НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Элистинского городского суда (Республика Калмыкия) от 08.07.2020 № 2-1425/20

Дело №2-1425/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 июля 2020 года г.Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Богзыковой Е.В.

при секретаре судебного заседания Четыревой Л.Л.

с участием прокурора Улановой И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гучинова Николая Владимировича к Главе Республики Калмыкия, Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о признании незаконными и отмене распоряжения об освобождении от должности, приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

14 мая 2020 года Гучинов Н.В., ДД.ММ.ГГ г.р., обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о признании незаконным и отмене распоряжения Главы Республики Калмыкия, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, ссылаясь на следующие обстоятельства.

С 1 августа 2011 года он осуществлял трудовую деятельность в Муниципальном учреждении «Станция скорой медицинской помощи» (далее МУ «ССМП», впоследствии Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Станция скорой медицинской помощи», далее БУ РК «ССМП») в должности главного врача. Обязанности главного врача МУ «ССМП» принял на себя в 2011 году, многие опытные врачи отказались от занятия этой должности из-за большой задолженности у МУ «ССМП». Распоряжением Главы Мэрии города Элисты №349-Р от 14 июля 2011 года он назначен на должность главного врача МУ «ССМП», с ним составлен трудовой договор от 14 июля 2011 года на неопределенный срок, после чего трудовой договор пересоставлен 1 августа 2013 года с Министерством здравоохранения Республики Калмыкия. Приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 17 апреля 2020 года №119 с 17 апреля 2020 года уволен в связи с принятием уполномоченным собственником лицом решения о прекращении трудового договора, пункт 2 части статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации. С приказом об увольнении он ознакомлен 17 апреля 2020 года, но не подписывал его. Трудовая книжка выдана ему 28 апреля 2020 года, расчет с ним произведен 20 апреля 2020 года. Считает, что незаконно, без оснований, с нарушением установленного порядка он освобожден от должности. Условия трудового договора не нарушал. Организация, в которой он работал, не имеет финансовой, кредиторской задолженности, лекарства и расходный материал и оборудование имеется в полном объёме. Трудовую и финансовую дисциплину не нарушал. Заработная плата выдавалась сотрудникам в срок. В период его руководства БУ РК «ССМП» было образцовым лечебным учреждением, замечаний по организации работы учреждение не имело, неоднократно поощрялось. В период его работы в должности главного врача БУ РК «ССМП» нареканий относительно исполнения им должностных обязанностей от руководства не поступало, взысканий за нарушение трудовой дисциплины за весь период работы не имел. Он является отличником здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации (удостоверение №759 от 25 июля 2014 года), членом профильной комиссии Российской Федерации по скорой помощи. Постановлением Главы города Элисты от 23 марта 2015 года №19 БУ РК «ССМП» награждено благодарственным письмом. Он награжден: орденом «Знак Отечества» за выдающиеся заслуги перед Отечеством, способствующие экономическому и социальному процветанию России, от 1 марта 2018 года, Почетной грамотой Правительства Республики Калмыкия от 27 марта 2018 года №73, ему вручено Благодарственное письмо от 4 апреля 2018 года №ДИ-1312/01-26, подписанное первым заместителем главы Администрации города Элисты. Награжден Почётной грамотой от 7 июля 2019 года за вклад в оздоровление населения, ему вручены диплом лауреата – «Лучшее учреждение здравоохранения Российской Федерации 2019 года» от 7 июля 2019 года, сертификат «Лучшее учреждение здравоохранения Российской Федерации 2019 года» от 7 июля 2019 года, свидетельство «Лучший медицинский работник России» от 7 октября 2019 года по версии Международной Академии Развития Здравоохранения и Медицинских наук, сертификат ХХМ№013 о том, что БУ «ССМП» под руководством главного врача Гучинова Н.В. включено в официальный реестр лауреатов Всероссийской Национальной Премии «Лучшее учреждение России в области Медицины и Здравоохранения» от 10 декабря 2019 года. Свидетельством серии ЗС/2019 №0004 подтверждается, что БУ «ССМП» на основании независимой экспертной оценки и общественного мнения является Лауреатом всероссийского национального конкурса в сфере науки, медицины и здравоохранения «Золотое Сердце» за безупречную репутацию, высокое качество предоставляемых услуг от 7 октября 2019 года. Ему вручены Почётная грамота Правительства Республики Калмыкия в 2018 году, Почётный диплом «Звезда Отечества». С 2018 года по данным мониторинга независимого Федерального Реестра России организация вошла в список «Сто лучших организаций России». В 2019 году при мониторинге научно-исследовательского института социальной статистики г.Санкт-Петербурга БУ РК «ССМП» включено в число лучших организаций России. Имеются сертификаты и награды. Организационно-правовые документы, свидетельствующие о смене стратегии развития БУ РК «ССМП», о повышении эффективности управления учреждением, до него не доводились, в БУ РК «ССМП» не поступали. Он является многодетным отцом, в семье – единственный кормилец, на его иждивении находятся двое несовершеннолетних детей и двое совершеннолетних детей, которые не трудоустроены ввиду эпидемии COVID-19. Распоряжением Президента Российской Федерации введен запрет на увольнение лиц предпенсионного возраста, в категорию которых он входит. Статьёй 144.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста. Увольнение незаконно и в связи с тем, что у работодателя отсутствовали основания для его увольнения по пункту 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в нарушение части 1 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель не предложил ему имеющиеся в организации вакансии. Просил суд признать незаконным и отменить распоряжение Главы Республики Калмыкия №119-р от 17 апреля 2020 года, восстановить его на работе в должности главного врача БУ РК «ССМП», взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в свою пользу средний заработок за время вынужденного прогула на момент подачи искового заявления – 2006 руб. 58 коп. за каждый день вынужденного прогула до фактического восстановления на работе (средняя заработная плата за месяц 42 138 руб. 25 коп./21 день = 2006 руб. 58 коп.), компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

