№2-3125/2023
56RS0009-01-2023-003246-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Новодацкой Н.В.,
с участием старшего помощника прокурора Дзержинского района г. Оренбурга Киреевой Ю.П.,
при секретаре Никитиной С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова А.С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Северная Осетия-Алания, к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании заключения служебной проверки незаконным, признании внеочередной аттестации незаконной, признании незаконными и отмене приказов, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Орлов А.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что проходил службу в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ. Приказом ФСИН России от 06.09.2021 <Номер обезличен>л/с назначен на должность первого заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия-Алания, одновременно освобожден от должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам 1 отдела управления организации оперативно0розыскной деятельности главного оперативного управления Федеральной службы исполнения наказаний с 15.09.2021, с оформлением контракта о службе в уголовно-исполнительной системе.
Приказом ФСИН России от 05.08.2022 <Номер обезличен> впоследствии приказом ФСИН России от 28.09.2022 <Номер обезличен>, приказом Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия-Алания от 29.09.2022 <Номер обезличен> уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ с расторжением контракта с должности первого заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Северная Осетия-Алания с 06.09.2022 в звании «подполковник внутренней службы» с 06.09.2022 по п.5 ч.2 ст. 84 ФЗ от 19.07.2018 <Номер обезличен> (в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе РФ на основании рекомендации аттестационной комиссии).
Считает, что приказ ФСИН России от 05.08.2022 <Номер обезличен>, а впоследствии приказы ФСИН России от 28.09.2022 <Номер обезличен> Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия-Алания от 29.09.2022 <Номер обезличен> об увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе являются незаконными.
С учетом уточнений просил суд признать увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе РФ Орлова А.С. по п.5 ч.2 ст. 84 ФЗ от 19.07.2018 №197 «Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", несоответствие сотрудника замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе РФ на основании рекомендации аттестационной комиссии, незаконным.
Признать незаконным и отменить приказ ФСИН России <Номер обезличен> «О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации Орлова А.С.» от 05.08.2022.
Признать незаконным и отменить приказ ФСИН России <Номер обезличен> « О внесении изменения в приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 05.08.2022г. <Номер обезличен> «О расторжении контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации Орлова А.С.» от 28.09.2022.
Признать незаконным и отменить приказ ФСИН России по Республике Северная Осетия-Алания <Номер обезличен> «О внесении изменений в приказ УФСИН России по Республике Северная Осетия-Алания от 05.08.2022 <Номер обезличен> «О выплате компенсаций при увольнении подполковника внутренней службы Орлова А.С.» от 29.09.2022.
Признать заключение ФСИН России о результатах служебной проверки за № <Номер обезличен> от 16.03.2022 незаконным.
Признать внеочередную аттестацию Центральной аттестационной комиссии ФСИН России от 28.04.2022 незаконной.
Восстановить Орлова А.С. в должности первого заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия-Алания. Взыскать с УФСИН России по г. Владикавказу РСО-Алания, ФСИН России в пользу истца неполученное денежное довольствие за период с 06.09.2022.
Взыскать с УФСИН России по РСО-Алания, УФСИН России в пользу Орлова А.С. денежное довольствие за период с 06.09.2022 по 22.09.2023 в размере 1 565 200 руб.
Взыскать с УФСИН России по РСО-Алания, ФСИН России в пользу Орлова А.С. компенсацию морального вреда в размере 350 000 руб.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое рассмотрение.
Представитель истца: Федоренко В.А., действующая на основании доверенности от 26.04.2023 г. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчика ФСИН России: Мотронюк В.Ю., действующая на основании доверенности <Номер обезличен> от 27.02.2023 г., Шарипов Р.А., действующий на основании доверенности <Номер обезличен> от 06.10.2023 г., от 15.02.2022 г. возражали против заявленных требований, представленными документами подтверждается, что аттестация Орлова А.С. проведена в соответствии с законом, в установленные сроки. Процедура увольнения была соблюдена. Основанием для издания приказов об увольнении явилось заключение служебной проверки, а также выводы аттестационной комиссии.
