Дело № 2-858/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Егорьевск Московской области 26 сентября 2017 года
Егорьевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего: Сумкиной Е.В.,
при секретаре: Яковлевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Лесного хозяйства Московской области к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области, к администрации городского округа Егорьевск Московской области и к ФИО3 об истребовании из незаконного владения земельного участка, внесении изменений и исключении записи в ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Комитет Лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области, к администрации городского округа Егорьевск Московской области и к ФИО3 об истребовании из незаконного владения земельного участка, внесении изменений и исключении записи из ЕГРН.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении патруливания земель лесного фонда в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Сельского участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала Государственного казенного учреждения Московской области «Мособллес» подтвержден факт принадлежности земельного участка к землям лесного фонда. В ходе осмотра применялась фотосъемка, из которой видно, что на лесном участке с К№ присутствуют лесные насаждения, не имеется строений и ограждений. При проверке информации выяснилось, что участок принадлежит на правах аренды ФИО3 Материалы лесоустройства - таксационное описание Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского района Московской области, таксационное описание Юбилейного участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского района Московской области, составленные Центральным филиалом государственной инвентаризации лесов филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ г.г., выкопировка из лесного планшета Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского лесничества квартала <данные изъяты> выдела <данные изъяты>, выкопировка из лесного планшета Юбилейного участкового лесничества Егорьевского лесничества квартала <данные изъяты> выдела <данные изъяты> подтверждают факт нахождения участка с К№ в составе земель государственного лесного фонда, на территории двух участковых лесничеств, что также подтверждается Выпиской из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах № от ДД.ММ.ГГГГ, аналогичные сведения о вышеуказанном участке содержатся в Выписке из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно Свидетельству о государственной регистрации права за № от ДД.ММ.ГГГГ лесные участки- категория земель: земли лесного фонда с условным кадастровым номером № являются собственностью Российской Федерации, в том числе и лесной участок Сельского участкового лесничества Егорьевского лесничества, квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты>. Земельный участок с К№ поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с нарушением действующего законодательства и накладывается на земли лесного фонда, что подтверждается: справкой о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда, выданной Комитетом лесного хозяйства Московской области с приложением чертежа наложения, и с указанием координат поворотных точек пересечения границ (координаты указаны в системе <данные изъяты>), подготовленной с использованием РГИС МО, т.о. данный участок фактически является лесным участком и относится к землям лесного фонд, в связи с чем, обращаясь в суд просят: истребовать из незаконного владения ответчиков часть земельный участок с К№, расположенный на землях лесного фонда, в квартале <данные изъяты> выдела <данные изъяты> Юбилейного участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес», в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес», площадью <данные изъяты> кв.м, в следующих координатах:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
и внести изменения в Государственный кадастр недвижимости путем исключения сведений из Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с К№, расположенном на землях лесного фонда, в квартале <данные изъяты> выдела <данные изъяты> Юбилейного участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес», в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес», площадью <данные изъяты> кв.м., а также исключить запись из ЕГРН об указанном земельном участке.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена, ее представитель по доверенности (т.1, л.д. 80) ФИО5 просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области и представитель администрации городского округа Егорьевск Московской области по доверенности ФИО6 заявленные Комитетом лесного хозяйства Московской области требования не признала, показав, что по заключению судебной землеустроительной экспертизы имеется незначительное наложение границ спорного земельного участка на смежные земли лесного фонда, с учетом лесной амнистии просила в иске отказать.
Представители Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Федерального государственного бюджетного учреждения «Рослесинфорг», Территориального управления Росимущества в Московской области, Управления Росреестра по Московской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явились, извещены. От представителя Управления Росреестра по Московской области поступило заявления о рассмотрении дела в их отсутствии (т. 1, л.д. 66,).
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации). Исходя из содержания нормы ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 года N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. Так, в силу ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ст. 35 ГПК РФ). При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, стороны против этого не возражали.
Выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства, дело правоустанавливающих документов (т. 1, л.д. 81-129), кадастровые дела (т. 1, л.д. 138-238), суд приходит к следующему.
Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно требованиям статей 8, 9 ЛК РФ земли лесного фонда являются федеральной собственностью и могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам только в постоянное (бессрочное) пользование, ограниченное пользование (сервитут), аренду, а также в безвозмездное срочное пользование.
