Дело №*** 14 ноября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дзержинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Матусяк Т.П.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Центру пенсионного обслуживания ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>, ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> о признании решения незаконным, обязании произвести перерасчет; встречному иску ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к Центру пенсионного обслуживания ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> о признании решения незаконным, обязании произвести перерасчет.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>.
В обоснование своих требований истец указал, что в период с **.**.**** по **.**.****, старший прапорщик ФИО1, проходил военную службу по контракту в Министерстве обороны РФ.
**.**.****, приказом командира 20 гвардейского мотострелковой дивизии (по личному составу) от **.**.****№***-ПМ, старший прапорщик ФИО1, был уволен с военной службы в запас, по истечении срока контракта о прохождении военной службы.
В период **.**.**** по **.**.****, старший прапорщик ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части 3705 МВД РФ, в должности инструктора водителя-химика ВК по охране КПП и РП.
**.**.****, приказом командира 124 полка №*** л/с, старший прапорщик ФИО1 был уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по пп. «б» п. 3 ст. 51 Федерального закона РФ.
**.**.****, приказом командира войсковой части 3705 №*** с/ч, старший прапорщик ФИО1 исключен из списков личного состава воинской части.
По состоянию на **.**.****, календарная выслуга лет ФИО1 составила 19 лет 08 месяцев, в льготном исчислении 22 года 06 месяцев.
В период прохождения военной службы, во исполнение решения 224 гарнизонного военного суда Санкт-Петербурга, решением жилищной комиссии войсковой части 3705, ФИО1 был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с включением в списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений для постоянного проживания с составом семьи 1 человек.
На день исключения из списков личного состава воинской части, ФИО1 не был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания и вынужден проживать по договорам найма жилого помещения, на «съемной» квартире.
После увольнения старший прапорщик запаса ФИО1 обратился в Главное управления Министерства внутренних дел РФ по <адрес> и <адрес> с заявлением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, предоставив все необходимые документы, включая договор найма жилого помещения.
Рассмотрев данное заявление, Центр пенсионного обслуживания Главного управления Министерства внутренних дел РФ по <адрес> и <адрес> в период с **.**.**** по **.**.****, производил начисление и выплату ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в размере 7200 рублей.
Однако, с **.**.**** и по настоящее время, Центр пенсионного обслуживания Главного управления Министерства внутренних дел РФ по <адрес> и <адрес>, по надуманным основаниям начал производить начисление и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений ФИО1 в размере 3600 рублей ежемесячно, мотивируя свое решение тем, что ФИО1 осуществляет наем жилого помещения в <адрес>, а поэтому выплата денежной компенсации за наем в соответствии с п. 2(1) Постановления Правительства РФ №*** от **.**.****, должна осуществляется как для других городов и районных пунктов, то есть в размере 3600 рублей. При этом полагая, что имеет место быть за период с **.**.**** по **.**.**** переплата денежной компенсации в размере 69520 рублей 56 копеек.
С решением должностных лиц Главного управления Министерства внутренних дел РФ по <адрес> и <адрес> истец не согласен.
Истец ФИО1 просит суд признать решение Центра пенсионного обслуживания Главного управления Министерства внутренних дел РФ по <адрес> и <адрес> производить начисление и выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за период с **.**.**** и по **.**.****, ФИО1 в размере 3600 рублей, незаконным и не действующим с момента принятия данного решения. Обязать Центр пенсионного обслуживания Главного управления Министерства внутренних дел РФ по <адрес> и <адрес> произвести перерасчет и выплатить ФИО1 денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за период:
-с **.**.**** по **.**.****, в размере 10152 рубля 96 копеек, ежемесячно;
-с **.**.**** по **.**.****, в размере 9640 рублей 56 копеек, ежемесячно;
-с **.**.**** по **.**.****, в размере 8837 рублей 76 копеек, ежемесячно.
ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>, в порядке ст. 137 ГПК РФ, обратилось в суд со встречным иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, обосновав встречные требования тем, что в период с **.**.**** по **.**.**** Центром пенсионного обеспечения ГУ МВД России производилась выплата денежной компенсации за наем жилого помещения на общую сумму 116 320 рублей 56 копеек в соответствии с Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****№***.
