34RS0002-02-2020-010705-72 Дело № 2а-514/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 11 января 2021 года
Дзержинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Гринченко Е.В.,
помощника судьи Курбановой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Тонконоговой А.И.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ИФНС России по <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанностей по устранению допущенных нарушений,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>, Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанностей по устранению допущенных нарушений. В обосновании заявленных требований указал, что являлся учредителем и директором ООО «Волготрансэнергомонтаж» (ИНН №).
ДД.ММ.ГГГГг. ИФНС России по <адрес> за государственным регистрационным № из ЕГРЮЛ была внесена запись об исключении ООО «Волготрансэнергомонтаж», как фактически недействующего юридического лица. Об исключении Общества административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГг., после чего он обратился в ИФНС России по <адрес> за разъяснением и разрешением на восстановление хозяйственной деятельности. Письмом от ДД.ММ.ГГГГг. административный ответчик подтвердил исключение Общества, как фактически прекратившего свою деятельность по решению регистрирующего органа и отказе в восстановлении хозяйственной деятельности. Основанием для исключения послужила ст.21.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». С действиями налогового органа не согласен, поскольку основанием для признания юридического лица «ВТЭМ» фактически прекратившим свою деятельность и исключении из ЕГРЮЛ является одновременная совокупность условий: не представление данным юридическим лицом в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах и не осуществление операций хотя бы по одному банковскому счету. Вместе с тем, ООО «ВТЭМ» создано в 1994г., ДД.ММ.ГГГГ. ИФНС России по <адрес> в ЕГРЮЛ была внесена запись о юридическом лице, присвоен ОГРН №. С момента регистрации юридическое лицо осуществляло предпринимательскую деятельность, своевременно предоставляло документы отчетности, сдавала налоговые декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сведения о среднесписочной деятельности, ежеквартальные сведения в виде информационного письма (заменяющего ежеквартальный отчет 6-НДФЛ) в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. В ДД.ММ.ГГГГ. посредством почтовой корреспонденции были отправлены: бухгалтерский баланс, бухгалтерская отчетность, отчет о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. Кроме того, ООО «ВТЭМ» с ДД.ММ.ГГГГ. является собственником объекта недвижимости – одноэтажного кирпичного здания магазина с теплым пристроем и холодной пристройкой по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГг. с администрацией <адрес> был заключен договор аренды земельного участка, действующий по настоящее время, платежи своевременно производятся. В связи с чем, помимо сдачи бухгалтерской отчетности, при отсутствии операций по расчетному счету, ООО «ВТЭМ» фактически осуществляло хозяйственную деятельность по владению, пользованию и распоряжению недвижимым имуществом. ООО «ВТЭМ» является действующей организацией, признаки недействующего юридического лица отсутствуют, следовательно прекращение его правоспособности в силу п.3 ст.49 ГК РФ нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, а также его права, как учредителя.
По указанным основаниям, просил признать незаконным внесение ИФНС России по <адрес> в ЕГРЮЛ записи об исключении ООО «Волготрансэнергомонтаж». В порядке восстановления нарушенных прав, обязать ИФНС России по <адрес> исключить сведения о прекращении деятельности ООО «Волготрансэнергомонтаж» (ИНН <***>) в связи с исключением из ЕГРЮЛ, восстановить в ЕГРЮЛ сведения в отношении ООО «Волготрансэнергомонтаж», как о действующем юридическом лице.
В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить. Пояснила, расчетные счета у ООО «ВТЭМ» действительно были закрыты, однако бухгалтерская и налоговая отчетность, а также ежеквартальные сведения, взаимен справки 6-НДФД предоставлялись ООО «ВТЭМ» своевременно, последний бухгалтерский отчет направлялся в МИФНС № по <адрес> почтой в январе 2020г., в связи с чем, у ИФНС России по <адрес> отсутствовали основания для принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ. о предстоящем исключении юридического лица, как недействующего, и последующего внесения записи от ДД.ММ.ГГГГ. об исключении Общества из ЕГРЮЛ.
Представитель административного ответчика ИФНС России по <адрес> ФИО2, действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что последняя отчетность Обществом предоставлялась в начале марта 2019г., операций по расчетным счетам в течение года не велось, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предстоящем исключении ООО «ВТЭМ» из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица. Данное решение было опубликовано в установленном порядке, в предусмотренный законом срок возражений не поступило, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ. в ЕГРЮЛ была внесена запись о прекращении деятельности Общества, как недействующего юридического лица. Наличие в собственности Общества имущества не подтверждает ведение им предпринимательской деятельности в качестве юридического лица.