В судебном заседании 10 июня 2020 года истец Гучинов Н.В. исковые требования уточнил, просил привлечь в качестве соответчика Главу Республики Калмыкия, указав, что с распоряжением Главы Республики Калмыкия от 17 апреля 2020 года №119-р и с приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия №86л/с от 17 апреля 2020 года он не ознакомлен. 17 апреля 2020 года он был вызван в Министерство здравоохранения Республики Калмыкия, где заместитель начальника организационно-документационного отдела сказала ему, что он уволен на основании распоряжения Главы Республики Калмыкия. Он попросил предоставить ему заверенные копии распоряжения Главы Республики Калмыкия и приказа об увольнении либо их оригиналы для ознакомления. Ему выдана незаверенная копия распоряжения Главы Республики Калмыкия со штампом организационно-документационного отдела и без подписи Главы Республики Калмыкия и простая копия приказа об увольнении, выражена просьба расписаться об ознакомлении с этими документами. Он отказался, так как распоряжение было без подписи и оба документа являлись простыми копиями. Тогда ему разъяснено, что с распоряжением Главы Республики Калмыкия с подписью он может ознакомиться на сайте Главы Республики Калмыкия в сети «Интернет». В результате просмотра им установлено, что на указанном сайте, а также на сайте Правительства Республики Калмыкия, сайте Министерства здравоохранения Республики Калмыкия не было этого распоряжения с подписью, на сайте Главы Республики Калмыкия имелось такое же распоряжение без подписи, что подтверждается скриншотом. Трудовая книжка ему выдана 28 апреля 2020 года, 20 апреля 2020 года ему выдан расчет в сумме 174 656 руб. 45 коп. В трудовой книжке в записи №37 от 17 апреля 2020 года указано: «Уволен в связи с принятием уполномоченным собственником лицом решения о прекращении трудового договора, пункт 2 части 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации» и указан документ, послуживший основанием: распоряжение Главы Республики Калмыкия от 17 апреля 2020 года №119-рг, но не указано лицо, внесшее данную запись, его подпись отсутствует. В трудовой книжке отсутствует запись о приказе Министерства здравоохранения Республики Калмыкия о прекращении договора с ним, что считает нарушением процедуры увольнения. Полагает, что награды и достижения возглавляемого им учреждения подтверждают эффективность его работы. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 года выражена правовая позиция, согласно которой досрочное расторжение трудового договора с руководителем может потребоваться в связи с изменением положения собственника имущества организации как участника гражданских правоотношений по причинам, связанным либо со сменой стратегии развития бизнеса, либо в целях повышения эффективности управления организацией, и решение должно быть принято в интересах собственника, в данном случае Министерства здравоохранения Республики Калмыкия и непосредственно самой организации - БУ РК «ССМП». Эти условия не соблюдены при его увольнении и освобождении его от должности. Собственник действовал не в интересах организации и не в интересах самого собственника – Республики Калмыкия. Увольнение руководителя лечебного учреждения, который контролировал весь процесс оказания быстрой скорой медицинской помощи населению, в период пандемии не служит цели повышения эффективности управления организацией. Новый руководитель не имеет опыта работы для действий в подобных экстренных обстоятельствах. Считает, что оспариваемые распоряжение и приказ основаны за злоупотреблении правом и дискриминации. Просил суд признать незаконным и отменить распоряжение Главы Республики Калмыкия №119-р от 17 апреля 2020 года об освобождении его от должности главного врача БУ РК «ССМП», признать незаконным и отменить приказ и.о.министра здравоохранения Республики Калмыкия №86л/с от 17 апреля 2020 года, восстановить его на работе в должности главного врача БУ РК «ССМП», взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в свою пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 18 апреля 2020 года до фактического восстановления на работе, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