Представитель ответчика УФСИН России по РСО Алания в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил возражение на иск, в котором указал, что в соответствии с заключением о результатах служебной проверки от 16.03.2022, проведенной на основании приказа ФСИН России от 21.01.2022 <Номер обезличен> принято решение о рассмотрении на заседании центральной аттестационной комиссии ФСИН России вопроса о соответствии Орлова А.С. замещаемой должности. На основании рекомендации аттестационной комиссии приказом ФСИН России <Номер обезличен> от 05.08.2022 Орлов А.С. уволен.
После предоставления Орловым А.С. листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности в период с 05.08.2022 по 05.09.2022 приказом ФСИН России от 28.09.2022 <Номер обезличен> были внесены изменения в приказ ФСИН России от 05.08.2022 <Номер обезличен>, в части установления даты изменения, в связи с чем дата увольнения из органов УИС Орлова А.С. была изменена на 06.09.2022. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку у работодателя имелись основания для проведения служебной проверки и внеочередной аттестации истца, нарушений в процедуре проведения которых, не установлено, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Орлов А.С. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с 25.06.1998. Приказом ФСИН России от 06.09.2021 назначен на должность первого заместителя начальника УФСИН Росси по РСО - Алания с 15.09.2021.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ) (далее - Федеральный закон № 197- ФЗ).
В соответствии с пп. 1 - 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовноисполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 197-ФЗ).
Согласно ст. 13 Федерального закона № 197-ФЗ, определяющей требования к служебному поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности, сотрудник должен: соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
Согласно ст. 54 Федерального закона № 197-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовноисполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно п. 6 ст. 54 Федерального закона № 197-ФЗ сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя.
Пунктом 4 ст. 54 Федерального закона № 197-ФЗ регламентировано, что служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения (п. 5 ст. 54 Федерального закона № 197-ФЗ).
В заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; 2) предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.
Порядок проведения служебной проверки регламентирован Приказом Минюста России от 31.12.2020 № 341 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (далее Порядок, Приказ МЮ РФ № 341).
В пункте 4 Порядка содержится исчерпывающий перечень оснований для проведения служебных проверок, которые осуществляются органом уголовно-исполнительной системы в отношении сотрудников, в том числе: по факту совершения дисциплинарного проступка, применения (использования) сотрудником физической силы, специальных средств и оружия, а также иных происшествий с участием сотрудника, если имеются основания полагать, что оно явилось следствием дисциплинарного проступка либо произошло при исполнении сотрудником служебных обязанностей; возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении; гибели (смерти) сотрудника, получения им увечья или иного повреждения здоровья; нарушения условий контракта; наличия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно - исполнительной системе.
Решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (лицами, их замещающими): директором ФСИН России - в отношении всех сотрудников и граждан; первым заместителем директора ФСИН России, заместителями директора ФСИН России - в отношении сотрудников и граждан в соответствии с распределением обязанностей; начальниками территориальных органов ФСИН России - в отношении сотрудников соответствующего территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений уголовно-исполнительной системы и граждан; начальниками учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений и граждан; начальниками учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений и граждан (пункт 7 Порядка).
В соответствии с пунктом 8 Порядка решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (лицами, их замещающими), указанными в пункте 7 Порядка, не позднее 14 дней со дня, когда им стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки.
В состав комиссии по проведению служебной проверки включаются работники уголовно-исполнительной системы, обладающие необходимыми знаниями и опытом. В случае невозможности кого-либо из членов комиссии участвовать в проведении служебной проверки в состав комиссии приказом учреждения, органа уголовно-исполнительной системы могут вноситься изменения (пункт 9 Порядка).
Работник уголовно-исполнительной системы не может являться членом комиссии и участвовать в проведении служебной проверки при наличии следующих оснований: если он по службе (в том числе временно) является подчиненным сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка; если он является родственником сотрудника, в отношении или по рапорту которого проводится служебная проверка; если он является субъектом этой служебной проверки; если имеются обстоятельства, дающие основания полагать, что он может быть прямо или косвенно заинтересован в результатах служебной проверки (пункт 12).
Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя (пункт 15).
Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении должностным лицом, указанным в пункте 7 Порядка (пункт 17).
В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске, командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам. Срок проведения служебной проверки в таких случаях переносится на период, равный периоду отсутствия сотрудника по месту службы (пункт 18).