Представитель административного ответчика МИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии и исключении МИФНС России № по <адрес>, как ненадлежащего административного ответчика.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По настоящему делу судом установлено.
ООО "Волготрансэнергомонтаж" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по <адрес> в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН <***>.
Учредителем и директором ООО "Волготрансэнергомонтаж" являлся ФИО3
ДД.ММ.ГГГГг. в отношении ООО "Волготрансэнергомонтаж" были сформированы и представлены в регистрирующий орган справки N10278-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, согласно которой последней датой представления документов отчетности является ДД.ММ.ГГГГг. и №-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев у юридического лица открытых банковских счетов.
ДД.ММ.ГГГГг. ИФНС России по <адрес> принято решение № о предстоящем исключении ООО "Волготрансэнергомонтаж" из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) как недействующего юридического лица в связи с непредставлением в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, документов отчетности по налогам и сборам и отсутствием сведений об открытых расчетных счетах
Решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 17 (784) ДД.ММ.ГГГГг.
Поскольку в установленный срок какие-либо заявления от общества, кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагивает исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган не поступили, ДД.ММ.ГГГГг. регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись за номером № об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Волготрансэнергомонтаж", как фактически прекратившего свою деятельность.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском ФИО3, как директор и учредитель ООО "Волготрансэнергомонтаж", считает действия регистрирующего органа ИФНС по <адрес> о внесении в ЕГРЮЛ указанной записи незаконными, не соответствующими действующему законодательству и нарушающим права, как Общества, так и его права, как учредителя.
При разрешении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа установлен главой VII Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11, пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Пунктом 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, наличие двух вышеназванных условий может являться основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом, наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
Как видно из материалов дела, основанием для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ООО "Волготрансэнергомонтаж" как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, послужило наличие сведений об отсутствии банковских счетов и о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего дела административным ответчиком ИФНС России по <адрес> не представлено наличия двух обязательных оснований для признания ООО "Волготрансэнергомонтаж" недействующим юридическим лицом и внесения записи об исключении общества из Единого государственного реестра юридических лиц.
Факт отсутствия открытых банковских счетов на момент принятия решения о предстоящем исключении ООО "Волготрансэнергомонтаж" из ЕГРЮЛ стороной административного истца не оспаривался.
Вместе с тем, на протяжении 2019-2020г.г. по месту учета юридического лица, в МИФНС России № по <адрес> ООО "Волготрансэнергомонтаж" предоставлялись ДД.ММ.ГГГГ. информационные письма (заменяющие ежеквартальный отчёт 6-НДФЛ в соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме ФНС РФ от 04.05.2016г. №БС-4-ДД.ММ.ГГГГ. предоставлялась бухгалтерская отчетность, налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрошенной системы налогообложения, ДД.ММ.ГГГГ направлялась бухгалтерская отчетность за 2019г.
Таким образом, на момент принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ. о предстоящем исключении и решения от ДД.ММ.ГГГГ. об исключении ООО "Волготрансэнергомонтаж" из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица, в течение 12 последних месяцев Обществом в МИФНС № по <адрес> предоставлялись документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ в налогах и сборах, в связи с чем оснований для исключения юридического лица по основаниям, предусмотренным ст.21.1 Федерального закона №129-ФЗ, у ИФНС России по <адрес> не имелось.
С учётом изложенного, заявленные административным истцом требования о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>, связанных с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи за ГРН № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности юридического лица ООО «Волготрансэнергомонтаж» (ИНН №), суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В порядке восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу восстановить запись в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ООО «Волготрансэнергомонтаж» (ИНН №).
В удовлетворении административного иска ФИО3, предъявленного к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> суд считает необходимым отказать, поскольку оспариваемые в настоящем иске действия по исключению ООО «Волготрансэнергомонтаж» из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица были совершены ИФНС России по <адрес>. Кроме того, приказом УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №@, все виды регистрационных действий юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей возложены на ИФНС России по <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО3 – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>, связанные с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц записи за ГРН № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении деятельности юридического лица ООО «Волготрансэнергомонтаж» (ИНН №).
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем восстановления записи в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ООО «Волготрансэнергомонтаж» (ИНН №
В удовлетворении административного иска ФИО3 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о признании действий незаконными, возложению обязанностей по устранению допущенных нарушений - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: решение суда в окончательной форме принято 25 января 2021 года.
Судья Е.В. Гринченко