НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 15.01.2020 № 2А-5462/19

34RS0002-01-2019-006355-11

Дело №2а-94/2020 (2а-5462/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волгоград 15 января 2020 года

Дзержинский районный суд г.Волгограда в составе:

Председательствующего судьи Абакумовой Е.А.,

При секретаре судебного заседания Перевязко М.А.

Помощник судьи Забазнова Н.В.

С участием представителя административного истца – помощника прокурора Дзержинского района г.Волгограда Юканкина П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Дзержинского района Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дзержинского района г.Волгограда о признании бездействия незаконным, возложению обязанностей по ликвидации несанкционированных свалок,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Дзержинского района г.Волгограда, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с администрации Дзержинского района г.Волгограда с административным иском, указывая на то, что проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, а также законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории района, в том числе, обращения с отходами производства и потребления на территории Дзержинского района г.Волгограда.

В ходе проведенной проверки с ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов Департамента муниципального имущества администрации г. Волгограда и Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области установлено, что вышеуказанные требования федерального законодательства и муниципальных нормативных актов не соблюдаются. На территории Дзержинского района Волгограда имеются 21 несанкционированные свалки мусора, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8. ГОСТа 30772-2001).

Администрацией Дзержинского района Волгограда не приняты достаточные меры по организации работ по уборке и благоустройству территории района, в результате чего на территории района образовались многочисленные свалки отходов. Кроме того, организация и осуществление мероприятий по соблюдению правил пожарной безопасности на территории Дзержинского района г.Волгограда является неудовлетворительной, что оказывает негативное влияние на состояние пожарной безопасности, возникновение пожара может привести к гибели или травмированию людей.

С учётом уточненных исковых требований, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Дзержинского района г.Волгограда, выразившееся в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Дзержинского района г.Волгограда. Обязать администрацию Дзержинского района Волгограда в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки на территории Дзержинского района г.Волгограда в следующих местах:

1. ул. им. Ползунова (овражная зона) участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 класса опасности составляет 100 куб. м. общая площадь 150 кв.м.

2. ул. им. генерала Гурова, 4 участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы лом и отходы черных металлов в виде изделий, кусков, содержащих пластмассовые фрагменты, в смеси (код ), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4, 5 класса опасности составляет 30 куб. м. общая площадь 25 кв.м.

3. С торца жилого дома по пр-ту им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, 109 участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 класса опасности составляет 10 куб. м. общая площадь 20 кв.м.

4. С торца жилого дома по ул. им. Тукая и <адрес> участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 - го класса опасности составляет 12,5 куб. м. общая площадь 10 кв.м.

5. С торца жилого дома по б-ру 30-летия Победы, 17а участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4-го класса опасности составляет 15 куб. м. общая площадь 10 кв.м.

6. На земельном участке, расположенном по месту привязки - в 100 м от <адрес> в овражной зоне около ГСК «Моторостроитель» несанкционированное размещение отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4-го класса опасности составляет 60 куб. м. общая площадь 150 кв.м.

7. На земельном участке, расположенном по месту привязки - в непосредственной близости от <адрес> несанкционированное размещение отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ), шины пневматические автомобильные отработанные (код ), растительные отходы при уходе за древесно

кустарниковыми посадками (код ) GPS координаты; . Объем отходов 4-го класса опасности составляет 70 куб. м. общая площадь 70 кв.м.

8. <адрес> напротив <адрес> участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), шины пневматические автомобильные отработанные (код ) GPS координатыб ,. Объем отходов 5 класса опасности 4,5 куб. м. общая площадь 30 кв.м.

9. На земельном участке, расположенном в 40 м. северо-восточнее земельного участка по <адрес> отходы производства и потребления - отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 го класса опасности 40 куб. м. общая площадь 30 кв.м.

10. <адрес> (овражная зона) участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления – отходы из жилит крупногабаритные (код ), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы (мусор от строительных и ремонтных работ (код ), GPS координаты: . Объем отходов 4, 5 класса опасности 50 куб. м. общая площадь 100 кв.м.

11. <адрес> (склон оврага) участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления – отходы из жилищ крупногабаритные (код ), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов)(код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ), GPS координаты: . Объем отходов 4,5 класса опасности 30 куб. м. общая площадь 50 кв.м.

