Изготовлено в окончательной форме 15.11.2023 г.
Дело № 2а – 4048/2023
УИД: 76RS0016-01-2022-004788-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 ноября 2023 года г. Ярославль
Дзержинский районный суд города Ярославля
в составе судьи Лебедевой О.И.,
при секретаре Разиной К.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №10 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Ярославской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, пени. С учетом уточнений административный истец просил взыскать с ФИО1 недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 964 руб., за 2019 год в размере 964 руб., пени по транспортному налогу в размере 618,89 руб.
В обоснование иска указано, что в собственности ответчика в 2018, 2019 гг. имелся автомобиль <данные изъяты>. По данному автомобилю был произведен перерасчет транспортного налога за 2018 и 2019 годы, налоговое уведомление, содержащее сведения об объектах налогообложения, о периоде начисления и ставке налога было направлено ответчику, налог ФИО1 в размере перерасчета не был уплачен. Перерасчет произведен правомерно, поскольку ФИО1 не является добросовестным налогоплательщиком, задолженность по уплате налога взыскана с него решением суда. Перерасчет транспортного налога произведен Инспекцией 14.12.2020 и 21.04.2021, в указанный период абз. 2 пункта 2.1. статьи 52 НК РФ действовал в редакции, допускающей перерасчет в сторону увеличения уплаченных сумм транспортного налога. В связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2017, 2018, 2019 годы ответчику начислены пени в общей сумме 618,89 руб.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области, Межрайонная ИФНС России №9 по Ярославской области, ГИБДД УМВД России по Ярославской области.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №10 по Ярославской области ФИО2 (на основании доверенности) исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, обосновал расчет задолженности. Указал, что транспортный налог на автомобиль <данные изъяты> ФИО1 своевременно не уплатил. Перерасчет по транспортному средству <данные изъяты> по налоговой ставке для грузовых автомобилей был произведен: за 2018 г. в налоговом уведомлении от 14.12.2020 г., за 2019 г. в налоговом уведомлении от 21.04.2021 г., на тот период абз. 2 пункта 2.1. статьи 52 НК РФ действовал в редакции, допускающей перерасчет в сторону увеличения уплаченных сумм налога, изменения начали действовать с 01.07.2021 г. Перерасчет произведен, поскольку транспортное средство <данные изъяты> согласно сведениям ГИБДД является грузовым. Таким образом, перерасчет налога произведен законно.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России №9 по Ярославской области на основании доверенности ФИО3 исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, обосновала расчет задолженности. Указала, что транспортный налог на автомобиль <данные изъяты> г. ФИО1 своевременно не уплатил, перерасчет по транспортному средству <данные изъяты> по налоговой ставке для грузовых автомобилей был произведен: за 2018 г. в налоговом уведомлении от 14.12.2020 г., за 2019 г. в налоговом уведомлении от 21.04.2021 г., на тот период абз. 2 пункта 2.1. статьи 52 НК РФ действовал в редакции, допускающей перерасчет в сторону увеличения уплаченных сумм налога, изменения начали действовать с 01.07.2021 г. Перерасчет произведен, поскольку транспортное средство <данные изъяты> согласно сведениям ГИБДД является грузовым. Ошибка в указании типа транспортного средства (легковой вместо грузового) произошла в 2018 и 2019 годах в связи с переходом на новую программу. В дальнейшем данная ошибка была устранена. Перерасчет налога произведен законно.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1, его представитель на основании ордера адвокат Колпазанова Е.В. исковые требования не признали, ссылались на то, что к спору подлежат применению положения пункта 3 статьи 5 Налогового Кодекса РФ об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах, устанавливающих дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков. Полагают, что налоговый орган не имел законных оснований для увеличения ранее уплаченных ФИО1 налогов. При этом административный ответчик пояснил, что налог за 2018 г. за автомобиль Opel Vivaro уплачен несвоевременно, а именно 11.03.2020 г. Налог за указанный автомобиль за 2019 г. уплачен своевременно – 28.11.2020 г. Налоги оплачены ФИО1 в размере, указанном налоговым органом, с учетом снижения сумм по вине налогового органа. Также сторона административного ответчика оспаривала правильность начисления пени. Ответчиком представлены письменные возражения на иск.
Заинтересованные лица Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области, ГИБДД УМВД России по Ярославской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с приказом УФНС России по Ярославской области от 26.07.2021 № 01-05/0087@ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области» с 01.11.2021 прекращена деятельность ИФНС России по Дзержинскому району г. Ярославля путем реорганизации в форме присоединения к ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, которая впоследствии переименована в Межрайонную ИФНС России № 9 по Ярославской области.
С 01.11.2021 меры по взысканию задолженности осуществляет специализированная Межрайонная ИФНС России № 10 по Ярославской области на основании приказа Управления ФНС России по Ярославской области от 26.07.2021 №01-05/0087 «О структуре Управления Федеральной налоговой службой по Ярославской области».
В соответствии со ст. 19, 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В силу ст. 14 НК РФ транспортный налог является региональным налогом.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 359, ст. 360 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств имеющих двигатели определяется в лошадиных силах; налоговым периодом признается календарный год. В случае регистрации транспортного средства в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
В соответствии с п.1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ставки налога установлены ст. 2 Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области».
В судебном заседании установлено, что в собственности ответчика ФИО1 в 2018, 2019 годах имелось транспортное средство <данные изъяты> период владения: с 10.12.2013 г. Указанные обстоятельства подтверждены сведениями ГИБДД УМВД России по ЯО, ответчиком не оспаривались.
