НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ефремовского районного суда (Тульская область) от 25.07.2022 № 2-859/2022

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2022 г. г. Ефремов Тульской области

Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:

судьи Шаталовой Л.В.,

при помощнике судьи Шубине В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синюкова Александра Ивановича к отделу социальной защиты населения по Ефремовскому району филиалу государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на назначение мер социальной поддержки,

у с т а н о в и л:

Синюков А.И. обратился в суд с иском к отделу социальной защиты населения по Ефремовскому району филиалу государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на назначение мер социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном труда и ДД.ММ.ГГГГ обратился в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда. Решением отдела социальной защиты населения по Ефремовскому району филиала государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» от 22.01.2014 № 97 ему было отказано в назначении указанной выплаты, поскольку он не является получателем какого-либо пенсионного обеспечения по Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ и по Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ. С указанным решением не согласен, поскольку в силу ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию 31.12.2004, и действие данного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005. Из приведенной нормы Закона следует, что получение данного вида меры социальной поддержки законодательство Тульской области связывает с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение права в зависимость от обстоятельств, в том числе от наличия конкретного возраста или от назначения какого-либо вида пенсии.

Просит признать его право, как ветерана труда, на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»; обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ему, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Синюков А.И. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. В письменных возражениях указал, что Синюков А.И. имеет звание «Ветеран труда», а поскольку не достиг общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин 60 лет), то не имеет права на какой-либо вид пенсионного обеспечения по Федеральным законам «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях»; 20.01.2014 истец обратился к ответчику с заявлением и пакетом документов за назначением ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг как ветеран труда, и 22.01.2014 было принято решение об отказе истцу в назначении указанных выплат; с 01.01.2005 правоотношения по предоставлению льгот ветеранам труда согласно ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22.08.2004) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) согласно ст. 3 и ст. 7 Закона от 28.12.2004 № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в связи с чем субъектный состав и объем правоотношений остались прежними (как до 01.01.2005, так и после 01.01.2005); возникла трансформация права - право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ЕДВ, при этом круг лиц - участников правоотношений остался прежним, что является существенным для рассмотрения заявленных требований; согласно ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22.08.2004) меры социальной защиты ветеранам труда предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а одна из мер социальной поддержки - ЕДВ - выделена в отдельную статью по аналогии с федеральным законодательством, однако нельзя руководствоваться статьей 7 без учета статьи 3 Закона от 28.12.2004 № 493-3TO, поскольку правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки, являются длящимися правоотношениями, следовательно, круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по ст. 7 в совокупности со ст. 3 Закона № 493-3TO должен совпадать с кругом лиц, имеющих право на льготы по ст. 22 Федерального закона «О ветеранах»; право на льготы по ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции до 22.08.2004) у истца до 01.01.2005 не возникло бы. В соответствии со статьей 7 Закона от 28.12.2004 № 493-3TO ветераны труда, а также граждане, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты, которая назначается и выплачивается в порядке, установленном администрацией Тульской области. В соответствии с Порядком назначения и предоставления ЕДВ отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 28.09.2020 № 598, и административным регламентом предоставления государственной услуги «Предоставление ежемесячной денежной выплаты с последующей индексацией отдельным категориям жителей Тульской области», утвержденным приказом министерства труда и социальной защиты Тульской области № 634-осн от 15.11.2019, к заявителям на получение государственной услуги в виде ЕДВ относятся ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях», или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин независимо от прекращения ими трудовой деятельности. Таким образом, поскольку в нормативных актах перечислены оба пенсионных закона, которые соединены в тексте союзом «и», то гражданин, претендующий на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 7 Закона Тульской области № 493-3TO, должен достигнуть возраста, дающего право получать какой-либо вид пенсии и по Федеральному закону № 166-ФЗ и по Федеральному закону № 400-ФЗ, то есть по двум указанным Федеральным законам одновременно или достигнуть возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В связи с чем, определенные Законом Тульской области № 493-3TO меры социальной поддержки истец может получить при достижении возраста, дающего право на трудовую (страховую) пенсию или 60 лет. Истцу 48 лет, документов, подтверждающих право истца на получение пенсии и по Федеральному закону № 166-ФЗ, и по Федеральному закону № 400-ФЗ по старости, не представлено. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ), его течение начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Общий срок исковой давности применяется в отношении всех требований, кроме тех, на которые исковая давность не распространяется согласно ст. 208 ГК РФ и требований, в отношении которых предусмотрены специальные сроки исковой давности. Истец узнал о нарушении его права на меры социальной поддержки как ветерану труда ДД.ММ.ГГГГ, получив отказ в назначении выплат, при этом заявленное истцом требование о признании права на ЕДВ как ветерану труда не относится к требованиям, на которые исковая давность не распространяется согласно ст. 208 ГК РФ. Соответственно срок для предъявления в суд требования о признании права на ЕДВ, как ветерану труда, в удовлетворении которого истцу отказано ДД.ММ.ГГГГ, истек ДД.ММ.ГГГГ. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика отдела социальной защиты населения по Ефремовскому району филиала государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

На основании определения суда от 25.07.2022 дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п. 2 ст. 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Из положений ст. 7 названного Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» следует, что в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.

Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утвержден Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2020 № 598.

Как установлено судом в ходе разбирательства дела Синюков Александр Иванович является ветераном труда, что подтверждается удостоверением , выданным ДД.ММ.ГГГГ государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» (л.д. 5), и имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Синюков Александр Иванович обратился в орган социальной защиты населения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, в частности, в виде ежемесячной денежной выплаты.

Решением государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Ефремовского района» Синюкову А.И. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки, в частности, в виде ежемесячной денежной выплаты в связи с недостижением им общеустановленного пенсионного возраста (л.д. 6).

Разрешая заявленные истцом требования, суд приходит к выводу о том, что Синюков А.И., как ветеран труда, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку право на получение ежемесячной денежной выплаты законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2020 № 598, право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним, по состоянию на 31.12.2004 года, при этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Денежная выплата назначается заявителю со дня подачи заявления и документов, в том числе в электронном виде, в учреждение (МФЦ), но не ранее возникновения права на указанную денежную выплату.

В соответствии с ранее действовавшим Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением Администрации Тульской области № 201 от 15.03.2005 г. «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним, по состоянию на 31.12.2004. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Сторона ответчика в ходе судебного разбирательства заявила о пропуске срока исковой давности.

С доводами представителя ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности, предусмотренный ст.196 ГК РФ, суд не может согласиться, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права по следующим основаниям.

В соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Содержание данной правовой нормы воспроизведено в пункте 1 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 № 15 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11. 2001 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».

В том же пункте постановления отмечено, что под правом лица, подлежащим защите судом, применительно к понятию исковой давности следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.

Анализ содержания приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что положения гражданского законодательства об исковой давности могут быть применимы только к исковой форме защиты нарушенного гражданского права.

Следовательно, при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, ссылка на установленный ст.196 ГК трехлетний общий срок исковой давности и применение этого срока путем ограничения периода выплат или совершения иных действий тремя последними годами являются ошибочными (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и военных должностных лиц», 2003).

Согласно п.п. 1 и 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; к имущественным отношениям, основанным на административном или властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Из искового заявления Синюкова А.И. следует, что он оспаривает законность и обоснованность действий ответчика по отказу предоставить ему меры социальной поддержки, предусмотренной для ветеранов труда, полагает нарушенным свое право на получение гарантий и компенсаций, установленных для данной категории лиц, и основывает свои исковые требования на положениях Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», нормы которых не устанавливают каких-либо сроков на обращение в суд по регулируемым этими Законами правоотношениям.

Спорные отношения, связанные с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки, урегулированы нормами специального закона - Федерального закона «О ветеранах», эти отношения не основаны на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности их участников, носят публично-правовой, длящийся характер, в связи с чем доводы стороны ответчика о пропуске Синюковым А.И. срока для обращения в суд с исковыми требованиями о признании права на меры социальной поддержки ошибочны, поскольку основаны на неправильном применении судом норм материального права. Аналогичный вывод содержится в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание заявительный порядок обращения за назначением ежемесячной денежной компенсации, и учитывая, что с соответствующим заявлением истец обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, решение по которому было принято незаконное, суд полагает, что отказ Синюкову А.И. в восстановлении его прав не с момента обращения с заявлением противоречит ст. 7 Конституции РФ об адресной социальной политике, положениями которой каждому ветерану гарантируется своевременная государственная социальная поддержка.

Таким образом, поскольку законодатель при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты в натуральной форме, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в натуральной форме (ст. 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области»), установил дополнительное условие для их получения - достижение общеустановленного возраста выхода на пенсию, а получение льгот, замененных денежной компенсацией (ст.7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области») дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил, суд приходит к выводу о нарушении стороной ответчика прав ветерана труда Синюкова А.И., выразившихся в необоснованном отказе по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) на основании ст. 7 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» по причине отсутствия пенсионного возраста, поскольку действующее правовое регулирование отношений по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой меры социальной поддержки как ежемесячная денежной выплата не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который был обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки.

Принимая во внимание, что Синюков А.И. является ветераном труда, доказательств того, что истец получает какие-либо меры социальной поддержки по иным основаниям и согласно другим законам, не представлено, органом социальной защиты истцу неправомерно отказано в предоставлении названной выше льготы, в связи с чем суд приходит к выводу о назначении истцу с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты и возложении именно на государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», обязанности назначить истцу, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Синюкова Александра Ивановича к отделу социальной защиты населения по Ефремовскому району филиалу государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на назначение мер социальной поддержки удовлетворить.

Признать за Синюковым Александром Ивановичем, как ветераном труда, право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить Синюкову Александру Ивановичу, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, предусмотренную Законом Тульской области № 493-ЗТО от 28 декабря 2004 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.07.2022.

Судья Л.В. Шаталова