В соответствии с пунктом 2 названного постановления, военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв.м. общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****№***, по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы.
В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 2 (1) настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления.
Согласно пункту 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от **.**.****№*** денежная, компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем 3600 рублей в других городах и районных центрах.
Таким образом, сумма, подлежащая выплате за названный период, не должна была превышать 46 800 рублей.
Однако, в период с **.**.**** по **.**.**** Центром пенсионного обеспечения ГУ МВД России необоснованно производилась выплата денежной компенсации за наем в размере, превышающем размеры, установленные пунктом 2 (1) постановления Правительства Российской Федерации от **.**.****№***.
Таким образом, произошла переплата денежной компенсации в размере 69 520 рублей 56 копеек (общая сумма произведенных выплат денежной компенсации за наем: жилого помещения в период с **.**.**** по **.**.**** (116 320 рублей 56 копеек ) сумма, подлежащая выплате (46 800 рублей).
Об указанных обстоятельствах, а также, о необходимости явиться в ЦПО ГУ МВД России для решения вопроса о возврате переполученной денежной компенсации ФИО4 был уведомлен письмом №*** от **.**.****.
Расчет суммы начисленных процентов за период с **.**.**** по **.**.****, то есть за 275 дней:
-с **.**.**** по **.**.**** (34 дня): 69 520 х 34 х 7,75% / 365 - 501,88 рубль;
-с **.**.**** по **.**.**** (42 дня): 69 520 х 42 х 7,50% / 365 = 599,97 рублей;
-с **.**.**** по **.**.**** (175 дней): 69 520 х 175 х 7,25% / 365 = 2 416,53 рублей;
-с **.**.**** по **.**.**** (24 дня): 69 520 х 24 х 7,50% / 365 = 342,84 рубля.
ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> просит суд взыскать с ФИО1 в пользу ГУ МВД России сумму неосновательного обогащения в результате переплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, расположенного в <адрес> за период с **.**.**** по **.**.**** в размере 69 520 рублей 56 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 861 рубля 22 копеек.
Истец ФИО1, представитель истца по доверенности ФИО5 в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддерживают, встречный иск не признают, представили суду письменные возражения на встречное исковое заявление, из которого следует, что получаемая денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений, перечисляемая ФИО1 Центром пенсионного обслуживания Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и <адрес>, направлялась исключительно для частичного погашения суммы ежемесячного платежа в размере 15 000 рублей, согласно договоров найма жилого помещения находящегося по адресу: <адрес> бор, <адрес>, то есть как средства к существованию, но ни как для обогащения.
Со стороны ФИО1 нет ни одного факта свидетельствующего о его недобросовестности (фальсификации) в получении денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, или умысла на обогащение за счет Главного управления MB России по Санкт-Петербургу и <адрес>, а тем более счетных ошибок способствующим неправильному по мнению истца (по встречному иску) начислению денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Что касается правовых оснований и законности начисления денежной компенсации, в соответствии с п. 2. постановления Правительства Российской Федерации от **.**.****№***, установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв.м. общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****№*** «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).
В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв.м. для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации, уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв.м. на семью из 2 человек, 43 кв.м. на семью из 3 человек, по 12 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.
Пунктом 2(1) Постановления установлено, что денежная компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в <адрес> и Санкт-Петербурге - 15000 рублей; в других городах и районных центрах - 3600 рублей; в прочих населенных пунктах - 2700 рублей.
Из договоров найма жилого помещения усматривается, что ФИО1 осуществляет поднаем жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> бор, <адрес>, с суммой ежемесячного платежа 15 000 рублей.
В силу тех обстоятельств, что имея воинское звание старший прапорщик запаса, ФИО1 проживает на условиях найма жилого помещения в <адрес>, размер денежной компенсации согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от **.**.****№***, ежемесячно составляет: 10152 рублей 96 копеек за 2016 год; 9640 рублей 56 копеек за 2017 год; 8837 рублей 76 копеек за 2018 год.
