№2-212/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Петропавловка 04 мая 2023 года
Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Дашинорбоевой Э.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Республиканского агентства лесного хозяйства к ФИО1 о взыскании средств, затраченных на тушение лесного пожара,
УСТАНОВИЛ:
Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании средств, затраченных на тушение лесного пожара на территории СПК «Армак» Джидинского лесничества Джидинского сельского участкового лесничества квартал 17 выдела 31,32,33,36,37 в сумме 2 523 217 рублей 40 копеек, который мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 16:10 часов сотрудниками лесной охраны обнаружен лесной пожар на территории СПК «Армак» Джидинского лесничества Джидинского сельского участкового лесничества квартал 17. Площадь пожара на момент обнаружения составляла - 0,3 га. Как следует из раздела 2 «Характеристика методов, сил и средств тушения лесного пожара» акта о лесном пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ к тушению лесного пожара были привлечены работники «Джидинский лесхоз». Пожар ликвидирован - ДД.ММ.ГГГГ в 22:00 часов. Площадь, пройденная огнем, составляет - 45 га. В соответствии с план-схемой расположения границ лесного пожара №, пожар произошел на территории СПК «Армак» Джидинского лесничества Джидинского сельского участкового лесничества квартал 17 выдела 31,32,33,36,37. Как следует из сводной справки о затратах на тушение лесного пожара № от ДД.ММ.ГГГГ при тушении пожара на вышеуказанной территории АУ РБ «Авиалесоохрана» понес следующие затраты: 1. Оплата труда – 821 750, 23 рублей, 2. Налоги и обязательные платежи, зачисляемые на фонд оплаты труда – 279 358, 82 рублей, 3. Командировочные расходы – 29 628, 00 рублей, 4.Транспортные расходы - 1 000 806, 26 рублей, 5. Стоимость израсходованных материальных запасов – 171 452, 28 рублей, 6. Накладные расходы – 220 221, 81 рублей. Общая сумма затрат на тушение лесного пожара АУ РБ «Авиалесоохрана» 2 523 217,40 рублей. ДД.ММ.ГГГГ УУП ОМВД России по <адрес>ФИО3 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № по ч.4 ст.8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. ДД.ММ.ГГГГ по факту возникновения лесного пожара на территории СПК «Армак» Джидинского лесничества Джидинского сельского участкового лесничества квартал 17 выдела 31,32,33,36,37, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ ввиду отсутствия в действиях ФИО1 события преступления предусмотренного ч.1 ст.261 УК РФ - уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если эти деяния причинили значительный ущерб. ДД.ММ.ГГГГФИО1 вручено определение о назначении времени места рассмотрения дела, которое назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 14:00 часов в ОНДПР <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении рассмотрено с участием ФИО1 В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО1 пояснил, что вину в совершении административного правонарушения признает, выявленное нарушение требований пожарной безопасности в лесах допущено ввиду неосторожности при разведении костра, также добавил, что впредь вышеуказанное нарушение не повторится. 11.05.2022 г. главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО4 в отношении ФИО1 вынесено постановление о назначении административного наказания № за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что ФИО1, находясь на территории лесного участка, расположенного на территории Джидинского лесничества Нарынского участкового лесничества квартал 17 в северо-западном направлении от <адрес> на расстоянии 12 км. развел костер в сухую жаркую ветреную погоду, что повлекло возникновение лесного пожара, чем нарушил п.п. «а» п.8 Правил пожарной безопасности в лесах. Как установлено постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, виновником лесного пожара на территории СПК «Армак» Джидинского лесничества Джидинского сельского участкового лесничества квартал 17 выдела 31,32,33,36,37, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, является ФИО1 Вина ФИО1 в возникновении лесного пожара доказана материалами дела об административном правонарушении. Размер затрат на тушение лесного пожара подтверждается представленными в материалы дела финансовыми документами; противоправность поведения виновного лица и вина ФИО1 подтверждается вынесенным постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ; причинно-следственная связь между действиями ФИО1 и возникшими убытками (затратами) подтверждена приложенными к настоящему исковому заявлению документами.
В судебном заседании представитель Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности ФИО5 поддержал заявленное требование по доводам, изложенным в исковом заявлении, кроме того, заявил об увеличении исковых требований, поскольку тушение указанного лесного пожара проводилось, в том, числе с участием АУ РБ «Джидинский лесхоз». В связи с чем, просит включить в исковые требования по затратам на тушение лесного пожара № от ДД.ММ.ГГГГ АУ РБ «Джидинский лесхоз» в размере 318 995, 08 рублей. Таким образом, просит взыскать сумму затрат на тушение лесного пожара, понесенных АУ РБ «Джидинский лесхоз» и АУ РБ «Авиалесохрана» в размере 2 842 212, 48 рублей.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании заявленные требования признал, подтвердил о привлечении его к административной ответственности по указанному в иске постановлению.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства участковый лесничий отдела организации и обеспечения деятельности Джидинского лесничества по доверенности ФИО6 просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Выслушав участников процесса, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с ч.2 ст.11 Лесного кодекса Российской Федерации граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Согласно ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст.100 данного кодекса, возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами, утвержденной приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 53, суммарный ущерб от лесного пожара включает расходы на тушение лесных пожаров.
В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила пожарной безопасности в лесах. Согласно п.п. «а» п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается: а) использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления.
Согласно п. 1.1 постановления Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства» (далее по тексту - Положение) Республиканское агентство лесного хозяйства (далее по тексту - РАЛХ) является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному контролю (надзору), лесной охране в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий.