В судебном заседании истец Гучинов Н.В. исковые требования уточнил в части размера подлежащего взысканию среднего заработка за время вынужденного прогула, просил суд признать незаконным и отменить распоряжение Главы Республики Калмыкия №119-р от 17 апреля 2020 года об освобождении его от должности главного врача БУ РК «ССМП», признать незаконным и отменить приказ и.о.министра здравоохранения Республики Калмыкия №86л/с от 17 апреля 2020 года, восстановить его на работе в должности главного врача БУ РК «ССМП», взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в свою пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 18 апреля 2020 года по 8 июля 2020 года в размере 120 498 руб. 04 коп., компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Представитель истца Бадма-Гаряева О.Н. исковые требования поддержала, пояснив, что увольнение Гучинова Н.В. как опытного руководителя медицинского учреждения, наиболее востребованного в период обострения эпидемиологической ситуации, принято не в интересах здравоохранения Республики Калмыкия, свидетельствует о нецелесообразности, необоснованности принятого решения. В нарушение статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации Гучинов Н.В. не ознакомлен с распоряжением Главы Республики Калмыкия №119-рг от 17 апреля 2020 года и приказом министерства здравоохранения Республики Калмыкия №86л/с от 17 апреля 2020 года, на этих документах отсутствует роспись Гучинова Н.В. об ознакомлении с ними, запись об отказе истца от проставления росписи на них отсутствует. В выдаче заверенных копий этих документов Гучинову Н.В. отказано. Ответчиками не доказано соблюдение порядка увольнения истца, как руководителя государственного учреждения, предусмотренного Указом Главы Республики Калмыкия от 3 апреля 2003 года №42. Увольнение истца не имеет под собой законных оснований.

Представитель истца Мучеряева С.Н. уточненные исковые требования поддержала, пояснив, что ответчиками не доказано соблюдение порядка увольнения истца, как руководителя государственного учреждения, предусмотренного Указом Главы Республики Калмыкия от 3 апреля 2003 года №42 и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года №234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий», так как такое решение должно было быть принято уполномоченным собственником имущества учреждения – Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года №21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации»). Срок давности обращения в суд истцом не пропущен, так как с иском в суд Гучинов Н.В. обратился в установленный законом месячный срок со дня увольнения.

