НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край) от 30.11.2020 № 2-3583/2020КОПИ

Дело № 2-3583/2020 КОПИЯ

УИД 77RS0016-01-2020-007904-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2020 года г. Пермь

Дзержинский районный суд города Перми

в составе председательствующего судьи Костылевой А.В.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой Е.Э.,

с участием прокурора Е.О., представителя ответчика Н.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании 26-30 ноября 2020 года

гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

установил:

Пермский транспортный прокурора обратился в Мещанский районный суд г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «РЖД» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: оборудовать границу опасной зоны у края островной пассажирской платформы на станции Шабуничи со стороны путей визуальными и тактильными обозначениями в виде ограничительной линии белого или желтого цвета; оборудовать на береговой и островной пассажирских платформах тактильные указатели для пассажиров с ослабленным зрением; выполнить покрытие пешеходного перехода на 1397 км 2 пк станции Шабуничи из твердых материалов, ровным, с обустройством съездов в местах перепада высот, обеспечивающим беспрепятственное передвижение по переходу инвалидам-колясочникам.

В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства - Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о защите прав пассажиров, о доступности инфраструктуры для маломобильных групп населения и профилактике непроизводственного травматизма при организации пешеходных переходов на станции Шабуничи Свердловской железной дороги. По результатам проведенной проверки установлено, что в границах станции Шабуничи на 1397 км 2 пк ОАО «РЖД» для организованного пешеходного перехода через железнодорожные пути оборудован один наземный переход в виде резинокордового, деревянного настила. Для обслуживания пассажиров пригородных поездов на станции обустроены две пассажирские платформы (низкие боковая и островная). При содержании указанного наземного перехода, а также пассажирских платформ ОАО «РЖД» не в полной мере соблюдаются установленные требования, обеспечивающие безопасное использование объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров и других лиц. Проведенной проверкой установлено, что вопреки общим нормам о безопасности пассажиров, а также в нарушение требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 19.12.2013г. № 473, Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001» (СП 59.13330.2016), беспрепятственное и безопасное пользование маломобильным группам населения пешеходным переходом на 1397 км 2 пк и пассажирскими платформами на станции Шабуничи ОАО «РЖД» не обеспечено. В нарушение установленных требований граница опасной зоны у края островной пассажирской платформы на станции Шабуничи со стороны путей визуальных и тактильных обозначений в виде ограничительной линии белого или желтого цвета не имеет, на береговой и островной пассажирских платформах станции отсутствуют тактильные указатели для пассажиров с ослабленным зрением. Кроме этого, в нарушение п. 5.1.8, 5.1.11 СП 59.13330.2016 поверхность наземного пешеходного перехода на 1397 км 2 пк ст. Шабуничи имеет неровности, с перепадом высот, без съездов, что создает трудности для передвижения инвалидам-колясочникам по переходу. Выявленные нарушения не относятся к капитальной реконструкции объекта недвижимости, но при этом препятствуют в полной мере лицам с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения пользоваться предоставляемыми перевозчиками услугами, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества. Собственником транспортной инфраструктуры на ст. Шабуничи Свердловской железной дороги является ОАО «РЖД». Таким образом, обязанность по оборудованию указанных объектов возлагается на ОАО «РЖД». 23.01.2020г. Пермской транспортной прокуратурой в Свердловскую дирекцию пассажирских обустройств - структурное подразделение Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД», а также в Пермскую дистанцию пути внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства, необходимые меры к устранению нарушений ответчиком не приняты. Эксплуатация станции Шабуничи с нарушением требований законодательства об инвалидах создает угрозу вреда здоровью гражданам, являющимися инвалидами по зрению, при нахождении на пассажирских платформах, а также нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц (инвалидов) для обеспечения им доступа наравне с другими к железнодорожному транспорту.

Определением Мещанского районного суда г. Москвы от 01.06.2020г. гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности передано по подсудности на рассмотрение в Дзержинский районный суд г.Перми.

