ГУ РОФСС РФ по РК признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному штрафу в размере 70 000 руб.

Копию оспариваемого постановления за ГУ РОФСС РФ по РК 11 февраля 2019 г. получил представитель по доверенности ФИО2

Срок для подачи жалобы истекал 21 февраля 2019 г.

В установленный законом срок региональное отделение по электронной почте направило жалобу в Элистинский городской суд Республики Калмыкия. Определением от 19 февраля 2019 г. данная жалоба была возвращена заявителю. 27 февраля 2019 г. заявителем повторно подана жалоба на оспариваемое постановление. Определением суда от 28 февраля 2019 г. жалоба возвращена, сопроводительное письмо от 14.03.2019 г. исх. № 4971.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска срока для подачи жалобы и полагает необходимым ходатайство заявителя удовлетворить и восстановить ГУ РОФСС РФ по РК процессуальный срок для подачи жалобы на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 № 8/12-258-19-И от 11 февраля 2018 года.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Конституция РФ закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37). Данное конституционное положение конкретизируется в ТК РФ, который возлагает на работодателя обязанность обучения работников безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда и обеспечения проверки знаний требований охраны труда, а на работника - проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда; работодатель обязан не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку требований охраны труда (ст. ст. 212, 225 ТК РФ).

Абзац 3 ч. 1 ст. 76 ТК РФ закрепляет обязанность работодателя отстранить от работы работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

В соответствии с абз. 1 ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 и обязателен для исполнения, в частности, работниками организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работодателями - физическими лицами, а также работниками, заключившими трудовой договор с работодателем. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель (п. 1.7).

В силу п. 2.2.3 указанного Порядка форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.

В соответствии с п. 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29, обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.

В силу ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Согласно пункту 2.3.1. Постановления N 1/29 руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца в объеме своих должностных обязанностей, а далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Из указанного выше следует, что во всех организациях любой организационно-правовой формы за счет работодателя должно проводиться обучение по охране труда для всех работающих в организации независимо от занимаемой должности, а также для впервые поступающих на работу.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель.

Судом установлено, и следует из материалов административного дела в отношении ГУ РОФСС России по РК, представленных Государственной инспекцией труда в РК, что 15 февраля 2017 г. в фойе 3 этажа административного здания ГУ РОФСС РФ по РК при влажной уборке кафельной глазированной плитки с сотрудником учреждения – главным специалистом отдела информатизации ФИО произошел лёгкий несчастный случай (подвернула ногу на мокрой кафельной плитке после мытья полов в коридоре 3 этажа здания).

21 марта 2017 г. ФИО обратилась в Государственную инспекцию труда по РК с заявлением, в котором указала, что акт расследования несчастного случая работодателем не составлялся, расследование не проводилось.

27 декабря 2018 г. ФИО обратилась с заявлением через сервис Онлайнинспекция.рф в Управление государственного надзора в сфере труда и занятости об обжаловании действий ГИТ по РК, провести проверку изложенных фактов, возбудить административное производство в отношении ГУ-РО ФСС РФ по РК.

На основании распоряжения №8/12-74-19-И от 18.01.2019г. главным государственным инспектором (по охране труда) ФИО1 проведена внеплановая выездная проверка в ГУ-РО ФСС России по РК. По итогам проверки в части несоблюдения сроков проведения несчастного случая происшедшего с ФИО 15.02.2017 г. проведено дополнительное расследование несчастного случая с ФИО.

В отношении юридического и должностного лица вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ от 28.01.2019 г. в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

11 февраля 2019 г. главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия ФИО1 вынесено постановление № 8/12-258-19-И от 11 февраля 2019 г. которым ГУ РОФСС РФ по РК признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному штрафу в размере 70 000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 07.02.2017 г. N 335-ФЗ) срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Легкий несчастный случай на производстве произошел с ФИО 15 февраля 2017 г., в ГИТ России по РК она обратилась с заявлением 21 марта 2017 г., таким образом, с указанной даты начинает исчисляться годичный срок привлечения работодателя к административной ответственности, и оканчивается 21 марта 2018 г.

Следовательно, срок давности привлечения ГУ РО ФСС России по РК к административной ответственности на момент рассмотрения 11 февраля 2019 г. должностным лицом государственной инспекции труда дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, истек.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, обсуждаться не может.

Следовательно, постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда Республики Калмыкия № 8/12-258-19-И от 11 февраля 2019 года подлежит отмене с прекращением в отношении ГУ РО ФСС России по РК производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда Республики Калмыкия ФИО1 № 8/12-258-19-И от 11 февраля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации по Республике Калмыкия прекратить в соответствии с п.6 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности, жалобу Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования в Российской Федерации по Республике Калмыкия – удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья: Е.В. Карвенова