НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 02.07.2021 № 2А-2703/2021

34RS0002-01-2021-003608-39

Дело №2а-2703/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Байбаковой А.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Вдовиной А.О.,

с участием

представителя истца ФИО2 - ФИО7,

представителей административного ответчика ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда ФИО12, ФИО13,

представителя административного ответчика - Управления ФНС России по Волгоградской области ФИО14,

представителя административного ответчика - Межрайонной Инспекции ФНС №5 по Волгоградской области ФИО15,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 ФИО9 к ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, Управлению ФНС России по Волгоградской области, Межрайонной Инспекции ФНС №5 по Волгоградской области о признании незаконными и отмене решений о зачете платежей, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился с административным исковым заявлением к ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, Управлению ФНС России по Волгоградской области о признании незаконными и отмене решений о зачете платежей, возложении обязанности отображения в информационном ресурсе информации об оплате земельного налога, налога на имущество физических лиц, а также суммы переплаты. В обоснование заявленных требований указал, что административный истец – ФИО2 является плательщиком имущественных налогов. В связи с отсутствием начислений по оплате обязательных платежей, 25.11.2020 ФИО2 обратился в налоговый орган с просьбой направить ему налоговое уведомление за 2019 год. 26.11.2020 в его адрес поступило налоговое уведомление № 225243 об оплате налогов за 2019 год на общую сумму 354 886 руб. 03.12.2020 согласно платежных документов, указанных в налоговом уведомлении № 225243 от 26.11.2020 ФИО2 произвел в полном объеме оплату транспортного налога 18 924 руб., земельного налога 218 609 руб., налога на имущество 117 353 руб. Таким образом, налогоплательщиком исполнена обязанность по оплате налоговых платежей согласно налогового уведомления от 26.11.2020 года № 225243 за 2019 год, в том числе с учетом перерасчета земельного налога за 2017 год в рамках ОКТМО 18616101 за земельный участок с кадастровым номером 34:09:021002:242 в сумме 122897 руб., в то время, как в нарушение п.6 ст. 6.1, п.2 ст. 52, п.4 ст. 57 НК РФ, налоговое уведомление за 2019 год должно быть направлено налогоплательщику не позднее 30 рабочих дней до наступления срока оплаты налога. Ввиду того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете налогоплательщика произведенная оплата не была отражена, административным истцом подано обращение в налоговую инспекцию с требованием отразить информацию об оплате земельного налога за 2019 год по УИН 18, а также внести данную оплату за земельный участок с кадастровым номером 34:09:0210002:242, по адресу <адрес> на сумму 61 616 руб. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ@, ввиду несвоевременного направления в адрес налогоплательщика налогового уведомления за 2019 год, после наступления срока уплаты ДД.ММ.ГГГГ инспекцией будут проведены мероприятия по зачету уплаченной суммы с суммами исчисленного налога. В связи с тем, что начисления по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ не отражены в карточке «Расчеты с бюджетом», программное обеспечение проводит зачет имеющейся задолженности и проведенной оплаты в сумме 184513 руб. После наступления срока уплаты инспекцией будут проведены мероприятия по зачету уплаченной суммы с суммами исчисленного налога. Согласно ответу ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, платеж на сумму 184 513 руб. ОКТМО 18616101, в связи с имеющейся задолженностью учтен в счет погашения недоимки за 2015-2017 гг. Административный истец считает произведенный в одностороннем порядке зачет денежных средств в счет погашения недоимки незаконным, так как платеж произведен с учетом перерасчета земельного налога за 2017 год в рамках ОКТМО 18616101 за земельный участок с кадастровым номером 34:09:021002:242 в сумме 122897 рублей, а также начисления налога по указанному земельному участку за 2019 год в сумме 61616 руб. общей суммой 184513 руб. по УИН .

Пункт 9 ст. 78 НК РФ устанавливает обязанность налогового органа сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачёте (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решение об отказе в осуществлении зачёта (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (указанное сообщение передается физическому лицу лично под расписку или иным способом подтверждающим факт и дату его получения), а принять это решение налоговый орган обязан в течение десяти дней со дня получения заявления (п. 4 ст. 78 НК РФ). Полагает, что зачет в одностороннем порядке, без соответствующего заявления налогоплательщика суммы переплаты незаконен.