12. <адрес>Б, 120 м юго-западнее подстанции «Олимпийская» участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 класса опасности 4 куб. м. общая площадь 6 кв.м.

13. Земельный участок по адресу <адрес>, в завершении <адрес> в 250 м. северо-восточнее подстанции «Олимпийская» <адрес>Б, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 класса опасности 10 куб. м. общая площадь 10 кв.м.

14. На земельном участке, расположенного в 50 м северо-западнее от забора здания по адресу шоссе Авиаторов, 15к2 участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы - детали автомобильные из разнородных пластмасс в смеси, в том числе галогенсодержащих, утратившие потребительские свойства(код ), отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), шины пневматические автомобильные отработанные (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 класса опасности 70 куб. м. общая площадь 130 кв.м.

15. На земельном участке, расположенном в 15 м. севернее от забора здания по адресу шоссе Авиаторов, <адрес>. 2 участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов)(код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)(код ), шины пневматические автомобильные отработанные (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 го класса опасности 80 куб. м. общая площадь 120 кв.м.

16. На земельном участке, расположенном в 20 м. юго-западнее от забора дома по <адрес> микрорайон Гумрак участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (код ), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов)(код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 го класса опасности 8 куб. м. общая площадь 10 кв.м.

17. На земельном участке, расположенном в 20 м юго-западнее от забора дома по адресу <адрес>, микрорайон Гумрак участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (код 21 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ). Объем отходов 4, 5 класса опасности 400 куб. м. общая площадь 400 кв.м.

18. <адрес>, д. №, участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы мусор от сноса и разборки зданий несортированный. Объем отходов 4 класса опасности составляет 8 куб. м., общая площадь 150 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

19. <адрес> между <адрес> 5а выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы от строительных и ремонтных работ, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. Объем отходов 4 класса опасности составляет 8 куб. м., общая площадь 500 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

20. Бульвар 30-летия Победы, <адрес> (снос гаражей) выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные). Объем отходов 4 класса опасности составляет 2 куб. м., общая площадь 250 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

21. <адрес>, выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы от строительных и ремонтных работ, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. Объем отходов 4 класса опасности составляет 28 куб. м. общая площадь 180 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района г.Волгограда Юканкин П.А. заявленные требования поддержал и просил удовлетворить. Пояснил, что в ходе рассмотрения дела был совершен совместный выход с представителями комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, департамента муниципального имущества администрации Волгограда по местам расположения несанкционированных свалок, отраженных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено, что часть несанкционированных свалок была ликвидирована, а часть несанкционированных мест размещения отходов изменилась в объемах, а также выявлены новые места размещения несанкционированных свалок, в этой связи на день рассмотрения дела администрацией районе не приняты все меры по организации ликвидации 21 несанкционированной свалки, отраженных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Полагал, что административный ответчик несет ответственность за бездействие по организации работы по ликвидации несанкционированных свалок, в связи с чем администрация Дзержинского района г. Волгограда является надлежащим административным ответчиком.

Представитель административного ответчика – администрации Дзержинского района Волгограда Попова С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления отказать в полном объёме. Указала, что в результате вступивших изменений в законодательство к полномочиям органом местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, в том числе, и при несанкционированном их размещении на территориях соответствующих городских округов, в то время как полномочия по организации названной деятельности отнесены к полномочиям субъектов РФ. Исходя из действующего законодательства, непосредственная деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, в том числе, и при несанкционированном их размещении на территории муниципальных образований, с ДД.ММ.ГГГГ должна обеспечиваться выбранным субъектом РФ региональным оператором. В настоящее время комитетом ЖКХ и ТЭК Волгоградской области заключено соглашение с ООО «Управление отходами – Волгоград» ДД.ММ.ГГГГ об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области. Таким образом, названное общество является региональным оператором по обращению с ТКО, а указанная деятельность не отнесена к уставной деятельности администрации муниципального района. Полагает, что администрация Дзержинского района г. Волгограда является ненадлежащим ответчиком

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация Волгограда Родионов В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, по основаниям изложенным в письменных возражениях, просил отказать в административном иске в полном объеме.

Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц департамент муниципального имущества администрации Волгограда департамент финансов администрации Волгограда, ООО «Управление отходами – Волгоград», Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения административного иска своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Ранее от ООО «Управление отходами – Волгоград», Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области поступили письменные объяснения в порядке ст. 68 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в которых заинтересованные лица поддержали административный иск прокурора Дзержинского района Волгограда, полагали заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме, просили дело рассмотреть в отсутствие их представителей.

