Дело № 2-3983/2023
УИД 59RS0006-01-2023-004267-44
Решение
Именем Российской Федерации
07 декабря 2023 года г. Пермь
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Завьялова О.М.,
при секретаре судебного заседания Носковой Е.А.,
помощник судьи Седых Е.О.,
с участием представителей истца ФИО4, ФИО5, действующих на основании доверенностей, ответчика Леушин С. В., представителя ответчика ФИО6, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермской таможни к Леушин С. В. о взыскании неуплаченного утилизационного сбора, пени,
установил:
Пермская таможня обратилась с иском к Леушин С. В. о взыскании неуплаченного утилизационного сбора за ввоз колесного транспортного средства ..., идентификационный номер (VIN) №, тип двигателя - электрический, год изготовления – 2015, в сумме 116 800 руб., пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора на дату вынесения решения.
Требования обоснованы тем, что Пермской таможней в отношении Леушин С. В. в соответствии с приказом ФТС России от Дата№ «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств» проведена проверка документов и сведений, представленных при оформлении по таможенному приходному ордеру (далее - ТПО) №/№. По результатам проверки составлен акт от Дата, в котором установлено, что в расчете суммы утилизационного сбора Леушин С. В. неверно применен коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации колесного транспортного средства ..., идентификационный номер (VIN) №, тип двигателя - электрический, год изготовления - 2015, в связи с чем подлежит уплате утилизационный сбор в сумме 122 000 руб. Дата на Пальниковский таможенный пост Пермской таможни Леушин С. В. подано заявление на выдачу паспорта транспортного средства на легковой автомобиль ..., идентификационный номер (VIN) №, тип двигателя – электрический, год изготовления - 2015, классифицируемый коАдрес 80 000 2 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) (легковые автомобили категории Ml или Mlg, приводимые в движение только электрическим двигателем, прочие), ввезенный на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь. Сведения о дате помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или выпуска в свободное обращение транспортного средства, ввезенного на территорию Республики Беларусь, размещены на едином Интернет-портале таможенных органов Республики Беларусь (www.customs.gov.by) (далее - портал) в подразделе «База данных ввезенного автотранспорта» раздела «Электронная таможня». Данная информация формируется на основе сведений информационных ресурсов таможенных органов Республики Беларусь, обновляется еженедельно и является официальной информацией Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. По данным портала, выпуск в свободное обращение транспортного средства (VIN) № осуществлен Дата, статус товара ЕАЭС подтвержден. Следовательно, у Леушин С. В. отсутствует обязанность таможенного декларирования ввезенных колесных транспортных средств и уплаты таможенных пошлин, налогов. Вместе с тем, в соответствии с Законом «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа. Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию. Утилизационный сбор рассчитывается на основании Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № (далее - Перечень). Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем. Размер утилизационного сбора - произведение базовой ставки для расчета суммы утилизационного сбора и коэффициента расчета суммы утилизационного сбора, предусмотренного для конкретной позиции Перечня. В ходе проверки было установлено, что Леушин С. В. на Пальниковский таможенный пост Пермской таможни представлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства № ..., которым установлено, что транспортное средство (VIN) № оснащено электрическим двигателем, ЕМ57, электрический, переменного тока, трехфазный, рабочее напряжение 360 В. Кроме того установлено, что расчет утилизационного сбора произведен в соответствии с пунктом 3 раздела I Перечня, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, составляет - 0,26. Расчет утилизационного сбора: 20 000 х 0,26 = 5 200,00 руб. При этом при расчете суммы утилизационного сбора в отношении указанного транспортного средства Леушин С. В. не учтены год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств. Из представленных Леушин С. В. документов, подтверждающих соответствие транспортного средства ..., идентификационный номер (VIN) №, тип двигателя - электрический, год изготовления - 2015, положениям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства № ..., выданное испытательной лабораторией Ассоциации «Научно-технический центр «Респект»), установлено, что в соответствующей графе указано «Электродвигатель электромобиля ЕМ5-электрический, переменного тока, трехфазный; в графе «Рабочее напряжение. В указано 360; в графе «Максимальная 30-минутная мощность, кВт» указано 81.“5 (3008... 10000); в графе «Устройство накопления энергии» - AESC, литий-ионная батарея. Таким образом, у указанного транспортного средства имеется электродвигатель и отсутствует двигатель внутреннего сгорания с какой - либо величиной объема двигателя, т.