НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область) от 15.12.2021 № 2А-614/2021

.

66RS0008-01-2021-000589-24

Дело № 2а-614/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2021 года город Нижний Тагил

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Охотиной С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никель К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области к ФИО1, о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 16 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пени по обязательным платежам и санкциям в общем размере 13 023 рубля 37 копеек, а именно: в доход бюджета МО «город Нижний Тагил» пени, начисленные на недоимку по земельному налогу за период с 01.04.2020 по 12.06.2020 в размере 12934 рубля 40 копеек; в доход бюджета Пенсионного фонда РФ пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период с 13.03.2020 по 12.06.2020 в размере 70 рублей 63 копейки; в доход бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 13.03.2020 по 12.06.2020 в размере 18 рублей 34 копейки.

В обоснование иска указано, что ФИО1 в период с 19.10.2009 по 14.02.2020 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год для уплаты ответчиком составил 4 009 рублей 38 копеек. Ответчиком оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование была произведена 03.08.2020, то есть с нарушением установленного срока. Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год для уплаты ответчиком составил 1 041 рубль 14 копеек. Ответчиком оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование была произведена 03.08.2020, то есть с нарушением установленного срока. С 26.12.2016 по Также в период с 26.12.2016 по 22.02.2017 в отношении ИП проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой было вынесено решение <№> от 18.05.2017 о привлечении ответчика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Ответчику был доначислен земельный налог по объекту налогообложения: земельный участок для эксплуатации административно-бытового здания, расположенный по адресу: <...> в размере 936140 рублей, штраф в размере 93614 рублей и пени в размере 333743 рубля 56 копеек. 13.07.2017 ответчику направлено требование <№> от 30.06.2017 об уплате земельного налога в размере 936140 рублей, пени в размере 333743 рубля 56 копеек и штрафа в размере 93614 рублей со сроком исполнения до 20.07.2017. ФИО1 в установленный срок указанную задолженность не уплатил. 27.07.2017 Инспекцией было вынесено решение <№> о взыскании налога, пени и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.15.08.2017 Инспекцией принято решение <№> о взыскании налогов, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика. Постановлением судебного пристава-исполнителя Дзержинского РОСП города Нижний Тагил ГУФССП по Свердловской области от 24.08.2017 возбуждено исполнительное производство. Поскольку ответчик в установленный законом срок земельный налог не уплатил, в его адрес было выставлено требование <№> от 13.06.2020 об уплате пеней по земельному налогу в размере 12934 рубля 40 копеек за период с 01.04.2020 по 12.06.2020, об уплате пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 70 рублей 63 копейки, об уплате пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 18 рублей 34 копейки, со сроком исполнения до 22.07.2020. До настоящего времени требование не исполнено. 10.08.2020 Межрайонная ИФНС России № 16 по Свердловской области в адрес мирового судьи судебного участка № 3 Дзержинского судебного района г. Нижний Тагил подано заявление о вынесении судебного приказа взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и налогам на общую сумму 13 023 рубля 37 копеек. 17.08.2020 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 указанных сумм, который в связи с поступлением от должника возражений отменен 30.12.2020. В связи с чем, просят требования удовлетворить.

В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрение административного дела определение в порядке упрощенного производства, предоставлен срок для предоставления возражений и дополнительных доказательств по делу до 11.05.2021.

Определением суда от 20.05.2021 рассмотрение административного дела назначено по общим правилам административного судопроизводства, причины чему указаны в определении.

Определением от 12.08.2021 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу №2а-801/2021; и 08.12.2021 производство по делу возобновлено, назначено судебное заседание на 15.12.2021, о чем уведомлены участники процесса, а информация также размещена в сети Интернет.