Кроме того, на момент произведения зачета в одностороннем порядке, задолженность в рамках указанного ОКТМО отсутствовала, что подтверждается оплатой от 03.12.2020г., учтенной в личном кабинете налогоплательщика 04.12.2020г.; ПД , а также письмом от 30.12.2020г. @.

Инспекция не вправе самостоятельно изменить назначение платежа и зачесть текущий платеж в счет погашения недоимки за прошедший период. Такой зачет привел к тому, что у налогоплательщика возникла недоимка в отчетном периоде.

Решением Дзержинского районного суда <адрес> от 16.03.2021г. по делу а-1038/2021 МИФНС по <адрес> отказано во взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 – 2016 гг. по ОКТМО 18616101 за земельный участок с кадастровым номером 34:09:021002:242 в сумме 444 111 руб., в связи с пропуском срока.

Принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.

Таким образом, действия ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда по зачету платежа от 03.12.2020г. на сумму 184 924,00 рублей в счет погашения недоимки за 2015 – 2017гг. являются незаконными, в силу следующего:

платеж на сумму 184 513,00 рублей оплачен по налоговому уведомлению УИН 18 в рамках ОКТМО 18616101 (налог на земельный участок 34:09:0210002:242 по адресу: <адрес>, ул., 1 на сумму 61616 руб. – за 2019 год и 122 897 руб. за 2017 год), т.е. за конкретный налоговый период, при этом истек десятидневный срок принятия налоговым органом решения о зачете, при возникновении у налогоплательщика недоимки по соответствующему налогу и необходимости ее погашения путем обращения взыскания на переплату, образовавшуюся по другим налогам, пропущен срок взыскания недоимки в судебном порядке.

Согласно ответу ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, платеж на сумму 115 901 руб. ОКТМО 96701000 – учтен в счет погашения задолженности за 2018 год. Указанные действия Инспекции незаконны по следующим основаниям.

В соответствии с налоговым уведомлением от 26.11.2020г. ФИО1 должен был оплатить налог на имущество в рамках ОКТМО 96701000 - 115 901,00 рублей. Согласно указанного уведомления, по ПД (УИН) налог был оплачен в полном объеме.

В соответствии с пп.4,9 ст. 78 НК РФ, зачет в одностороннем порядке, без соответствующего заявления налогоплательщика суммы переплаты незаконен.

Инспекция не вправе самостоятельно изменить назначение платежа и зачесть текущий платеж в счет погашения недоимки за прошедший период. Такой зачет привел к тому, что у налогоплательщика возникла недоимка в отчетном периоде. Платеж на сумму 115 901 руб. оплачен по налоговому уведомлению , УИН 18 в рамках ОКТМО 96701000 – за конкретный налоговый период – 2019 год, таким образом, действия Инспекции по зачету платежа в счет погашения задолженности за 2018 год – незаконны.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ@, поступившему из УФНС России по <адрес>, ИФНС России по <адрес> 23.03.2021г. в связи с наличием переплаты самостоятельно приняты решения о зачете в счет погашения задолженности земельного налога, начисленного за 2017 г. ОКТМО 18616101 (решения , 7167, 7178, 7168, 7169, 7170 – на сумму 53 330 руб.). В соответствии с пп.4,9 ст. 78 НК РФ, зачет в одностороннем порядке, без соответствующего заявления налогоплательщика суммы переплаты незаконен. На момент произведения зачета в одностороннем порядке, задолженность в рамках указанного ОКТМО отсутствовала, что подтверждается оплатой от ДД.ММ.ГГГГ, учтенной в личном кабинете налогоплательщика 04.12.2020г.; ПД , а также письмом от 30.12.2020г. @.

