Дело № 2-9715/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 28 июня 2016 года
Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Абакумовой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Мкртчян Л.Г.
при участии представителя ответчика – ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о признании права на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца, признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> (далее по тексту - УПФР в <адрес>), указав, что ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в установлении социальной пенсии по случаю потери кормильца №.17. Отказывая в назначении социальной пенсии ответчик указал на то, что она предоставила паспорт гражданина РФ, удостоверяющий в котором отсутствовала регистрация по месту жительства. Вместе с тем, ей 19 лет, она является студенткой очного отделения ГПБОУ «Волгоградский экономико-технический колледж», в настоящее время находиться в отпуске по беременности и родам. ДД.ММ.ГГГГ умерла ее одинокая мать ФИО4 на иждивении которой она находилась. Приказом министерства образования молодежной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№) она включена, как ребенок-сирота в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году с последующим заключением договора найма жилого помещения специализированного жилого фонда <адрес> для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей сроком на 5 лет и соответственно регистрацией по месту жительства. На основании приказа комитета строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении жилых помещений маневренного фонда специализированного жилого фонда <адрес> детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» до заключения договора найма жилого помещения специализированного жилого фонда между ней и ГО ВО «УКС» был заключен договор найма жилого помещения маневренного жилого фонда специализированного жилого фонда <адрес> для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ№ МФ. В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, ул. им. Грибанова, <адрес> она зарегистрирована по месту пребывания, о чем имеется соответствующее свидетельство. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, предоставив соответствующие документы, в том числе и копию паспорта. Позднее в декабре 2015 года предоставила ответчику свидетельство о регистрации по месту пребывания, выданное ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Однако в приеме названного документа было отказано в устной форме, со ссылкой на то, что данный документ не подтверждает факт постоянной регистрации по месту жительства. В решении об отказе ответчик ссылается в том числе и на п. 55 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ N 958н от ДД.ММ.ГГГГ, однако данный пункт перечня предусматривает предоставление документов, удостоверяющих личность, возраст ребенка, недостигшего возраста 14 лет и наличие у него гражданства Российской Федерации к коим она не относится. Кроме того, в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Поскольку она достигла возраста 19 лет, является гражданской Российской Федерации. Постоянно проживает на территории Российской Федерации, имеет регистрацию по месту пребывания, предоставила все необходимые документы для назначения пенсии, полагает отказ ответчика в назначении социальной пенсии по потере кормильца незаконным просит признать ее право на назначение пенсии по случаю потери кормильца, признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> г, Волгограда об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№.17, возложить обязанность на Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> г, Волгограда назначить ей социальную пенсию по случаю потери кормильца с момента ее обращения за назначением пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения гражданского едал извещении лично под роспись. О причинах неявки суд не уведомлен.
Представитель ответчика УПФР в <адрес> – ФИО5, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поскольку истцом при обращении за назначением социальной пенсии по потере кормильца не представлено, всех необходимых документов, в том числе не представлен документ, удостоверяющий личность, содержащий сведения о регистрации по месту жительства, как это предусматривает п. 55 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №н от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку истцом не выполнены все требования, предъявляемые к лицу, заявляющему свое право на назначение социальной пенсии по потере кормильца, у ответчика отсутствовали основания для назначения ей соответствующей пенсии.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - ГКУ ВО «УКС», действующая на основании доверенности ФИО6, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещена. В стадии досудебной подготовки представила письменные объяснения, в которых поддержала исковые требования, полагала возможным их удовлетворить. По средством электронной почты направила ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя третьего лица.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» в пункте 3 разъяснено, что при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 ГПК РФ. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
С учетом мнения сторон, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, представителя третьего лица извещенных о месте и времени судебного заседания, и осведомленных о находящемся в производстве Дзержинского районного суда <адрес> гражданском деле.
Выслушав мнение представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-сиротой, оставшейся без попечения родителей.
Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО4 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО2,
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ несовершеннолетняя ФИО2 определена в детское государственное учреждение на полное обеспечение.
