НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область) от 08.06.2016 № 2А-3164/2016

Дело № 2а-3164/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2016 года г. Новосибирск

Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Пилипенко Е.А.

при секретаре Литвиновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г.Новосибирска к Затонских К.А. о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней,

у с т а н о в и л:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г.Новосибирска обратилось в суд с административным иском к Затонских К.А. о взыскании ... рублей, из которых:

В Пенсионный фонд РФ - недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на страховую часть трудовой пенсии в размере ...;

- пени, начисленные на сумму недоимки по страховым взносам, идущим на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2015 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рублей.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – недоимку по страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рублей;

пени, начисленные на сумму недоимки 2015 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Затонских К.А., ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, номер записи ... и снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Затонских К.А. как индивидуальный предприниматель являлся плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (рег. ...).

Затонских К.А. в 2015 году осуществлял предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составило 1 месяц 19 дней. За указанный период индивидуальный предприниматель обязан был уплатить страховые взносы не позднее ДД.ММ.ГГГГ без учета сведений из налогового органа о доходах от деятельности плательщика страховых взносов за расчетный период 2015 год.

Однако, Затонских К.А. не представил отчетность о доходах от деятельности в налоговый орган за 2015 год, в связи с чем, данное обстоятельство явилось основанием для начисления страховых взносов в соответствии с п.1 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в следующем размере: в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии – 2 603,30 рублей; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – ... рублей.

На сумму недоимки 2015 года начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на страховую часть трудовой пенсии в размере ... рублей, пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 38,83 рублей.

На основании имеющейся задолженности по страховым взносам ответчику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом направлено требование ... от ДД.ММ.ГГГГ, в котором был определен срок добровольного погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное требование осталось без исполнения.

В судебное заседание административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в суд своего представителя не направил, просил о рассмотрении данного дела в его отсутствие, заявил ходатайство об удовлетворении административного иска, в связи с тем, что Затонских К.А. задолженность по страховым взносам не погасил, попыток урегулировать спор не предпринял.

Административный ответчик Затонских К.А. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил.

Исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В соответствии с ч.4 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Судом установлено, что Затонских К.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, номер записи ..., что подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д. 8-10), снят с регистрационного учёта ДД.ММ.ГГГГ в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2)индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Таким образом, в силу указанных выше норм закона, Затонских К.А. как индивидуальный предприниматель, являлся плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, под которым понимается календарный год (ст.10 ФЗ), производится указанными плательщиками страховых взносов самостоятельно. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства (ч.4 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ ).

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014) осуществляется единым расчётным документом, направляемым в Пенсионный фонд РФ на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации, предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (ст.22.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). Страховые взносы за расчётный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300.000 рублей за расчётный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч.2 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

При прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч.8 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Следовательно, поскольку Затонских К.А. в 2015 году осуществлял предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составило 1 месяц 19 дней, то за указанный период он обязан был уплатить страховые взносы не позднее ДД.ММ.ГГГГ, без учёта сведений из налогового органа о доходах от деятельности плательщика страховых взносов за расчётный период 2015 года.

В соответствии с ч.11 ст.14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчётного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчётный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п.1 ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что не представление Затонских К.А. отчетности о доходах от деятельности в налоговый орган является основанием для начисления страховых взносов в фиксированным размере.

При таких обстоятельствах, сумма страховых взносов, подлежащих оплате Затонских К.А. составляет: в Пенсионный фонд РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии – ... рублей (... рублей *26%*1 месяц) + ( ... рублей * 26%/28 дней *19 дней);

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования –... рублей (... рублей * 5,1%*1 месяц) + (... рублей * 5,1%/28 дней*19 дней).

В силу положений ст. 21 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно ст. 25 данного федерального закона пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из анализа приведенных выше положений закона следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании спорного платежа, поскольку только при наличии недоимки по его уплате плательщику страховых могут быть начислены пени.

В соответствии с пунктом 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 г. № 20-П неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Пенсионный фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.

Следовательно, поскольку Затонских К.А. в установленный законом срок не исполнена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования, суд находит обоснованными действия пенсионного фонда по начислению ответчику пени.

Согласно представленному административным истцом расчету, который ответчиком не оспорен и признан судом верным, пеня, начисленная на сумму недоимки по страховым взносам, идущим на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2015 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет ... рублей и пеня, начисленная на сумму недоимки по страховым взносам за 2015 год в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет ... рублей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с положениями ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Принимая во внимание обоснованность требований административного иска, также то, что административный истец был освобождён от уплаты государственной пошлины за подачу административного иска, с административного ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ... к Затонских К.А. о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней удовлетворить.

Взыскать с Затонских К.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Новосибирск, ... (..., из которых:

В Пенсионный фонд РФ - недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на страховую часть трудовой пенсии в размере ... рублей;

- пени, начисленные на сумму недоимки по страховым взносам, идущим на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2015 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рублей.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – недоимку по страховым взносам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рублей;

пени, начисленные на сумму недоимки 2015 год, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рублей.

Взыскать с Затонских К.А. государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Судья Е.А. Пилипенко