В ходе рассмотрения дела истцом уточнены исковые требования на основании ст. 39 ГПК Российской Федерации. Предметом рассмотрения являются требования Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать на береговой и островной пассажирских платформах станции Шабуничи тактильные указатели для пассажиров с ослабленным зрением; выполнить покрытие пешеходного перехода на 1397 км 2 пк станции Шабуничи из твердых материалов, ровным, с обустройством съездов в местах перепада высот, обеспечивающим беспрепятственное передвижение по переходу.

Прокурор в судебном заседании требования, изложенные в уточненном исковом заявлении, поддержал, пояснил, что выявленные нарушения не относятся к капитальной реконструкции объекта недвижимости.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, из которого следует, что согласно в ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не содержится обязанности транспортное организации за счет собственных средств финансировать мероприятия по дооборудованию либо переоборудованию объектов инфраструктуры. Механизм финансирования таких мероприятий установлен за счет бюджетных средств Российской Федерации, расходов на обеспечение доступности объектов транспортное инфраструктуры инвалидам предусмотрены в федеральных программах. У ответчика отсутствует техническая возможность исполнения заявленных требований, поскольку нормативные требования, на которые ссылается истец не применяются к зданиям и сооружениям вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Согласно ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов» положения ч.1 ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Пассажирские платформы на станции Шабуничи, состояние которых описано в исковом заявлении, не являются новыми, вновь построенными объектами транспортной инфраструктуры. После 01.07.2016г. данные объекты ни реконструкцию, ни капитальный ремонт не проходили. Само по себе несоответствие объектов транспортной инфраструктуры требованиям доступности маломобильных групп населения с учетом действующего правового регулирования не может повлечь возложение на ОАО «РЖД» обязанности по финансированию мероприятий по их доступности. При этом, ОАО «РЖД» предприняты необходимые и доступные меры, направленные на обеспечение доступности объектов транспортной инфраструктуры при перевозках железнодорожным транспортом для маломобильных групп населения, в том числе утвержден регламент оказания практической помощи инвалидам и маломобильным группам населения при осуществлении ими поездок в пригородном и дальнем сообщениях. Пункты 6.4, 6.5 требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан исключены распоряжением ОАО «РЖД» от 18.09.2019г. В материалах дела отсутствуют какие-либо жалобы со стороны маломобильных групп населения о недоступности услуг железнодорожного станции Шабуничи.

Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК Российской Федерации) защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре.

В соответствии со ст. 210 ГК Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 17-ФЗ) установлено, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Одним из принципов деятельности железнодорожного транспорта является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг (п. 3 ст. 1 ФЗ № 17-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 3 ФЗ № 17-ФЗ деятельность в области железнодорожного транспорта регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ N 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ № 17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).

В соответствии со ст.80 Федерального закона от 10.01.2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Правила нахождения граждан и размещение объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2007г. N 18 (далее – Правила).

Пунктом 4 Правил с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие: реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта; выполнять работы в соответствии с законодательством Российской Федерации (места проведения таких работ ограждаются соответствующими сигналами и знаками в установленном порядке с информированием о проведении работ); иметь достаточное количество мест, оборудованных информационными знаками, для проезда и перехода через железнодорожные пути.

Согласно п. 5 у Правил с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 настоящих Правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению: содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии; установки соответствующих световых и звуковых сигналов, знаков, указателей, необходимой информации (посредством технических средств и (или) иных носителей информации).

В соответствии с п.п.6 и 7 Правил проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).