Представитель административного истца МИФНС № 16 по Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. В своем отзыве на возражения ответчика указал, что довод ответчика о неполучении им требований <№> опровергается предоставленными материалами дела, так как данные требования были направлены ответчику по телекоммуникационным каналам связи, по почте заказным письмом. ФИО1 в период с 19.10.2009 по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Решением <№> от 18.05.2017 был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, ему был доначислен земельный налог за 2013 год в размере 468070 рублей, за 2014 год в размере 468070 рублей, штраф в размере 93614 рублей и пени в размере 333743 рубля 56 копеек. Решение было получено ответчиком лично 23.05.2017. Вышеуказанное решение вступило в законную силу 23.06.2017. 13.07.2017 ФИО1 направлено требование <№> об уплате земельного налога в размере 936140 рублей, пени в размере 333743 рубля 56 копеек и штрафа в размере 93614 рублей со сроком исполнения до 20.07.2017. Данное требование было направлено ответчику по телекоммуникационным каналам связи (далее ТКС) через уполномоченное лицо- ООО «Инсталл». ИП ФИО1 уполномочил ООО «Инсталл» предоставлять налоговую и другую отчетность, иные электронные документы по ТКС в Инспекцию и получать все необходимые документы, связанные с исполнением настоящего поручения. Доверенность выдана без ограничения срока действия с правом передоверия. Решение Инспекции <№> от 18.05.2017 и требование <№> от 30.06.2017 ФИО1 не были исполнены в добровольном порядке, в связи с чем в отношении него 27.07.2017 принято решение <№> о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, а затем 15.08.2017 решение <№> и постановление <№> о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. На основании постановления <№> судебным приставом-исполнителем Дзержинского РОСП города Нижний Тагил ГУФССП по Свердловской области в отношении ФИО1 возбуждено исполнительное производство. Инспекцией порядок и сроки принудительного взыскания задолженности по решению от 18.05.2017 были соблюдены. Основания для признания задолженности безнадежной ко взысканию у Инспекции отсутствует. В связи с отсутствием уплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, истцом выставлено требование <№> от 13.03.2020 об уплате задолженности со сроком исполнения до 21.04.2020. Задолженность по пени образовалась в связи с более поздним сроком уплаты ответчиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 года.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. В своих возражениях указал, что не согласен с заявленными исковыми требованиями, поскольку доказательств, подтверждающих направление МИФНС № 16 по Свердловской области требований <№> от 30.07.2017 и <№> от 13.06.2020 не представлено. Представитель административного ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности и при наличии диплома, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, обратился к суду с заявлением с просьбой о рассмотрении дела без участия административного ответчика. В своих возражения указал, что не согласен с заявленными исковыми требованиями, поскольку отсутствуют доказательства получения административным ответчиком требования <№> от 13.06.2020, <№> от 30.06.2017 об уплате недоимки по земельному налогу, пени и штрафа. 09.10.2014 между ответчиком и ООО «Инсталл» был заключен договор на оказание услуг со сроком действия по 09.10.2017, однако согласно договора и доверенности, ФИО1 не предоставлял ООО «Инсталл» полномочий на получение от налогового органа требований об уплате налога и соответственно налоговый орган не имел оснований для направления требования <№> от 30.06.2017 любым способом данной организации. Кроме того дополнил, что по делу №2а-801/2021 вынесено судом решение, которое вступило в законную силу и которое имеет преюдициальное значение; при этом установлено, что не подлежит исполнению постановление о взыскании земельного налога (ввиду нарушения процедуры и порядка взыскания), на недоимку по которому в данном деле начислена пеня. В связи с чем, в данной части требований просил отказать в полном объеме.

Огласив административный иск, возражения административного ответчика и административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

С 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Федеральный закон от 24 июля 2009года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу.

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются две категории лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В частности к ним относятся: индивидуальные предприниматели, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт 2 пункта 1).

Согласно пункту 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода. В случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное медицинское страхование; в размерах указанных в данное статье.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно пункту 2 статьи 432 суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Вместе с тем, согласно ч.5 названной статьи, - в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.

Судом установлено, что ФИО1 в период с 14.02.2009 по 14.02.2020 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, соответственно, был обязан оплатить страховые взносы в установленный в законе срок и порядке, в частности в течение 15 календарных дней с последней даты.

Поскольку дата прекращения деятельности ответчика в качестве индивидуального предпринимателя 14.02.2020, ФИО1 был обязан уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 4009 рублей 38 копеек и на обязательное медицинское страхование в размере 1041 рубль 14 копеек, не позднее установленного законом срока. Однако ответчиком оплата страховых взносов была произведена только 03.08.2020, то есть с нарушением установленного срока.

Данные обстоятельства не оспорены административным ответчиком, доказательств своевременной уплаты недоимки по страховым взносам не представлено, учитывая и то, что суммы начислений по страховым взносам не оспорены ФИО1 при рассмотрении дела, подтверждены КРСБ и сведениями, содержащимися в требовании <№> от 13.06.2020.

Кроме того, как следует из искового заявления, ФИО1, являясь ИП, был обязан уплатить земельный налог (2013-2015), однако обязанность им исполнена не была, в связи с чем, налоговой инспекцией приняты меры для взыскания налога в принудительном порядке, и соответственно в настоящее время начислены пени на данную недоимку.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать установленные настоящим кодексом пределы.

Из представленных материалов и доводов административного иска, судом установлено, что в период с 26.12.2016 по 22.02.2017 в отношении ИП ФИО1 проведена выездная налоговая проверка. По результатам проверки вынесено решение от 18.05.2017 <№> о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. ФИО1 как индивидуальному предпринимателю, доначислен земельный налог по объекту налогообложения: земельный участок для эксплуатации административно-бытового здания, расположенный по адресу: г.Нижний Тагил, <Адрес>, в размере 936140 рублей, штраф в размере 93614 рублей и пени в размере 333743 рубля 56 копеек.