Представитель ответчика Главы Республики Калмыкия, одновременно представляющий интересы третьего лица Администрации Главы Республики Калмыкия, Цедеев А.В. исковые требования не признал, указав, что увольнение истца произведено законно и обоснованно. Основание, по которому уволен истец (пункт 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации), не является мерой юридической ответственности, не требует установления фактов совершения дисциплинарного проступка или иного нарушения трудовых обязанностей, виновности руководителя и может применяться уполномоченным собственником лицом независимо от наличия или отсутствия у руководителя заслуг либо дисциплинарных взысканий. Порядок увольнения истца соблюден. Уполномоченным органом является Министерство здравоохранения Республики Калмыкия, представление на увольнение подписано руководителем этого учреждения. Какой-либо дискриминации по отношению к истцу не допущено. Законодательством не установлена обязанность работодателя предлагать увольняемому по рассматриваемому основанию руководителю другую имеющуюся работу (вакантную должность) в организации. Компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка при расторжении трудового договора с руководителем по пункту 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации истцу выплачена. Определение размера этой компенсации по соглашению сторон законодательством, трудовым договором не установлена. В связи с тем, что при увольнении истца нарушений трудового законодательства не допущено, оснований для взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда не имеется. Заявил о пропуске срока обращения в суд с иском к Главе Республики Калмыкия. Просил суд отказать в иске.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Шевенов Р.Н. исковые требования не признал, указав, что увольнение истца произведено законно и обоснованно. Установленный законодательством порядок увольнения истца соблюден. Диплом лауреата – «Лучшее учреждение здравоохранения Российской Федерации 2019 года» от 7 июля 2019 года, сертификат «Лучшее учреждение здравоохранения Российской Федерации 2019 года» от 7 июля 2019 года, свидетельство «Лучший медицинский работник России» от 7 октября 2019 года, сертификат ХХМ№013 о том, что БУ «ССМП» под руководством главного врача Гучинова Н.В. включено в официальный реестр лауреатов Всероссийской Национальной Премии «Лучшее учреждение России в области Медицины и Здравоохранения» от 10 декабря 2019 года, свидетельство о том, что БУ «ССМП» на основании независимой экспертной оценки и общественного мнения является Лауреатом всероссийского национального конкурса в сфере науки, медицины и здравоохранения «Золотое Сердце» за безупречную репутацию, высокое качество предоставляемых услуг от 7 октября 2019 года, почётный диплом «Звезда Отечества» выданы негосударственными организациями, в том числе Обществом с ограниченной ответственностью, за получение этих документов переведены денежные средства БУ РК «ССМП» в размере около 100 000 руб. на счета таких организаций. Доводы иска о том, что за время работы в должности главного врача он не привлекался к дисциплинарной ответственности, не соответствуют действительности. В 2015,2016,2018 годах он привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в неполном представлении сведений о доходах, за ненадлежащий контроль и нарушение федерального законодательства, а возглавляемое им учреждение неоднократно привлекалось к административной ответственности в виде административного штрафа. Истец является пенсионером по старости по выслуге лет. Поддержал ходатайство о пропуске истцом срока обращения в суд с иском к Главе Республики Калмыкия.

Представитель третьего лица Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф» (правопреемник реорганизованного с 30 июня 2020 года Бюджетного учреждения «Станция скорой медицинской помощи») Монтаева Б.О. исковые требования не признала, пояснив, что 17 апреля 2020 года по электронной почте учреждением получены распоряжение Главы Республики Калмыкия №119-р от 17 апреля 2020 года об освобождении Гучинова Н.В. от должности главного врача БУ РК «ССМП», приказ Министерства здравоохранения Республики Калмыкия №86л/с от 17 апреля 2020 года о прекращении трудового договора с главным врачом БУ РК «ССМП». В этот же день заместитель главного врача по медицинской части ФИО1 и специалист по кадрам Монтаева Б.О. просили Гучинова Н.В. забрать трудовую книжку, на что он ответил, что заберёт позже. 20,21 апреля 2020 года он за трудовой книжкой не явился. 22 апреля 2020 года по почте направлено уведомление Гучинову Н.В. о необходимости получения трудовой книжки либо дачи согласия на её отправку. 19 мая 2020 года данное уведомление получено истцом. 17 апреля 2020 года бухгалтерией БУ РК «ССМП» произведен полный расчет, Гучинову Н.В. перечислены денежные средства в общей сумме 171 756 руб. 13 коп., в том числе установленная законодательством компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка при расторжении трудового договора с руководителем по пункту 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года №21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» разъяснено, что судам необходимо иметь в виду, что пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации допускается возможность прекращения трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, уполномоченного лица (органа) без указания мотивов принятия решения. По названному основанию с руководителем организации может быть прекращен трудовой договор, заключенный как на неопределенный срок, так и на определенный срок, в том числе когда срочный трудовой договор на основании части четвертой статьи 58 Трудового кодекса Российской Федерации считается заключенным на неопределенный срок. Прекращение трудового договора с руководителем организации по основанию, установленному пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему компенсации, предусмотренной статьей 279 Трудового кодекса Российской Федерации. Если судом будет установлено, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации принято работодателем с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и (или) запрещения дискриминации в сфере труда (статьи 1, 2 и 3 Трудового кодекса Российской Федерации), такое решение может быть признано незаконным.