Согласно налоговому уведомлению , УИН 18 на сумму 184513 в рамках ОКТМО 18616101 (налог на земельный участок 34:09:0210002:242 по адресу: <адрес>, ул. 1 на сумму 61 616 руб. – за 2019 год и 122 897 руб. за 2017 год) налог оплачен ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме. Таким образом, решения Инспекции №, 7167, 7178, 7168, 7169, 7170 о зачете переплаты в счет погашения задолженности земельного налога, начисленного за 2017 г. ОКТМО 18616101 – на сумму 53 330,18 рублей – являются незаконными, ввиду того, что сумма указанного налога была своевременно оплачена налогоплательщиком, по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, ПД .

Налоговым органом не исполнена обязанность извещения налогоплательщика о ставшем ему известном факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога, сведений о направлении в адрес ФИО1 извещений об излишне уплаченном налоге, пени, а также акта совместной сверки расчетов по налогам, пени, подписанного сторонами не имеется. Зачет текущих налоговых платежей в счет недоимки НК РФ не предусмотрен, действия Инспекции привели к тому, что у административного истца образовалась недоимка по текущему периоду за 2019 год.

Досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден, путем направления 04.04.2021г. в адрес УФНС России по <адрес> жалобы на неправомерные действия сотрудников ИФНС <адрес>.

В связи с несогласием с действиями Инспекции административный истец просит признать незаконными и отменить решения ИФНС России по <адрес>:

- о зачете платежа на сумму 184 513 рублей, оплаченных по ПД в рамках ОКТМО 18616101, в счет погашения недоимки за 2015 – 2017 гг. (ОКТМО 18616101 за земельный участок с кадастровым номером 34:09:021002:242),

- о зачете платежа на сумму 115 901 рублей в рамках ОКТМО 96701000, оплаченного по ПД (УИН) – в счет погашения задолженности за 2018 год.

- решения о зачете в счет погашения задолженности земельного налога, начисленного за 2017 г. ОКТМО 18616101, а именно: решений №, 7167, 7178, 7168, 7169, 7170 от 24.03.2021г. – на сумму 53 330,18 рублей.

Обязать ИФНС России по <адрес>:

-отобразить в информационном ресурсе информацию об оплате по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ земельного налога по ОКТМО 18616101 в размере 184 513 руб. по ПД (оплата земельного налога за 2017 год и 2019 год по земельному участку <адрес>, кадастровый ;

- отобразить в информационном ресурсе информацию об оплате по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц сумму 115 901 руб. в рамках ОКТМО 96701000, оплаченного по ПД (оплата налога на имущество кадастровый – 36 598 руб., кадастровый – 46 899 руб., кадастровый – 32243 руб.;

- отобразить в информационном ресурсе сумму переплаты в размере 53330,18 рублей.

В ходе разбирательства дела в качестве административного соответчика к участию в деле привлечена Межрайонная Инспекция ФНС по <адрес>.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, доверил представлять его интересы представителю.

Представитель административного истца ФИО8 в судебном заседании поданный административный иск поддержала, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Суду пояснила, что МИФНС по <адрес> в адрес ФИО1 несвоевременно направлено налоговое уведомление, в связи с этим, им своевременно уплачен налог за 2019 год. Вся поступившая оплата налогов незаконно внесена налоговой инспекцией в счет погашения ранее образовавшейся недоимки по налогу, в нарушение установленной процедуры взыскания такой недоимки. Налоговым органом не представлено доказательств направления в адрес ФИО1 сообщений о проведенных зачетах, список отправки простой корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ не позволяет сделать вывод о направлении сообщений о принятом решении.

Представитель административного ответчика – ИФНС России по <адрес>ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Суду пояснила, что недоимка ФИО1 за 2015, 2017 г.г. подлежала взысканию в судебном порядке в соответствии со ст. 45 НК РФ. В эту задолженность автоматически произведен принудительный зачет уплаченных сумм в соответствии с п.5 ст. 75 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщик был уведомлен о зачете, что подтверждается реестром направления сообщений о принятых решениях. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на лицевом счете налогоплательщика числилась задолженность по земельному налогу 153621 руб. за 2016 год, по земельному налогу 23714,7ДД.ММ.ГГГГ год, 7177,23 руб. за 2017 год. В данную задолженность программным комплексом «АИС Налог-3» автоматически зачтена уплаченная сумма земельного налога в размере 184513 руб., уточнение платежа было произведено МИФНС России по <адрес>.