е. транспортное средство является электромобилем. Учитывая, что транспортное средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой, не оснащены двигателем внутреннего сгорания, при расчете сумм утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, необходимо применять коэффициенты, предусмотренные подпунктом 1 пункта I Перечня. Аналогичная позиция отражена в письме Минпромторга России от Дата № КА-34219/20. В связи с тем, что указанное транспортное средство имеет электрический двигатель и объем двигателя отсутствует, то данное транспортное средство (электромобиль) попадает под вид и категорию транспортных средств с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой, следовательно, при расчете сумм утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, необходимо применять коэффициенты, предусмотренные подпунктом 1 пункта I Перечня. В данном случае необходимо использовать коэффициент расчета суммы утилизационного сбора вне зависимости от объема двигателя, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, который составляет - 6,1. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 20 000 руб. Итого размер утилизационного сбора за ввезенное для личного пользования транспортное средство - ..., идентификационный номер (VIN) №, тип двигателя - электрический, год изготовления – 2015 составил 122 000 руб.: (20 000 х 6,1). В связи с тем, что ранее Леушин С. В. по ТПО уплачен утилизационный сбор в сумме 5 200 руб., следовательно, обязанность по уплате утилизационного сбора исполнена не в полном объеме, то сумма, подлежащая к уплате, составляет 116 800 руб. (122 000 руб. - 5 200 руб.). В связи с неуплатой сбора подлежат начислению пени, размер которых на Дата составил 38 179,96 руб. Дата Пермской таможней в адрес Леушин С. В. направлено письмо о направлении акта проверки и о необходимости уплаты утилизационного сбора. Данное письмо возвращено в Пермскую таможню в связи с истечением срока хранения, что подтверждается возвратом письма.
Представители истца в судебном заседании требования поддержали.
Ответчик и его представитель в судебном заседании с требованиями не согласились, заявили о пропуске срок исковой давности.
Суд, установив позицию сторон, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые, в том числе:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
- являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее по тексту Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291) утверждены:
- Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее по тексту Правила);
- Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее по тексту Перечень).
Правила устанавливают порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора (далее - утилизационный сбор), в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора.
В соответствии с п. 2, 3 указанных Правил (в действующей редакции и далее по тексту), уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора (далее - плательщики) в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абз. 2, 4 и 5 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем.
Для целей исчисления суммы утилизационного сбора применяются базовая ставка и коэффициент расчета размера утилизационного сбора, установленные Перечнем.
В соответствии с утверждённым Перечнем, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категории M1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории, с электродвигателями, равен 0,26. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора равна 20000 рублей.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора. Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
В соответствии со ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Статьей 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов в полном объеме.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени. Уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются.
Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи. Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
При взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно.
Согласно п. 15(1) Правил, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Дата на Пальниковский таможенный пост Пермской таможни Леушин С. В., подано заявление на выдачу паспорта транспортного средства на легковой автомобиль ..., идентификационный номер (VIN) №, тип двигателя - электрический, год изготовления - 2015, классифицируемый коАдрес 80 000 2 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) (легковые автомобили категории Ml или Mlg, приводимые в движение только электрическим двигателем, прочие), ввезенный на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь (л.д. 27).
По данным Интернет-портала таможенных органов Республики Беларусь, выпуск в свободное обращение транспортного средства (VIN) № осуществлен Дата, статус товара ЕАЭС подтвержден, в связи с чем у Леушин С. В. отсутствует обязанность таможенного декларирования ввезенных колесных транспортных средств и уплаты таможенных пошлин, налогов (л.д. 38).
Леушин С. В. на Пальниковский таможенный пост Пермской таможни представлено свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства № ..., из которого следует, что транспортное средство (VIN) № оснащено электрическим двигателем, ЕМ57, электрический, переменного тока, трехфазный, рабочее напряжение 360 В (л.д. 32-33).
