Дело № 2А-1426/ 2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2018 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи И.В. Шерстюкова,
при секретаре Фатиховой Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми обратился с административным иском к административному ответчику ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за Дата в размере ..., за Дата в размере ... пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере ..., всего в размере ... В обосновании административного иска указано следующее.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Административный ответчик ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми. В собственности ФИО1 находилось транспортное средство ..., дата возникновения права собственности- Дата
На основании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах административный ответчик ФИО1 является плательщиком транспортного налога, в нарушении требований законодательства о налогах и сборах не уплатил транспортный налог за Дата в размере ... за Дата в размере ... Налогоплательщиками налога в соответствии со статьей 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 22 Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области", ставка транспортного налога установлена в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя.
Транспортный налог за Дата со сроком уплаты Дата налогоплательщиком не уплачен, налоговое уведомление № от Дата, транспортный налог за Дата со сроком уплаты Дата налогоплательщиком не уплачен, налоговое уведомление № от Дата.
Транспортный налог за Дата в размере ... со сроком уплаты - до Дата, за ... в размере ... со сроком уплаты- до Дата налогоплательщиком не уплачен. Кроме того, у ответчика имеется задолженность по уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога за налоговые периоды ... Задолженность по транспортному налогу за налоговый период ... в размере ... взыскана по судебному приказу от Дата№ судебный акт предъявлен к исполнению в отдел службы судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми, исполнительное производство от Дата№ В рамках указанного исполнительного производства денежные средства взысканы в полном объеме и поступили в бюджет Дата то есть с пропуском установленного законом срока.
Согласно положениям пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Судебный приказ № о взыскании налога и пени вынесен мировым судьей Дата. Дата вынесено определение об отмене судебного приказа, поскольку от должника поступили возражения относительного его исполнения.
В возражениях от Дата на судебный приказ № В.Ю. указал, что автомобиль продал в Дата.
Административный ответчик ФИО1 извещен заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении №, которое возвращено по истечении срока хранения.
Факт регистрации по месту жительства с Дата по адресу: Адрес ФИО1,... подтвержден справкой № от Дата...
В соответствии с частью 1 статьей 112 КАС РФ извещение является надлежащим. В силу положений части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на судебную защиту является неотъемлемым правом гражданина и реализация данного Конституционного права не может ставиться в зависимость от того, пожелает ли лицо, участвующее в деле явиться в судебное заседание или пожелает реализовать свои процессуальные права путем уклонения от явки и участия в судебном заседании, а также для использования в дальнейшем доводов о том, что «не смог явиться в судебное заседание», «желал участвовать но не смог в силу различных причин» и т.п. Оценивая изложенное, что приняты надлежащие меры к извещению административного ответчика, однако ответчик по месту своего жительства корреспонденцией, приходящей по данному адресу, не интересовался, в связи с чем, судебных извещений не получал
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Предусмотренная статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - « КАС РФ») обязанность судебного извещения или вызова лиц, участвующих в деле, направлена на реализацию таких задач административного судопроизводства, как правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел, обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; (статья 2 КАС РФ).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика и возможности рассмотрения дела в его отсутствии.
Изучив представленные доказательства, материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый должен платить законно установленные налоги и сборы. В целях обеспечения выполнения этой публичной обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодателем установлены меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
По своей конституционно-правовой природе налоги являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации его публичных задач, представляют собой форму отчуждения собственности в целях обеспечения расходов публичной власти. Тем самым они позволяют реализовать социальную, экономическую, правоохранительную и другие функции Российской Федерации как демократического правового социального государства.
В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ, законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу ст. 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога в соответствии со статьей 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Указанная обязанность не находится в зависимости от того, кем используется транспортное средство, передана ли другому лицу или не используется вообще, обязанность по уплате транспортного налога возложена именно на собственника зарегистрированного транспортного средства. Согласно разъяснений, содержащихся в Обзоре практики применения судами Пермского края налогового законодательства при разрешении споров, -
«Обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения, а не от того, находится ли автомашина в фактическом пользовании налогоплательщика.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Как следует из Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 17, пункт 1 статьи 38, пункт 1 статьи 53), обязательное требование, предъявляемое к любому налогу, - наличие самостоятельного объекта налогообложения, стоимостная, физическая или иная характеристики которого определяют налоговую базу. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью первой статьи 357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. В соответствии со статьей 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
В соответствии со ст. 22 Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области", ставка транспортного налога установлена в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя. При этом, налоговые ставки установлены в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) - до 100 лошадиных сил – 25 рублей (минимальная ставка для легковых автомобилей).
Согласно представленным сведениям МРЭО ГИБДД ГУ МВД Российской Федерации по Пермскому краю от Дата№, за ФИО1 зарегистрировано транспортное средство: ...
...
В пункте 6 Правил указано, что изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с этими же Правилами.
Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника.
В соответствии с частью первой статьи 357 НК РФ налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, юридическим фактом, свидетельствующим о возникновении объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за конкретным лицом, представленные налоговому органу соответствующим уполномоченным государственным органом.