В соответствии с частью 10 статьи 101.4 НК РФ на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение) этому лицу налоговым органом, выявившим соответствующее правонарушение, направляется требование об уплате (о перечислении) налога (сбора), пеней и штрафа в порядке и сроки, которые установлены статьями 60, 69 и 70 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 6 статьи 45 Кодекса установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.

На основании пунктов 1, 2, 3 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Как следует из иска, 13.07.2017 ФИО1 направлено требование от 30.06.2017 <№> об уплате указанной выше недоимки по земельному налогу, штрафу и пени, со сроком исполнения до 20.07.2017.

27.07.2017 Инспекцией вынесено решение <№> о взыскании задолженности за счет средств на счетах налогоплательщика. Впоследствии, 15.08.2017 решением <№> и постановлением <№> заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 16 по Свердловской области произведено взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества ФИО1 на общую сумму 1372558 рублей 32 копейки.

На основании постановления <№> от 15.08.2017, направленного на исполнение МИФНС № 16 по Свердловской области, возбуждено исполнительное производство в Дзержинском РОСП г.Н.Тагила ГУФССП по Свердловской области за №71670/17/66008-ИП в отношении ФИО1 на общую сумму недоимки 1372558 рублей 32 копейки.

Вместе с тем, как установлено при рассмотрении административного дела №2а-801/2021 (в т.ч. с учетом дополнительного решения от 24.09.2021) указанное постановление <№> вынесено не Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области, а Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Екатеринбурга, поскольку на последнюю решением ФНС России со 02 мая 2017 года возложены функции по централизованному применению мер взыскания задолженности, предусмотренных статьей 17 НК РФ. На основании указанного постановления <№> возбуждено и находится в производстве по настоящее время исполнительное производство № 71670/17/66008-ИП. Решение и дополнительное решение по делу №2а-801/2021 вступили в законную силу.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Исключения из порядка для взыскания пени не предусмотрено.

Как следует из правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

Согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как указано налоговым органом, и как следует из представленного расчета в установленные сроки и по настоящее время обязательные платежи ФИО1 оплачены не были, что явилось основанием для начисления пени и выставления требования <№> от 13.06.2020 об уплате пеней по земельному налогу в размере 12934 рубля 40 копеек за период с 01.04.2020 по 2.06.2020, со сроком исполнения до 22.07.2020.

До настоящего времени требование не исполнено.

Доказательств, свидетельствующих о неправильности начисления пени, административным ответчиком не представлено; расчет пени не спорен; проверен судом и является математически верным, основанным на фактических обстоятельствах по делу.

Сведений об исполнении ФИО1 указанного требования не представлено.

Вместе с тем судом установлено, что решением Дзержинского районного суда города Нижний Тагил от 24.06.2021 по гражданскому делу № 2а-810/2021 (с учетом дополнительного решения от 24.09.2021) административные исковые требования ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №16 по Свердловской области, ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга удовлетворены частично, признано не подлежащим исполнению постановление о взыскании налога, сбора пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика <№>, вынесенное 15.08.2017 руководителем (заместителем руководителя) ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга и переданное на исполнение в службу судебных приставов-исполнителей МИФНС №16 по СО; в частности дополнительным решением на ИФНС России по Ленинскому району г.Екатеринбурга возложена обязанность отозвать постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика <№> от 15.08.2017 из Дзержинского РОСП города Нижнего Тагила УФССП России по Свердловской области.

Также указанным решения суда по делу № 2а-801/2021 установлены следующие, имеющие юридическое значение для данного дела обстоятельства: апелляционным определением Свердловского областного суда от 26 ноября 2020 года по делу №33а-16104/2020, отменено решение Дзержинского районного суда города Нижний Тагил от 11 сентября 2020 года по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области к ФИО1 в части взыскания с ФИО1, пени по земельному налогу за период с 14 ноября 2018 года по 22 июля 2019 года в размере 60 001 рублей 43 копейки, судебной коллегией установлено, что требование <№> от 30 июня 2017 года об уплате налога, страховых взносов, пени направлено налоговым органом в адрес ФИО1 простым почтовым отправлением (л.д. 135-137). Определением Арбитражного суда Свердловской области от 26 июля 2019 года по делу № А60-14929/2019 требования налогового органа о признании ФИО1 банкротом признаны необоснованными. Арбитражным судом указано, что к числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации). Так, уполномоченным органом не представлено доказательств направления требования об уплате задолженности по земельному налогу в размере 936140 рублей. В соответствии с требованием об уплате налога от 30 июня 2017 года <№> крайним сроком уплаты является 20 июля 2017 года, с указанного момента для налогового органа начинает течение шестимесячный срок на обращение к взысканию задолженности в судебном порядке, который истек 20 января 2018 года (л.д. 22-23).

