НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край) от 29.10.2010 № 06-05

                                                                                    Дзержинский районный суд г. Перми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Дзержинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №12-425/10

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 29 октября 2010 года

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Филатова Е.С., рассмотрев жалобу Ивановой Т.Н. на постановление государственного инспектора отдела геологического контроля и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю по делу об административном правонарушении от 18.06.2010 г. № 06-05/32-Д, в отношении Ивановой Т.Н., ... года рождения, проживающей по адресу: Адрес, генеральный директор Юр. лицо 1

у с т а н о в и л а:

Постановлением государственного инспектора отдела геологического контроля и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю по делу об административном правонарушении от 18.06.2010 г. № 06-05/32-Д, Иванова Т.Н. – генеральный директор Юр. лицо 1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.

Иванова Т.Н., в указанный в ст. 30.3 КоАП РФ срок, обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в котором просит признать его незаконным и отменить. Доводы жалобы, по существу, сводятся к тому, что земельные участки для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр Юр. лицо 1 не предоставлены, в связи с чем, использование земельных участков в отсутствии правоустанавливающих документов не предусмотрено действующим земельным законодательством, поэтому заявитель не имела возможности обеспечить реализацию технического проекта в соответствии с п. 4.6 Лицензионных соглашений. Кроме того, законсервированные и ликвидированные шахты, указанные в п. 3.2. лицензионного соглашения, являются собственностью третьего лица – Юр.лицо 2 которое не передало указанный фонд скважин Юр. лицо 1 в связи с чем, требование о контроле за техническим состоянием фонда скважин является необоснованным. В связи с чем, заявитель полагает, что в силу объективных причин не мог лицензионные условия, указанные в пунктах 4.6, 5.1.9 Лицензионных соглашений.

Заявитель в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю в судебное заседания представителя не направило, ранее представило отзыв, в котором просит оспариваемое постановление оставить без изменения, а жалобу заявителя – без удовлетворения, по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, в период с 11.05.2010 г. по 13.05.2010 г. на основании приказа от 23.04.2010 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка Юр. лицо 1 на соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере недропользования, о чем составлен акт проверки от 13.05.2010 г. № 064-ПК.

В ходе проверки установлено, Юр. лицо 1 нарушены условия, предусмотренные лицензиями № на право пользования недрами и требования по охране недр и гидроминеральных ресурсов.

В результате проверки установлено, что в нарушении ч. 2 ст. 23 Закона РФ «О недрах», п. 2.3.7 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 г. № 22), п. 5.1.9 лицензионных соглашений к лицензиям № Юр. лицо 1 не выполнен контроль за техническим состоянием ликвидационных скважин, расположенных в пределах ... участков недр, которые были пробурены в 60-70 годах прошлого века и в настоящее время требуют регулярного технического обследования и принятия мер по их безопасному содержанию, т.к. в скважинах возможны изменения технического состояния, что может привести к появлению разливов нефтесодержащей жидкости и, следовательно, засолению почв и загрязнению водоносных горизонтов пресных подземных вод (гидроминеральных ресурсов); Нарушен п. 6.1.4 и 8.1.1 лицензионного соглашения, предусматривающий ежеквартальную уплату регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки ... место рождения углеводов и предоставление расчетов регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки ... меторождения углеводородов в налоговый орган за 1 квартал 2010 г.

По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 13.05.2010 г. № 06-02/39-2010 о нарушении генеральным директором Юр. лицо 1 Ивановой Т.Н. п. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ст. 39, ст. 43 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 2.3.7 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 г. № 22).

18.06.2010 в отношении Ивановой Т.Н. вынесено приведенное выше постановление.

Основанием для привлечения Ивановой Т.Н. к административной ответственности послужило ненадлежащее исполнение должностных обязанностей генерального директора Юр. лицо 1

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, является формальным, административная ответственность наступает вне зависимости от последствий.

Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Согласно ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Исходя из смысла положений, закрепленных в статье 6 Закона о недрах, под пользованием недрами подразумеваются конкретные действия, связанные с введением содержимого недр в хозяйственный оборот. Потенциальная возможность совершения таких действий ввиду наличия лицензии «пользованием» не является.

В силу ст. 39 Закона о недрах, при пользовании недрами подлежат уплате регулярные платежи за пользование недрами.