Заключение подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшим решение о проведении служебной проверки. Датой завершения служебной проверки является дата подписания членами комиссии заключения. Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня завершения служебной проверки заключение представляется должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки (пункт 21).
Из материалов дела следует, что 11.01.2022 на имя директора ФСИН России был подан рапорт врио начальника Управления собственной безопасности ФСИН России <ФИО>13 о проведении служебной проверки в отношении Орлова А.С. по факту конфликтной ситуации произошедшей 28.12.2021 возле ресторана «Корона» (г. Владикавказ).
Приказом ФСИН России от 21.01.2022 № 25 «О создании комиссии и проведении служебной проверки» назначена служебная проверка по сведениям, изложенным в докладной записке <ФИО>26 № <Номер обезличен>
Из докладной записки № вн-01-23 дсп, следует, что 28.12.2021 возле ресторана «Корона», находящегося в г. Владикавказе, между подполковником внутренней службы Орловым А.С. и неустановленным сотрудником МВД России по республике Северная Осетия-Алания в ходе совместного распития спиртных напитков возникла конфликтная ситуация, в результате чего Орлов А.С., явно выходя за пределы своих полномочий и используя свое служебное положение, осуществил звонок в дежурную часть отдела специального назначения УФСИН и вызвал группу на место конфликта в количестве 6 человек.
Прибывшие сотрудники отдела специального назначения УФСИН в обмундировании, с табельным оружием по указанию сотрудника МВД. Предположительно Орлов А.С. находился в состоянии сильного алкогольного опьянения и угрожал физической расправой и иным присутствующим рядом неустановленным лицам.
В ходе проведения первичных оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками отдела собственной безопасности УФСИН получена видеозапись произошедшего, с учетом которой сделано предположение, что в действиях Орлова А.С. могут усматриваться признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 127 (незаконное лишение свободы) и 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ. При этом информация об указанном происшествии в дежурную службу ФСИН России не направлялась, проверочные мероприятия не проводились.
Из Приложения <Номер обезличен> к приказу УФСИН России по Республике Северная Осетия-Алания от 17.09.2021 <Номер обезличен> о распределении обязанностей между заместителями начальника УФСИН России по РСО-Алания, следует, что в обязанности первого заместителя начальника УФСИН России по РСО-Алания Орлова А.С. входила координация и контроль деятельности структурного подразделения УФСИН России по РСО-Алания: отдела специального назначения. Пунктом 1.5 распределения обязанностей предусмотрено, что первый заместитель начальника УФСИН России по РСО-Алания Орлова А.С. дает поручения руководителям курируемых структурных подразделений, координацию и контроль деятельности которых осуществляет.
В соответствии с ч. 6 ст. 54 Федерального закона № 197-ФЗ, п. 15 Приказа МЮ РФ № 341 в ходе проведения служебной проверки у Орлова А.С. было отобрано объяснение.
Из объяснения Орлова А.С. следует, что он 27.12.2021 в период с 20.00 до 23.40 часов совместно с коллегами из руководства УФСИН со своими супругами в преддверии новогодних праздников ужинали в ресторане «Корона» г. Владикавказа.
Примерно в 23.40 он с супругой и заместитель начальника УФСИН полковник внутренней службы <ФИО>14 с супругой вышли из ресторана с целью убыть домой. После того, как они сопроводили супруг в автомобиль под управлением которого находился сотрудник, обеспечивающий меры по государственной защите Орлова А.С. и его семьи, к ним подошли два неустановленных лица, находившиеся в алкогольном опьянении, и стали проявлять в адрес Орлова А.С. и <ФИО>14 нецензурную брань, в результате чего возник конфликт.
Орлов А.С., находившийся под государственной защитой сотрудников ОСН, по своей инициативе, как указывает в объяснении, «по своему внутреннему убеждению принял решение вызвать сотрудников полиции и одновременно группы сотрудников ОСН».
Через 15 минут, на указанное место прибыли начальник ОСН <ФИО>15 и четыре сотрудника ОСН, осуществляющие государственную защиту на случай возможного вызова.