Суд, выслушав лиц, участвующих административного истца, изучив письменные материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон «Об охране окружающей среды»), части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

На основании ст. 3 вышеуказанного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии со ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогеннэго загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, организация благоустройства территории отнесена к вопросам местного значения городского округа (пункты 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15 указанного закона).

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Законодателем на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.

Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «<адрес>», подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования (постановление от ДД.ММ.ГГГГN 13-П).

Частью 2 статьи 7 Закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

На основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

В соответствии с частью 1 ст. 37 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 28 части 1 статьи 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

В свою очередь пункт 19 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.

В соответствии с п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения «Об администрации Дзержинского района Волгограда», утвержденного решением Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ, администрация района осуществляет работы по благоустройству и содержанию территорий района, не закрепленных за физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, на неиспользуемых и не осваиваемых длительное время территориях, а также на территориях после сноса строений; участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района; организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района; организует и контролирует в пределах полномочий, переданных муниципальными правовыми актами Волгограда, деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности на территории района.

На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ «) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (далее - ГОСТа 30772-2001).

ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГN 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на конкретное лицо, является установление лица, ответственного за организацию такой свалки.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Дзержинского района г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка на предмет выявления и ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления в пределах административных границ Дзержинского района г. Волгограда, в результате которой установлены несанкционированные свалки мусора – размещения отходов в количестве 22 свалок.

Указанные обстоятельства были зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и явились поводом для обращения прокурора с настоящим административным иском в суд.

В ходе рассмотрения дела, в целях установления точного месторасположения выявленных несанкционированных свалок, их количества, объема отходов, принадлежности, прокуратурой района, совместно с представителями администрации Дзержинского района г. Волгограда, совершен совместный выход, по результатам которого составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом Администрацией Дзержинского района Волгограда на осмотр также были приглашены иные лица, участвующие в деле департамент муниципального имущества администрации Волгограда, ООО «Управление отходами – Волгоград», комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, о чем представлены соответствующие приглашения, направленные посредством электронной почты.

Указанным актом установлен факт размещения несанкционированных свалок на территории Дзержинского района г.Волгограда по следующим адресам:

1. ул. им. Ползунова (овражная зона) выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 класса опасности составляет 100 куб. м. общая площадь 150 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

2. ул. им. генерала Гурова, 4 выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы лом и отходы черных металлов в виде изделий, кусков, содержащих пластмассовые фрагменты, в смеси (код ), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4, 5 класса опасности составляет 30 куб. м. общая площадь 25 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

3. С торца жилого дома по пр-ту им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, 109 выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 класса опасности составляет 10 куб. м. общая площадь 20 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

4. С торца жилого дома по ул. им. Тукая и <адрес> выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 - го класса опасности составляет 12,5 куб. м. общая площадь 10 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

5. С торца жилого дома по б-ру 30-летия Победы, 17а выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 - го класса опасности составляет 15 куб. м. общая площадь 10 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Свалка расположена в границах земельного участка (кадастровый ), сведения о правообладателе земельного участка в департаменте муниципального имущества администрации Волгограда отсутствуют.

6. При проведении обследования земельного участка, расположенного по месту привязки - в 100 м от <адрес> в овражной зоне около ГСК «Моторостроитель» выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 - го класса опасности составляет 60 куб. м. общая площадь 150 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

7. При проведении обследования земельного участка, расположенного по месту привязки - в непосредственной близости от <адрес> выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ), шины пневматические автомобильные отработанные (код ), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4-го класса опасности составляет 70 куб. м. общая площадь 70 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

8. <адрес> напротив <адрес> выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), шины пневматические автомобильные отработанные (код 4) GPS координаты: Объем отходов 5 класса опасности 4,5 куб. м. общая площадь 30 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

9. При проведении обследования земельного участка, расположенного в 40 м. северо-восточнее земельного участка по <адрес> отходов производства и потребления выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 го класса опасности 40 куб. м. общая площадь 30 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

10. <адрес> (овражная зона) выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (код ), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), GPS координаты: . Объем отходов 4, 5 класса опасности 50 куб. м. общая площадь 100 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Свалка по <адрес> в овражной зоне - расположена в границах земельного участка (кадастровый ), находящегося в собственности городского округа город-герой Волгоград запись регистрации права от 10.1 1.2014- под пруды.