В соответствии с п.29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010г. № 286 здания, платформы и другие сооружения и устройства, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц. Для прохода на пассажирские платформы в необходимых случаях должны быть пешеходные тоннели или мосты. При сохранении на железнодорожных станциях переходов в одном уровне с железнодорожными путями эти переходы должны быть оборудованы пешеходными настилами, указателями и предупредительными надписями, а при необходимости - автоматической сигнализацией.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 181-ФЗ) организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Согласно ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Судом установлено, что на основании решения Пермского транспортного прокурора № 207 от Дата., а также заявления Администрации Краснокамского городского округа от Дата. Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о защите прав пассажиров, о доступности инфраструктуры для маломобильных групп населения и профилактике непроизводственного травматизма на железнодорожном транспорте при организации пешеходного перехода на станции Шабуничи. ОАО «РЖД» является собственником транспортной инфраструктуры на станции Шибуничи Свердловской железной дороги, что входе судебного заседания сторонами не оспаривалось. Из акта обследования станции Шабуничи от 22.01.2020г., проведенного с участием заместителя Пермского транспортного прокурора, представителей участка Пермской дистанции пути, администрации Краснокамского городского округа, Управления благоустройства администрации г. Краснокамска, следует, что на станции для пересечения путей пешеходами имеется один железнодорожный пешеходный переход в одном уровне (наземный), расположен на 1 397 км 4 пк, пересекает 5 железнодорожных путей с одной стороны станции на другую, пассажирские платформы переходами не соединены, тип перехода станционный нерегулируемый 3 категории. Настил пешеходного перехода выполнен из резино-кордового и деревянного материала, шириной 1,1 м., освещение имеется, информационная система отсутствует полностью. Не соблюдено минимально допустимое расстояние от настила перехода до ближайшего крайнего стыка стрелочного перевода и съезда (не менее 5м), расположен менее чем 5 м. от перехода. Не соблюдено требование о поверхности настила перехода (твердый, прочный, ремонтопригодный, без скольжения, ровный). Не соблюдено требование о доступности пешеходного перехода для движения маломобильных групп населения, имеется разница по высоте на сходах перехода, подходы к переходу не очищены. Имеется 2 две пассажирские платформы (боковая, островная), обе низкие. На платформах с ослабленным зрением дорожки из специальных плит, имеющих волнистые и шероховатые поверхности отсутствуют. В границах станции Шабуничи отсутствует железнодорожный переезд, позволяющий переехать железнодорожные пути автотранспорту (л.д. 18-34).

Дата Пермской транспортной прокуратурой в адрес начальника Пермской дистанции пути, начальника Свердловской дирекции пассажирских обустройств вынесены представления об устранении нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о защите прав пассажиров, о доступности инфраструктуры для маломобильных групп населения и профилактике непроизводственного травматизма, выявленных по результатам проведенной проверки (л.д.35-37, 38-39).

Согласно ответу Пермской дистанции пути от Дата., на станции Шабуничи 1397 км 2 ПК в 4 квартале 2019г. проведена частичная замена деревянного настила на резинокордовый по просьбе жителей станции Шабуничи. Полная замена данного пешеходного перехода с деревянного настила на резинокордовый невозможна из-за расположенного вблизи стрелочного перевода и имеются неровности, неисправные элементы пешеходного настила заменены, запланирована реконструкция пешеходного перехода на 3 квартал 2020г. для выноса его за пределы полезной длины пути и обустройства спуска и выравнивание поверхности для организации перехода людей с ограниченными возможностями, по выявленному нарушению отсутствия знаков и предупредительных надписей, обязались установить знаки безопасности во 2 квартале 2020г. (л.д. 40-41).

В соответствии с протоколом совещания Свердловской дирекции пассажирских обустройств от Дата., составленного на основании предписания Пермской транспортной прокуратуры от Дата. об устранении нарушений на железнодорожной станции Шабуничи, Свердловская дирекция пассажирских обустройств не несет ответственность за размещение пешеходного настила на железнодорожных путях общего пользования, являющихся зоной ответственности Свердловской дирекции инфраструктуры, в связи с чем замечания об отсутствии пешеходного перехода между береговой и островной пассажирскими платформами станции Шабуничи относится на балансодержателе железнодорожного пути. Обустройство тактильной плиткой пассажирских платформ возможно при проведении модернизации платформ, без проведения мероприятий по реконструкции платформ, устройство тактильных направляющих на существующем бетонном основании платформы приведет к разрушению бетонного слоя, с последующим оголением металлической арматуры, как следствие, к разрушению плиты (л.д. 46-47).

