Дело № 2а-2791/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2018 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Эминова О.Н.,
при секретаре судебного заседания Сангаджигоряевой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что 28 декабря 2015 года между ней и ООО «Ново-Строй» был заключен предварительный договор бронирования квартиры в строящемся доме по адресу: <адрес> по условиям которого 28 декабря 2015 года ею в кассу ООО «Ново-Строй» были внесены денежные средства на общую сумму 184 000 рублей. 07 сентября 2016 года между истцом и ООО «Ново-Строй» был заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома №67-329-К2. 31 марта 2017 года истец обращалась в АУ Республики Калмыкия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» для регистрации вышеуказанного договора в установленном законом порядке. 10 апреля 2017 года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия уведомило о приостановлении действий по регистрации договора в связи с непредставлением застройщиком договора страхования. По неизвестным обстоятельствам ООО «Ново-Строй» договор страхования не представил, в связи с чем государственная регистрация договора не была осуществлена по независящим от нее обстоятельствам, соответственно, денежные средства на счет ООО «Ново-Строй» по договору она не внесла. 13 июня 2017 года она была признана потерпевшей по уголовному делу №, возбужденному 28 декабря 2016 года следователем СО УМВД России по г.Элисте, которое в настоящее время находится в производстве Элистинского городского суда Республики Калмыкия. 17 июля 2018 года она обратилась в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о включении в реестр пострадавших граждан. Уведомлением Министерства от 18 июля 2018 года №02-05/1/3481-КБ ей отказано во включении в указанный реестр в связи с несоответствием заявления одному из критериев, установленных пунктом 2 Приложения №1 «Критерии отнесения граждан, чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан» к Приказу Минстроя России от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан». Считает отказ Министерства незаконным и необоснованным, поскольку полагает, что относится к категории пострадавших граждан. ООО «Ново-Строй», привлекшее денежные средства для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев просрочил свои обязательства, жилой дом до настоящего времени не возведен, квартира в собственность истца не передана. Обязательства по уплате денежных средств по договору не исполнила не по своей вине. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просит признать незаконным решение Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия об отказе во включении в реестр пострадавших граждан; обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия включить ее в реестр пострадавших граждан.
В судебное заседание административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 не явились, о рассмотрении дела извещены, просили рассмотреть дело без их участия, заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО3 заявленные требования не признал, указав на несоответствие ФИО1 установленным критериям, а именно ею надлежащим образом не исполнены условия договора долевого участия, а также представленный ею договор долевого участия в установленном порядке не зарегистрирован.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению (реализации), незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении данных требований необходимыми условиями для удовлетворения иска выступают несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, а также нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, 07 сентября 2016 года между ООО «Ново-Строй» (Застройщик) и ФИО1 (Участник долевого строительства) заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (Договор) №67-329-К2, по условиям которого Застройщик обязался с привлечением других лиц в срок не позднее 01 апреля 2017 года построить многоквартирный жилой дом, общей площадью 11 588,20 кв.метров, и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию дома передать жилое помещение Участнику, а Участник обязался уплатить обусловленную договором цену и принять в собственность объект долевого строительства (п. 1.1 Договора). Объектом долевого строительства является однокомнатная квартира №67, расположенная на 5 этаже многоквартирного жилого дома, с предварительной общей площадью с учетом площади лоджии - 48,18 кв. метра, без учета лоджии – 42,02 кв.метров, по строительному адресу: <адрес>. Участник уплачивает Застройщику цену Договора в сумме и порядке, указанном в разделе 4 Договора.
Согласно двум квитанциям к приходным кассовым ордерам от 28 декабря 2015 года ФИО1 в кассу ООО «Ново-Строй» внесены взносы в размере соответственно 150 000 рублей и 34 000 рублей по договору бронирования квартиры в строящемся многоквартирном доме №34/15 от 28.12.2015г.
Однако принятые на себя обязательства по передаче жилого помещения с последующим оформлением в собственность общество не исполнило, квартира в собственность ФИО1 не передана.
31 марта 2017 года истец обратилась в АУ Республики Калмыкия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» для регистрации вышеуказанного договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия от 10 апреля 2017 года истцу сообщено о приостановлении действий по регистрации договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома №67-329-К2 от 07 сентября 2016г. в связи с непредставлением застройщиком договора страхования. Регистрация была приостановлена в срок до 10 июля 2017 года.
До настоящего времени договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома №67-329-К2 от 07 сентября 2016г. в установленном порядке не зарегистрирован.
Постановлением старшего следователя Следственной части Следственного отдела МВД по Республике Калмыкия от 13 июня 2017 года ФИО1 признана потерпевшей по уголовному делу №, возбужденному 28 декабря 2016 года, в отношении ФИО4 по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159, ч. 4 ст. 159 УК РФ.
Из содержания указанного постановления следует, что в ходе предварительного следствия установлено, что ООО «Ново-Строй» зарегистрировано 16 июля 2015 года в ИФНС России по г.Элисте. 08 июля 2015 года решением №1 единственного учредителя Общества генеральным директором ООО «Ново-Строй» назначена ФИО4 В период времени с 24 сентября 2015г. по 20 июля 2016г. ООО «Ново-Строй» заключались с гражданами договоры об участии в долевом строительстве и договоры бронирования квартир в многоквартирных жилых домах, подлежащих строительству, расположенных по адресу: <адрес> а также по адресу: <адрес>. Участниками долевого строительства в соответствии с заключенным договорами внесены денежные средства в кассу ООО «Ново-Строй» на общую сумму 14 162 537 рублей, однако, обязательства ООО «Ново-Строй» по строительству дома не выполнены, а денежные средства похищены.
