НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Элистинского городского суда (Республика Калмыкия) от 10.11.2021 № 2-3411/2021

Дело № 2-3411/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Элиста 10 ноября 2021 года

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Согдановой Е.Е.,

при секретаре Ключерове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сангаджиевой Валентины Борисовны к Администрации Кумского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет муниципального служащего, возложении обязанности назначить пенсию,

у с т а н о в и л:

Сангаджиева В.Б. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее. Со 02.11.2015 по 02.10.2020 состояла в должности главы Администрации Кумского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее Администрация Кумского СМО). 06.10.2020 обратилась в Администрацию Кумского СМО с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет. Согласно ответу Администрации Кумского СМО от 02.09.2021 исх. № 487 решением Собрания депутатов Кумского СМО №3 от 13.08.2021 утверждено Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы Кумского СМО. Начисления и выплаты пенсии по выслуге лет по заявлению от 06.10.2020 не производились в связи с отсутствием основания для данных выплат (отсутствие нормативно-правовых актов). Действующим законодательством правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Отсутствие на момент подачи заявления о назначении пенсии правового механизма регулирования отношений, связанных с установлением ежемесячной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, само по себе не может означать фактическое лишение гарантированного федеральным законодательством права на пенсионное обеспечение, и рассматриваться в качестве отлагательного условия для реализации этого права. Полагает, что для исчисления пенсии за выслугу лет со дня подачи заявления от 06.10.2020 до принятия нормативно-правового акта, устанавливающего правовое регулирование пенсионного обеспечения, возможно применение аналогии закона, в частности, действующего в настоящее время Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы Кумского СМО, утвержденного решением № 3 от 13.08.2021. Администрацией Кумского СМО ей фактически отказано в назначении пенсии с момента обращения с заявлением. Просит признать незаконным отказ Администрации Кумского СМО №487 от 02.09.2021 в начислении и выплате муниципальной пенсии за выслугу лет с 01.10.2020; обязать Администрацию Кумского СМО принять решение о начислении муниципальной пенсии за выслугу лет с 01.10.2020, исходя из ежемесячной денежной выплаты, рассчитанной в соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы Кумского СМО, утвержденным решением Собрания депутатов Кумского СМО № 3 от 13.08.2021.

В судебное заседание истец Сангаджиева В.Б. не явилась, в телефонограмме просила рассмотреть дело без ее участия, поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика Администрации Кумского СМО Республики Калмыкия в суд не явился, Глава администрации просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Министерства финансов Республики Калмыкия Куркудинов М.В. в судебное заседание не явился, направив письменные возражения, просил в удовлетворении исковых требований отказать ввиду отсутствия у министерства полномочий по перечислению денежных средств из республиканского бюджета.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

Согласно пп. "ж" и "н" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В Российской Федерации гарантировано право муниципальных служащих на получение пенсии по выслуге лет дополнительно к страховой пенсии и фиксированной доплате к пенсии, право лиц, занимающих муниципальные должности, на доплату к страховой пенсии. Финансирование муниципальной службы, в том числе, гарантий муниципальной службы осуществляется из местного бюджета в силу прямого указания закона (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 34 Федерального закона от 02.03.2017 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25 "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Муниципальные образования самостоятельно разрешают вопрос о размере дополнительных выплат к пенсии муниципальным служащим, руководствуясь общими требованиями, предусмотренными статьей 23 Федерального закона от 02.03.2017 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", и исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Сангаджиева В.Б. в период с 02.11.2015 по 02.10.2020 замещала муниципальную должность главы Администрации Кумского СМО.

06.10.2020 Сангаджиева В.Б. обратилась в Администрацию Кумского СМО с заявлением о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет.

Из письма Администрации Кумского СМО от 02.09.2021 исх. № 487 следует, что решением Собрания депутатов Кумского СМО №3 от 13.08.2021 утверждено Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы Кумского СМО. Начисления и выплаты пенсии по выслуге лет по заявлению от 06.10.2020 истцу не производились в связи с отсутствием основания для данных выплат (отсутствие нормативно-правовых актов).

Решением Собрания депутатов Кумского СМО №3 от 13.08.2021 утверждено Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы Кумского СМО.

Из указанного следует, что на момент подачи заявления Сангаджиевой В.Б. 06.10.2020 не был принят нормативный правовой акт Республики Калмыкия, определяющий порядок и условия пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности.

Между тем, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно доводил правовую позицию, применимую к спорным правоотношениям, согласно которой Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в силу чего законодатель вправе отменить (приостанавливать) выплату льгот компенсационного характера, но при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (постановления от 19 июня 2002г. № 11-П, от 23 апреля 2004г. № 9-П, определения от 15 февраля 2005г. № 17-О, от 05 июля 2005г. № 264-О и № 303-О).

Таким образом, отсутствие надлежащего правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации – в Республике Калмыкия - в сфере пенсионного обеспечения государственных служащих, не может являться достаточным основанием для отказа в назначении социальных выплат лицам, замещавшим муниципальные должности при прекращении полномочий.

В настоящее время порядок и условия установления и выплаты пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы Кумского СМО Республики Калмыкия урегулированы Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы Кумского СМО, утвержденным решением Собрания депутатов Кумского СМО № 3 от 13.08.2021.

Из сообщения ответчика Администрации Кумского СМО от 10.11.2021 № 580 следует, что истцу произведена выплата пенсии за период с 13.08.2021 по октябрь 2021. При таких обстоятельствах на Администрацию Кумского СМО Республики Калмыкия надлежит возложить обязанность принять решение о начислении муниципальной пенсии за выслугу лет Сангаджиевой В.Б. за период с 01.10.2020 по 13.08.2021.

Для разрешения вопроса о начислении и выплате муниципальной пенсии за выслугу лет возможно применение аналогии закона, в частности Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы Кумского СМО, утвержденным решением Собрания депутатов Кумского СМО № 3 от 13.08.2021.

В удовлетворении исковых требований о возложении на Министерство финансов Республики Калмыкия обязанности перечислить из республиканского бюджета на лицевой счет Администрации Кумского СМО Республики Калмыкия денежные средства на выплату пенсии за выслугу лет суд считает необходимым отказать, поскольку в соответствии со ст.ст. 6, 215.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 8 Закона Республики Калмыкия от 21 декабря 2007г. № 394-III-З «О бюджетном процессе Республики Калмыкия» Министерство финансов РК организует исполнение республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и не наделено полномочиями по перечислению денежных средств на счета Администрации Кумского СМО Республики Калмыкия. Кроме того, исполнение вступившего в законную силу судебного акта осуществляется по общим основаниям, гарантировано бюджетным законодательством и не требует возложения дополнительных обязанностей на финансовые органы по перечислению денежных средств должнику.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Сангаджиевой Валентины Борисовны удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации Кумского СМО Республики Калмыкия №487 от 02.09.2021 в начислении и выплате муниципальной пенсии за выслугу лет Сангаджиевой Валентине Борисовне с 01.10.2020.

Обязать Администрацию Кумского СМО Республики Калмыкия принять решение о начислении муниципальной пенсии за выслугу лет Сангаджиевой Валентине Борисовне с 01.10.2020 по 13.08.2021, исходя из ежемесячной денежной выплаты, рассчитанной в соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы Кумского СМО, утвержденным решением Собрания депутатов Кумского СМО Республики Калмыкия № 3 от 13.08.2021.

В удовлетворении исковых требований Сангаджиевой Валентины Борисовны к Министерству финансов Республики Калмыкия о возложении обязанности по перечислению денежных средств на лицевой счет Администрации Кумского СМО Республики Калмыкия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Е. Согданова