№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2024 г. г. Ефремов Тульской области
Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:
судьи Шаталовой Л.В.,
при секретаре Скороваровой Н.В.,
с участием истца Ряписова Э.А., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области по доверенности Окороковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ряписова Эдуарда Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области, клиентской службе (на правах отдела) в Ефремовском районе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о включении периодов работы в страховой стаж, признании права на назначение страховой пенсии по старости на льготных основаниях и обязании назначить пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
Ряписов Э.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости на льготных основаниях и обязании назначить пенсию по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в возрасте 50 лет. ДД.ММ.ГГГГ Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области было вынесено решение № об отказе в назначении пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Как следует из решения № от ДД.ММ.ГГГГ правом на досрочное назначение страховой пенсии пользуются мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет, и данное право предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно представленным истцом документам: трудовых книжек, справки № от ДД.ММ.ГГГГ, справки № от ДД.ММ.ГГГГ, справки № от ДД.ММ.ГГГГ, диплома, справки Военного комиссариата Тульской области о службе в армии № от ДД.ММ.ГГГГ, им был подтвержден страховой и специальный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в возрасте 50 лет. Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области не были приняты в зачет страхового стажа периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине денонсации Российской Федерацией Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», участниками которого являлись Российская Федерация и республика Украина. Время прохождения истцом военной службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был принят в зачет страхового стажа, так как Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области не был получен ответ о месте дислокации воинской части, в которой истец проходил срочную военную службу.
Считает решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным и необоснованным, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятым ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующего производства, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом льготного пенсионного обеспечения по Списку № 1, в <данные изъяты>; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты> в должности подземного электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования; в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты> в должности электрослесаря подземного, подземного электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования, при этом работал на подземных работах, которые согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» дают право на досрочную страховую пенсию по старости, назначенную с уменьшением возраста выхода на пенсию.
Просит с учетом уточнений и дополнений признать за ним, Ряписовым Эдуардом Александровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение страховой пенсии по старости на льготных основаниях в связи с работой на подземных работах на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включив данные периоды в стаж; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области произвести назначение и выплату ему, Ряписову Эдуарду Александровичу, пенсии с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-7, 78, 88).
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика в порядке ст. 40 ГПК РФ привлечена клиентская служба (на правах отдела) в <адрес> Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области (л.д. 1-2).
Представитель ответчика клиентской службы (на правах отдела) в Ефремовском районе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Истец Ряписов Э.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что в заявленные им периоды, которые не были включены пенсионным органом в зачет стажа, он работал на подземных работах. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области Окорокова О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочное назначение страховой пенсии пользуются мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 вышеуказанного Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждый полный год такой работы. Отказ Пенсионного Фонда был сделан на основании того, что Российская Федерация и Украина являлись участниками Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», а в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2022 № 175 «О денонсации Российской Федерации Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу 30.06.2022, данное Соглашение от 13.03.1992 прекратило свое действие для Российской Федерации, при этом с момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы Российской Федерации. В условиях денонсации Российской Федерацией Соглашения от 13.03.1992 при переезде граждан из Украины на постоянное место жительство в Российскую Федерацию их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством РФ – для определения права на пенсию и исчисления ее размера учитывается страховой стаж, приобретенный на территории Украины за период до 01.01.1991, с 01.01.1991 вышеуказанные периоды не принимаются в зачет, как страхового, так и специального стажа. Других документов истец не предоставил, в связи с чем на дату обращения истец имеет страховой стаж 07 лет 03 месяца 20 дней при требуемом не менее 20 лет, и специальный стаж по Списку № 1 отсутствует. Следовательно, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у истца на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что истец Ряписов Эдуард Александрович ДД.ММ.ГГГГ обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2023 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в возрасте 50 лет (л.д. 53-57).
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ Ряписову Э.А. отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и указано, что страховой стаж Ряписова Э.А. составляет 07 лет 03 месяца 20 дней; не были приняты в зачет периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Российская Федерация и Украина являлись участниками Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения»; в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2022 № 175 «О денонсации Российской Федерации Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», который вступил в силу 30.06.2022, Соглашение от 13.03.1992 прекратило свое действие для Российской Федерации, при этом с момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы Российской Федерации; в условиях денонсации Российской Федерацией Соглашения от 13.03.1992 при переезде граждан из Украины на постоянное место жительство в Российскую Федерацию их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с законодательством РФ – для определения права на пенсию и исчисления ее размера учитывается страховой стаж, приобретенный на территории Украины за период до 01.01.1991, с 01.01.1991 вышеуказанные периоды не принимаются в зачет, как страхового так и специального стажа; других документов, подтверждающих специальный, страховой стаж Ряписовым Э.А. не представлено, в связи с чем на дату обращения Ряписов Э.А. не имеет права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 12-13).