17 июля 2018 года она обратилась в Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о включении в реестр пострадавших граждан.
Уведомлением Министерства от 18 июля 2018 года №02-05/1/3481-КБ ФИО1 отказано во включении в указанный реестр в связи с несоответствием заявления одному из критериев, установленных подпунктом 3 пункта 2 Приложения №1 «Критерии отнесения граждан, чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан» к Приказу Минстроя России от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», а именно ввиду ненадлежащего исполнения гражданином-участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве.
Предметом настоящего спора является законность указанного решения Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 18 июля 2018 года об отказе во включении ФИО1 в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно разъяснениям, данным в письме Минстроя России от 15 августа 2017 года N 28931-НС/07, рассмотрение заявления административного истца должно осуществляться в порядке, установленном приказом Минстроя России от 12 августа 2016 года N 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. N 560/пр утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, в силу п. п. 1 п. 2 которых критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства: а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия; б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект; в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ; г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома; д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
В соответствии с пунктом 6 Правил решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. К заявлению прилагаются документы, в том числе копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта.
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Несоответствие заявителя хотя бы одному из установленных пунктом 2 Критериев в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил влечет невозможность включения заявителя в реестр пострадавших граждан.
Судом установлено, что строительство объекта должно быть окончено в срок до 1 апреля 2016 года. Административный истец свои обязательства по оплате паевого взноса исполнила частично в размере 184000 рублей, что в судебном заседании не оспаривалось и подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам. Застройщиком обязательство по передаче объекта строительства участнику строительства не исполнены до настоящего времени.
Между тем на дату внесения оставшейся суммы стало очевидным, что обязательства ООО «Ново-Строй» по строительству объекта в установленный договором срок исполнены не будут, поскольку регистрация договора долевого участия приостановлена; договор страхования объекта застройщиком не представлен; срок разрешения на строительство многоквартирного дома, установленный до 1 апреля 2017 года, администрацией г.Элисты не продлен; в отношении гендиректора ООО «Ново-Строй» возбуждено уголовное дело по факту хищения денежных средств, привлеченных для строительства дома, в том числе и денежных средств самого истца. В связи с этими обстоятельствами, в установленный по графику срок оплаты -30 марта 2017 года оставшиеся денежные средства административным истцом внесены не были.
Факт частичной оплаты денежных средств, по мнению суда, не влияет на факт признания истца пострадавшей от действий недобросовестного застройщика, так как факт привлечения денежных средств истца застройщиком установлен в судебном заседании. Доказательств обратного суду не представлено.
Требование Министерства о предоставлении документов об оплате взносов в полном размере, применительно к обстоятельствам настоящего административного дела, противоречит смыслу и целям государственного регулирования и государственного контроля в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленным в статье 23 Федерального закона N 214-ФЗ, поскольку фактически лишает права на получение мер поддержки от государства пострадавшее лицо, надлежащим образом исполнявшее свои обязательства по договору и внесшее денежные средства для строительства многоквартирного дома.
Таким образом, отказ Министерства во включении ФИО1 в реестр пострадавших граждан по основанию ненадлежащего исполнения обязательств по договору участия в долевом строительстве нельзя признать законным.
Пунктом 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 г. N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан" установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.
Заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий: 1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу; 2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; 3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта; 4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору); 5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Вопреки утверждениям представителя административного ответчика, указанные обстоятельства в отношении административного истца судом не установлены.
Доводы представителя административного ответчика о том, что договор участия в долевом строительстве не зарегистрирован в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", что в силу требований Правил является вторым дополнительным основанием для отказа во включении заявителя в реестр, нельзя признать состоятельными.
В соответствии с частью 2 статьи 1 и частью 3 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и подлежащего государственной регистрации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 и частью 3 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в письменной форме и подлежащего государственной регистрации.
Как в целом Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", так и требование о форме и регистрации договора направлены на защиту граждан - участников долевого строительства. Следовательно, доводы Министерства о том, что без соблюдения требований к государственной регистрации договора гражданин не вправе рассчитывать на предусмотренные этим Федеральным законом меры в случае нарушения его прав, не учитывает цели данного Федерального закона и являются ошибочными.
Более того, судом установлено, что административный истец со своей стороны изъявила волю и намерение зарегистрировать договор, подав соответствующее заявление в Росреестр, однако, регистрация договора долевого участия была изначально приостановлена ввиду непредставления застройщиком договора страхования строящегося объекта, и впоследствии не произведена.
При таких обстоятельствах, отказ во включении в реестр по основанию отсутствия регистрации договора участия в долевом строительстве также не соответствует закону.
Вместе с тем суд, рассмотрев требование административного истца о возложении обязанности включить в реестр пострадавших граждан, приходит к следующему выводу.
Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Разрешение вопроса о включении административного истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относится к исключительной компетенции Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления.
В связи с этим права административного истца подлежат защите в соответствии положениями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, согласно которой в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом изложенного, в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд считает необходимым возложить на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия повторно рассмотреть ее заявление о включении в реестр пострадавших граждан в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования ФИО1 к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 18 июля 2018 года об отказе во включении ФИО1 в реестр пострадавших граждан.
Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия повторно рассмотреть заявление ФИО1 о включении в реестр пострадавших граждан, о чем сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Эминов