НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область) от 22.12.2017 № 2А-3652/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2017 года <...>

Дзержинский районный суд <...> в составе председательствующего судьи Копыловой В.И.,

при секретаре Косточкиной А.С.,

с участием представителя административного истца Чувашовой Н.А.,

представителя административного ответчика Селиной К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по <...> к Селину <ФИО>7 о взыскании суммы задолженности по налогам,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по <...> обратилась в суд с вышеназванным административным иском, указав, что по данным оперативного учета за Селиным Ю.А. числится сумма задолженности по транспортному налогу за 2014 года размере 4 409,49 руб., пени в размере 10,80 руб. Просит суд взыскать с Селина Ю.А. транспортный налог за 2014 год в размере 4 409,49 руб., пени в размере 10,80 руб.

Представитель административного истца - ИФНС России по <...> Чувашова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.

В процессе судебного заседания были приняты дополнения к административному исковому заявлению, где инспекцией указано, что в представленных возражениях Селин Ю.А утверждает, что задолженность, по транспортному налогу, заявленная в рамках настоящего дела оплачена им в полном объеме. В качестве доказательства налогоплательщик прикладывает копии чеков Сбербанк Онлайн от <Дата обезличена> на сумму 133,61 руб., 4 909,50 руб. и от 18.06.2015г. на сумму 454,85 руб. При анализе представленных чеков и карточки расчетов с бюджетом установлено, что в платежных документах отсутствует направление платежа, в связи с чем поступившие денежные средства были зачтены в ранние периоды, указанные в приложенной таблице.

Таким образом, поступившие вышеуказанные денежные средства, были зачтены в уплату налогов за 2010-2013 года. Инспекция же обращалась в Дзержинский районный суд <...> о взыскании задолженности но транспортному налогу за 2014г. На основании вышеизложенного, следует, что Селин Ю.А. имеет недоимку по транспортному налогу за 2014г. в размере 4 409.49 рублей, а также пени в размере 10,80 рублей, начисленные за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

По мнению налогоплательщика, исковые требования налогового органа не могут быть удовлетворены ввиду следующего.

Так, согласно ст. 78 НК РФ, зачет излишне уплаченного налога может быть произведен только при наличии заявления от налогоплательщика. В нарушение указанных норм инспекция самостоятельно произвела зачет уплаченных <Дата обезличена> денежных средств (133,61 руб. и 4 909,20 руб.) в счет уплаты транспортного налога за иной период, а именно 2013 год. Представленные Селиным Ю.А чек-ордера от <Дата обезличена> на сумму 4 909.50 руб. и 133.61 руб., являются доказательством уплаты налога за 2013 год. Представитель инспекции полагает, что вышеизложенные доводы административного ответчика, являются несостоятельными на основании следующего.

Представленные чек - ордера от <Дата обезличена> и <Дата обезличена> не подтверждают факт уплаты Селиным Ю.А транспортного налога за 2014 год, ввиду отсутствия указаний на налоговый период. В связи с наличием задолженности по предыдущим периодам и невозможностью однозначно идентифицировать платеж, налоговый орган воспользовался правом самостоятельно отнести поступившие денежные средства в счет погашения недоимки по налогу за предшествующий период в хронологическом порядке (2012 - 2013г.), что требованиям действующего законодательства о налогах и сборах не противоречит. По данному доводу более подробная информация была представлена ранее в ходатайстве о приобщении письменных пояснений от 08.11.2017 № 03-01-19/3499.

Таким образом, обстоятельств, перечисленных в п. 3 ст. 44 НК РФ, с наступлением которых прекращается обязанность по уплате налога в отношении вышеуказанных сумм недоимок по транспортному налогу, не имелось.

Административный ответчик Селин Ю.А., в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявлял, доказательств наличия уважительных причин неявки не представил.

Представитель административного ответчика Селина К.Ю., действующая на основании в судебном заседании, возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав, что согласно п. 1 ст. <...> «О транспортном налоге», уплата налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, производится не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Руководствуясь нормой данного закона, административный ответчик погасил свою задолженность по оплате транспортного налога путем безналичного перечисления денежных средств с личной банковской карты, что подтверждают чеки. Таким образом, задолженность по уплате транспортного налога отсутствует.