В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67 и 92 названного Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществлялся в соответствии с Законом N 221-ФЗ. В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действовавшей на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В настоящее время, согласно статье 92 ЛК РФ, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Таким образом, правомочия собственника земельного участка состоят во владении, пользовании и распоряжении земельным участком. При этом под владением понимается юридически обеспеченная возможность волевого, фактического и непосредственного господства лица над земельным участком; пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения из земельного участка полезных свойств, плодов и иных доходов в процессе его эксплуатации; распоряжение - это юридически обеспеченная возможность определения судьбы земельного участка.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В силу указаний, содержащихся в пункте 36 совместного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Исходя из взаимосвязанного смысла статей 209, 301 ГК РФ истцом по виндикационному иску может быть лицо (собственник, либо лицо владеющее имуществом в силу закона или договора), из обладания которого незаконно выбыло имущество (вещь), являющееся предметом виндикационного иска, а ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов в пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами. Согласно части 1 статьи 82 ЛК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Российской Федерацией в силу ст. 83 Лесного кодекса осуществление полномочий в области лесных отношений передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Московской области таким органом государственной власти является Комитет Лесного хозяйства Московской области.
Согласно пункту 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений, а потому наделен ограниченными полномочиями собственника в отношении спорного земельного участка. Согласно пункту 14.5 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, комитет в случаях, предусмотренных законодательством имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов. Согласно Положению, утвержденному Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 66 функции по распоряжению федеральным имуществом осуществляет Территориальное управление ФАУГИ в Московской области. С учетом изложенного, действующее законодательство не исключает возможности обращения Комитета лесного хозяйства Московской области в суд с заявленными требованиями в качестве процессуального истца.
Статьей 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Согласно пункту 45 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее. В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Комитет Лесного хозяйства Московской области обращался в Арбитражный суд Московской области с заявлением к МУП «Городское поселение Егорьевск» и к ФИО3 об истребовании из незаконного владения части земельного участка, которое определением от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без рассмотрения (т. 1, л.д. 247-249).
Из исследованных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлялось патрулирование земель лесного фонда в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Сельского участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала Государственного казенного учреждения Московской области «Мособллес» (т. 1, л.д. 10-17).
Представитель истца утверждает, что имеется факт наложения земельного участка с К№ на земли лесного фонда, в квартале <данные изъяты> выдела <данные изъяты> Юбилейного участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес», в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского филиала ГКУ МО «Мособллес», площадью <данные изъяты> кв.м, в следующих координатах:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
в подтверждение чего представлены: материалы лесоустройства -таксационное описание Юбилейного участкового лесничества Егорьевского лесничества Егорьевского района Московской области, составленные Центральным филиалом государственной инвентаризации лесов филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «<данные изъяты>» в <данные изъяты> г.г., выкопировка из лесного планшета Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского лесничества квартала <данные изъяты> выдела <данные изъяты>, выкопировка из лесного планшета Юбилейного участкового лесничества Егорьевского лесничества квартала <данные изъяты> выдела 39, акт осмотра территории лесных участков, выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и лесотаксационных выделах № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права за № от ДД.ММ.ГГГГ, а также справка о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда, выданная Комитетом лесного хозяйства Московской области с приложением чертежа наложения, и с указанием координат поворотных точек пересечения границ (т. 1, л.д. 19-24, 28- 36).
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации Егорьевского муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был предоставлен в аренду земельный участок К№, площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: для ИЖС, местоположение: <адрес> (т. 1, л.д. 94). ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района и ФИО2 был заключен ДД.ММ.ГГГГ договор аренды № земельного участка К№ (т. 1, л.д. 86-97). Согласно кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он имеет площадь <данные изъяты> кв.м., категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, сведения о правах отсутствуют (т. 1, л.д. 91-92).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 был заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды данного земельного участка (т. 1, л.д. 109), также ФИО1 был приобретен в собственность у ФИО2 хозблок, расположенный на указанном объекте недвижимости (т. 2, л.д. 14-15).
По соглашению об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 передал права и обязанности по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 (т. 1, л.д. 122), также им был продан ФИО3 хозблок (т. 2, л.д. 10-11).