Доклад о вызове сотрудников ОСН к ресторану «Корона», начальнику УФСИН и органу осуществляющему государственную защиту произведен не был, в связи с тем, что конфликтная ситуация с гражданскими лицами была разрешена без применения оружия, физической силы и специальных средств.
Заключение о результатах служебной проверки подписано членами комиссии 05.03.2022 и утверждено директором ФИСН России 15.05.2022 (что соответствует п. 5 ст. 54 Федерального закона <Номер обезличен>, п. 21 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>).
Срок окончания проведения служебной проверки перенесен на 15 дней в связи с временной нетрудоспособностью трех сотрудников отдела специального назначения УФСИН России по РСО-Алания (что соответствует п. 4 ст. 54 Федерального закона <Номер обезличен>, п. 18 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>).
По результатам проведенной служебной проверки комиссия пришла к следующему: не соответствует действительности утверждение Орлова А.С. о том, что им были вызваны сотрудники ОСН, осуществляющие государственную защиту его и членов его семьи, так как <ФИО>16 находился рядом с ним, а двое других сотрудников исполняли его приказ (присматривали за детьми по месту его жительства). Иные сотрудники ОСН для указанной цели за Орловым не закреплены;
В соответствии с требованиями Порядка <Номер обезличен>: ГБР назначается для оперативных действий при осложнении обстановки в учреждениях и органах УИС (пункт 19); решение на использование ГБР находится исключительно в компетенции начальника территориального органа УИС (пункт 20) (в своем письменном объяснении Орлов подтвердил, что использование ГБР... относится исключительно к компетенции начальника УФСИН); привлечение сотрудников ОСН для выполнения задач, не предусмотренных Порядком, запрещено (пункт 21); непосредственное руководство ОСН осуществляет начальник территориального органа УИС (пункт 4). Ввиду того, что прибывшие к ресторану сотрудники ОСН не являлись должностными лицами, на которых в установленном порядке возложены функции по государственной защите Орлова А.С. и членов его семьи и требования Порядка <Номер обезличен> не позволяли использовать ГБР для выполнения несвойственных функций, отданные им приказы явно выходили за круг его полномочий, определенных разделом 1 приказа УФСИН от 17.09.2021 <Номер обезличен> (распределение обязанностей).
Кроме этого, своими действиями Орлов А.С. создал предпосылки к невозможности своевременного прибытия ГБР в подведомственные УФСИН учреждения в случае осложнения обстановки;
Орлов А.С. систематически, в том числе и в данном случае, не выполнял требования Федерального закона от 20.04.1995 № 45-ФЗ, что послужило основанием для лишения его права на государственную защиту (докладная записка от 18.02.2022 № <Номер обезличен>);
Орлов А.С. фактически сам являлся зачинщиком конфликтной ситуации, повторно возникшей после того, как на личном автомобиле <ФИО>16 вместе с <ФИО>14 и их супругами выехали по направлению к дому.
Следовательно, поставил личные интересы превыше своих должностных обязанностей, в том числе возложенных на него в связи с обеспечением государственной защиты;
не только не довел до полковника внутренней службы <ФИО>17 обстоятельства происшествия, но и предпринял попытки по его сокрытию;
не соответствуют действительности доводы Орлова А.С. о том, что информация о привлечении ГБР к указанным событиям в установленном порядке отражена по всем учетным документам.
По итогам служебной проверки сделаны следующие выводы: Сведения, изложенные в докладной записке <ФИО>13, врио начальника Управления собственной безопасности ФСИН России, от 12.01.2022 № <Номер обезличен>, считать подтвердившимися в части использования подполковником внутренней службы Орловым А.С., первым заместителем начальника УФСИН России по РСО-Алания, группы быстрого реагирования отдела специального назначения УФСИН в личных целях, не предусмотренных требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
Руководствуясь требованиями статьи 33 (аттестация сотрудника) Федерального закона от 19.08.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно- исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» рассмотреть на Центральной аттестационной комиссии ФСИН России вопрос о соответствии замещаемой должности подполковником внутренней службы Орловым А.С., первым заместителем начальника УФСИН России по РСО-Алания».
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что служебная проверка проведена в соответствии со ст. 54 ФЗ №197-ФЗ и приказом Минюста России от 31.12.2020 <Номер обезличен> №Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ». Процедура и сроки проведения служебной проверки соблюдены.