Поскольку Леушин С. В. в силу приведенных выше норм закона является плательщиком утилизационного сбора, Дата им произведена уплата утилизационного сбора в размере 5200 руб. (л.д. 45). Расчет произведен исходя из коэффициента 0,26, вида платежа 9130, размера базовой ставки – 20 000 руб. (л.д. 46).
Из представленных документов на автомобиль, следует, что у транспортного средства ..., идентификационный номер (VIN) №, тип двигателя – электрический. В свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства № ..., выданном испытательной лабораторией Ассоциации «Научно-технический центр «Респект»), установлено, что Электродвигатель электромобиля ЕМ57, электрический, переменного тока, трехфазный. В графе «Рабочее напряжение. В указано 360; в графе «Максимальная 30-минутная мощность, кВт» указано 81.“5 (3008... 10000); в графе «Устройство накопления энергии» - AESC, литий-ионнаябатарея (л.д. 32).
Поскольку у указанного транспортного средства имеется электродвигатель и отсутствует двигатель внутреннего сгорания с какой-либо величиной объема двигателя, транспортное средство является электромобилем, в связи с чем спорное транспортное средство попадает под вид и категорию транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой.
Таким образом, при расчете сумм утилизационного сбора в отношении спорного транспортного средства, ввезённого ответчиком для личного пользования, необходимо применять коэффициенты, предусмотренные подпунктом 3 пункта I Перечня для автомобилей, с даты выпуска которых прошло более 3-х лет.
При этом суд не берет во внимание довод стороны истца, со ссылкой на письмо Минпромторга России от 05.04.2023 № КА-34219/20, о том, что при расчете утилизационного сбора подлежит применению подпункт 1 пункта I Перечня, а также о применении этого же пункта, в связи с тем, что ответчиком произведено отчуждение ввезенного им транспортного средства до истечения 12 месяцев с момента его ввоза, что по мнению истца является основанием для признания действий ответчика, как действия связанные с коммерческой деятельностью, в силу следующего:
Как следует из содержания искового заявления, заявленные истцом требования, основаны на положениях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 в редакции, действовавшей на момент подачи искового заявления.
Однако, как установлено судом и не оспаривается сторонами по делу, выпуск в свободное обращение транспортного средства осуществлен 17.07.2020, заявление на выдачу паспорта транспортного средства ответчиком подано 17.08.2020, в этот же день ответчиком произведена оплата утилизационного сбора. Таким образом, относительно данных действий ответчика необходимо применять положения редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 вступившей в силу с 13.05.2020.
Так согласно указанной редакции, в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, с даты выпуска которых прошло боле 3-х лет подлежит применению коэффициент 0,26. При этом, как следует из пунктов 29, 30, 31 Правил Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291, Правила разграничивают субъекты плательщиков утилизационного сбора, к числу которых относятся физические лица, как обладающие статусом индивидуального предпринимателя, так и не обладающие таковым.
Таким образом из системного толкования, в их взаимосвязи, Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора … и Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 (в редакции действовавшей на момент уплаты ответчиком утилизационного сбора) ответчик, как физическое лицо, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя, при ввозе транспортного средства, в том числе имеющего электродвигатель, т.е. вне зависимости от объема двигателя обязан был уплатить утилизационный сбор с применением коэффициента 0,26, что следует также из сноски «6», ссылка, на которую имеется в подпункте 3 п. 1 Перечня, которая указывает на подпункты 1 и 2 п. 1 Перечня, с целью определения категории транспортного средства: с электродвигателем либо с двигателем, имеющим рабочий объем, при этом, как следует из сноски «3» Перечня, размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. В данном случае к позиции транспортных средств ввозимых физическими лицами применим коэффициент 0,26, поскольку тип транспортного средства с электродвигателем, с даты выпуска которого прошло более 3-х лет.
Кроме того, в судебном заседании ответчик заявил о пропуске срока исковой давности по заявленным требованиям. Разрешая ходатайство, суд пришел к выводу, что оно подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст. ст. 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 200 ГПК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В силу ст. 199 ГПК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (статья 330 ГК РФ) или процентов, подлежащих уплате по правилам статьи 395 ГК РФ, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки.