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок К№ находится с ДД.ММ.ГГГГ в аренде у ФИО3, при этом данные о правообладателе участка и о правопритязаниях в графах <данные изъяты> выписки отсутствуют (т. 2, л.д. 31). Хозблок, назначение: нежилое, одноэтажный, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на данном участке принадлежит ФИО3 на праве собственности, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 32-33).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Московской области было зарегистрировано в ЕГРН дополнительное соглашение №, по которому ФИО3 продлен срок действия договора аренды земельного участка К№ до ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 126-129).
Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ № № земельный участок К№ имеет категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, сведения о правах отсутствуют, в ГКН внесен ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 37-40).
Показания представителя истца о том, что факт наложения земельного участка с К№ подтверждается справкой о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда, выданной Комитетом лесного хозяйства Московской области (т. 1, лд. 46-47), судом учитывались, поскольку определение наличия наложений земельных участков на земли лесного фонда Комитетом лесного хозяйства Московской области осуществляется при помощи Региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Московской области (РГИС МО), созданной на основании постановления Правительства Московской области от 23.10.2012 года N 1335/38 «О создании государственной информационной системы Московской области «Региональная геоинформационная система Московской области». РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ «О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации», согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона). Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона N 149-ФЗ, информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий. Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах. В данном случае информация о границах земель лесного фонда должны вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
В целях установлении факта пересечения земельного участка, находящегося в аренде у ФИО3 с землями лесного фонда, по ходатайству представителя Комитета лесного хозяйства Московской области (т. 2, л.д. 34-37) по делу было назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы, производство которой поручено ООО «<данные изъяты>» (т. 2, л.д. 49-54).
По заключению судебной экспертизы экспертами ООО «<данные изъяты>» установлены границы части земельного участка лесного фонда КН № (per. №), образующего квартал <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества, по плану лесных участков Егорьевского района (устройство ДД.ММ.ГГГГ гг.) масштаба <данные изъяты> с точностью <данные изъяты> метра.
Координаты границ выдела <данные изъяты> квартала <данные изъяты>
Егорьевского сельского участкового лесничества
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
Земельный участок с кадастровым номером № не является ранее учтенным, так как его государственный учет осуществлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ Согласно сведениям государственного реестра недвижимости земельный участок с К№ имеет статус учтенный, его границы, графически отображенные в Постановлении Администрации Егорьевского муниципального района от № от ДД.ММ.ГГГГ и внесенные в сведения государственного реестра недвижимости ДД.ММ.ГГГГ образованы позднее, чем был составлен план лесных участков Егорьевского района (устройство ДД.ММ.ГГГГ гг.) и зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок Егорьевского сельского участкового лесничества (ДД.ММ.ГГГГ.).
Граница земельного участка лесного фонда Егорьевского сельского участкового лесничества с кадастровым номером № (регистрационный №) отсутствует в сведениях государственного реестра недвижимости. Установлено пересечение границ земельного участка с К№ по сведениям государственного реестра недвижимости и границ земель лесного фонда (выдел <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества), восстановленных по плану лесных участков Егорьевского района Московской области (устройство ДД.ММ.ГГГГ гг.), за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения границ лесничества (<данные изъяты> м.).
Площадь наложения земельного участка К№ на выдел <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества составляет <данные изъяты> кв.м.
Координаты границ наложения земельного участка К№ на выдел <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> кв.м |
Границы наложения земельного участка К№ на выдел <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества графически отображены в Приложении 2 Заключения.
Координаты границ земельного участка К№ за пределом границ наложении на выдел <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества | |
X, м | Y, м |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Вероятной причиной наложения границ земельного участка К№ на выдел <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества является то, что формирование схемы расположения спорного земельного участка, утвержденной Постановлением Администрации Егорьевского муниципального района от № от ДД.ММ.ГГГГ, и кадастровые работы с последующим внесением сведений о границах участка в государственный кадастр недвижимости, проведены без учета границ Егорьевского сельского участкового лесничества, в частности выдела <данные изъяты> квартала <данные изъяты>, что, в свою очередь, объясняется тем, что сведения о границах Егорьевского сельского участкового лесничества отсутствуют в государственном реестре недвижимости, и о существовании указанного лесничества в исследуемых границах лица, участвовавшие при его образовании, могли не знать.