В соответствии с заключением о результатах служебной проверки от 16.03.2022, проведенной на основании приказа ФСИН России от 21.01.2022 №<Номер обезличен> директором ФСИН России генерал- полковником внутренней службы <ФИО>24 принято решение о рассмотрении на Центральной аттестационной комиссии ФСИН России вопроса о соответствии Орлова А.С. замещаемой должности.
Частью 1 ст. 33 Федерального закона № 197-ФЗ регламентировано, что аттестация сотрудника проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе.
Согласно пп. 2 ч. 4 ст. 33 Федерального закона № 197-ФЗ внеочередная аттестация сотрудника проводится при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе в связи с расторжением контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 84 Федерального закона № 197-ФЗ.
Для проведения аттестации сотрудников приказом руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы создается аттестационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, а также иные лица в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 6 ст. 33 Федерального закона № 197-ФЗ).
При проведении аттестации непосредственный руководитель (начальник) сотрудника подготавливает мотивированный отзыв об исполнении сотрудником своих служебных обязанностей и предложения аттестационной комиссии. С указанным отзывом сотрудник должен быть ознакомлен не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации (ч. 12 ст. 33 Федерального закона № 197-ФЗ).
Рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием. Обсуждение и голосование проводятся при наличии не менее двух третей членов аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии. При равенстве числа голосов сотрудник признается соответствующим замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе. Рекомендации аттестационной комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в заседании (ч. 13 ст. 33 Федерального закона № 197-ФЗ).
По результатам аттестации сотрудника аттестационная комиссия принимает одну из следующих рекомендаций: сотрудник соответствует замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе; сотрудник соответствует замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе и рекомендуется для назначения на вышестоящую должность в уголовно-исполнительной системе; сотрудник соответствует замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе и рекомендуется для включения в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в уголовно-исполнительной системе; аттестацию сотрудника следует перенести на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования с последующим переводом на иную должность в уголовно-исполнительной системе или без такового;
сотрудник не соответствует замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе и подлежит переводу на нижестоящую должность в уголовно-исполнительной системе;
сотрудник не соответствует замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе и подлежит увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе (ч. 14 ст. 33 Федерального закона № 197-ФЗ).
Рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист сотрудника. Аттестационный лист подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии. Сотрудник знакомится с аттестационным листом под расписку до представления его соответствующему руководителю (ч. 16 ст. 33 Федерального закона № 197-ФЗ). Аттестационный лист сотрудника представляется руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, которые с учетом рекомендаций аттестационной комиссии не позднее чем через две недели после проведения аттестации принимают одно из следующих решений:
о включении сотрудника в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в уголовно-исполнительной системе;
о соответствии сотрудника замещаемой должности;
о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования;
о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в уголовно-исполнительной системе;
о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении его со службы в уголовно-исполнительной системе;
о заключении с сотрудником нового контракта в соответствии с частью 3 статьи 91 Федерального закона № 197-ФЗ (ч. 17 ст. 33 Федерального закона № 197-ФЗ).
Сотрудник вправе обжаловать рекомендации аттестационной комиссии в соответствии со статьей 74 Федерального закона № 197-ФЗ (ч. 18 ст. 33 Федерального закона № 197-ФЗ).
Положение об аттестационной комиссии и порядок проведения аттестации сотрудников утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 19 ст. 33 Федерального закона № 197-ФЗ).