Согласно пунктам 1,4 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. (пункт 1) Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. (пункт 4)

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Уставом Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Станция скорой медицинской помощи» (утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 24 декабря 2013 года №150пр, согласованного распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 24 декабря 2013 года №1201-р, (далее Устав) Бюджетное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» принято в республиканскую собственность из собственности города Элисты на основании распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 7 февраля 2013 года №38-р; Учреждение является некоммерческой организацией; функции учредителя Учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Республики Калмыкия (п.1.1); в целях обеспечения уставной деятельности за Учреждением закрепляется на праве оперативного управления республиканское имущество (п.3.1); управление Учреждением осуществляется его руководителем – Главным врачом, который назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Республики Калмыкия; Министерство заключает (расторгает) с главным врачом трудовой договор в соответствии с законодательством Российской Федерации; главный врач подотчетен в своей деятельности Министерству, заключившему с ним трудовой договор (п.5.2).

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 года №528, Министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики Республики Калмыкия, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения в рамках своих полномочий на территории Российской Федерации (п.1); Министерство вносит в Правительство Республики Калмыкия предложения о кандидатурах на назначение на должность и освобождение от должности руководителей медицинских организаций (п.8.8).В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия Глава Республики Калмыкия назначает и освобождает от должности руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Калмыкия, руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций.

Согласно пункту 4 статьи 30 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия Глава Республики Калмыкия Правительство Республики Калмыкия управляет и распоряжается собственностью Республики Калмыкия в соответствии с законами Республики Калмыкия.

Указом Главы Республики Калмыкия от 3 апреля 2009 года №42 утверждено Положение о порядке внесения представления, назначения на должности и освобождения от должностей лиц, замещающих государственные должности Республики Калмыкия, лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, назначение и освобождение которых осуществляется Главой Республики Калмыкия, а также руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Республики Калмыкия (далее Положение); установлено, что распоряжениями Главы Республики Калмыкия назначаются на должности и освобождаются от должностей руководители государственных учреждений Республики Калмыкия (п.1.2.3.); освобождение руководителей государственных учреждений, за исключением автономных учреждений, производится на основании письменных представлений с приложением документов, подтверждающих основания их освобождения в соответствии с действующим законодательством; представления к освобождению руководителей государственных учреждений подписываются Председателем Правительства Республики Калмыкия либо уполномоченным им лицом, руководителями органов исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющих координацию деятельности государственных учреждений с указанием даты подписания и заверяются печатью данных органов исполнительной власти Республики Калмыкия (п.6.1.); освобождение от занимаемых должностей руководителей государственных учреждений осуществляется в соответствии с нормами трудового законодательства (п.6.4.).

На основании приведенных норм лицом, наделенным полномочиями освобождать от должности руководителей БУ РК «ССМП», БУ РК «Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф» является Глава Республики Калмыкия по письменному представлению председателя Правительства Республики Калмыкия и министра здравоохранения Республики Калмыкия.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, распоряжением Мэрии города Элисты Республики Калмыкия от 14 июля 2011 года №349-р Гучинов Н.В. назначен на должность главного врача муниципального учреждения «Станция скорой медицинской помощи», переименованного постановлением Мэрии города Элисты от 17 ноября 2011 года №2704 в муниципальное бюджетное учреждение «Станция скорой медицинской помощи», с Гучиновым Н.В. заключен трудовой договор от 14 июля 2011 года как с руководителем муниципального учреждения.

Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 года №41-р муниципальное бюджетное учреждение «Станция скорой медицинской помощи» переименовано в Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Станция скорой медицинской помощи» (в связи с безвозмездной передачей из муниципальной собственности муниципальных образований Республики Калмыкия в государственную собственность Республики Калмыкия муниципальных учреждений здравоохранения в соответствии с распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 7 февраля 2013 года №38-р).