В связи с программной ошибкой ИФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля, правопреемником которой является МИФНС России №9 по ЯО, ФИО1 были направлены налоговые уведомления за 2018 и 2019 годы с применением заниженной ставки по транспортному налогу на автомобиль Opel Vivaro: 13 руб. 10 коп. за 1 л.с. (как на легковой тип транспортного средства) вместо 25 руб. 00 коп. за 1 л.с. (на грузовой тип транспортного средства): за 2018 г. налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, за 2019 год налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ
После выявления данной ошибки 14.12.2020 г. ФИО1 было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете транспортного налога за 2018 г. с применением в отношении ТС <данные изъяты> налоговой ставки 25 руб. за 1 л.с., указана сумма исчисленного налога – 2 025,00 руб., сумма ранее исчисленного налога – 1 061,00 руб., сумма к доплате - 964,00 руб.
21.04.2021 г. ФИО1 было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом транспортного налога на <данные изъяты> за 2019 г. с применением налоговой ставки 25 руб. за 1 л.с., указана сумма исчисленного налога – 2 025,00 руб.
Таким образом, сумма транспортного налога за 2018, 2019 годы увеличена на 964 руб. 00 коп. за каждый налоговый год. Расчет произведен налоговым органом правильно, в соответствии с типом и мощностью транспортного средства.
Указанные выше налоговые уведомления на уплату транспортного налога направлены административным истцом в адрес ответчика, что подтверждается скриншотом сведений из личного кабинета налогоплательщика.
Из материалов дела и пояснений участников процесса следует, что транспортный налог за 2018 год на автомобиль <данные изъяты> в размере 1061 руб., указанном в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, уплачен ФИО1 несвоевременно, а именно 11.03.2020 г. (в составе суммы налога 19 538 руб.) Транспортный налог за 2019 г. на автомобиль <данные изъяты> в размере 1061 руб., указанном в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, уплачен ФИО1 своевременно – 28.11.2020 г.
Доплата транспортного налога за 2018, 2019 годы в размере 1 928 руб. (по 964 руб. 00 коп. за каждый налоговый год) на <данные изъяты> по налоговым уведомлениям № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не производилась.
В связи с неоплатой транспортного налога ФИО1 направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на 12.07.2021 со сроком исполнения до 06.08.2021, № по состоянию на 15.12.2021 со сроком исполнения до 14.01.2022.
Доказательств исполнения ответчиком ФИО1 обязанности по уплате транспортного налога в полном объеме в материалах дела не имеется.
Согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент направления налоговых уведомлений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ) перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.
Данная редакция, допускающая перерасчет в сторону увеличения уплаченных сумм транспортного налога, действовала до 01.07.2021 г. Таким образом, требования п. 2.1 ст. 52 НК РФ при перерасчете транспортного налога ФИО1 Инспекцией были соблюдены.
Доводы стороны административного ответчика о том, что следует применять положения п.3. ст.5 НК РФ относительно обратной силы актов законодательства о налогах и сборах, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п.3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
В соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В данном случае речь идет о принятии акта, улучшающего положение налогоплательщиков, устраняющего обязанность налогоплательщиков производить доплату сумм налога при перерасчете, в связи с чем подлежат применению положения п. 4 ст.5 НК РФ.
Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрено распространение изменений, внесенных в п. 2.1 ст. 52 НК РФ, на правоотношения возникшие ранее.
В связи с изложенным, подлежит применению редакция п. 2.1 ст. 52 НК РФ действовавшая на момент направления налоговых уведомлений.
Согласно п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2 ст.75 НК РФ).
ФИО1 начислены пени за просрочку уплаты транспортного налога: за период с 03.12.2019 по 11.03.2020 за 2018 год на сумму 177,47 руб. (в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ, пени на транспортный налог с физических лиц за 2018 г. на сумму налога 19 538 руб. 00 коп., налог уплачен несвоевременно ДД.ММ.ГГГГ); за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 2017 год на сумму 192,38 руб. (в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 2018 год на сумму 192,38 руб. (в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ) - транспортный налог с физических лиц за 2017 г., 2018 г., взысканный по решению Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ); за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 2019 год на сумму 56,66 руб. (в требовании 21846 от ДД.ММ.ГГГГ).
Представленный истцом расчет недоимки по транспортному налогу и пени судом проверен, является верным. Как следует из материалов дела, транспортный налог с физических лиц за 2017 г., 2018 г., взысканный по решению Дзержинского районного суда г. Ярославля от 29.09.2021 г., с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 11.02.2022 г., был взыскан с ФИО1 принудительно 20.09.2023 г. в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ
Срок для обращения в суд административным истцом не пропущен.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п.3 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату подачи административного иска) требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
06.04.2022 административный истец обращался к мировому судье судебного участка № 8 Дзержинского судебного района г. Ярославля с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу и пени. В связи с поступлением от ФИО1 возражений определением мирового судьи от 21 апреля 2022 года судебный приказ отменен.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Дзержинский районный суд города Ярославля 3 октября 2022 года, то есть с соблюдением установленного шестимесячного срока.
С учетом изложенного, суд взыскивает с ФИО1 в доход бюджета Ярославской области недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 964 руб., за 2019 год в размере 964 руб., а также пени по транспортному налогу в размере 618,89 руб., в том числе: за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 2018 год в сумме 177,47 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 2017 год в сумме 192,38 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 2018 год в сумме 192,38 руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за 2019 год в сумме 56,66 руб.
Согласно абзацу 10 части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
На основании ч.1 ст. 114 КАС РФ с ответчика взыскивается государственная пошлина в доход бюджета города Ярославля в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной ИФНС России №10 по Ярославской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей, пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Ярославской области недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 964 руб., за 2019 год в размере 964 руб., пени по транспортному налогу в размере 618,89 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета города Ярославля государственную пошлину в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца.
Судья О.И. Лебедева