Приказом МЮ РФ от 05.08.2021 <Номер обезличен> утвержден Порядок проведения аттестации сотрудников УИС РФ, согласно которому:
аттестация в учреждениях и органах УИС проводится в целях определения соответствия сотрудника замещаемой должности в УИС (п. 2 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Центральной аттестационной комиссией Федеральной службы исполнения наказаний аттестация проводится в отношении сотрудников
замещающих должности высшего начальствующего состава, а также претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава (п. 6 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
составы аттестационных комиссий учреждений и органов УИС утверждаются руководителями (начальниками) учреждений и органов УИС. В зависимости от решаемых аттестационной комиссией вопросов руководителем (начальником) учреждения или органа УИС может быть определено несколько составов аттестационной комиссии (и. 9 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
В состав аттестационной комиссии входят не менее пяти сотрудников, в том числе председатель, заместитель председателя, секретарь и иные члены аттестационной комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя аттестационной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя аттестационной комиссии. В случае отсутствия секретаря аттестационной комиссии его обязанности возлагаются на одного из членов аттестационной комиссии решением председателя аттестационной комиссии либо заместителя председателя в случае отсутствия на заседании аттестационной комиссии председателя (п. 10 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
В состав ЦАК ФСИН России в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений, а также директора Департамента государственной службы и кадров Минюста России и Департамента государственной политики в сфере уголовно-исполнительной системы Минюста России, либо лица исполняющие их обязанности. В состав аттестационной комиссии территориальных органов ФСИН России - сотрудники подразделения собственной безопасности (п. 11 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа лиц, входящих в состав аттестационной комиссии (п. 17 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Итоги заседаний аттестационной комиссии докладываются ее председателем или заместителем председателя соответственно директору ФСИН России, руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС (и. 20 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Непосредственный руководитель (начальник) аттестуемого сотрудника:
в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о проведении внеочередной аттестации знакомит под подпись аттестуемых сотрудников с указанным решением;
не позднее семи рабочих дней до даты проведения аттестации в соответствующую аттестационную комиссию представляет подписанный мотивированный отзыв о выполнении сотрудником служебных обязанностей, содержащий предусмотренные частью 14 статьи 33 Федерального закона № 197-ФЗ мотивированные рекомендации аттестационной комиссии (п. 29 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
В зависимости от замещаемой аттестуемым сотрудником должности, а также основания проведения аттестации в мотивированном отзыве отражаются:
уровень профессиональной служебной и физической подготовки сотрудника; отношение сотрудника к исполнению служебных обязанностей;
достигнутые результаты в служебной деятельности;
степень соответствия профессиональных знаний и навыков сотрудника квалификационным требованиям, предъявляемым к замещаемой им должности, а также характеристика личных и деловых качеств сотрудника;
сведения о соблюдении сотрудником служебной дисциплины, о применении к нему мер поощрения и наложении на него дисциплинарных взысканий, взысканий за коррупционные правонарушения за аттестуемый период (п. 31 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы и заслушивает аттестуемого сотрудника (п. 46 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Обсуждение личных и деловых качеств сотрудника должно быть объективным. В целях обеспечения объективности оценки личных и деловых качеств сотрудника на заседание аттестационной комиссии могут приглашаться непосредственный руководитель (начальник) сотрудника, составивший мотивированный отзыв, и по просьбе аттестуемого сотрудника - другие сотрудники (п. 47 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
В ходе аттестации проверяется знание аттестуемым сотрудником Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности УИС (п. 49 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Члены аттестационной комиссии вправе задавать аттестуемому сотруднику, а также его непосредственному руководителю (начальнику) вопросы, связанные со служебной деятельностью аттестуемого сотрудника (п. 50 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого сотрудника. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии. При равенстве числа голосов сотрудник признается соответствующим замещаемой должности (п. 55 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Рекомендации аттестационной комиссии отражаются в протоколе заседания аттестационной комиссии, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании аттестационной комиссии, и заносятся в аттестационный лист (рекомендуемый образец приведен в приложении N4 к настоящему Порядку), который подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии (п. 56 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Протокол заседания аттестационной комиссии и аттестационный лист в течение двух рабочих дней передаются секретарем аттестационной комиссии в соответствующее кадровое подразделение для ознакомления сотрудника с аттестационным листом и представления директору ФСИН России или уполномоченному руководителю (п. 58 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Кадровое подразделение в течение трех рабочих дней со дня заседания аттестационной комиссии знакомит сотрудника под родпись с аттестационным листом и представляет (направляет) аттестационный лист директору ФСИН России или уполномоченному руководителю (п. 59 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Сотрудник вправе обжаловать рекомендации аттестационной комиссии в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 197-ФЗ (п. 61 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>);
Директор ФСИН России или уполномоченный руководитель не позднее чем через две недели после проведения аттестации принимает одно из решений, предусмотренных частью 17 статьи 33 Федерального закона № 197- ФЗ (и. 62 приказа МЮ РФ <Номер обезличен>).
