НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 15.02.2024 № 2А-6240/2023

Изготовлено 15 февраля 2024 года Дело № 2а – 922/2024

УИД: 76RS0016-01-2023-007370-88

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2024 года г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Зарубиной В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Рогозиной П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Салтыковой Анастасии Сергеевны к Департаменту образования мэрии города Ярославля, МДОУ «Детский сад № 54» о признании незаконным отказа в назначении компенсации,

У С Т А Н О В И Л:

Салтыкова А.С. обратилась в суд с иском к административным ответчикам, просит признать незаконными отказы ответчиков от 29 сентября 2023 года и 20 ноября 2023 года в назначении компенсации части родительской платы, возложении на МДОУ «Детский сад № 54» обязанности назначить компенсацию расходов на присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 70% на период с 01 сентября 2023 года по 31 августа 2024 года. В обоснование иска указано следующее.

Истец является матерью троих детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Место жительства ФИО6 и ФИО7 определено с отцом Вехоревым А.В. по месту его жительства в <адрес>, на содержание детей с Салтыковой А.С. взысканы алименты.

26.09.2023 административный истец обратилась к ответчику МДОУ «Детский сад № 54» с заявлением о предоставлении компенсации части родительской платы за ФИО1, в чем ей было отказано.

20.11.2023 Департамент образования мэрии города Ярославля ей также отказал в назначении компенсации в связи с превышением среднедушевого дохода семьи 1,5-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Ярославской области, на дату подачи заявления.

Административный истец считает, что оспариваемые решения нарушают ее права и законные интересы.

В судебном заседании административный истец Салтыкова А.С. доводы административного иска поддержала в полном объеме, пояснила, что несмотря на то, что двое ее детей проживают с отцом, они являются членами ее семьи, она обязана к выплате алиментов на их содержание.

Представитель административного ответчика МДОУ «Детский сад № 54» заведующая Михайлова М.А. возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что действовала в соответствии с законом, Салтыкова А.С. не имеет право на требуемую компенсацию, потому что двое ее детей с ней не проживают, среднедушевой доход ее семьи превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения. Она произвела расчет дохода, в том числе она рассматривала и доход с учетом детей Салтыковой А.С., проживающих в <адрес>. В обоих случаях среднедушевой доход превысил установленный законом.

Представитель административного ответчика Департамента образования мэрии города Ярославля по доверенности Афанасьева Е.А. возражала против удовлетворения административного иска, поддержала позицию заведующей МДОУ «Детский сад № 54».

Иные участники процесса в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

В соответствии с ч. 5 ст. 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

Статьей 74.1 Закона Ярославской области от 19 декабря 2008 г. N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" (далее Социальный кодекс) предусмотрена мера социальной поддержки - компенсация расходов на присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования (родительская плата).

Размер компенсации части родительской платы определяется исходя из среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ярославской области, и составляет: 20 процентов на первого ребенка; 50 процентов на второго ребенка; 70 процентов на третьего и последующих детей. (часть 2 статьи 74.1 Социального кодекса). Компенсация части родительской платы в дошкольной образовательной организации назначается и выплачивается одному из родителей (законных - представителей), внесших плату за присмотр и уход за ребенком в соответствующей образовательной организации, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Ярославской области, за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной компенсации (часть 3 статьи 74.1 Социального кодекса).

В силу ч. 5 ст. 74.1 Социального кодекса порядок назначения и выплаты компенсации в соответствии с настоящей статьей устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере образования.

Приказом Департамента образования Ярославской области от 25 марта 2014 г. N 10-пн утвержден Порядок назначения и выплаты компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, (далее - Порядок).

На основании п. 1.8 указанного Порядка выплата компенсации производится за счет средств бюджета Ярославской области.

Компенсация назначается и выплачивается одному из родителей (законных представителей), внесших плату за присмотр и уход за ребенком в соответствующей образовательной организации, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в Ярославской области, за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением компенсации (пункт 1.3 Порядка).

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка для решения вопроса о назначении и выплате компенсации при расчете среднедушевого дохода семьи к членам семьи относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги (усыновители, опекуны (попечители), в том числе приемные родители), их несовершеннолетние дети (сыновья и дочери (усыновленные (удочеренные)), пасынки и падчерицы, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в том числе в приемной семье), а также являющиеся их детьми инвалиды с детства старше 18 лет и инвалиды 1 группы старше 18 лет.

В статье 13 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (в редакции, действовавшей на момент обращения Салтыковой А.С. с заявлением) указано, что в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Судом установлено, что административный истец Салтыкова А.С. проживает по адресу: <адрес>, вместе с мужем ФИО8 и дочерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети Салтыковой А.С. – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают в <адрес> вместе со своим отцом Вехоревым А.В.

26.09.2023 Салтыкова А.С. обратилась в МДОУ «Детский сад № 54» с заявлением о предоставлении ей компенсации части родительской платы за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 70% в период с 01.09.2023 по 31.08.2024, указав в качестве членов своей семьи мужа ФИО8, детей ФИО1, ФИО6, ФИО7

Решением от 29.09.2023 № ДС-20230922-14532774412-4 Салтыковой А.С. отказано в предоставлении услуги по основанию: заявитель не соответствует категории лиц, имеющих право на предоставление услуги.

На обращение административного истца в Департамент образования мэрии города Ярославля, ей был дан ответ, из которого следует, что причиной отказа послужило проживание двоих детей с отцом, в связи с чем при рассмотрении вопроса о назначении компенсации они не входят в состав семьи.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка для решения вопроса о назначении и выплате компенсации при расчете среднедушевого дохода семьи к членам семьи относятся совместно проживающие дети заявителя. Поскольку ФИО6 и ФИО7 проживают с отцом, они не включаются в состав семьи Салтыковой А.С. при расчете среднедушевого дохода семьи.

Административным ответчиком представлен расчет семьи Салтыковой А.С. для назначения компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в детском саду. Согласно указанного расчета, который в полной мере соответствует Порядку, Салтыкова А.С. не имеет права на заявленную ею компенсацию как при расчете среднедушевого дохода на троих человек, так и на пятерых.

С учетом изложенного, суд приходит к выводам, что нарушений закона в действиях административных ответчиков не имеется. Также судом не установлено нарушений прав и законных интересов административного истца Салтыковой А.С.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать Салтыковой Анастасии Сергеевне в удовлетворении административного искового заявления.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.В.Зарубина