24 кв.м. норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации установленный для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации, уволенного с военной службы.
Предельная стоимость найма (поднайма) 1 кв.м. обшей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****№*** «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения».
Истец просит суд в удовлетворении исковых требований Главного управления Министерства внутренних дел РФ по <адрес> и <адрес> отказать в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>ФИО6 в судебное заседания явился, поддерживает требования, заявленные во встречном иске, иск ФИО1 не признает, представил суду письменные возражения на исковое заявление ФИО1, из которых следует, что в соответствии с Законом о статусе военнослужащих и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей Правительство Российской Федерации постановлением от **.**.****№*** утвердило Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от **.**.****№*** денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв.м. общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.****№*** «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы.
В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления.
Расходы, связанные с реализацией настоящего пункта, размеры которых превышают размеры, установленные пунктом 2(1) настоящего постановления (при условии, что указанные расходы произведены с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица), возмещаются федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
Согласно пункту 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от **.**.****№*** денежная компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем 3600 рублей в других городах и районных центрах.
Предоставление Правительством Российской Федерации права руководителю федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченному им должностному лицу давать разрешение на выплату денежной компенсации офицерам и прапорщикам (мичманам) в большем размере, чем ранее было установлено и сохранено в настоящее время для солдат (матросов), сержантов (старшин), закону не противоречит. Данная процедура является составной частью порядка выплаты денежной компенсации, определение которого в силу закона находится в компетенции Правительства Российской Федерации. При этом в случае отсутствия указанного решения руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица выплата денежной компенсации офицерам и прапорщикам (мичманам) должна производиться в тех же размерах, что и установленная для солдат (матросов), сержантов (старшин).
ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Центра пенсионного обслуживания ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд находит исковое заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению, встречное исковое заявление ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от **.**.****, гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающими с ними членами их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах которые определяются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 909 утвержден Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей.
Данным Постановлением утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.
Согласно п. 2, 3 настоящего Положения, решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно, на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.
В соответствии с п. 2, 3, 4 Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 909, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).
В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего Постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего Постановления.
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации, уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Расходы, связанные с реализацией настоящего пункта, размеры которых превышают размеры, установленные пунктом 2(1) настоящего Постановления (при условии, что указанные расходы произведены с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, или уполномоченного им должностного лица), возмещаются федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
Согласно п. 2(1) Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 909, денежная компенсация военнослужащим - гражданам, имеющим воинское звание солдата, сержанта, матроса или старшины, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем: в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15 000 руб.; в других городах и районных центрах - 3 600 руб.; в прочих населенных пунктах - 2 700 руб.
Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
Довод истца о том, что ограничение размера выплат, установленное пунктом 2(1) Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 909, на него не распространяется, поскольку он имеет воинское звание старший прапорщик, противоречит действующему законодательству.
Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 989 утверждены изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 909 (далее - Изменения).
Данное постановление опубликовано на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) **.**.**** и в Собрании законодательства Российской Федерации от **.**.**** N 39 ст. 5407.
Согласно Изменениям пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 909 изложен в новой редакции, постановление также дополнено пунктом 2(1).
Постановление Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 989 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" являлось предметом оценки Верховного Суда РФ, который в своем решении от **.**.**** N ВКАПИ17-16 указал следующее.
Как следует из содержания абзацев 2 и 3 пункта 1 постановления N 989, определенные в пункте 2 этого постановления максимальные размеры денежной компенсации фактических расходов, подлежащих возмещению за наем (поднаем) жилья, также установлены применительно к военнослужащим - гражданам, уволенным с военной службы и имеющим воинское звание офицера
Положения пункта 2 постановления N 989 в оспариваемой части фактически не устанавливают каких-либо различий в вопросе предоставления денежной компенсации за наем (поднаем) жилья в зависимости от воинских званий и прекращения военно-служебных отношений.
Согласно абзацам 37 и 38 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган государственной власти исполняет бюджетные обязательства от имени публично-правового образования за счет средств бюджета в пределах выделяемых ассигнований и установленных лимитов.