Представитель административного ответчика – ИФНС России по <адрес>ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что пунктом 1 ст. 79 НК РФ предусмотрен возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса. ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по <адрес> принята задолженность по налогу на имущество из налоговых органов Чеченской Республики. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на лицевом счете налогоплательщика числилась переплата по земельному налогу 53330, 18 руб. По инициативе налогового органа принято решение о зачетах указанной суммы в связи с наличием задолженности на дату принятия решений. Сообщения о зачетах направлялись почтовым отправлением на адрес регистрации налогоплательщика. Решения о зачете приняты в соответствии с законодательством, отмене не подлежат. То обстоятельство, что административный истец не изъявлял желание получать документы на бумажном носителе, не лишает налоговый орган возможности направлять таким способом.

Представитель административного ответчика – Управления ФНС России по <адрес>ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считает административный иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению. Суду пояснила, что начисления по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ не отражены в карточке «Расчеты с бюджетом», но после наступления указанного срока Инспекцией будут проведены мероприятия по зачету уплаченной суммы налога за 2019 год с суммами исчисленного платежа.

Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России по <адрес>ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, вместе с тем, суду пояснил, что ранее ни одно из начислений административным истцом в судебном порядке не оспорено. В связи с тем, что возникла недоимка за предыдущие налоговые периоды, та сумма которая указана в платежном документе по УИН по техническим причинам не может быть отражена в качестве оплаты за 2019 год, поскольку налоговое уведомление сформировано несвоевременно, срок уплаты налога перенесен на ДД.ММ.ГГГГ. Налоговым органом административному истцу сообщалось, что фактически за 2019 год налог уплачен, после ДД.ММ.ГГГГ начисления на лицевом счете административного истца будут отражены корректно.

Суд, выслушав мнение административного истца, представителей административных ответчиков, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 названной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Несвоевременная уплата налога является основанием для начисления пени.

Согласно ст.75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пени, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В соответствии п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п.1 ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При перерасчете налога, уплачиваемого на основании налогового уведомления, срок уплаты налога устанавливается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, при этом налоговое уведомление, содержащее перерасчет налога, направляется не позднее 30 дней до наступления указанного срока.

Судом установлено, что административный истец – ФИО1 является плательщиком земельного, транспортного налога, налога на имущество физических лиц. Согласно сведениям, предоставленным в налоговый орган Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в соответствии со статьей 85 НК РФ ФИО1 является собственником земельных участков, расположенных на территории, подведомственной Межрайонной ИФНС России по <адрес>, а именно: с кадастровым номером 34:03:140101:26, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> между автодорогой Волгоград – Самара и Городищенским магистральным каналом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; с кадастровым номером 34:09:021002:242, расположенный по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; с кадастровым номером 34:09:020634:1256, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ Волна-2, 11, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 поступило налоговое уведомление об оплате налогов за 2019 год на общую сумму 354 886 руб.

ДД.ММ.ГГГГ согласно платежному документу, указанному в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 произвел в полном объеме оплату транспортного налога 18 924 руб., земельного налога 218 609 руб., налога на имущество 117 353 руб.

Из указанной суммы, согласно ответу ИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, платеж на сумму 184 513 руб. ОКТМО 18616101, в связи с имеющейся задолженностью учтен в счет погашения недоимки за 2015 – 2017 гг.

Согласно п.1 ст.78 НК РФ, излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Согласно п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога. В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Согласно п.9 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Таким образом, самостоятельно зачесть в счет погашения задолженности можно только суммы излишне уплаченного налога, под ними подразумевается сумма превышения фактически уплаченных средств над исчисленной суммой налога. Это подтверждает и Президиум Высшего арбитражного суда (п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 32 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статьи 78 и 79 НК РФ не содержат положений, в силу которых зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, пеней, штрафа может быть осуществлен налоговым органом только в счет погашения такой недоимки по налогам (задолженности по пеням и штрафам), в отношении которой налоговым органом ранее осуществлялись процедуры принудительного взыскания. В то же время, имея в виду, что предусмотренный названными статьями зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения Кодекса, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов. Следовательно, соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена. Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.

