НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Элистинского городского суда (Республика Калмыкия) от 08.12.2010 № 2-2899

                                                                                    Элистинский городской суд Республики Калмыкия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Элистинский городской суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2899/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2010 года город Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Фурманова И.В.,

при секретаре Биткеевой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чубанова В.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Элисте о снятии с регистрационного учета, освобождении от выплаты страховых взносов в Пенсионный орган,

у с т а н о в и л:

Чубанов В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Элисте (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Элисте) о снятии с регистрационного учета, освобождении от выплаты страховых взносов в Пенсионный орган. Свои требования мотивировал тем, что является пенсионером УИН МЮ РФ с ххх года. С ххх года работает (данные изъяты). В конце ххх года ответчик сообщил ему о необходимости встать на учет в Пенсионном фонде для уплаты страховой части пенсии. ххх года он встал на учет в ГУ-УПФ РФ в г. Элисте, ему присвоен регистрационный номер №*. Позднее он ознакомился с Определением Конституционного Суда РФ, иными актами, относящимся к пенсионным отношениям, из смысла которых обязанность по уплате страховых взносов в виде страховой части пенсии с его стороны отсутствует. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 года № 187-О взаимосвязанные нормативные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и абзаца второго пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают надлежащего правового механизма, гарантирующего установление им наряду с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 года №N 7-П, от 23 декабря 1999 года № 18-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, от 23 декабря 2004 года № 19-П, Определении от 24 мая 2005 года № 223-О и настоящем Определении, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Названный в данном Определении механизм был установлен. Так, Федеральным законом от 22 июля 2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дополнена пунктом 6; статья 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» дополнена ч. 4. Указанные изменения в законодательстве сводятся к тому, что военнослужащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I, и страховой части трудовой пенсии по старости на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Между тем положения п.6 ст. 3 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 года. Таким образом, обязанность по перечислению страховых взносов на него, как пенсионера УИН МЮ РФ с 2000 года, не распространяется. Просил обязать ответчика снять его с регистрационного учета, освободив от обязанности по выплате страховых взносов в Пенсионный орган.

В судебное заседание истец Чубанов В.И., извещенный надлежащим образом о слушании дела, заседание не явился.

Представитель истца ФИО1 поддержал заявленные требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ГУ-УПФ РФ в г. Элисте ФИО2 в судебное заседание не явился, представив ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ (далее – Закон № 167-ФЗ) устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Часть 3 статьи 2 указанного закона предусматривает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно п.п. 2 п. 1. ст. 6 Закона адвокаты являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В силу требований ст. 11 и п.2 ст. 14 Закон № 167-ФЗ регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика (пенсионного фонда РФ). Адвокаты обязаны зарегистрироваться по месту их жительства в территориальных органах Пенсионного фонда РФ в качестве страхователей, уплачивающих пенсионные взносы, в срок не позднее 30 дней со дня выдачи удостоверения адвоката.

Как следует из п. 1 ст. 28 Закона страхователи, в том числе индивидуальные предприниматели и адвокаты, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствует о том, что регистрация страхователей (в том числе и адвокатов) является обязательной без каких либо исключений.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что Чубанов В.И. является пенсионером по линии Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ с ххх года и получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года N 4468-I. В соответствии с удостоверением №* от ххх года, выданным Министерством юстиции РФ по Республике Калмыкия, Чубанов В.И. является (данные изъяты), зарегистрированным в реестре адвокатов Республики Калмыкия под №*.

Доводы Чубанова В.И. и его представителя о том, что на истца, как пенсионера УИН МЮ РФ с ххх года, обязанность по перечислению страховых взносов не распространяется, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Определением от 24 мая 2005 г. N 223-О по запросам мирового судьи судебного участка N2 г. Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 г. Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7 и п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также жалобам граждан Стародубова И.А. и Шишова В.Н. на нарушение их конституционных прав положениями п.2 ст.14, п.п. 1 - 3 ст. 28 названного Федерального закона Конституционный Суд установил, что отнеся граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель не предусмотрел какие-либо исключения в отношении тех, кому уже назначены и выплачиваются пенсии из средств федерального бюджета. Конституционный Суд определил, что взаимосвязанные оспариваемые нормативные положения в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), 35 (ч. ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

Эта позиция была учтена законодателем. Военные пенсионеры (индивидуальные предприниматели, адвокаты) не уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начиная с 24 мая 2005 года.