11. <адрес> (склон оврага) выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (код ), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ), GPS координаты: . Объем отходов 4,5 класса опасности 30 куб. м. общая площадь 50 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

12. <адрес>Б, 120 м юго-западнее подстанции «Олимпийская» выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 класса опасности 4 куб. м. общая площадь 6 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

13. Земельный участок по адресу <адрес>, в завершении <адрес> в 250 м. северо-восточнее подстанции «Олимпийская» <адрес>Б, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 класса опасности 10 куб. м. общая площадь 0 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Указанная свалка находится в границах земельного участка (кадастровый ). Данные о правообладателе земельного участка в департаменте муниципального имущества отсутствуют (сформирован на торги).

14. На земельном участке, расположенного в 50 м северо-западнее от забора здания по адресу шоссе Авиаторов, 15к2 выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы - детали автомобильные из разнородных пластмасс в смеси, в том числе галогенсодержащих, утратившие потребительские свойства (код ), отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), шины пневматические автомобильные отработанные (код ) GPS координаты: Объем отходов 4 класса опасности 70 куб. м. общая площадь 130 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

15. На земельном участке, расположенном в 15 м. севернее от забора здания по адресу шоссе Авиаторов, <адрес>. 2 выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов)(код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)(код ), шины пневматические автомобильные отработанные (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 го класса опасности 80 куб. м. общая площадь 120 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

16. На земельном участке, расположенном в 20 м. юго-западнее от забора дома по <адрес>А, микрорайон Гумрак выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (код ), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)(код ) GPS координаты: , Объем отходов 4,5 го класса опасности 8 куб. м. общая площадь 10 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

17. На земельном участке, расположенном в 20 м юго-западнее от забора дома по адресу <адрес>, микрорайон Гумрак участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (код ), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ). Объем отходов 4, 5 класса опасности 400 куб. м. общая площадь 400 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

Кроме того ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора Дзержинского района г.Волгограда, Черниковой Т.В. с привлечением главного специалиста отдела ЖКХ администрации Дзержинского района г.Волгограда Колобовой М.С. с использованием технических средств - сотового телефона марки «Айфон 8» проведена дополнительная проверка по факту размещения несанкционированных свалок отходов производства и потребления на территории района, по результатам которой составлен соответствующий акт.

В ходе проверки выявлено наличие несанкционированных свалок отходов производства и потребления, не включенных в акт от ДД.ММ.ГГГГ:

1. <адрес>, д. №, 5а выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы мусор от сноса и разборки зданий несортированный. Объем отходов 4 класса опасности составляет 8 куб. м., общая площадь 150 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

2. <адрес> между <адрес> 5а выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы от строительных и ремонтных работ, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. Объем отходов 4 класса опасности составляет 8 куб. м., общая площадь 500 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

3. Бульвар 30-летия Победы, <адрес> (снос гаражей) выявлен участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные).

Объем отходов 4 класса опасности составляет 2 куб. м., общая площадь 250 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

4. <адрес>, выявлены участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы от строительных и ремонтных работ, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. Объем отходов 4 класса опасности составляет 28 куб. м. общая площадь 180 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Земельный участок не прошел процедуру разграничения, находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

Таким образом, изменился состав ранее выявленных участков несанкционированного размещения отходов производства и потребления, а также несанкционированных мест размещения отходов, а также объем и площадь размещения некоторых из них. Часть свалок ликвидирована.

Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ, - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление лица, ответственного за организацию такой свалки.

Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).

В ходе рассмотрения дела было установлено, и административным ответчиком не опровергнуто, что вышеуказанные земельные участки, на которых образованы несанкционированные свалки, находятся в неразграниченной государственной собственности, правом на распоряжение которыми (за исключением предоставления для строительства) обладает орган местного самоуправления.

Согласно ст. 37 Устава города-героя Волгограда, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда является администрация Волгограда, которая, в силу положений ст. 39 Устава, уполномочена на осуществление, организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Волгоград, организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Администрация Дзержинского района Волгограда является территориальным структурным подразделением (органом) администрации Волгограда, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции управления на территории Дзержинского района Волгограда (решение Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений об администрациях районов Волгограда).