1 августа 2013 года между Министерством здравоохранения Республики Калмыкия и Гучиновым Н.В. заключен трудовой договор. Пунктом 31 этого трудового договора установлено, что при расторжении трудового договора с руководителем в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации ему выплачивается компенсация в размере не ниже трёхкратного среднего месячного заработка.

Распоряжением Главы Республики Калмыкия от 17 апреля 2020 года №119-рг Гучинов Н.В. освобождён от занимаемой должности врача бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Станция скорой медицинской помощи» в связи с принятием уполномоченным собственником лицом решения о прекращении трудового договора, статья 278, часть 1 пункт 2 Трудового кодекса Российской Федерации; Министру здравоохранения Республики Калмыкия поручено расторгнуть трудовой договор, заключенный с Гучиновым Н.В., и осуществить выплату компенсации в размере трёхкратного среднего месячного заработка.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 17 апреля 2020 года №86л/с «О мерах по освобождению от должности главного врача бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Станция скорой медицинской помощи» во исполнение распоряжения Главы Республики Калмыкия от 17 апреля 2020 года №119-рг трудовой договор с Гучиновым Н.В. прекращен 17 апреля 2020 года.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 17 апреля 2020 года №87л/с «О выплате компенсации при освобождении от должности главного врача бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Станция скорой медицинской помощи» заместителю главного врача ФИО1 приказано выплатить Гучинову Н.В. компенсацию в размере трёхкратного среднего месячного заработка.

Оспариваемые распоряжение Главы Республики Калмыкия от 17 апреля 2020 года №119-рг об освобождении Гучинова Н.В. от занимаемой должности врача БУ РК «Станция скорой медицинской помощи» и приказ Министерства здравоохранения Республики Калмыкия от 17 апреля 2020 года №86л/с «О мерах по освобождению от должности главного врача бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Станция скорой медицинской помощи» суд считает законными.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 года №3-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан» положения пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах», в соответствии с которыми трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, в том числе советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку названные положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего нормативно-правового регулирования предполагают, что расторжение трудового договора в данном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты справедливой компенсации, размер которой определяется трудовым договором, т.е. по соглашению сторон, а в случае спора - решением суда. Указано, что Конституция Российской Федерации, ее статья 19, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также запрещая любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, не препятствует федеральному законодателю - при осуществлении на основании ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "к" части 1) и 76 (части 1 и 2) регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере труда и занятости, определении их основного содержания, а также гарантий реализации - устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся прекращения с ними трудовых правоотношений, если эти различия являются оправданными и обоснованными, соответствуют конституционно значимым целям. Правовой статус руководителя организации (права, обязанности, ответственность) значительно отличается от статуса иных работников, что обусловлено спецификой его трудовой деятельности, местом и ролью в механизме управления организацией: он осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, совершает от имени организации юридически значимые действия (статья 273 Трудового кодекса Российской Федерации; пункт 1 статьи 53 ГК Российской Федерации). В силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, а также права и обязанности работодателя в трудовых и иных, непосредственно связанных с трудовыми, отношениях с работниками, организует управление производственным процессом и совместным трудом. Введение рассматриваемого основания для расторжения трудового договора с руководителем организации обусловлено возможностью возникновения таких обстоятельств, которые для реализации и защиты прав и законных интересов собственника вызывают необходимость прекращения трудового договора с руководителем организации, но не подпадают под конкретные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренные действующим законодательством (например, пункты 1 - 12 части первой статьи 81, пункт 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации) либо условиями заключенного с руководителем трудового договора (пункт 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации). Так, досрочное расторжение трудового договора с руководителем может потребоваться в связи с изменением положения собственника имущества организации как участника гражданских правоотношений по причинам, установить исчерпывающий перечень которых заранее невозможно, либо со сменой стратегии развития бизнеса, либо в целях повышения эффективности управления организацией и т.п. Следовательно, закрепление в пункте 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая при этом необходимость принятия такого решения, направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе определять способы управления им единолично или совместно с другими лицами, свободно использовать свое имущество для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, т.е. установлено законодателем в конституционно значимых целях.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 года №21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» судам необходимо иметь в виду, что пунктом 2 статьи 278 ТК РФ допускается возможность прекращения трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, уполномоченного лица (органа) без указания мотивов принятия решения. Прекращение трудового договора с руководителем организации по основанию, установленному пунктом 2 статьи 278 ТК РФ, не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему компенсации, предусмотренной статьей 279 ТК РФ. Если судом будет установлено, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по пункту 2 статьи 278 ТК РФ принято работодателем с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и (или) запрещения дискриминации в сфере труда (статьи 1, 2 и 3 ТК РФ), такое решение может быть признано незаконным.