Как отметил Конституционный Суд в своем Определении от 11 мая 2006 г. N 187-О по жалобе гражданина Наумчика В.В. на нарушение его конституционных прав положениями п.п. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», закрепляя безусловное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, законодатель должен, как указано в Определении от 24 мая 2005 г. N 223-О, гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. Иначе вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в качестве гарантии, обеспечивающей им возможность выбора пенсии, утрачивает какой-либо смысл, поскольку выбор как таковой в подобных случаях предопределен.

Исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получить без отказа от военной пенсии страховое обеспечение с учетом объема накопленных страховых взносов лишает смысла пенсионное страхование, которое в подобных условиях превращается лишь в институт изъятия денежных средств, что не согласуется с целями и предназначением такого страхования и приводит к ущемлению их социальных прав, не имеющему объективного и разумного оправдания. Суд определил, что взаимосвязанные нормативные положения п.п. 2 и 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении и п. 1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения без отказа от получения военной пенсии, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом как ранее, так и в данном Определении, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации. Федеральному законодателю надлежало предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 года.

Требование Конституционного Суда было реализовано путем принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ.

Изменения были внесены в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-I, в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, а также в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17декабря 2001 года № 173-ФЗ.

Так, ст. 7 Закона № 4468-I дополнена п.4 следующего содержания: «Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».».

Статья 3 Закона № 166-ФЗ дополнена п. 6: «Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».».

В Закон о трудовых пенсиях внесены изменения, согласно которым при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения военными пенсионерами права на страховую часть трудовой пенсии по старости, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, уже учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, в него включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные Законом о трудовых пенсиях (в редакции от 22 июля 2008 г.), имевшие место и до дня вступления в силу Закона от 22 июля 2008 г.

Таким образом, в соответствии с изменениями установлено право военнослужащих (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных ст. 7 Закона N 173-ФЗ, на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Законом N 173-ФЗ.

Соответственно норма об освобождении индивидуальных предпринимателей и адвокатов, являющихся военными пенсионерами, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, прекратила действие после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ. Закон № 156-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования (25 июля 2008 года) с исключениями, установленными ст. 4 данного Закона.

Между тем, положения ст. 7 Закона N 4468-1 (в новой редакции), п. 6 ст. 3 Закона N 166-ФЗ (в новой редакции), Закона N 173-ФЗ (в новой редакции) в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Распространение названного закона на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 года означает, что для назначения страховой части пенсии военный пенсионер к этому времени уже должен являться получателем пенсии по выслуге лет или инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, ему должно исполниться 55 (60) лет и на этот момент он должен иметь не менее пяти лет иного (не военного) страхового стажа. Гражданам, которые приобрели право (достигли пенсионного возраста и выработали трудовой стаж) в период с 01 января 2007 года по 24 июля 2008 года, страховая часть трудовой пенсии назначается независимо от даты обращения, но не ранее чем со дня возникновения права. Гражданам, которые приобрели право на страховую часть пенсии после 24 июля 2008 года (после вступления в силу Закон № 156-ФЗ), пенсия назначается со дня обращения.

Таким образом, суд находит доводы истца о том, что вышеуказанные изменения законодательства, а, соответственно, и обязанность по перечислению страховых взносов, на него, как пенсионера УИН МЮ РФ с 2000 года, не распространяются, несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании закона.

С учетом установленных обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Чубанова В.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Элисте о снятии с регистрационного учета, освобождении от выплаты страховых взносов в Пенсионный орган, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий И.В.Фурманов