Судом принимается во внимание наличие спора между сторонами о взыскании обязательных платежей и санкций, в связи с которым решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-1038/2021 МИФНС по <адрес> отказано во взыскании недоимки по земельному налогу за 2015 – 2017 гг. по ОКТМО 18616101 за земельный участок с кадастровым номером 34:09:021002:242 в связи с пропуском срока. Таким образом, принудительный зачет указанных сумм по инициативе налогового органа не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, так как она подлежит взысканию в судебном порядке.

Кроме того, платеж на сумму 184513 руб. не может быть перераспределен в одностороннем порядке, поскольку оплачен по налоговому уведомлению , УИН 18 в рамках ОКТМО 18616101 за конкретный налоговый период – 2019 год.

Таким образом, действия ИФНС России по <адрес> по зачету платежа от 03.12.2020г. на сумму 184 924,00 рублей в счет погашения недоимки за 2015 – 2017 являются незаконными.

Платеж на сумму 115 901 руб. также не может быть перераспределен в одностороннем порядке, поскольку оплачен по налоговому уведомлению , УИН 18 в рамках ОКТМО 96701000 за конкретный налоговый период – 2019 год. Суд приходит к выводу, что принятое решение Инспекции о зачете платежа в счет погашения задолженности за 2018 год является незаконным.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ@, поступившему из УФНС России по <адрес>, ИФНС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием переплаты, самостоятельно приняты решения о зачете в счет погашения задолженности по пеням на земельный налог, исчисленного за налоговый период 2016г., по земельному налогу, исчисленному за 2017г. по пеням на земельный налог, исчисленного за налоговый период 2017г., все – по ОКТМО 18616101 (решения , 7167, 7178, 7168, 7169, 7170 – на общую сумму 43196 руб.).

Судом установлено, что до получения административным истцом ответа УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ@ налоговый орган не извещал налогоплательщика о факте излишней уплаты земельного налога (ОКТМО 96701000) в размере 53330, 18 руб., доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

Также суд признает обоснованным довод представителя административного истца о том, что вопреки требованиям с п. 9 ст. 78 НК РФ Инспекцией ФНС по <адрес>, Управлением ФНС по <адрес> не сообщено ФИО1 о принятых решениях №, 7167, 7168, 7169, 7170, 7178 от ДД.ММ.ГГГГ о зачете сумм излишне уплаченного налога, а список отправки простой корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает факт и дату получения сообщений о принятых решениях.

Поскольку на момент произведения зачета в одностороннем порядке, задолженность по земельному налогу за 2017 год в рамках указанного ОКТМО 18616101 отсутствовала, что подтверждается оплатой от ДД.ММ.ГГГГ, учтенной в личном кабинете налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ ПД , а также письмом от ДД.ММ.ГГГГ@, суд приходит к выводу, что решения Инспекции №, 7167, 7168 от ДД.ММ.ГГГГ о зачете переплаты в счет погашения задолженности земельного налога и пеней, начисленных за период 2017 г. ОКТМО 18616101 – на суммы соответственно 11783,36 руб., 11763,41 руб. и 5097, 80 руб. рублей – являются незаконными, ввиду того, что сумма указанного налога была своевременно оплачена налогоплательщиком, по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, ПД , и на момент оплаты не имелось суммы недоимки за 2017 год ОКТМО 18616101.

Что касается решений , 7170,7178 от ДД.ММ.ГГГГг. суд полагает их незаконными и подлежащими отмене ввиду несоблюдения порядка их принятия, изложенного выше в соответствии со ст. 78 НК РФ.

В части требований административного истца об обязании ИФНС России по <адрес> отобразить информацию в информационном ресурсе об оплате налогов, суд учитывает следующее.

Срок уплаты земельного налога установлен пунктом 1 статьи 397 НК РФ не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. При перерасчете налога, уплачиваемого на основании налогового уведомления, срок уплаты налога устанавливается не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, при этом налоговое уведомление, содержащее перерасчет налога, направляется не позднее 30 дней до наступления указанного срока. Суммы начислений за 2017 и 2019 годы должны быть перенесены в карточку «Расчеты с бюджетом» по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что начисления по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ не отражены в карточке «Расчеты с бюджетом», произведенная уплата транспортного, земельного налогов, а также налога на имущество, автоматически зачтена в счет числящейся задолженности. При этом после наступления срока уплаты ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией должны быть проведены мероприятия по зачету уплаченной суммы налога за 2019 год с суммами исчисленного налога.