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы.
В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 тверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», других федеральных законов.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 г. и действовал до 1 января 2015 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых взносах»).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых взносах»).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых взносах»).
Таким образом, при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае на Украине) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с письмом ПФ РФ от 09.04.2008 № ЛЧ 25-25/3283 о направлении Списка органов государств, ранее входивших состав СССР, в компетенцию которых входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование) компетентным органом в Республике Украина, подтверждающим уплату страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование является Пенсионный фонд Украины.
13.03.1992 государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).
Согласно письму Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (далее – Рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно п. 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Таким образом, для включения периодов работы до 01.01.2002 в стаж отсутствует необходимость подтверждения уплаты страховых взносов.
Сторона ответчика в обоснование возражений ссылается на неприменение к спорным правоотношениям Соглашения от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, поскольку данное Соглашение прекратило действие с 01.01.2023.
Действительно 11.06.2022 принят Федеральный закон № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и с 01.01.2023 прекращено действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, подписанного в Москве 13 марта 1992 года, в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения (Официальное сообщение МИД России).
Вместе с тем, Соглашение от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения прекратило действие в отношениях РФ с другими участниками только с 01.01.2023, то есть оно действовало в спорные периоды работы истца, в связи с чем подлежит применению к спорным правоотношениям.
Судом установлено, что в период до ДД.ММ.ГГГГ истец Ряписов Э.А. работал: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрослесаря по ремонту оборудования 4 разряда обогатительной <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования 5 разряда шахты <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрослесаря подземного 3 разряда шахты <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заточника подземного 3 разряда шахты <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрослесаря подземного 4 разряда шахты <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки истца (л.д. 14-20), справками с мест работы (л.д. 24-36).
Сведения, содержащиеся в трудовой книжке и справках с мест работы истца, ответчиком не опровергнуты, сомнений не вызывают, в трудовой книжке имеются ссылки на основания внесения соответствующей записей, записи удостоверены уполномоченными должностными лицами работодателями, содержат печать, соответственно оснований ставить под сомнение работу истца в указанные периоды не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области обязанности включить в страховой стаж Ряписова Эдуарда Александровича периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрослесаря по ремонту оборудования 4 разряда обогатительной фабрики <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда рудообогатительной фабрики <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования 5 разряда шахты <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрослесаря подземного 3 разряда шахты <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заточника подземного 3 разряда шахты <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрослесаря подземного 4 разряда шахты <данные изъяты>, поскольку данные периоды работы Ряписова Э.А. на территории Украины, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов.
Как указано выше периоды работы по найму после 1 января 2002 г. могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, при этом указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В материалах дела отсутствуют документы в подтверждение факта уплаты страховых взносов после 01.01.2002 в пенсионный фонд государства, где осуществлялась трудовая деятельность истца Ряписова Э.А., в связи с чем правовых оснований для включения в страховой и специальный стаж периодов работы истца Ряписова Э.А. на территории Украины после 01.01.2002 не имеется.
Поскольку стаж истца с учетом периодов, включенных пенсионным органом и судом, недостаточен для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд не находит правовых оснований для признания за истцом права на назначение страховой пенсии по старости на льготных основаниях в связи с работой на подземных работах на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области обязанности произвести назначение и выплату Ряписову Эдуарду Александровичу пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ряписова Эдуарда Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области, клиентской службе (на правах отдела) в Ефремовском районе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о включении периодов работы в страховой стаж, признании права на назначение страховой пенсии по старости на льготных основаниях и обязании назначить пенсию по старости удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области включить в страховой стаж Ряписова Эдуарда Александровича периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрослесаря по ремонту оборудования 4 разряда обогатительной фабрики <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда рудообогатительной фабрики <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности подземного электрослесаря дежурного и по ремонту оборудования 5 разряда шахты <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрослесаря подземного 3 разряда шахты <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заточника подземного 3 разряда шахты <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности электрослесаря подземного 4 разряда шахты <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ряписова Эдуарда Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области, клиентской службе (на правах отдела) в Ефремовском районе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о включении периодов работы в страховой стаж, признании права на назначение страховой пенсии по старости на льготных основаниях и обязании назначить пенсию по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.В. Шаталова