НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область) от 22.12.2021 № 2А-2756/2021

Дело № 2а-2756/2021

Поступило 28.05.2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2021 года г. Новосибирск

Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Катющик И.Ю.,

при секретаре Субботиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Засухина Виталия Николаевича к Межрайонной ИФНС России № 21 по Новосибирской области о признании незаконными решения ... от ДД.ММ.ГГГГ и требования ... от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Засухин В.Н. обратился в Дзержинский районный суд г. Новосибирска с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 21 по Новосибирской области о признании незаконным решения ... от ДД.ММ.ГГГГ, которым он привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, и требования ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска ... от ДД.ММ.ГГГГ, основанного на данном решении.

Административный истец считает, что решение принято с нарушением ст. ст. 1, 3, 18.2, 81, 88, 101, 106, 108, 109, 110, 111, 122, 221, 255, 346.11, 346.16, 346.21, 419, 430 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 30.04.2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» в совокупности с нормами ст. 6, ст.14 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В судебном заседании Засухин В.Н. доводы, изложенные в административном иске, подтвердил. Из пояснений административного истца следует, что он выражает несогласие с тем, что в решении указано, что страховые взносы, уплаченные Засухиным В.Н. в Пенсионный Фонд в рамках добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, не входят в перечень страховых взносов, уменьшающих сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации; индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты физическим лицам и оплачивающий взносы на обязательное пенсионное страхование в виде дополнительных взносов на накопительную часть, не является страхователем.

Представители административного ответчика МИФНС России № 21 по Новосибирской области Илюхина В.С., Куц О.В. возражали против удовлетворения исковых требований, указав, что, поскольку страховые взносы, уплачиваемые в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», носят добровольный характер, сумму единого налога на вмененный доход они уменьшать не могут. При этом, такие платежи производятся физическими лицами не в связи с наличием их регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщиками УСН признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой (пункт 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не установлено настоящим пунктом. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налоговым периодом признается календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

3) платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Согласно абзацу шестому пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.

Таким образом, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по итогам налогового периода, подлежит уменьшению на сумму уплаченных им страховых взносов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ...).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Засухин В.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, состоял на учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска, в соответствии с положениями ст. ст. 346.12, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения: «Доходы».

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2018 года (объект «доходы») (л.д 89-91). Из декларации следует, что сумма дохода составила 5.213.869 рублей; сумма налога – 312.832 рублей; сумма уплаченных страховых взносов – 266.921 рублей; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, 45.911 рублей (312.832 -266.921). Камеральная налоговая проверка была завершена Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес Засухина В.Н. направлено уведомление ... (л.д. 116-117) в связи с установлением неправомерно указанной суммы оплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды в завышенном размере.

ДД.ММ.ГГГГ Засухиным В.Н. представлена уточненная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2018 год. Согласно данным уточненной декларации: сумма дохода составила 5.213.869 рублей; сумма налога – 312.832 рублей; сумма уплаченных страховых взносов – 223.932 рублей; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, 88.900 рублей (312.832 -223.932) (л.д. 110-112).

В ходе камеральной налоговой проверки уточненной декларации по УСН за 2018 год Инспекцией установлено, что налогоплательщиком неправомерно заявлена сумма уплаченных стразовых взносов, оплата страховых взносов в 2018 году Засухиным В.Н. произведена в размере 86.922 рублей, при этом сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет, должна была составлять 225.910 рублей (312.832-88.900).

В связи с неправомерным уменьшением суммы налога за 2018 год на сумму страховых взносов 137.010 рублей 36 копеек, уплаченных истцом в соответствии со статьей 29 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании» в рамках добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, решением заместителя начальника ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ... Засухин В.Н. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (137.010 рублей * 20% = 27.402 рублей) (л.д. 27-33).

Правовая оценка законности направления ДД.ММ.ГГГГ уведомления ... в связи с установлением неправомерно указанной суммы оплаченных страховых взносов во внебюджетные фонды в завышенном размере и действиям заместителя начальника ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска по направлению Засухину В.Н. не соответствующей законодательству о налогах и сборах, принятым нормативно-правовым актам информации дана Дзержинским районным судом г. Новосибирска в решениях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, которыми в удовлетворении требований административного истца было отказано, данные решения были обжалованы, судебной коллегией по административным делам Новосибирского областного суда оставлены без изменений и вступили в законную силу (л.д.102-107, 153-157).

Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300.000 рублей, – в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300.000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта (2018 года – 212.360 рублей).

Как было установлено ранее, по данным декларации за 2018 год сумма уплаченных страховых взносов составила 223.932 рублей.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2018 года в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, составляла 26.545 рублей; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере - 5 840 рублей. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1 % от дохода, превышающего 300.000 рублей, полученного в рамках осуществления предпринимательской деятельности за 2018 года, составила 49.138 рублей 69 копеек.

Следовательно, административный истец с учетом положений пункта 3.1 статьи 346.21 и пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации был вправе уменьшить сумму исчисленного налога по упрощенной системе налогообложения за 2018 года на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование 86.921 рублей 64 копейки (81.415 рублей 69 копеек + 5.505 рублей 95 копеек).

Наделяя критической оценкой довод административного истца о том, что уплаченные страховые взносы в рамках добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию должны уменьшать сумму исчисленного налога, суд исходит из следующего.

Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию регулируется статьей 29 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 29 которой добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Индивидуальные предприниматели могут добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные доходы не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за страхование своих работников, но и на сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа, уплачиваемых за свое страхование.

Данный вывод соответствует правовой позиции, указанной в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ....

Из изложенного следует, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, при применении налогового вычета в размере суммы страховых взносов, уплаченных за свое страхование, вправе учитывать только взносы, уплачиваемые в обязательном порядке, и не могут учитывать добровольно уплаченные страховые взносы.

Следовательно, страховые взносы, уплаченные Засухиным В.Н. в Пенсионный Фонд согласно статье 29 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в рамках добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, не входят в перечень страховых взносов, уменьшающих сумму налога.

Таким образом, обжалуемое решение ... от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска о привлечении к ответственности Засухина В.Н. за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным, основания для его отмены у суда отсутствуют.

Также не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о незаконности требования ... от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, согласно п. 2 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Решение ... от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности Засухина В.Н. за совершение налогового правонарушения было обжаловано административным истцом и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Засухина В.Н. имелась переплата по виду платежа налог – 28.141 рубль 89 копеек, пени – 127 рублей 48 копеек, которая была самостоятельно зачтена Инспекцией в счет частичного погашения задолженности по оспариваемому решению. Поскольку недоимка не была добровольно оплачена истцом, в его адрес было направлено требование ... от ДД.ММ.ГГГГ. В связи, с чем доводы о незаконности действий налогового органа по направлению требования подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Засухина Виталия Николаевича к Межрайонной ИФНС России № 21 по Новосибирской области о признании незаконными решения ... от ДД.ММ.ГГГГ и требования ... от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Решение изготовлено в окончательной форме 20 января 2022 года.

Судья: подпись

Копия верна:

Подлинник решения находится в материалах административного дела № 2а-2756/2021 Дзержинского районного суда г. Новосибирска.

Судья И.Ю. Катющик