Как неоднократно поясняли в судебном заседании представители административных ответчиков отражение указанной информации в информационном ресурсе ранее наступления срока уплаты налога невозможно по техническим причинам, связанным с функционированием программного обеспечения в соответствии с данными технологического процесса «Проводка операций в КРСБ».

В соответствии со ст. 187 КАС РФ, суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером требований.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что отражение в информационной системе произведенных платежей по оплате налогов может быть произведено не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, обязанность отражения в информационном ресурсе информации об оплате по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ земельного налога по ОКТМО 18616101 в размере 184 513 руб. по ПД (оплата земельного налога за 2017 год и 2019 год по земельному участку <адрес>, кадастровый ), информации об оплате по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц сумму 115 901 руб. в рамках ОКТМО 96701000, оплаченного по ПД (оплата налога на имущество кадастровый – 36 598 руб., кадастровый – 46 899 руб., кадастровый – 32 243 руб., может быть исполнена налоговым органом не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Поскольку административным истцом заявлены требования об отмене решений №, 7167, 7168, 7169, 7170,7178 от ДД.ММ.ГГГГ о зачете сумм излишне уплаченного налога, по указанным решениям налоговым органом произведен зачет на общую сумму 43196 руб., данные требования судом удовлетворены, в связи с чем в качестве способа восстановления нарушенного права подлежат удовлетворению требования ФИО1 о возложении на ИФНС <адрес>, Управление ФНС по <адрес> обязанности отобразить в информационном ресурсе информацию о наличии суммы переплаты земельного налога (ОКТМО 96701000) в части, а именно в сумме 43196 руб., соответствующей сумме зачета по решениям №, 7167, 7168, 7169, 7170,7178 от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 ФИО10 к ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, Управлению ФНС России по Волгоградской области о признании незаконными и отмене решений о зачете платежей, возложении обязанностей удовлетворить.

Признать незаконными и отменить решения ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда:

- о зачете платежа на сумму 184 513,00 рублей, оплаченных по ПД (УИН) в рамках ОКТМО 18616101, в счет погашения недоимки за 2015 – 2017 гг. (ОКТМО 18616101 за земельный участок с кадастровым номером 34:09:021002:242),

- о зачете платежа на сумму 115 901 рублей в рамках ОКТМО 96701000, оплаченного по ПД (УИН) – в счет погашения задолженности за 2018 год.

- решения о зачете в счет погашения задолженности земельного налога, начисленного за 2017 г. ОКТМО 18616101, а именно: решений №№ 7166, 7167, 7178, 7168, 7169, 7170 от 23.03.2021г. – на сумму 43196 руб. Обязать ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, Управление ФНС России по Волгоградской области отобразить в информационном ресурсе информацию об оплате по налоговому уведомлению № 225243 от 26.11.2020 земельного налога по ОКТМО 18616101 в размере 184 513 руб. по ПД (оплата земельного налога за 2017 год и 2019 год по земельному участку <адрес>, кадастровый ), решение в данной части привести к исполнению после вступления в законную силу, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, Управление ФНС России по Волгоградской области отобразить в информационном ресурсе информацию об оплате по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц суммы 115 901 руб. в рамках ОКТМО 96701000, оплаченного по ПД (оплата налога на имущество кадастровый – 161 руб.; кадастровый – 36 598 руб., кадастровый – 46 899 руб., кадастровый – 32 243 руб.), решение в данной части привести к исполнению после вступления в законную силу, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда, Управление ФНС России по Волгоградской области отобразить в информационном ресурсе информацию о наличии суммы переплаты земельного налога (ОКТМО 96701000) в размере 43196 руб.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 ФИО11 к МИФНС №5 России по Волгоградской области о признании незаконными и отмене решений о зачете платежей, возложении обязанностей отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16 июля 2021 года.

Судья А.Н. Байбакова