Приказом ФСИН России от 28.06.2007 <Номер обезличен> «О Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы исполнения наказаний» утверждено Положение и Регламент ЦАК ФСИН России.
Согласно п. 4 Положения задачами комиссии является: максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых сотрудников на основе всестороннего их изучения; определение степени соответствия аттестуемых замещаемым должностям и перспективы их служебного использования.
Согласно п. 11 Регламента: оценка служебной деятельности сотрудника основывается на его соответствии замещаемой должности, определении его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. При этом должны учитываться профессиональные знания сотрудника, опыт работы, повышение квалификации и переподготовка, а также в отношении соответствующей группы должностей - организаторские способности.
Пунктом 1 приказа ФСИН России от 17.09.2021 <Номер обезличен> «О составах Центральных аттестационных комиссий Федеральной службы исполнения наказаний» определен состав Центральной аттестационной комиссии ФСИН России для решения вопросов аттестации сотрудников, замещающих должности в частности начальников территориальных органов ФСИН России, их первых заместителей, в количестве 23 сотрудника.
Согласно выписке из протокола <Номер обезличен> заседания ЦАК ФСИН России от 28.04.2022 на заседании комиссии были рассмотрены вопросы служебной деятельности Орлова А.С. за период с даты назначения его на должность первого заместителя начальника УФСИН, а также ситуация произошедшая 27.12.2022.
Замечания, предложения и рекомендации аттестационной комиссии: подполковник внутренней службы Орлов А.С. не соответствует замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и подлежит увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Решение принято открытым голосованием: за 16, против нет.
Анализ вышеуказанных нормативных актов и документов представленных в материалы дела позволяет сделать вывод о соблюдении требований законодательства при проведении внеочередной аттестации в отношении Орлова А.С.
Согласно аттестационному листу на Орлова А.С. с рекомендациями Центральной аттестационной комиссии он ознакомлен 28.04.2022.
В установленный законом срок решение ЦАК ФСИН России обжаловано не было, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
С уведомлением о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации Орлов А.С. ознакомлен 08.07.2022.
От ознакомления с представлением к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и листом беседы о предстоящем увольнении со службы отказался, о чем составлен соответствующий акт от 08.07.2022.
Приказом ФСИН России от 05.08.2022 <Номер обезличен> контракт о службе в уголовно-исполнительной системе с Орловым А.С. расторгнут. Орлов А.С. уволен по п. 5 ч. 2 ст. 84 (в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации - на основании рекомендации аттестационной комиссии) Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Приказом ФСИН России от 28.09.2022 <Номер обезличен> в приказ ФСИН России от 05.08.2022 <Номер обезличен> внесены изменения. В связи с предоставлением больничного листа изменена дата увольнения на 06.09.2022.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 88 Федерального закона № 197-ФЗ расторжение контракта и увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя допускается в частности не ранее чем через две недели со дня уведомления сотрудника о расторжении контракта - по основанию, предусмотренному пунктом 5, 12 или 13 части 2 статьи 84 настоящего Федерального закона. Данное требование закона было соблюдено.
С учетом установленных обстоятельств и вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу, о том, что ответчиком соблюдены требования законодательства при проведении служебной проверки в отношении Орлова А.С., при проведении внеочередной аттестации в отношении Орлова А.С., вынесенные приказы ФСИН России от 28.09.2022 <Номер обезличен>, УФСИН России по РСО-Алания от 29.09.2022 <Номер обезличен> являются законными, увольнение произведено на законных основаниях, процедура увольнения не нарушена.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для признания увольнения незаконным и восстановлении Орлова А.С. на службе в уголовно-исполнительной системе в должности первого заместителя УФСИН России по РСО-Алания не имеется.
Соответственно не имеется правовых оснований и для удовлетворения производных требований истца о взыскании компенсации за невыплату денежного довольствия, компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении исковых требований Орлова А.С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Северная Осетия-Алания, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании заключения служебной проверки незаконным, признании внеочередной аттестации незаконной, признании незаконными и отмене приказов, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд города Оренбурга в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Н.В.Новодацкая
Мотивировочная часть решения изготовлена 01.11.2023