Пунктом 6.1.4 лицензионного соглашения к лицензии № установлено, что Владелец лицензии уплачивает регулярные платежи за пользование недрами в целях разведки месторождения углеводородов.

Регулярные платежи уплачиваются за площадь участка недр, на которой запасы углеводородного сырья (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации, по следующей ставке (с даты государственной регистрации лицензии): 5 000 рублей за 1 кв. км - первые два календарных года, 10 000 рублей за 1 кв. км - третий календарный год, 15 000 рублей за 1 кв. км – четвертый календарный год, 20 000 рублей за 1 кв. км – с пятого календарного года.

Юр. лицо 1 в соответствии с условием, предусмотренным в пункте 4.2.2 лицензионного соглашения к лицензии № разработало и согласовало в установленном порядке Программу разведочных работ на ... участке недр.

На момент проведения проверки разведка месторождения не завершена. Разведка завершается государственной экспертизой запасов углеводородного сырья (по условиями лицензии - не позднее 01.10.2012).

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Закона о недрах, регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Согласно пункту 2 статьи 43 Закона о недрах размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Из содержания пункта 4 статьи 43 Закона о недрах следует, что размер ежеквартального регулярного платежа определяется как одна четвертая суммы платежа, рассчитанного за год.

Платеж за пользование недрами является обязательным платежом за предоставление пользователям недр исключительных прав на пользование недрами.

Из пункта 3.4. лицензионного соглашения к лицензии № следует, что участку недр на период разведки и добычи ... месторождения придается статус горного отвода в предварительных границах, установленных пунктом 3.3 с ограничением по глубине 100 м ниже подошвы нижнего продуктивного пласта.

Пунктом 3.5. лицензионного соглашения к лицензии № предусмотрено, что определение уточненных границ горного отвода осуществляется в установленном порядке после завершения разведки месторождения, проведения государственной экспертизы запасов углеводородного сырья, утверждения технологического проектного документа на разработку месторождения с получением необходимых согласований и экспертиз».

В соответствии со ст. 7 Закона о недрах, предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части».

Порядок предоставления горных отводов для разработки нефтяных месторождений устанавливается Инструкцией о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений (далее по тексту – Инструкция), утвержденной Госгортехнадзором России от 11.09.1996 г. № 35 и зарегистрированной Минюстом России от 09.10.1996 г. № 1175.

В соответствии с п. 4.4. которой в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, структурные карты и разрезы.

В соответствии с п. 4.1 Инструкции, для получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, пользователь недр предоставляет в орган Ростехнадзора письмо и проект горного отвода с необходимыми приложениями.

Пунктом 2.3 Инструкции установлено, что горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдается на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода.

Материалами дела установлено, и не оспаривается заявителем, что Юр. лицо 1 не разработан и не направлен в орган Ростехнадзора проект горного отвода ... нефтяного месторождения.

Соответственно, отсутствует горноотводный акт к лицензии №, удостоверяющего границы горного отвода, предоставленного для добычи углеводородного сырья на ... месторождении, что подтверждается письмом Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 25.03.2010 № 10/145/2323.

Следовательно, до оформления горноотводного акта, уточняющего границы горного отвода к лицензии № Юр. лицо 1 обязано уплачивать регулярные платежи за пользование недрами в целях разведки ... месторождения углеводородов.

В соответствии с ч. 4 ст. 43 Закона РФ «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Следовательно, срок уплаты регулярных платежей за пользование недрами ... месторождения углеводородов за 1 квартал 2010 года истек 30 апреля 2010 года. По состоянию на 13.05.2010 Юр. лицо 1 не уплатило регулярные платежи за пользование недрами в целях разведки ... месторождения углеводородов за 1 квартал 2010 года, что подтверждено представленной в ходе проверки справкой Юр. лицо 1

Кроме того, пунктом 8.1.1 лицензионного соглашения к лицензии № установлено, что Владелец лицензии обязан обеспечить своевременное представление в соответствующие органы государственной власти достоверной отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, о результатах своей деятельности на участке недр.