Согласно свидетельству о смерти мать истца – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой от ДД.ММ.ГГГГ№ подтверждено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ обучается в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Волгоградский экономико-технический колледж» на очном отделении на 1 курсе, зачислена приказом №-д от ДД.ММ.ГГГГ Приказом №-д от ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указано, что программа обучения рассчитана до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом министерства образования и молодежной политики <адрес> (в настоящее время комитет образования и науки <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№) ФИО2 включена, как ребенок-сирота в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году с последующим заключением договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей сроком на 5 лет и соответственно регистрацией по месту жительства.
На основании приказа комитета строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении жилых помещений маневренного фонда специализированного жилищного фонда <адрес> детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (до заключения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес>) государственным казенным учреждением <адрес> «Управление капитального строительства» (далее - ГКУ ВО «УКС»), на праве оперативного управления которого находится жилое помещение, с ФИО2 заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ№ МФ. Жилое помещение расположено по адресу: <адрес>, ул. им. Грибанова, <адрес>.
В названном жилом помещении истец ФИО2 зарегистрирована по месту пребывания (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ№ о регистрации по месту пребывания), предыдущее место пребывания и соответственно регистрация была по адресу: <адрес>, ком. 191 (общежитие).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей социальной пенсии по случаю потери кормильца в силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», приложив к нему: копию паспорта гражданина Российской Федерации; копию свидетельства о рождении; справку об обучении в ГБПОУ «Волгоградский экономико-технический колледж» от ДД.ММ.ГГГГ; копию свидетельства о смерти матери ФИО4, указанные обстоятельства следуют из искового заявления и подтверждены протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ№.17.
Позднее, в декабре 2015 года ФИО2 представила ответчику свидетельство № о регистрации по месту пребывания, выданное ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как следует из искового заявления и подтверждено пояснениями истца в предварительном судебном заседании, что представителями ответчика в устной форме отказано в приеме дополнительного документа со ссылкой на то, что данный документ не подтверждает факт постоянной регистрации по месту жительства и говорит лишь о временном пребывании на территории Российской Федерации.
Согласно заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника УПФ РФ в <адрес> Волгограда истцом сообщено о том, что она состоит в очереди на получение жилья, как ребенок-сирота оставшийся без попечения родителей, в связи с чем она не имеет регистрации по месту жительства, а имеет регистрацию по месту пребывания.
Решением (ГУ) Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> N 11.17 от ДД.ММ.ГГГГФИО2,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, по причине непредставления заявителем документа, подтверждающего факт постоянного проживания на территории РФ, в связи с чем согласно подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию по случаю потери кормильца не определяется (л.д. 11).
При этом названное решение содержит ссылку на положения п. 55 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии и установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению №н от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации,
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому случаю Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 958н (далее по тексту - Перечень).
Согласно п. 2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 36, 37 Перечня, для назначения пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению необходимы документы:
а) о смерти кормильца;
б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
Для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы:
а) о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (пункт 3 статьи 8, статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
б) подтверждающие период нахождения умершего (умершей) пасынка (падчерицы) на воспитании и содержании отчима (мачехи) (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 9 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях");
в) подтверждающие, что пасынок (падчерица) находился (находилась) на воспитании и содержании умершего (умершей) отчима (мачехи) (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 9 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях");
г) подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью (пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
д) об обучении по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 5 статьи 7.1, подпункт 1 пункта 3 статьи 8, подпункт 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
е) подтверждающие, что направление на обучение в иностранное образовательное учреждение, расположенное за пределами Российской Федерации, произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации (подпункт 1 пункта 3 статьи 8, подпункт 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
ж) подтверждающие, что нетрудоспособный член семьи занят уходом за детьми, братьями, сестрами умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет (подпункт 2 пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
з) подтверждающие, что нетрудоспособный член семьи, занятый уходом за детьми, братьями, сестрами умершего кормильца, не достигшими возраста 14 лет, не работает (подпункт 2 пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
и) подтверждающие, что дети, братья, сестры умершего кормильца, за которыми осуществляется уход, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению (подпункт 2 пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
к) о смерти второго родителя (пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
л) о том, что гражданин является инвалидом (подпункты 1, 3, 5 пункта 3 статьи 8, подпункт 11 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
м) о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях");
н) о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан (пункт 5 статьи 15, пункт 4 статьи 17, пункт 7 статьи 17.1 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Вместе с тем, пунктом 45 установлено, что для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 41, 42 настоящего Перечня, необходимы документы:
а) о смерти кормильца;
б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
Для подтверждения дополнительных условий назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимы документы (п. 46 Перечня):
а) об обучении по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
б) о том, что нетрудоспособный член семьи находится на иждивении умершего кормильца (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях");
в) о смерти второго родителя (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
г) подтверждающие, что умершая являлась одинокой матерью (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации");
д) о безвестном отсутствии или об объявлении кормильца умершим (статья 13 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях");
е) о том, что гражданин совершил уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца, установленное в судебном порядке (часть 1 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях");
ж) о том, что гибель (смерть) кормильца наступила вследствие совершения им преступления (пункт 4 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Документами, удостоверяющими личность, возраст и наличие гражданства Российской Федерации, являются согласно подп. а п. 53 Перечня от ДД.ММ.ГГГГ№н паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выданный Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом.
Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина РФ, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.
В данном случае, как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, ФИО2 во исполнение обязанности по предоставлению документов при подаче заявления о назначении ей социальной пенсии по случаю потери кормильца представляла в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> свидетельства о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>, ул. им. Грибанова, <адрес>, а также уведомляла об отсутствии у нее постоянной регистрации в связи с принятием ее на учет в качестве нуждающейся жилом помещении как ребенок- сирота, оставшийся без попечения родителей.
При таких данных суд приходит к выводу о том, что ФИО2 были соблюдены вышеприведенные требования действующего законодательства в части представления для назначения социальной пенсии документа, подтверждающего место пребывания на территории Российской Федерации, в связи с чем отказ ответчика, как в принятии документа, так и в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца, по мотиву отсутствия документа, подтверждающего ее постоянное проживание на территории Российской Федерации суд признает неправомерным.
При этом суд принимает во внимание, что маневренный жилой фонд относится к специализированному жилому фонду <адрес>, в связи с чем регистрация граждан, приобретающих право пользования жилыми помещениями, отнесенными к маневренному жилому фонду, осуществляется органом ведущим регистрационный учет лишь по месту пребывания.
Приведенные ГУ Управление Пенсионного фонда РФ <адрес> ссылки на положения п. 55 Перечня, несостоятельны к отказу в назначении пенсии, поскольку названный пункт предъявляет требования к документам, удостоверяющим личность ребенка, не достигшего возраста 14 лет.
Утверждения представителя ответчика, о том, что для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца в обязательном порядке требуется предоставление исключительно документа о постоянном проживании в Российской Федерации, коим является паспорт гражданина Российской Федерации, содержащий сведения о постоянной регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.
Суд отмечает, что применительно к положениям ст. 27 Конституции РФ, Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713, сам по себе факт регистрации гражданина РФ на территории Российской Федерации или отсутствие таковой не порождает для него каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
При этом суд учитывает, что ответчиком при рассмотрении заявления ФИО2 о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца был нарушен срок предоставления недостающих документов, установленный п. 31 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 884н.
Так, в соответствии с п. 31 указанных Правил в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ, днем обращения за пенсией считается день, указанный в п. п. 25 - 28 настоящих правил.
В данном случае, с учетом подачи ФИО2 заявления о назначении социальной пенсии ДД.ММ.ГГГГ, с момента предложения ответчиком представить недостающий, по мнению ответчика документов, в том числе и о подтверждающих сведения о месте жительства на территории Российской Федерации, и до момента вынесения решения об отказе в назначении социальной пенсии – ДД.ММ.ГГГГ прошло менее 3 месяцев.
При таких данных суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований ФИО2, в связи с чем надлежит признать незаконном решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> г, Волгограда об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№.17 и возложить обязанность на Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> г, Волгограда назначить ей социальную пенсию по случаю потери кормильца с момента ее обращения за назначением пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о признании права на назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца, признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения – удовлетворить.
Признать решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№.17 незаконным.
Возложить обязанность на Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> г, Волгограда назначить ФИО2 социальную пенсию по случаю потери кормильца с момента обращения за назначением пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения с учетом выходных дней ДД.ММ.ГГГГ.
Судья <данные изъяты> Е.А. Абакумова