С учетом статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.<данные изъяты> N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устранение выявленного пересечения границ лесного участка квартала <данные изъяты> выдела <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества с земельным участком К№ возможно путем исключения из установленных границ квартала <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского района Московской <данные изъяты> границ земельного участка К№, содержащихся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.
Координаты границ выдела <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества, установленных за вычетом наложения с земельным участком К№ | |||
X, м | Y, м | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | |||
(см. приложение).
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области ФИО4 с заключением экспертизы не согласилась, полагает его необоснованным, просила об удовлетворении заявленных ими требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ заключения экспертов относятся к одним из средств доказывания в гражданском процессе. В силу ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, поскольку доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения экспертизы сторонами суду не представлено, суд отклоняет доводы представителя Комитета лесного хозяйства Московской области как необоснованные и полагает заключение судебной экспертизы допустимым доказательством по делу. По мнению суда, экспертиза проведена в соответствии с требованиями ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» N 73-ФЗ на основании определения суда о поручении проведения экспертизы экспертами данной организации в соответствии с профилем деятельности, определенным выданной им лицензией, заключение содержит необходимые расчеты, ссылки на нормативно-техническую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперты предупреждены об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ. Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, указывают на применение методов исследований, основываются на исходных объективных данных. Оценивая данное заключение экспертов по правилам ст. ст. 67, 86 ГПК РФ, суд не усматривает в нем недостатков, вызванных необъективностью или неполнотой исследования, в связи с чем, полагает возможным принять результаты судебной экспертизы в качестве допустимого доказательства. Основания для сомнения в правильности заключения экспертов, в беспристрастности и объективности экспертов отсутствуют. Заключение экспертизы оценивается судом по правилам части 2 статьи 86 ГПК РФ в совокупности с иными доказательствами, представленными в ходе судебного разбирательства.
Сторонам судом было разъяснено положение ч.1 ст.56 ГПК РФ, согласно требований которой, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений и определены, какие обстоятельства каждой стороной подлежат доказыванию. Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Иных доказательств сторонами не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание установление факта отнесения части спорного земельного участка к землям лесного фонда, которые могут находиться только в федеральной собственности в соответствии со ст. ст. 8, 9 ЛК РФ (по заключению судебной экспертизы площадь наложения земельного участка КН № на выдел <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества составляет <данные изъяты> кв.м.), руководствуясь выше указанными нормами материального права, а также положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, согласно принципа исследования юридически значимых обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 55, ст. 59, 60, 67 ГПК РФ, поскольку истцом доказан факт отнесения части спорного земельного участка к землям лесного фонда, в связи с чем у администрации городского округа Егорьевск Московской области отсутствовали правовые основания для распоряжения ею (частью участка), в том числе, в виде принятия решения о предоставлении его в аренду в указанных границах, суд приходит к выводу о том, что заявленные Комитетом Лесного хозяйства Московской области требования подлежат частичному удовлетворению. Суд исключает из установленных границ квартала <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского района Московской области границы земельного участка К№, содержащиеся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, указанные в заключении судебной экспертизы экспертами ООО «<данные изъяты>», оснований для истребования из владения ответчиков земельного участка с К№, площадью <данные изъяты> кв.м. и внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости и ЕГРН не имеется.
На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета Лесного хозяйства Московской области в удовлетворении требований к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск, к администрации городского округа Егорьевск и к ФИО3 об истребовании из незаконного владения земельного участка удовлетворить частично.
Исключить из установленных границ квартала <данные изъяты> выдел <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского района Московской области границы земельного участка К№, содержащиеся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости
Координаты границ выдела <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества, установленных за вычетом наложения с земельным участком К№ | |||
X, м | Y, м | |||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | ||
<данные изъяты> | |||
Комитету Лесного хозяйства Московской области в удовлетворении требований об истребовании из незаконного владения земельного участка с К№, площадью <данные изъяты> кв.м. в указанных в заявлении координатах, об исключении сведений из Государственного кадастра недвижимости и записи из ЕГРН о земельном участке с К№, отказать.
Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости и в ЕГРН в отношении земельного участка с К№ и земель лесного фонда в квартале <данные изъяты> выдела <данные изъяты> Егорьевского сельского участкового лесничества Егорьевского района Московской области.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: Сумкина Е.В.