В части 6 статьи 43 Закона о недрах предусмотрено, что пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр (в данном случае - Пермьнедра) расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

В выданном Пермьнедра уведомлении от 12.08.2009 № 01/1493 указано о нарушении Юр. лицо 1 условий пользования недрами, установленных в пункте 6.1.4 и 8.1.1 лицензионного соглашения к лицензии №. Однако после получения уведомления от 12.08.2009 № 01/1493. Юр. лицо 1 не произвело действий по исключению нарушений пунктов 6.1.4 и 8.1.1 лицензионного соглашения к лицензии №

Таким образом, в нарушение пунктов 6.1.4 и 8.1.1 лицензионного соглашения к лицензии № Юр. лицо 1 не уплачены регулярные платежи за пользование недрами в целях разведки ... месторождения углеводородов и не представлялись расчеты регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки ... месторождения углеводородов в налоговый орган за 1 (первый) квартал 2010 года.

Кроме того, материалами дела подтверждается, что Юр. лицо 1 не обеспечило соблюдение утвержденных проектных документов, а именно: Проекта пробной эксплуатации ... нефтяного месторождения, Проекта пробной эксплуатации ... нефтяного месторождения, что является нарушением пункт 4.6 лицензионных соглашений к лицензиям №

Невыполнение контроля за техническим состоянием ликвидированных скважин, расположенных в пределах ... участков недр, является нарушением требований по охране недр, которое может вызвать загрязнение недр.

Нарушение требований по охране недр является нарушением ч. 2 ст. 23 Закона о недрах, п. 2.3.7 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.2002 № 22).

Невыполнение контроля за техническим состоянием ликвидированных скважин является нарушением требований пункта 5.1.9 лицензионных соглашений к лицензиями №

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица. Следовательно, индивидуальные предприниматели отнесены к категории лиц, вина которых определяется как вина физических лиц.

В соответствии с Уставом Юр. лицо 1 руководство текущей деятельностью Общества осуществляет единолично исполнительный орган – генеральный директор, который избирается общим собранием участников Общества сроком на пять лет.

В соответствии с решением Участника Юр. лицо 1 от 06.11.2008 г., приказом о назначении на должность от 06.11.2008 г. № 2-к, Иванова Т.Н. назначена генеральным директором Юр. лицо 1

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает, что вина должностного лица в совершении вменяемого административного правонарушения выразилась в том, что им не были приняты все необходимые меры для соблюдения требований закона, доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства материалы дела не содержат. Иванова Т.Н., являясь должностным лицом – руководителем Юр. лицо 1 должна была проконтролировать соблюдение Юр. лицо 1 действующего законодательства РФ, в сфере реализации права государственной собственности на недра при недропользовании.

Таким образом, наличие в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, является доказанным.

Довод заявителя о том, что земельные участки Обществу не предоставлены, соответствующие Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении Обществу соответствующих земельных участков не приняты, отклоняется судом как несостоятельный, по следующим основаниям.

Предоставление лицензии на право пользования недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с использованием недр и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Право пользование указанными участками Юр. лицо 1 было получено по результатам аукциона. Перед проведением аукциона распорядитель недр предоставил письма глав администраций ... районов Пермского края (приложение №№ 4, 5 к лицензиям №) о возможности предоставления земельных участков с оформлением землеустроительных дел по отводу в соответствии с законодательством.

При этом, в Приложениях 1 (Краткая характеристика ... участков) к Порядку и условиям проведения аукциона на право пользования недрами ... имеются сведения о даче предварительного согласия соответствующих Администраций муниципальных районов Пермского края на отвод победителю аукциона земель в целях пользования участком недр для целей разведки и добычи углеводородного сырья на ... месторождениях.

Таким образом, Общество было уведомлено о том, что администрации районов могут предоставить земельные участки под скважины для оформления в соответствии с земельным законодательством РФ.

Вместе с тем, суду не представлены доказательства обращения Общества в соответствующие органы для оформления земельных отношений.

Процессуальных нарушений, которые бы не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не установлено.

Порядок и срок давности привлечения Ивановой Т.Н. к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. При назначении наказания учтены фактические обстоятельства дела, данные о личности, а также характер совершенного административного правонарушения.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление государственного инспектора отдела геологического контроля и охраны недр Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю Кисеевой Л.Л. по делу об административном правонарушении от 18.06.2010 г. № 06-05/32-Д, в отношении Ивановой Т.Н. – оставить без изменения, жалобу Ивановой Т.Н. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья - Е.С. Филатова