Налоговой инспекцией были представлены письменные пояснения по делу, в которых указано, что денежные средства, поступившие от административного ответчика, были зачтены в уплату налога на имущество физических лиц, транспортного налога за периоды 2010-2013 годов. Налоговой инспекцией при осуществлении зачета денежных средств, оплаченных ответчиком в счет транспортного налога за налоговый период 2014 г., допущено нарушение налогового законодательства РФ. Руководствуясь нормами налогового законодательства, административный ответчик погасил свою задолженность по оплате транспортного налога путем безналичного перечисления денежных средств с личной банковской карты, что подтверждают чеки. Не указание в платежном документе налогового периода, за которой уплачивается налог, не является основанием считать обязанность по уплате налога не исполненной, так как данное обстоятельство не повлекло не поступление в бюджет РФ суммы налога.

При этом, п.7 ст. 45 НК РФ установлен специальный порядок исправления ошибок допущенных в платежных поручениях. Тем самым, ответчиком надлежащим образом исполнена обязанность по оплате транспортного налога за налоговый период 2014 г. Из представленных пояснений истца следует, что, получив денежные средства ответчика на свой расчетный счет, налоговая инспекция решила произвести их зачет в счет уплаты транспортного налога за иной налоговый период и в счет уплаты иного налога. Осуществляя данные действия, налоговая инспекция нарушила процедуру проведения зачета. В соответствии со статьями 45, 46, 47, 48 и 78 НК РФ погашение имеющейся недоимки по налогам и сборам возможно либо добровольной уплатой, либо путем взыскания с соблюдением определенной процедуры, либо зачетом имеющейся переплаты, либо посредством обращения взыскания на имущество должника. Зачет возможет только в отношении излишне уплаченных сумм налога и при наличии заявления от налогоплательщика на совершение данных действий. Налоговое законодательство не предоставляет налоговой инспекции полномочий на самостоятельные действия по направлению основной суммы налога в счет недоимки. Таким образом, административным истцом при осуществлении зачета допущены нарушения налогового законодательства РФ. Более того, полагаем, что налоговой инспекцией нарушен срок исковой давности обращения с настоящими требованиями. Срок исполнения рассматриваемого требования наступил - <Дата обезличена> Обращение к мировому судье датировано апрелем 2017 г. Исполнение ответчиком обязанности по уплате транспортного налога за налоговый период 2014 г. и совершение налоговой инспекций нарушения налогового законодательства РФ в отношении ответчика, делает невозможным удовлетворение исковых требований.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

По смыслу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов и сборов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п.3 ст.46 НК РФ, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что Селин Ю.А. в 2014 году являлся собственником автомобиля марки «ВАЗ- 322132».

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп.1 п.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Таким образом, Селин Ю.А., являясь лицом, на котором зарегистрирован автомобиль, является плательщиком транспортного налога и обязан производить оплату налога в установленные законом сроки.

Согласно п.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены законом <...> от <Дата обезличена><Номер обезличен>-III-ОЗ «О транспортном налоге».

В силу ст.6 указанного Закона налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм - силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л. - 150 руб.; свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)- 40 руб.

На основании ст.8 Закона (в редакции закона <...> на момент возникновения обязанности по уплате налога) уплата налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, производится не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В силу ст.15 НК РФ (в редакции на момент возникновения обязанности по уплате налога) налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.

В соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ от <Дата обезличена> «О налоге на имущество физических лиц» (далее - Закон в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст.2 Закона).

На основании ст.9 Закона уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога (ст.10 Закона).

В связи с неисполнением налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, налоговым органом Селину Ю.А. <Дата обезличена> направлено требование <Номер обезличен> об уплате налога, пени по состоянию на <Дата обезличена>, из которого следует, что имеется общая задолженность в размере 5 337,45 руб. Задолженность необходимо погасить в срок до <Дата обезличена>.

Также в адрес Селина Ю.А. налоговым органом направлено налоговое уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена> об уплате по транспортному налогу - автомобиль марки «ВАЗ- 322132» в размере 4 910 руб.

В связи с неисполнением налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, налоговым органом Селину Ю.А. <Дата обезличена> направлено требование <Номер обезличен> об уплате налога, пени по состоянию на <Дата обезличена>, из которого следует, что имеется задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в размере 4 910 руб., начислена пеня в размере 10,08 руб. Задолженность необходимо погасить в срок до <Дата обезличена>.

В связи с невыполнением данного требования ответчиком, <Дата обезличена> Инспекция ФНС по <...> обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка № <...> о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу.

Определением мирового судьи судебного участка №<...> от <Дата обезличена> был вынесен приказ о взыскании с Селина Ю.А. суммы недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц в размере 5 067,90 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №<...> от <Дата обезличена> данный судебный приказ по заявлению должника Селина Ю.А. был отменен.

Как установлено судом, до настоящего времени транспортный налог административным ответчиком Селиным Ю.А. не оплачен, доказательств иного в судебное заседание не представлено.