Как ранее установлено судом и следует из материалов дела, с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства Леушин С. В. обратился Дата. В этот же день он произвел уплату утилизационного сбора в сумме 5200 руб.
Пермской таможней проведена проверка документов и сведений, представленных при оформлении по таможенному приходному ордеру №/№, в ходе проверки установлен факт неисполнения Леушин С. В. обязанности по уплате утилизационного сбора, поскольку в расчете суммы утилизационного сбора Леушин С. В., по мнению истца, неверно применен коэффициент расчета суммы утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации колесного транспортного средства ..., идентификационный номер (VIN) №, тип двигателя - электрический, год изготовления - 2015, в связи с чем, подлежит уплате утилизационный сбор в сумме 122 000 руб.
По результатам проведенной проверки составлен акт от Дата№/А0033 (л.д. 21-23).
Пунктом 15 (1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 установлена обязанность таможенного органа проинформировать плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления в случае, если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора. Такая информация должна быть доведена до сведения плательщика в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта. В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Как указано выше, оплата утилизационного сбора ответчиком произведена 17.08.2020.
Согласно сноске «6» Перечня в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 (действовавшей на момент уплаты утилизационного сбора), следовало, что размер утилизационного сбора, подлежащий уплате в отношении транспортных средств, которые ввозятся физическими лицами для личного пользования в Российскую Федерацию из государств - членов Евразийского экономического союза в течение 2 лет с даты первоначального ввоза в Российскую Федерацию или производства в Российской Федерации и которые не были зарегистрированы в государствах - членах Евразийского экономического союза, определяется в зависимости от категории таких транспортных средств согласно пунктам 1 и 2 настоящего раздела.
Редакция п. 3 и сноски «6» Перечня на основании которой истец просит довзыскать с ответчика утилизационный сбор, указывая в том числе на то, что ответчик в течение года передал транспортное средство 3-му лицу, фактически осуществив коммерческую деятельность введена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2023 № 1118.
Так, согласно сноске «6» п. 3 Перечня в указанной редакции (от 07.07.2023) отражено, что: для целей раздела I настоящего перечня под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, в отношении которого лицом, которое осуществило его ввоз, в расчете суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведенном в приложении № 1 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», указано, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования и такое транспортное средство в течение 12 месяцев с даты его ввоза зарегистрировано на указанное лицо либо зарегистрировано на лицо, отличное от лица, которое ввезло такое транспортное средство, по истечении 12 месяцев с даты его ввоза.
Таким образом, исходя из системного толкования названных норм права, следует, что на момент ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации (подачи заявления о собственнике ввозимого транспортного средства) и уплаты ответчиком утилизационного сбора, какие либо ограничения связанные с воздержанием ответчика в течение 12 месяцев принимать действия по отчуждению такого транспортного средства в пользу третьих лиц, которые могли бы повлечь за собой доначисление утилизационного сбора, как это предусматривает сноска «6» Перечня, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2023 № 1118, отсутствовали.
Кроме того, как следует из редакции сноски «6» п. 3 Перечня на момент уплаты утилизационного сбора ответчиком, размер утилизационного сбора, подлежащий уплате в отношении транспортных средств, которые ввозятся физическими лицами для личного пользования в Российскую Федерацию, подлежал уплате в течение 2 лет с даты первоначального ввоза в Российскую Федерацию.
Таким образом, 3-х годичный срок, в совокупном толковании сноски «6» п. 3 Перечня (в редакции, действующей по состоянию на 17.08.2020), п. 15(1) Правил и ст. ст. 195, 196 ГК РФ, для обращения в суд с требованиями о взыскании утилизационного сбора является пресекательным, который по заявленным истцом требованиям истекал 17.08.2023, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании с ответчика сумм задолженности по уплате утилизационного сбора и пени, в т.ч. и в связи с пропуском истцом срока давности для обращения в суд. В удовлетворении требований истца следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Пермской таможни (...) к Леушин С. В. (...) о взыскании неуплаченного утилизационного сбора, за ввоз колесного транспортного средства ..., (VIN) №, тип двигателя – электрический, 2015 года выпуска, в размере 116 800 рублей, пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора в размере 38 179 рублей 96 копеек – оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
...
Судья О.М. Завьялов
...