В связи с чем, судом сделан вывод, что налоговым органом при принятии оспариваемого постановления допущено нарушение процедуры принудительного взыскания обязательных платежей за счет имущества налогоплательщика, поскольку требование о добровольном исполнении налоговых обязательств направлено налогоплательщику ФИО1 простой корреспонденцией. Кроме того, судом сделан выводы, что налоговым органом нарушен и установленный законом срок принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам.

Доводы административного ответчика Межрайонной ИФНС России №16 по Свердловской области о направлении требования об уплате налога в адрес ФИО1 через ООО «Инсталл» посредством электронного взаимодействия, поскольку последнее действовало на основании доверенности, судом не принимаются, поскольку был предметом рассмотрения в административном деле № 2а-810/2021; судом они не приняты во внимание (фактически признаны не обоснованными), и сделан вывод об отсутствии у ООО «Инсталл» полномочий получать требования об уплате налога, адресованные ФИО1, соответственно и признано ненадлежащим направление требования об уплате налога <№> налогоплательщику.

В силу ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Поскольку вступившим в законную силу решением суда признано не подлежащим исполнению постановление о взыскании налога, сбора пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика <№> от 15.08.2017, то требование МИФНС № 16 по Свердловской области о взыскании с ФИО1 задолженности по пени за период с 01.04.2020 по 12.06.2020 в размере 12934 рубля 40 копеек, начисленной на недоимку по земельному налогу, ранее взыскиваемого в принудительном порядке на основании постановления налогового органа <№>, не подлежит удовлетворению. В данном случае суд полагает, что налоговым органом фактически утрачена возможность взыскания самой недоимки по земельному налогу ввиду нарушения процедуры и сроков взыскания недоимки (что установлены вышеприведенным решением суда по делу №2а-801/2021), а соответственно и пени на данную недоимку.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В тех случаях, когда недоимка налогоплательщиком не погашена, истец вправе заявить исковые требования в части взыскания пеней; пени могут взыскиваться в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога и не утрачена возможность взыскания самой суммы налога. Соответствующие разъяснения даны Конституционным судом РФ в Определении от 17.02.2015 № 422-О.

Статьей 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Налоговым органом в нарушение ст. ст.62 и 289 КАС РФ не представлено иных доказательств тому, что не утрачена возможность взыскания недоимки по земельному налогу, учитывая вышеприведенное решение суда по делу №2а-801/2021; а доводы налоговой инспекции о соблюдении процедуры взыскания земельного налога фактически в настоящее время направлены на переоценку выводов, изложенных в указанном решении суда, вступившим в законную силу 07.12.2021. При этом в соответствии со ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

При разрешении требований о взыскании пени в сумма 70,63 рубля и 18,34 рубля, начисленных на страховые взносы и заявленные ко взысканию на основании требования <№> от 13.06.2020, судом также принимается во внимание, что налоговым органом представлены доказательства соблюдения срока обращения в суд с данными требованиями.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. При этом в силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый (таможенный) орган в этот срок вправе подать заявление в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней,штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Кроме того, в подпункте 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом (мировым судьей) определения об отмене судебного приказа.

11.08.2020 Налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 Дзержинского судебного района г. Н.Тагила с заявлением о вынесение судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и налогам. Определением мирового судьи судебного участка № 3 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил от 30.12.2020 судебный приказ № 2а-3692/2020 от 17.08.2020 о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и налогам отменен. В суд с административным иском МИФНС № 16 по Свердловской области обратилась 24.02.2021, то есть в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа. В связи с чем, обращение в суд последовало в порядке и в срок, предусмотренный ст. 48 НК РФ.

В связи с чем, с ФИО1 в пользу МИФНС № 16 по Свердловской области подлежат взысканию следующие суммы: в доход бюджета Пенсионного фонда России пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 13.03.2020 по 12.06.2020 в размере 70 рублей 63 копейки; в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 13.03.2020 по 12.06.2020 в размере 18 рублей 34 копейки. В удовлетворении остальной части административных требований необходимо отказать ввиду утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки по земельному налогу, на которую начислены пени, заявленные ко взысканию в настоящем дела в размере 12934 рубля 40 копеек.

Руководствуясь статьями 177-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области к ФИО1, о взыскании обязательных платежей удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, <Адрес> (ИНН <данные изъяты>),

- в доход бюджета Пенсионного фонда России пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 13.03.2020 по 12.06.2020 в размере 70 рублей 63 копейки;

- в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период 13.03.2020 по 12.06.2020 в размере 18 рублей 34 копейки.

В удовлетворении остальной части требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №16 по Свердловской области к ФИО1 о взыскании пени за период с 01.04.2020 по 12.06.2020, начисленной на недоимку по земельному налогу в размере 12934 рубля 40 копеек - отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижнего Тагила в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: С.А. Охотина

Мотивированное решение составлено 28 декабря 2021 года.

Судья: С.А. Охотина