Доказательств, подтверждающих, что решение о прекращении трудового договора с Гучиновым Н.В. как с руководителем организации по пункту 2 статьи 278 ТК РФ принято работодателем с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом и (или) запрещения дискриминации в сфере труда, в том числе данных об ограничении права истца по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, не представлено.

Доводы истца и его представителей о том, что Гучинов Н.В. более достоин занятия должности главного врача, более профессионален, чем назначенная на его должность ФИО2, работавшая заместителем главного врача, так как он 9 лет работал в указанном учреждении, имеет благодарности, грамоты, награды, является заслуженным работником здравоохранения Российской Федерации, условия трудового договора им не нарушались, трудовую и финансовую дисциплину не нарушал, подлежат отклонению.

Из пояснений представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Калмыкия, представленных им документов следует, что в 2015, в 2016, в 2018 годах он привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в неполном представлении сведений о доходах, за ненадлежащий контроль и нарушение федерального законодательства, а возглавляемое им учреждение неоднократно привлекалось к административной ответственности в виде административного штрафа. Эти обстоятельства истцом не оспариваются.

Кроме того, поскольку расторжение трудового договора с руководителем организации в указанном случае не является мерой юридической ответственности, указанные обстоятельства, а также наличие наград у истца, правового значения не имеют.

Работодатель вправе был принять решение о прекращении полномочий истца без указания мотивов принимаемого решения в любой момент, реализуя свое право на увеличение эффективности работы учреждения в соответствии с его уставными целями. Оснований полагать, что увольняя истца с занимаемой должности, ответчик злоупотребил своим правом, не имеется. Дискриминации истца в сфере труда не установлено.

Ссылка представителей истца на нарушение порядка его увольнения является необоснованной.

Ответчиками соблюден порядок освобождения от должности истца, предусмотренный Положением о порядке внесения представления, назначения на должности и освобождения от должностей лиц, замещающих государственные должности Республики Калмыкия, лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Калмыкия, назначение и освобождение которых осуществляется Главой Республики Калмыкия, а также руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Республики Калмыкия, утверждённым Указом Главы Республики Калмыкия от 3 апреля 2009 года №42: освобождение Гучинова Н.В. как лица, замещающего должность руководителя государственного учреждения, произведено на основании письменного представления, подписанного председателем Правительства Республики Калмыкия, руководителем органа исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющего координацию деятельности государственных медицинских учреждений, - министром здравоохранения Республики Калмыкия с указанием даты подписания, заверенного печатями данных органов исполнительной власти Республики Калмыкия.

Согласование освобождения от занимаемой должности руководителей государственных учреждений с Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия законодательством не установлено.

Освобождение от занимаемой должности осуществлено в соответствии с нормами трудового законодательства, истцу выплачена компенсация в размере трёхкратного среднего месячного заработка, что подтверждается платёжными поручениями от 20 апреля 2020 года №390679 на сумму 5555 руб. 13 коп., №390678 на сумму 166 201 руб. и не оспаривается истцом.

Иной размер этой компенсации соглашением сторон не установлен. В связи с указанным доводы истца о неправомерности размера выплаченной компенсации подлежат отклонению как необоснованные.

Согласно справке бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Станция скорой медицинской помощи» от 10 июня 2020 года за исх.№434 задолженность по заработной плате перед сотрудником учреждения Гучиновым Н.В. отсутствует.

Ссылка истца на то, что при увольнении ему не предложена иная вакантная должность в организации, является несостоятельной, так как нормативными правовыми актами не установлена обязанность работодателя предлагать увольняемому в соответствии с пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации другую имеющуюся вакантную должность.

Доводы иска о незаконности увольнения в связи с законодательным запретом увольнения лиц предпенсионного возраста являются необоснованными.

Как следует из пояснений истца, с 2013 года он является пенсионером по старости по выслуге лет. Таким образом, к лицам предпенсионного возраста он не отнесён.