Поскольку собственник транспортного средства является заинтересованным лицом в освобождении от уплаты транспортного налога и именно им должны быть приняты меры по снятию транспортного средства с регистрации в органах ГИБДД в связи с его отчуждением. Устанавливая порядок исчисления суммы налога, ст. 362 НК РФ ставит определение налоговым органом подлежащей уплате налогоплательщиками - физическими лицами суммы налога в зависимость от сведений, предоставляемых органами государственной регистрации транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1), а период уплаты налога - в зависимость от числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика (п. 3).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (ст. ст. 357, 358 НК РФ), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения от 23.06.2009 № 835-О-О, от 29.09.2011 № 1267-О-О, от 24.12.2012 № 2391-О, от 26.01.2017 № 149-О).
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога и прекращение такой обязанности поставлены в зависимость не от факта эксплуатации и извлечения полезных свойств из объекта налогообложения налогоплательщиком, а от факта регистрации автомобиля на имя налогоплательщика и снятия транспортного средства с учета.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 362 НК РФ).
Реализация автомобиля по договору купли-продажи при отсутствии факта регистрации данных о смене владельца транспортного средства в органах ГИБДД не освобождает налогоплательщика от уплаты транспортного налога до момента снятия автомобиля с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца.
Таким образом, обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства, и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (статья 44 НК РФ), в том числе в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Таким образом, сумма транспортного налога за ... составляет ...
Задолженность по уплате обязательных платежей административным ответчиком не погашена.
Как указал в п. 5 Постановления № 20-П от 17.12.1996 Конституционный Суд РФ, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Таким образом, пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязательства по уплате налогов, в связи с чем, положения Налогового кодекса РФ, регулирующие налоговую ответственность налогоплательщика, применению не подлежат.
Пунктом 1 статьи 72 НК определено, что пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ) пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Право восстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога. В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации" под рефинансированием понимается кредитование Центральным банком Российской Федерации кредитных организаций.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Уплата налога является конституционно - правовой обязанностью гражданина перед обществом и государством, исполнение этой обязанности не может ставиться в зависимость от того пожелает ли налогоплательщик исполнить обязанность по уплате законно установленного налога или под различными предлогами пожелает избежать исполнения указанной обязанности, затягивая исполнения обязанности по уплате законно установленного налога.
Пени за период со Дата по Дата (сумма недоимки- ..., налоговый период- ...) составили ...
Обязанность по уплате транспортного налога за Дата у ФИО1 до Дата не была исполнена.
Расчет пени за период со Дата– Дата начислен на недоимку Дата, подлежит взысканию с ответчика.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ).
Таким образом, в силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания с ответчика недоимки по пени за ...
Пени по транспортному налогу за Дата исчислены за период Дата по Дата и составляют ....
Для повышения эффективности и ускорения судопроизводства, предусмотрен специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании взносов, сбора, пеней, штрафов, налогов, обязательных платежей за счет имущества физического лица предъявляется в порядке приказного производства. Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В порядке искового производства такие требования могли быть в указанный период предъявлены только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты. Как следует из представленных документов, административное исковое заявление предъявлено в течение времени, не превышающего 6 месяцев после вынесения определения мирового судьи об отмене судебного приказа, ФИО1 был обязан и имел возможность произвести уплату установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов, каких - либо объективных препятствий экстраординарного характера, препятствующих исполнению конституционной обязанности по уплате налогов у него не имелось. Собственник имущества обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе по уплате налогов. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков. Следовательно, ответчик ФИО1 имел возможность самостоятельно обратиться в налоговый орган с просьбой дать разъяснения по возникшим вопросам относительно неясностей при исполнении налогового уведомления, если таковые имелись. ФИО1 ничего не сделал для разрешения возникшего спора, а также для погашения задолженности прошлых лет, что свидетельствует о пренебрежении к исполнению конституционной обязанности гражданина по уплате налогов. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Довод ФИО1 о том, что транспортное средство он продал, не может послужить основанием для освобождения последнего от обязанности уплачивать транспортный налог. Указанная обязанность не находится в зависимости от того, кем используется транспортное средство, передана ли другому лицу или не используется вообще, обязанность по уплате транспортного налога возложена именно на собственника зарегистрированного транспортного средства.
В соответствии со статьей 114 КАС РФ с ФИО1 подлежат взысканию все понесенные по делу судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме ...
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины (налоговый орган при подачи исков в защиту государственных и общественных освобожден от уплаты госпошлины), государственная пошлина уплачивается ответчиком. Размер государственной пошлины определяется исходя из суммы требований имущественного характера в соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ и составляет ... подлежащих взысканию с ответчика в доход бюджета.
Руководствуясь статьями 174 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми удовлетворить частично.
Взыскать с административного ответчика ФИО1, ... в доход бюджета:
Транспортный налог за Дата в размере ...
Транспортный налог за Дата в размере ...
Пени по транспортному налогу за Дата в размере ....
...
...
...
...
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета государственную пошлину в размере ...
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение одного месяца с даты принятия решения через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья И.В. Шерстюков