НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 29.01.2014 № 12-21/2014

Дело № 12-21/2014

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

29 января 2014 года г. Волгоград

Федеральный судья Дзержинского районного суда г.Волгограда Ромахина И.Н.,

рассмотрев жалобу руководителя ООО «ФинансКредитКонсалт» Федорова <данные изъяты> на постановление ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ руководитель ООО «ФинансКредитКонсалт» Федоров А.Ю. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Федоров А.Ю. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить.

В качестве своих доводов о незаконности обжалуемого постановления Федоров А.Ю. ссылается на то обстоятельство, что территориально-обособленные точки ООО «ФинансКредитКонсалт» не наделены функциями юридического лица, которое не имеет положений о филиале или представительстве. В связи с этим ведение кассовых книг №, предусмотренное для юридических лиц и их обособленных подразделений, для торговых точек необязательно. Полагает, что в его действиях не содержится признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.1 КоАП РФ.

В судебное заседание Федоров А.Ю. не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ИФНС России по <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании ст. 30.6 ч.2 п.8 КоАП РФ судьей проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

По настоящему делу судом установлено.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по <адрес> на основании поручения № в отношении ООО «ФинансКредитКонсалт» проведена проверка по вопросу полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, а также соблюдения законодательства РФ о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами и использованию специальных банковских счетов.

В ходе проверки выявлено, что в нарушение Положения Центрального Банка России от ДД.ММ.ГГГГ № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» ООО «ФинансКредитКонсалт» в обособленных подразделениях кассовые книги не ведутся.

Результаты проверки отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № №.

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Инспекция ФНС России по <адрес> в отношении руководителя ООО «ФинансКредитКонсалт» Федорова А.Ю. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии генерального директора Федорова А.Ю. и лично им получен.

Постановлением № №к от ДД.ММ.ГГГГ Инспекция ФНС России по <адрес> привлекла директора ООО «ФинансКредитКонсалт» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии генерального директора Федорова А.Ю., постановление также получено им лично.

Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на виновное лицо в случае нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившегося в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.

Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия. Факт отсутствия кассовой книги в обособленных подразделениях организации подтверждается материалами административного дела.

В соответствии с абз. 9 п. 2.5 Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 373-П) листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.

Согласно п. 5.1 Положения N 373-П платежный агент, банковский платежный агент (субагент) помимо кассовой книги, указанной в абз. 1 данного пункта, ведет кассовую книгу для учета наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

Пунктом 5.2 Положения N 373-П определено, что записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру (расходному кассовому ордеру), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.

Обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу (п. 5.6 Положения N 373-П).

Таким образом, Положением N 373-П установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги не только организацией, но и каждым обособленным подразделением организации.

Как следует из материалов дела, организация осуществляет операции по приему наличных денежных средств (коммунальные платежи, оплат услуг связи и другие) от населения с применением контрольно-кассовой техники (далее-ККТ) зарегистрированной в налоговых органах по месту установки ККТ в пунктах приема платежей, то есть в месте нахождения обособленного подразделения. При этом, п. 5.6 Положения N 373-П Общество не соблюдает, что образует объективную сторону состава административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.15.1 КоАП РФ.

Реестр ККТ в количестве № единиц отражен в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.

В своих объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор А.Ю. Федоров не отрицает факт приема денежных средств от населения с применением ККТ без ведения кассовой книги в каждом обособленном подразделении, имеющем отдельный адрес. Генеральный директор А.Ю. Федоров поясняет, что денежные средства, принятые от физических лиц в обособленных подразделениях передаются в головной офис в конце рабочего дня или остаются в кассе обособленного подразделения (в отдельной кассовой комнате, в сейфе) для последующей сдачи на следующий день на соответствующий специальный банковский счет. Денежные средства собираются Федоровым А.Ю. самостоятельно из обособленных подразделений находящихся в черте города и близлежащих районов к городу.

Доводы Федорова А.Ю. о том, что Положением № № установлена обязанность ведения кассовой книги только филиалами и представительствами, а не обособленным точкам приема платежей, не имеющими статуса филиала или представительства общества (не наделено функциями юридического лица, не отражено в уставе общества), судом рассмотрены и отклоняются, как основанные на неправильном толковании Положения № №

Требования Положения № № о ведении кассовой книги №, в которую вносятся записи на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров №, должно соблюдаться каждым обособленным подразделением юридического лица, ведущим кассовые операции, независимо от наличия банковского счета юридического лица, открытого для совершения операций обособленным подразделением (Письмо Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №№), и независимо от того, обладает ли такое обособленное подразделение статусом филиала или представительства юридического лица, а также не зависит от основания постановки на учет в налоговом органе – на основании пункта 3 или пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации.

Также не могут быть признаны обоснованными ссылки заявителя на положения статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой только лишь раскрыты понятия представительства и филиала юридического лица.

Кроме того, нормы гражданского законодательства, в том числе, положения статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 5 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» не регулируют публичные (властные) отношения, возникающие между государством и субъектом хозяйственной деятельности по вопросам ведения кассовых операций, полноты учета и оприходования наличной денежной выручки.

Так как контроль за осуществления кассовыми операциями и учетом наличной денежной выручке в конечном итоге направлен на недопущение занижения выручки с целью ухода от налогообложения, то в целях осуществления государством фискального контроля следует применять понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ).

Так, понятие «обособленное подразделение организации» раскрыто в пункте 2 статьи 11 НК РФ – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Учитывая вышеизложенное, требование о ведении кассовой книги должно соблюдаться каждым обособленным подразделением организации, ведущим кассовые операции.

При указанных обстоятельствах привлечение директора Общества Федорова А.Ю. к административной ответственности по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ суд считает правомерным.

Нарушений требований КоАП РФ, обстоятельств свидетельствующих о малозначительности правонарушения судом не установлено.

Оснований для отмены постановления № № от ДД.ММ.ГГГГ Инспекция ФНС России по <адрес> о привлечении руководителя ООО «ФинансКредитКонсалт» Федорова А.Ю. к административной ответственности по ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, суд

Р е ш и л:

Жалобу Федорова <данные изъяты> на постановление ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №74-к оставить без удовлетворения, постановление ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ - без изменения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения.

Судья: подпись

ВЕРНО

Судья:                          И.Н. Ромахина