Как следует из п. 3.1.5 Положения РАЛХ осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Положения РАЛХ осуществляет в пределах предоставленных полномочий управление подведомственными учреждениями, осуществлять экономический анализ их деятельности, проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, проводить проверки выполнения государственного задания подведомственными бюджетными, автономными учреждениями, осуществлять контроль за целевым и эффективным расходованием выделяемых им бюджетных средств, содержанием и эффективностью использования находящегося в оперативном управлении государственного имущества.
АУ РБ «Джидинский лесхоз» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоммерческих организациях», от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», от ДД.ММ.ГГГГ №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - федеральный закон «Об автономных учреждениях»), на основании постановления правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании автономных учреждений Республики Бурятия лесхозов», в соответствии с п. 1.1 Устава указанной организации (далее - Устав).
П.1.6 Устава гласит, что функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Бурятия осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия.
Исходя из п.2.2 Устава АУ РБ «Джидинский лесхоз» основной целью деятельности Учреждения является выполнение работ по использованию лесов, их охране (в том числе осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров), защите (авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины), воспроизводству (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда, в том числе созданию и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на указанных землях, выполняет работы по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности РБ.
Согласно п.1 ст.77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» вред, причиненный пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению по правилам, изложенным в статье 1064 ГК РФ, в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом необходимо исходить из того, что возмещению подлежит стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков, под которыми понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) - ч. 2 ст. 15 ГК РФ.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Финансирование тушения лесных пожаров на землях лесного фонда осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставляемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление переданных отдельных полномочий Российской Федерации, определенных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно абзаца 20 приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами» расходы на тушение лесного пожара включают: заработную плату (с начислениями) занятых тушением пожара рабочих лесхоза, баз авиационной охраны лесов (мехотрядов, авиаотделений), привлеченных на тушение пожара работников из других организаций и предприятий, иных категорий населения; стоимость услуг машин, тракторов, других механизмов, в том числе собственных, использованных при тушении лесного пожара, рассчитанная исходя из отработанных смен, а также налета часов воздушных судов (самолетов, вертолетов) на доставке людей, средств пожаротушения и других грузов, используемых при тушении лесного пожара; стоимость израсходованных при тушении пожара материалов, средств тушения и другого имущества, используемого при тушении пожара; расходы на питание работников, занятых на тушении лесного пожара, почтово - телеграфные и другие расходы на тушение лесного пожара, предусмотренные действующим законодательством.
Статьей 75 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" прямо предусмотрено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Привлечение Ответчика к административной ответственности не освобождает его от обязанности возместить истцу затраты, возникшие в результате виновных действий Ответчика.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 14 часов 00 минут ФИО1, находясь в лесном массиве квартал 17 Нарынского участкового лесничества Джидинского лесничества, расположенного в северо-западном направлении от <адрес> на расстоянии 12 км., развел костер в сухую жаркую ветреную погоду, что повлекло возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, тем самым нарушил п.п. «а» п.8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением должностного лица начальника отделения – главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ за №, ФИО1 по вышеуказанному факту привлечен к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности по ч.4 ст.8.32 КоАП РФ к штрафу в размере 5000 рублей. Постановление вступило в законную силу.
В ходе судебного разбирательства по делу ответчик ФИО1 подтвердил о привлечении его к административной ответственности по указанному постановлению.
Также из материалов дела следует, что лесной пожар, возникший по вине ответчика, был ликвидирован силами АУ РБ «Авиалесоохрана» и АУ РБ «Джидинский лесхоз».
Согласно расчету ущерба от лесного пожара от ДД.ММ.ГГГГ АУ РБ «Авиалесоохрана» стоимость работ по тушению лесного пожара составила 2 523 217,40 рублей, из которой в затраты на тушение лесного пожара включены: оплата труда – 821 750, 23 рублей, налоги и обязательные платежи, зачисляемые на фонд оплаты труда – 279 358, 82 рублей, командировочные расходы – 29 628, 00 рублей, транспортные расходы - 1 000 806, 26 рублей, стоимость израсходованных материальных запасов – 171 452, 28 рублей, накладные расходы – 220 221, 81 рублей. Согласно расчету ущерба от лесного пожара АУ РБ «Джидинский лесхоз» стоимость работ по тушению лесного пожара составила 318 995,08 рублей, из которой в затраты на тушение лесного пожара включены: оплата труда – 194 535,22 рублей, налоги и обязательные платежи, зачисляемые на фонд оплаты труда - 58 749,61 рублей, стоимость израсходованных материальных запасов, из них: 21 536,96 рублей – горюче-смазочные материалы, 17 566,00 рублей – питание, 26 607,29 рублей – накладные расходы. Данные расчеты ответчиком не оспорены.
В соответствии с п.1.6 Устава, функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Республиканское агентство лесного хозяйства.
В соответствии со ст.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся в том числе, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Поскольку действия ответчика привели к расходованию средств республиканского бюджета, затраченных на тушение лесного пожара, возникшего по вине ответчика, что подтверждено вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении, суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Поскольку иск заявлен по возмещению определенных затрат, связанных с тушением пожара, и израсходованных из средств республиканского бюджета, в связи с чем, затраты на тушение лесного пожара подлежат возмещению в полном объеме в бюджет республики.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от заявленной суммы требования в размере 22 411,06 рублей в пользу МО «<адрес>».
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Республиканского агентства лесного хозяйства к ФИО1 о взыскании средств, затраченных на тушение лесного пожара удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Республиканского агентства лесного хозяйства денежные средства, затраченные на тушение лесного пожара в размере 2 842 212 (два миллиона восемьсот сорок две тысячи двести двенадцать) рублей 48 копеек.
Взыскать с ФИО1 в пользу МО «<адрес>» государственную пошлину в сумме 22 411 (двадцать две тысячи четыреста одиннадцать) рублей 06 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Джидинский районный суд Республики Бурятия.
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Э.В. Дашинорбоева