Ссылка представителей ответчика на то, что Гучинов Н.В. подлежит восстановлению на работе в связи с тем, что он не ознакомлен с оспариваемыми распоряжением Главы Республики Калмыкия и приказом министерства здравоохранения Республики Калмыкия, также подлежит отклонению.

Не ознакомление Гучинова Н.В. при увольнении с этими документами, не выдача ему заверенных копий этих документов не свидетельствуют о незаконности увольнения.

Как следует из искового заявления, пояснений истца в судебном заседании, об оспариваемых распоряжении и приказе он узнал 17 апреля 2020 года.

На официальном сайте Главы Республики Калмыкия в сети Интернет 17 апреля 2020 года опубликовано оспариваемое распоряжение Главы Республики Калмыкия, с содержанием которого, по пояснениям истца, он ознакомился.

В соответствии со ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.

Согласно ч.6 ст.152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. При подготовке дела к судебному разбирательству необходимо иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ). Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 года №728-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Додышева Владимира Григорьевича на нарушение его конституционных прав частями первой и третьей статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что оспариваемое положение ч.1 ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права. Указанная норма регулирует условия, порядок и сроки реализации данного конституционного права применительно к делам об оплате труда. Предусмотренный ею трехмесячный срок является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством Российской Федерации. Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и является достаточным для обращения в суд. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, подлежит восстановлению судом.

В судебном заседании представителями ответчиков заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд.

Согласно исковому заявлению, пояснениям истца Гучинова Н.В. в судебном заседании, пояснениям представителя БУ РК «Республиканский центр скорой медицинской помощи и медицины катастроф» Монтаевой Б.О., представленных ею документов Гучинов Н.В. 17 апреля 2020 года ознакомлен с приказом об увольнении, копией распоряжения Главы Республики Калмыкия от 17 апреля 2020 года №119-рг, в тот же день с ним произведен расчет, Гуцинову Н.В. предложено забрать трудовую книжку, в которой содержалась запись об увольнении и ссылка на эти документы как на основание увольнения, Гучинов Н.В. трудовую книжку не забрал. В связи с этим 20 апреля 2020 года ему направлено учреждением уведомление о получении трудовой книжки либо о даче согласия на её отправку по почте (получено истцом 19 мая 2020 года), трудовую книжку Гучинов Н.В. забрал 28 апреля 2020 года.

Таким образом, о нарушении своего права Гучинов Н.В. узнал не позднее 28 апреля 2020 года.

Следовательно, срок для обращения в суд по спору об увольнении истёк 28 мая 2020 года.

К моменту увеличения исковых требований и привлечения к участию в деле надлежащего ответчика - Главы Республики Калмыкия по исковому требованию о признании незаконным распоряжения Главы Республики Калмыкия (10 июня 2020 года) установленный законом срок исковой давности истёк.

Ответчиками заявлено о применении исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске к указанному ответчику.

Довод представителей истца о том, что исковое заявление подано истцом в пределах срока давности, подлежит отклонению, так как первоначально – 14 мая 2020 года - указанное исковое требование о признании незаконным распоряжения Главы Республики Калмыкия от 17 апреля 2020 года №119-рг об освобождении его от должности предъявлено к ненадлежащему ответчику - Министерству здравоохранения Республики Калмыкия.

Истец освобожден от должности распоряжением Главы Республики Калмыкия от 17 апреля 2020 года №119-р.

Исковое требование к Главе Республики Калмыкия о признании незаконным этого распоряжения заявлено по истечении установленного ч.1 ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации срока давности обращения в суд. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено, сведения об уважительности причин пропуска срока обращения в суд не приведены.

Трудовой договор с истцом расторгнут Министерством здравоохранения Республики Калмыкия во исполнение этого распоряжения Главы Республики Калмыкия.

Распоряжение Главы Республики Калмыкия, которым истец освобожден от должности, не оспорено.

На основании изложенного исковые требования Гучинова Н.В. к Главе Республики Калмыкия, Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о признании незаконными и отмене распоряжения об освобождении от должности, приказа об увольнении, восстановлении на работе и производные от указанных требований исковые требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Гучинова Николая Владимировича отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий Е.В. Богзыкова