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Положения «Об администрации Дзержинского района Волгограда», утвержденного решением Волгоградской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ, администрация района организует мероприятия по предотвращению образования, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории района.

Таким образом, обязанность по организации устранения указанных в административном иске несанкционированных свалок лежит на администрации Дзержинского района г. Волгограда, которой осуществляется длительное бездействие (с августа 2019 года по день рассмотрения дела), связанное с непринятием должных мер по организации ликвидации мест несанкционированного размещенных отходов производства и потребления, что нарушает гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя административного ответчика администрации Дзержинского района Волгограда о том, что она не может являться надлежащим ответчиком по делу ввиду отнесения вопроса по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в том числе и при несанкционированном их размещении на территории муниципальных образований, с ДД.ММ.ГГГГ должна обеспечиваться выбранным региональным оператором, в частности ООО «Управление отходами – Волгоград» не являются основанием к отказу в удовлетворении заявленных прокурором Дзержинского района требованиям.

Так, согласно части 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы МСУ. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Закрепление в пункте 14 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ в качестве вопроса местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов предполагает необходимость реализации органами МСУ ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий муниципального района своевременное и бесперебойное оказание услуг по обращению с отходами, а также позволяющих производить их утилизацию и обработку.

Изложенная позиция отражена также в письме Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГN 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО».

Пункты 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривают, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Реализуя возложенные на него полномочия, комитет ЖКХ И ТЭК Волгоградской области в конкурсном порядке определен региональный оператор ООО «Управление отходами - Волгоград», с которым заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора (пункты 16 - 18).

Так, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (подпункт «а»); уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (подпункт «б»).

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Таким образом, указанные полномочия регионального оператора не распространяются на земли общего пользования. В указанных актах речь идет о ликвидации свалок на землях, находящихся в частной собственности, после отказа собственника от выполнения соответствующего требования.

При таких обстоятельствах, несостоятелен довод о ненадлежащим ответчики администрации Дзержинского района Волгограда.

При этом вопрос об уровне бюджета, из которого должна финансироваться работа по ликвидации несанкционированных свалок, не имеет принципиального значения для выводов суда об удовлетворении требований прокурора в отношении администрации Дзержинского района Волгограда, поскольку этот вопрос в данном случае в предмет исследования не входит по причине того, что публично-правовой спор по настоящему делу возник не из бюджетных, а из природоохранных правоотношений.

Доводы административного ответчика администрации Дзержинского района Волгограда и заинтересованного лица администрации Волгограда о том, что на органы местного самоуправления возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципальных образований от несанкционированных свалок, поскольку органы местного самоуправления обязаны принимать меры по ликвидации свалок на территории вне зависимости от полномочий иных органов власти.

При таких обстоятельствах, суд считает заявленные прокурором требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме, поскольку доказательства того, что на момент рассмотрения дела указанные несанкционированные свалки ликвидированы, не представлены.

Применительно к положениям части 2 статьи 178, пункту 2 части 6 статьи 180, пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ суд полагает необходимым в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц возложить на администрацию Дзержинского района Волгограда в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение ликвидации свалок на территории Дзержинского района Волгограда.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Дзержинского района Волгограда в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Дзержинского района Волгограда, выразившееся в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Дзержинского района Волгограда.

Обязать администрацию Дзержинского района Волгограда в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение ликвидации свалок на территории Дзержинского района Волгограда:

1. <адрес>, д. № участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы мусор от сноса и разборки зданий несортированный. Объем отходов 4 класса опасности составляет 8 куб. м., общая площадь 150 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

2. <адрес> между <адрес> 5а участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы от строительных и ремонтных работ, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. Объем отходов 4 класса опасности составляет 8 куб. м., общая площадь 500 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

3. Бульвар 30-летия Победы, <адрес> (снос гаражей) участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные). Объем отходов 4 класса опасности составляет 2 куб. м., общая площадь 250 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

4. <адрес>, участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы от строительных и ремонтных работ, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками. Объем отходов 4 класса опасности составляет 28 куб. м. общая площадь 180 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

5. ул. им. Ползунова (овражная зона) участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 класса опасности составляет 100 куб. м. общая площадь 150 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