При этом в силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" правом устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей наделены, в том числе федеральные государственные органы.
Правительство Российской Федерации, внеся оспариваемые изменения в соответствующее постановление, на основании абзаца 6 пункта 1 постановления N 989 и путем дополнения постановления N 909 абзацем 5 пункта 2 предусмотрело дополнительную социальную гарантию в виде выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья сверх тех гарантированных размеров этой компенсации, которые определены в пункте 2 данного постановления.
Такое превышение размеров компенсационных выплат в силу бюджетного законодательства не может являться произвольным и определяется исходя из лимитов средств, выделенных в федеральном бюджете на эти цели.
Из этого следует, что установленные Правительством Российской Федерации в абзаце 6 пункта 1 постановления N 989 ограничения, связанные со сверхнормативной выплатой денежной компенсации, непосредственно вытекают из действующего законодательства, не противоречат ему и не содержат неопределенности в толковании.
Размеры выплат, определенные в п. 2 постановления N 989, не могут быть изменены руководителем либо уполномоченным лицом федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Из указанного следует, что предельные размеры выплат установлены для всех военнослужащих независимо от воинских званий, но для военнослужащих - граждан Российской Федерации, имеющих воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящих военную службу по контракту либо уволенных с военной службы, предусмотрена возможность возмещения расходов, размеры которых превышают размеры, установленные п. 2(1) вышеуказанного Постановления.
Из буквального содержания абз. 5 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 909, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от **.**.**** N 989 следует, что для возмещения расходов, связанных с реализацией настоящего пункта, размеры которых превышают размеры, установленные п. 2(1) (в данном случае 3600 руб. в месяц) требуется соблюдение двух условий, а именно указанные расходы произведены с разрешения руководителя федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), и за счет и в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели.
Вместе с тем, совокупности указанных условий в настоящем случае не имеется, в связи с чем, отсутствовали правовые основания для выплаты ФИО1 денежной компенсации за наем жилого помещения в <адрес> в сумме, превышающей 3600 рублей. Выплаченные сверх указанной суммы денежные средства являются неосновательным обогащением истца.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
При этом довод истца о том, что выплата ему денежных средств в размере, превышающем 3600 рублей в месяц, не является следствием его недобросовестных действий, не имеет правового значения.
В соответствии с п. 2 ст. 1102 ГК РФ, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, для возникновения обязательств, предусмотренных ст. 1102 ГК РФ, необходимо, чтобы обогащение одного лица произошло за счет другого; обогащение произошло при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, как указано в статье 1109 ГК РФ: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Перечисленные ФИО1 денежные суммы не подпадают под категорию денежных средств, приравненных к заработной плате (пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы) и предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, в связи с чем, установленные пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ ограничения для взыскания неосновательного обогащения не подлежат применению в настоящем случае.
Размер неосновательного обогащения за период с **.**.**** по **.**.**** составил 69520 рублей 56 копеек.
Расчет излишне выплаченной ФИО1 суммы им не оспаривается, судом проверен и признан обоснованным.
В силу п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Суд соглашается с позицией ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> в части того, что проценты подлежат начислению со дня направления ФИО1 письма от ЦПО ГУ МВД России №*** от **.**.****.
Расчет процентов за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 3861 рубль 22 копейки, приведенный во встречном иске, также не оспаривается истцом, судом проверен, признан соответствующим требованиям действующего законодательства.
С ФИО1 также надлежит взыскать государственную пошлину, в соответствии с положениям ст. 98 ГПК РФ.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Центру пенсионного обслуживания ГУ МВД России по <адрес> и <адрес>, ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> о признании решения незаконным, обязании произвести перерасчет отказать.
Взыскать с ФИО1 в пользу ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> неосновательное обогащение в результате переплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, расположенного в <адрес> за период с **.**.**** по **.**.**** в размере 69520 рублей 56 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 3861 рубль 22 копейки, а всего 73381 (семьдесят три тысячи триста восемьдесят один) рубль 78 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход государства государственную пошлину в сумме 2401 (две тысячи четыреста один) рубль 45 копеек.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матусяк