Дело №12-589/2018
РЕШЕНИЕ
17 января 2019 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Хусаинова О.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника Отдела полиции № 1 (дислокация Дзержинский район) УМВД России по городу Перми подполковника полиции ФИО3 № от Дата по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ,
установил:
Дата УУП ОУУП и ПДН ОП № 1 (дислокация Дзержинский район) Управления МВД России по г. Перми составлен протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1, согласно которому Дата в ходе проверки, проводимой сотрудниками Отдела полиции № 1 Управления МВД России по г. Перми в кафе «Дружба Народов» по адресу: Адрес – ФИО4 Рохатой, временно пребывающая на территории РФ в безвизовом порядке, которая осуществляла трудовую деятельность, а именно чистку овощей в кафе «Дружба Народов», не имея разрешения на работу (патент) иностранного гражданина, которое требуется в соответствии с п.п. 4, 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В ходе производства по делу установлено, что ФИО6 осуществляла трудовую деятельность в интересах ФИО1
Постановлением № заместителя начальника Отдела полиции № 1 (дислокация Дзержинский район) УМВД России по городу Перми подполковника полиции ФИО3 от Дата, ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ФИО1 указывает, что в силу ст. 26.2 КоАП РФ, п. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» привлекать и использовать иностранных работников имеют право только работодатель и заказчик работ (услуг). В соответствии со ст. 20 ТК РФ, работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Протоколом от Дата установлено, что ФИО4 Рохатой осуществляла трудовую деятельность (чистку овощей) в кафе «Дружба народов» по адресу: Адрес, не имея разрешения (патента) на работу. ФИО1 не является работодателем или заказчиком работ (услуг) ФИО6, между заявителем и ФИО6 отсутствуют какие-либо договорные отношения. Иного Отделом полиции № установлено не было. Собственником кафе «Дружба народов», расположенного по адресу: Адрес является ФИО2Дата года рождения. ФИО6 осуществляла свою трудовую деятельность в интересах собственника кафе - ФИО2 Данные обстоятельства дела не были должным образом изучены при составлении протокола и дальнейшем вынесении постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности.
В судебном заседании заявитель жалобы, его защитник, представитель административного органа участия не принимали, извещены.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ административным правонарушением признается привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Согласно примечанию к ст. 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В части 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно статье 2 которого разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу положений пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Дата в ходе проверки, проводимой сотрудниками Отдела полиции № 1 Управления МВД России по г. Перми в кафе «Дружба Народов» по адресу: Адрес – ФИО7, временно пребывающая на территории РФ в безвизовом порядке, которая осуществляла трудовую деятельность, а именно чистку овощей в кафе «Дружба Народов», не имея разрешения на работу (патент) иностранного гражданина, которое требуется в соответствии с п.п. 4, 4.2 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Таким образом, наличие нарушений Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» подтверждается материалами проверки.
Вместе с тем, из материалов проверки не следует, что правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, совершено ФИО1
В материалах дела имеется выписка из ЕГРИП, согласно которой ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ОГРНИП №, основным видом предпринимательской деятельности является деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания.
Между ИП ФИО2 и ООО «ОПР «Прикамье» заключено соглашение, согласно которому ФИО5 принял на себя обязательства по оплате возмещения (компенсации) коммунальных услуг, предъявленных ООО «ОПР «Прикамье» в части потребленных электроэнергии и прочих коммунальных услуг.
Из пояснений ФИО6 следует, что она начала работать в кафе с Дата в качестве посудомойщицы, на работу ее нанял «Хусанбай». Полные данные работодателя не выяснялись.
Из объяснений ФИО2 следует, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя по просьбе знакомого ФИО1, фактически предпринимательской деятельностью занимается ФИО1, данную деятельность осуществляет в кафе «Дружба народов», сам подбирает персонал для работы в кафе.
В жалобе ФИО1 указывает, что не является работодателем или заказчиком услуг ФИО4 Рохатой, между заявителем и ФИО6 отсутствуют договорные правоотношения, ФИО6 осуществляла деятельность в интересах собственника кафе – ФИО2
В материалы дела представлен трудовой договор с разнорабочим, заключенный ИП ФИО2 и ФИО1 Дата, предметом которого является выполнение ФИО1 трудовой функции разнорабочего, работа является основной, местом работы является кафе «Дружба народов» по адресу: Адрес.
Таким образом, вывод о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ сделан исключительно на основании объяснения ФИО2, являющегося заинтересованным лицом по данному делу, без выяснения всех имеющих значение для дела обстоятельств.
Достаточные доказательства того, что ФИО1 является работодателем иностранного гражданина, либо привлекал его к трудовой деятельности, в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим суд приходит к выводу, что постановление № заместителя начальника Отдела полиции № 1 (дислокация Дзержинский район) УМВД России по городу Перми подполковника полиции ФИО3 от Дата о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление № заместителя начальника Отдела полиции № 1 (дислокация Дзержинский район) УМВД России по городу Перми подполковника полиции ФИО3 от Дата по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ФИО1 – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья - подпись.
Копия верна
Судья О.В. Хусаинова