6. ул. им. генерала Гурова, 4 участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы лом и отходы черных металлов в виде изделий, кусков, содержащих пластмассовые фрагменты, в смеси (код ), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4, 5 класса опасности составляет 30 куб. м. общая площадь 25 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

7. С торца жилого дома по пр-ту им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, 109 участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 класса опасности составляет 10 куб. м. общая площадь 20 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

8. С торца жилого дома по ул. им. Тукая и <адрес> участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 - го класса опасности составляет 12,5 куб. м. общая площадь 10 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

9. С торца жилого дома по б-ру 30-летия Победы, 17а участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 - го класса опасности составляет 15 куб. м. общая площадь 10 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка. Свалка расположена в границах земельного участка (кадастровый ).

10. Земельный участок, расположенный по месту привязки - в 100 м от <адрес> в овражной зоне около ГСК «Моторостроитель» несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ) GPS координаты: Объем отходов 4 - го класса опасности составляет 60 куб. м. общая площадь 150 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

11. Земельный участок, расположенный по месту привязки - в непосредственной близости от <адрес> выявлены несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ), шины пневматические автомобильные отработанные (код ), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4-го класса опасности составляет 70 куб. м. общая площадь 70 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

12. <адрес> напротив <адрес> участок несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), шины пневматические автомобильные отработанные (код ) GPS координаты: ,. Объем отходов 5 класса опасности 4,5 куб. м. общая площадь 30 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

13. Земельный участок, расположенный в 40 м. северо-восточнее земельного участка по <адрес> отходов производства и потребления несанкционированного размещения отходов производства и потребления- отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы мусор от сноса и разборки зданий несортированный (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 го класса опасности 40 куб. м. общая площадь 30 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

14. <адрес> (овражная зона) участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (код ), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), GPS координаты: . Объем отходов 4, 5 класса опасности 50 куб. м. общая площадь 100 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка. Свалка по <адрес> в овражной зоне - расположена в границах земельного участка (кадастровый ).

15. <адрес> (склон оврага) участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (код ), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов)(код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ), GPS координаты: . Объем отходов 4,5 класса опасности 30 куб. м. общая площадь 50 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

16. <адрес>Б, 120 м юго-западнее подстанции «Олимпийская» участки несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ) GPS координаты: , . Объем отходов 4 класса опасности 4 куб. м. общая площадь 6 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка. Земельный участок находится в государственной собственности, на кадастровый учет не поставлен.

17. Земельный участок по адресу <адрес>, в завершении <адрес> в 250 м. северо-восточнее подстанции «Олимпийская» <адрес>Б, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 класса опасности 10 куб. м. общая площадь 0 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка, (кадастровый ).

18. Земельный участок, расположенный в 50 м северо-западнее от забора здания по адресу шоссе Авиаторов, <адрес> несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы - детали автомобильные из разнородных пластмасс в смеси, в том числе галогенсодержащих, утратившие потребительские свойства (код ), отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ), шины пневматические автомобильные отработанные (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4 класса опасности 70 куб. м. общая площадь 130 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

19. Земельный участок, расположенный в 15 м. севернее от забора здания по адресу шоссе Авиаторов, <адрес>. 2 несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов)(код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)(код ), шины пневматические автомобильные отработанные (код ) GPS координаты: . Объем отходов 4,5 го класса опасности 80 куб. м. общая площадь 120 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

20. Земельный участок, расположенный в 20 м. юго-западнее от забора дома по <адрес>А, микрорайон Гумрак несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (код ), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов)(код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)(код ) GPS координаты: , Объем отходов 4,5 го класса опасности 8 куб. м. общая площадь 10 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

21. Земельный участок, расположенный в 20 м юго-западнее от забора дома по адресу <адрес>, микрорайон Гумрак несанкционированного размещения отходов производства и потребления - отходы из жилищ крупногабаритные (код ), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (код ), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код ). Объем отходов 4, 5 класса опасности 400 куб. м. общая площадь 400 кв.м. Отходы размещены непосредственно на почве, в границах указанного земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Справка: решение суда в окончательной форме с учетом положений ч. 2 ст. 177, ч. 2 ст. 92 КАС РФ составлено 28 января 2020 года.

Судья подпись Е.А. Абакумова

Копия верна:

Судья Е.А. Абакумова