Таким образом, из представленных документов следует, что ОАО «РЖД» необходимые меры к устранению нарушений, указанных в предписании от Дата., не приняты. На момент рассмотрения заявленных требований, условия, необходимые для обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств ответчиком в полном объеме не соблюдены, что подтверждается актом натурного обследования станции Шабуничи от Дата.

Дополнительно в материалы дела представлено постановление по делу об административном правонарушении Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту № 13 от Дата согласно которому ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, нарушения установлены актом обследования станции Шабуничи от Дата., также представлено постановление Уральского управления государственного железнодорожного надзора от Дата. о назначении административного наказания в отношении ОАО «РЖД» за совершение административного правонарушения, квалифицируемого как уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, нарушения установлены актом обследования станции Шабуничи от 22.01.2020г.

При изложенных обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает исковые требования Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности по оборудованию на береговой и островной пассажирских платформах станции Шабуничи тактильных указателей для пассажиров с ослабленным зрением, выполнению покрытия пешеходного перехода на 1 397 км 2 пк станции Шабуничи из твердых материалов, ровным, с обустройством съездов в местах перепада высот, обеспечивающим беспрепятственное передвижение по переходу инвалидам-колясочникам подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 14.11.2016г. № 798/пр утвержден Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий, и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция _ СНиП 35-01-2001» (далее - СП59.13330.2016), который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно п. 5.1.10 и п. 8.4.12 СП 59.13330.2016 граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна иметь визуальное и тактильное обозначение, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м, располагающейся на расстоянии 0,75 м (без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающими тактильными указателями, ширина которых должна быть в пределах 0,5 - 0,6 м, высота рифов 5 мм.

Исходя из анализа п. 5.1.8, 5.1.11 СП 59.13330.2016 поверхность наземного пешеходного перехода должна быть ровной, без перепадов высот, иметь съезд.

В ходе рассмотрения заявленных требований установлено, что по результатам проверки, проведенной Пермской транспортной прокуратурой, выявлены нарушения ОАО «РЖД» требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о защите прав пассажиров, о доступности инфраструктуры для маломобильных групп населения и профилактике непроизводственного травматизма при организации пешеходных переходов на станции Шабуничи, а именно в границах станции Шабуничи на 1 397 км 2 пк ОАО «РЖД» для организованного пешеходного перехода через железнодорожные пути оборудован один наземный переход в виде резинокордового, деревянного настила. Для обслуживания пассажиров пригородных поездов на станции обустроены две пассажирские платформы (низкие боковая и островная). При содержании указанного наземного перехода, а также пассажирских платформ ОАО «РЖД» не в полной мере соблюдаются установленные требования, обеспечивающие безопасное использование объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров и других лиц. Не обеспечена безопасность пешеходного перехода через железнодорожные пути, место пешеходного перехода на станции Шабуничи знаками и предупредительными надписями не оборудовано, информационная система полностью отсутствует, проход от боковой пассажирской платформы к островной пассажирской платформе пешеходным переходом не оборудован, подходы к пешеходным переходам не очищены от снега, поверхность пешеходного перехода неровная, с перепадом высот.

На момент рассмотрения дела ответчиком в нарушении положений ст. 56 ГПК Российской Федерации доказательств исполнения требований предписания в части

оборудования на береговой и островной пассажирских платформах станции Шабуничи тактильных указателей для пассажиров с ослабленным зрением, выполнению покрытия пешеходного перехода на 1 397 км 2 пк станции Шабуничи из твердых материалов, ровным, с обустройством съездов в местах перепада высот, обеспечивающим беспрепятственное передвижение по переходу инвалидам-колясочникам, не представлены.

