НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Елецкого городского суда (Липецкая область) от 04.04.2019 № 2А-346/19

Дело № 2а-346/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 апреля 2019 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Стрельцова С.Н.,

при секретаре Мисриевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России №7 по Липецкой области к Белых Сергею Алексеевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

МИФНС России №7 по Липецкой области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Белых С.А., указывая, что в 2014, 2016 годах у ответчика в собственности находились легковой автомобиль марки «.............» государственный регистрационный знак №*** и автобус марки «.............» государственный регистрационный знак №***, в связи с чем ответчик является плательщиком транспортного налога. За указанные годы у ответчика имеется задолженность по транспортному налогу в общем размере 5593,99 рублей. Ответчику были направлены налоговые уведомление и требование об уплате налога, которые ответчик добровольно не исполнил. За несвоевременную уплату налога начислена пеня в размере 44,35 рублей. Просила взыскать с Белых С.А. недоимку и пени в указанных размерах.

Представитель МИФНС России № 7 по Липецкой области в судебное заседание не явился. Истец надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. От истца поступило заявление, в котором он поддержал исковые требования и просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Белых С.А. в судебном заседании иск не признал. Объяснил, что транспортный налог за 2014-2016 годы он уплатил своевременно и в полном объеме на основании представленных истцом извещений. Автомобиль марки «.............» в его собственности не находится, так как в 2000 годах продан по доверенности. В его собственности находится микроавтобус марки .............», в котором число посадочных мест не превышает восьми, на управление которым необходимо право управление категории «В». Истец неправомерно начисляет налог на микроавтобус по повышенной ставке установленной для автобусов. Просил отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме.

Суд с учетом мнения ответчика счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит иск МИФНС России №7 по Липецкой области не подлежащим удовлетворению.

Статья 57 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичная норма содержится в пункте 3.4. статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные страховые взносы.

Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, Законом Липецкой области от 25 ноября 2002 года № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате, налогоплательщики обязаны в установленные Законом сроки и размере произвести уплату транспортного налога.

Согласно абзацу 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360 Налогового кодекса РФ).

Согласно статье 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 2,5; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 3,5; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 5; свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 7,5. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 6 Закона Липецкой области от 25 ноября 2002 года № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах согласно приложению к настоящему Закону.

Согласно Приложению к указанному Закону (в редакции, действовавшей на момент исчисления и уплаты налога) применительно к данному делу установлены следующие ставки транспортного налога:

- автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 15 рублей;

- автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно 40 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент начисления налога) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На основании статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ
"О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что в Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами):

- категория "В" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "А"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

- категория "С" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории "С", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

- категория "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;…

В судебном заседании установлено, что в 2014-2016 годах за Белых С.А. зарегистрировано право собственности на автобус марки «.............» государственный регистрационный знак №*** с мощностью двигателя 75 лошадиных сил (55 кВт).

Согласно налоговому уведомлению от 20.07.2017 №28215475, МИФНС России №7 по Липецкой области исчислило недоимку по транспортному налогу за автобус марки «.............», подлежащей уплате Белых С.А. за 2014 год в сумме 3000 рублей, за 2015 год в сумме 3000 рублей, за 2016 год в сумме 3000 рублей, всего 9000 рублей. Размер налога исчислен по налоговой ставке 40 рублей. С учетом имевшей место переплаты в сумме 2250 рублей окончательный общий размер налога за указанные годы исчислен истцом в сумме 6750 рублей.

Указанное налоговое уведомление по сроку уплаты 01.12.2017 было направлено ответчику 28.09.2017.

17.02.2018 истец направил ответчику требование №1965, в котором по состоянию на 12.02.2018 общая недоимка по налогам исчислена в размере 5594,35 рублей.

Недоимку по налогам в указанных размерах Белых С.А. не уплатил, в связи с чем в августе 2018 года истец обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в сумме 5550,00 рублей, а также пени в размере 44,35 рублей.

23.08.2018 мировой судья судебного участка №3 г. Ельца Елецкого городского судебного района вынес судебный приказ о взыскании с ответчика указанной суммы.

В связи с поступившими возражениями Белых С.А. определением судьи от 12.11.2018 судебный приказ был отменен.

06.02.2019 истец обратился в Елецкий городской суд с данным иском о взыскании с ответчика недоимки по транспортному налогу за 2014, 2016 годы в сумме 5584,34 рублей.

Из представленных Белых С.А. извещений и кассовых чеков следует, что он согласно представленных истцом требований и извещений уплатил транспортный налог за автобус марки «.............»: за 2014 год - 08.09.2015 в сумме 1125 рублей; за 2015 год - 07.10.2016 в сумме 1140 рублей; за 2016 год - 02.11.2017 в сумме 1200 рублей.

Указанные обстоятельства никем не оспаривались, подтверждаются объяснениями ответчика, определением судьи от 12.11.2018, расшифровкой задолженности, налоговыми уведомлениями, требованиями и извещениями, списком отправленной почтовой корреспонденции, учетными данными налогоплательщика, сведениями об имуществе, свидетельством о регистрации ТС, сведениями из ФИС-М ГИБДД МВД России по состоянию на 13.03.2019, справкой о состоянии расчетов.

Проанализировав приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

Белых С.А. в 2014 и в 2016 годах обязан был оплачивать транспортный налог за автобус марки «.............» государственный регистрационный знак №***.

Суд считает, что истец неправомерно производил начисления ответчику транспортного налога по ставке 40 рублей за одну лошадиную силу. При этом суд исходит из того, что указанное транспортное средство не относится к автомобилям, для управления которыми необходимо право на управление категории "D", так как количество сидячих в нем мест не превышает восьми, а разрешенная максимальная масса не превышает 3500 килограммов.

Исходя из того принадлежащий истцу автобус относится к категории легковых автомобилей, поэтому ставка транспортного налога на автомобиль ответчика в 2014-2016 годах составляла 15 рублей за одну лошадиную силу.

Таким образом, в 2014 – 2016 годах Белых С.А. обязан был ежегодно оплачивать транспортный налог в размере 1125 рублей. Эту обязанность ответчик исполнил в установленный срок в полном объеме. Доказательств обратного истцом не представлено.

При таких обстоятельствах исковые требования истца неправомерны и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ:

МИФНС России №7 по Липецкой области в удовлетворении административного иска Белых Сергею Алексеевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.Н. Стрельцов

В окончательной форме решение изготовлено 09 апреля 2019 года.