В силу ч. 2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

На основании ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как следует из материалов дела, сумма налогов превысила 3000 рублей, по требованию <Номер обезличен> по состоянию на <Дата обезличена>, срок исполнения требования об уплате налога истек <Дата обезличена>.

Однако согласно представленных представителем ответчика чекам, Селин Ю.А. произвел оплату налогов в размере 4 909,50 руб., 133,61 руб., что подтверждается чеками по операции Сбербанк Онлайн, а также в размере 454,85 руб., что подтверждается чеком по операциям Сбербанк Онлайн.

Согласно пояснениям представителя административного истца, поступившие вышеуказанные денежные средства, были зачтены в уплату налогов за 2010-2013 года. Инспекция обращалась в Дзержинский районный суд г. Оренбурга о взыскании суммы задолженности но транспортному налогу за 2014 год.

Инспекция самостоятельно произвела зачет уплаченных Селиным Ю.А. <Дата обезличена> денежных средств в размере 133,61 руб. и 4 909,20 руб. в счет уплаты транспортного налога за иной период, а именно за 2013 год. Представленные Селиным Ю.А чек-ордера от <Дата обезличена> на сумму 4 909.50 руб., 133.61 руб., являются доказательством уплаты налога за 2013 год.

Представленные чек - ордера от <Дата обезличена> и <Дата обезличена> не подтверждают факт уплаты Селиным Ю.А транспортного налога за 2014 год, ввиду отсутствия указаний на налоговый период. В связи с наличием задолженности по предыдущим периодам и невозможностью однозначно идентифицировать платеж налоговый орган воспользовался правом самостоятельно отнести поступившие денежные средства в счет погашения недоимки по налогу за предшествующий период в хронологическом порядке за 2012г. - 2013г., что законодательству о налогах и сборах не противоречит.

Как следует из материалов дела, сумма налогов превысила 3000 рублей, срок исполнения требования об уплате налога от <Дата обезличена> истек <Дата обезличена>.

Исходя из вышеуказанных норм, срок для обращения в суд с заявлением о взыскании истекает <Дата обезличена>.

Инспекция ФНС по <...> обратилась с заявлением к мировому судье судебного участка № <...> о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу -<Дата обезличена>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что срок обращения с заявлением в суд инспекцией не пропущен, доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате транспортного налога административным ответчиком не представлено, расчет суммы налога не оспорен.

В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ИФНС России по <...> и взыскании с Селина Ю.А. в пользу ИФНС России по <...> суммы задолженности по транспортному налогу за 2014 г. в размере 4 910 руб.

Статья 75 НК РФ предусматривает возможность начисления пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

По состоянию на дату выставления требования ИФНС России по <...> начислена пеня в размере 10,8 руб. Проверив представленный административным истцом расчет, суд, находит его верным.

Поскольку доказательств своевременной уплаты транспортного налога административным ответчиком не представлено, с Селина Ю.А. в пользу ИФНС России по <...> подлежит взысканию пеня в указанном размере.

Представленные чек - ордера от <Дата обезличена> и <Дата обезличена> не подтверждают факт уплаты Селиным Ю.А транспортного налога за 2014 год, ввиду отсутствия указаний на налоговый период, который в соответствии с п. 8 Прпавил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение № 2 к Приказу Министерства Финансов РФ от 12.11.2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ) должен содержать иметь 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»).

В связи с наличием задолженности по предыдущим периодам и невозможностью однозначно идентифицировать платеж, налоговый орган воспользовался правом самостоятельно отнести поступившие денежные средства в счет погашения недоимки по налогу за предшествующий период в хронологическом порядке (2012 - 2013г.), что требованиям действующего законодательства о налогах и сборах не противоречит.

Обстоятельств, перечисленных в п. 3 ст. 44 НК РФ, с наступлением которых прекращается обязанность по уплате налога в отношении вышеуказанных сумм недоимок по налогу на имущество не имелось.

В соответствии с требованиями п. 5 ст.78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

В соответствии с ч. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С каким-либо заявлением Селин Ю.А. в налоговую инспекцию не обращался.

Кроме этого, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п.1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования «<...>» в сумме 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 291-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по <...> к Селину <ФИО>8 о взыскании суммы задолженности по налогам - удовлетворить.

Взыскать с Селина <ФИО>9, проживающего по адресу: <...>, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по <...> сумму транспортного налога за 2014 год в размере 4 910 руб.; пени по транспортному налогу за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 10,8 руб.

Взыскать с Селина <ФИО>10, проживающего по адресу: <...> государственную пошлину в бюджет муниципального образования «<...>» в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Дзержинский районный суд <...> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.