Таким образом, на момент на момент рассмотрения заявленных требований, пассажирские платформы и пешеходный переход на 1397 км 2 пк станции Шабуничи не соответствует требованиям безопасности, установленным действующим законодательством Российской Федерации. При этом в результате допущенных нарушений закона создана реальная угроза жизни и здоровью граждан, переходящих железнодорожные пути, учитывая, что пешеходный переход является зоной повышенной опасности и наличие нарушений может привести к смертельному травмированию, что является недопустимым. Пассажирские платформы находятся в постоянном пользовании пассажиров, в связи, с чем они должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям. Не соблюдение ответчиком минимального перечня условий, установленных ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не обеспечивает безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, нарушает права пассажиров, ограничивает доступность инфраструктуры для маломобильных групп населения при организации пешеходных переходов на станции Шабуничи Свердловской железной дороги.

Таким образом, не проведение мероприятий по устранению выявленных нарушений ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся указанным пешеходным переходом, пассажирскими платформами, в связи с чем могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации.

Принимая во внимание, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры, то ОАО «РЖД», как собственник спорных объектов транспортной инфраструктуры, обязан устранить выявленные нарушения в целях выполнения требований действующего законодательства по обеспечению безопасности движения на транспорте.

Доводы АО «РЖД» о том, что в соответствии с ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов» положения ч. 1 ст.15 Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, к числу которых пассажирские платформы и пешеходный переход станции Шабуничи не относится, являются несостоятельными, поскольку обязанность организаций, осуществляющих производство транспортных средств, а также транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивать оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами, установлена ч. 7 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», из которой не следует, что она должна применяться только при строительстве новых или реконструируемых объектов. Кроме того, согласно ч. 8 ст. 15 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Доводы ответчика об отсутствии технической возможности исполнения заявленных требований в части возложении обязанности выполнить покрытие пешеходного перехода на 1 397 км 2 пк станции Шабуничи из твердых материалов, ровным, с обустройством съездов в местах перепада высот, обеспечивающим беспрепятственное передвижение по переходу инвалидам-колясочникам судебная находит необоснованными, так как указанные доводы, в нарушение положений ст. 56 ГПК Российской Федерации, не подтверждены какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами.

Ссылка ответчика на то обстоятельство, что ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ не содержит обязанности транспортной организации за счет собственным средств финансировать мероприятия по переоборудованию объектов инфраструктуры основаны на ошибочном понимании норм права, поскольку исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 ФЗ N 181-ФЗ обязанность по оснащению специальными приспособлениями платформ, переходов для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан возложена на собственнике объекта, т.е. на ОАО «РЖД».

Ссылка представителя на то обстоятельство, что п. 6.4, 6.5 Требования к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 24.12.2020г. № 2705р, исключены распоряжением ОАО «РЖД» от 18.09.2019г. № 2077/р, основанием для отказа в удовлетворения требований не является, учитывая, что в обоснование уточненных исковых требований истец ссылается на положения Свод правил СП 59.13330.2016, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 14.11.2016г. № 798/пр.

Кроме того, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 г. N 689-О-О, установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.

Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений требованиям доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения проводится в форме эксплуатационного контроля и возлагается на лицо, ответственное за эксплуатацию здания или сооружения.

Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, ответчиком не приняты меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.

В соответствии со ст.206 ГПК Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истцом заявлено об установлении срока устранения нарушений – 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Суд на основании ч. 1 ст. 206 ГПК Российской Федерации считает возможным установить в решении данный срок, поскольку для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительный объем работ. Указанный срок суд считает необходимым, разумным и достаточным для исполнения решения суда. Доказательств невозможности устранить выявленные нарушения в указанный срок, суду ответчиком не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать на береговой и островной пассажирских платформах станции Шабуничи тактильные указатели для пассажиров с ослабленным зрением, выполнить покрытие пешеходного перехода на 1 397 км 2 пк станции Шабуничи из твердых материалов, ровным, с обустройством съездов в местах перепада высот, обеспечивающим беспрепятственное передвижение по переходу инвалидам-колясочникам.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий – (подпись)

Копия верна

Судья А.В. Костылева

Мотивированное решение изготовлено 15.12.2020г.

Подлинный документ подшит в деле

Дзержинского районного суда Адрес

УИД 77RS0-62