НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского городского суда (Нижегородская область) от 09.12.2010 № 2-3838

                                                                                    Дзержинский городской суд Нижегородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Дзержинский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-3838/10

09.12.2010 г.

Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего федерального судьи Свешниковой М.В. при секретаре Герасимовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамшутдиновой Нины Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области о пересмотре страхового стажа,

У С Т А Н О В И Л:

Шамшутдинова Н.И. обратилась в суд с иском к УПФ РФ по г. Дзержинску Нижегородской области об обязании произвести пересмотр страхового стажа, включив в него: 5 лет (с июня 1982 г. по июнь 1987 г) в связи с отсутствием возможности трудоустройства по месту службы мужа военнослужащего и 1 месяц 21 день за 2000 г. (с 11.11.2000 года по 31.12.2000 г.) в связи с тем, что не зачислен страховой стаж ; обязать УПФ РФ по г. Дзержинску; признать уплату ЕНВД в 2000 году страховыми взносами в пенсионный фонд; обязать УПФ РФ по г. Дзержинску возместить разницу недоплаченных сумм с дату назначения пенсии (30.06.2005 года) с учетом инфляции. Мотивируя свои требования тем, что в 2005 году она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Дзержинску с заявлением о досрочном назначении пенсии  и представила в пенсионный фонд необходимые документы, в том числе:Справки о заработной плате, включая 2000-2001 годы; документы, подтверждающие факт того, что она является  (с 1998 года); справку из воинской части № о невозможности трудоустройства по месту, где проходил службу муж военнослужащий. Трудовая пенсия по старости была назначена 30.06.2005 года в соответствии с ФЗ № 173 от 17.12.2001 г., исходя из продолжительности общего трудового стажа на 01.01.2002 года 19 лет 9 месяцев 27 дней, заработной платы за 60 месяцев работы в период с 01.09.1991 г. по 31.08.1996 г. и суммы страховых взносов перечисленных в ПФР с 01.01.2002 г.. На дату назначения пенсии в 2005 году на ее индивидуальном лицевом счёте имелись сведения об уплаченных взносах как  за 1998 -1999, 2002 -2004 годы. Сведения за 2000 - 2001 отсутствовали. В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 18.04.2002 года № 27 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вменённый доход (ЕНВД) в соответствии с федеральным законом «О ЕНВД» (зарегистрированного в Минюсте РФ 28.05.2002г. № 3472)» при применении закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» уплата ЕНВД приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской федерации, соответственно периоды уплаты налога включаются в общий трудовой стаж. Исчисление среднемесячного заработка производится путём деления суммы вменённого дохода, с которого уплачен единый налог, на период, за который уплачен налог. В 2000 году ею были перечислены платежи по ЕНВД в размере 8305,0 рублей. ( зарплата за 2000 год составила 7800,0 рублей). В 2001 году - платежи по ЕНВД составили 11635,0 рублей. Ее годовой доход по  в 2001 году составил 58175,0 рублей, соответственно среднемесячный заработок в 2001 году составил 4848,0 рублей. (Средняя заработная плата по стране составляла 1495,0 рублей). Таким образом, ее коэффициент по заработку в 2001 году составил 3,2, что значительно превышал максимальный коэффициент (1,2). В 2005 году ей не сообщили об отсутствии сведений об уплаченных взносах за 2000-2001 годы. Специалист клиентской службы сообщила, что все сведения о  у них имеются, и они выберут наиболее благоприятный период для начисления пенсии, не разъяснила ее права, технологию индивидуального (персонифицированного) учёта и представления сведений. В течение 5 лет она ежегодно писала заявления о перерасчёте пенсии и задавала вопрос: «почему такая маленькая пенсия?» (первоначально назначенная пенсия составляла - 1743,0 рубля) и напоминала, что налоги в пенсионный фонд на ее индивидуальный лицевой счёт поступали с двух видов деятельности:  и . Весь этот период перерасчёт пенсии ей делали только с учётом страховых взносов, поступивших за прошлый календарный год. 17 февраля 2010 года, самостоятельно изучив нормативно - правовые документы по пенсионному обеспечению, она обратилась в управление Пенсионного фонда по городу Дзержинску по поводу маленькой пенсии. Специалист ФИО1 предложила написать опять же заявление о перерасчёте пенсии по основанию с учётом страховых взносов за прошлый календарный год, не разъяснила ее права о перерасчёте пенсии по заработку. В период с 17.02.2010г. по 26.02.2010г. она обращалась к специалисту ФИО1, начальнику отдела персонифицированного учёта с просьбой произвести перерасчёт пенсии по заработку, к юристу управления ПФ РФ по вопросу зачисления налогов на лицевой счёт за 2000-2001 годы, и представляла в подтверждение своей правоты следующие нормативно-правовые и отчётные документы: Федеральный закон № 173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ»; Федеральный закон № 146 от 22.07.2008г.«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления трудовых пенсий»; Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»; Постановление Минтруда РФ от 18.04.2002 года № 27 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вменённый доход (ЕНВД) в соответствии с федеральным законом «ОЕНВД» (зарегистрированного в Минюсте РФ 28.05.2002г. № 3472)»;Свидетельство об уплате ЕНВД за 2001 и бланк отрывного талона с расчётом ЕНВД по кварталам за 2000 год с отметкой налоговой инспекции об уплате ЕНВД; Копии квитанций об уплате ЕНВД за 2000-2001 годы. 26.02.2010 года от нее было принято заявление о занесении данных об уплате ЕНВД за 2001 год на лицевой счёт. В 2000 году в городе Дзержинске документом, подтверждающий уплату ЕНВД являлся отрывной талон расчёта ЕНВД, его принимать для зачисления ЕНВД на лицевой счёт специалисты управления пенсионного фонда - отказались. В результате период уплаты ЕНВД за 2000 год выпадает и как страховой стаж, и как основание для расчёта коэффициента по заработку. 04.03.2010 года отдел персонифицированного учёта сообщил ей, что данные об уплате ЕНВД только за 2001 г. занесены на ее лицевой счёт. 16.04.2010 года специалист ФИО2 приняла заявление о перерасчёте пенсии по основанию ПК по заработку. С 01.01.2010 года был осуществлён перерасчёт пенсии исходя из общего трудового стажа 20 лет 4 месяца 28 дней. Ответчик не включил в ее страховой стаж: 5 лет в связи с отсутствием возможности трудоустройства по месту службы мужа военнослужащего; 1 месяц 21 день за 2000 год в связи с тем, что не зачислен страховой стаж . 25.07.2010 года ею было подготовлено и направлено начальнику Пенсионного фонда г. Дзержинска заявление о возмещении денежных средств по ранее неправильно начисленной пенсии с даты её назначения. 06.08.2010 года в ответе на ее обращение, произвести перерасчёт страховой части трудовой пенсии с даты её назначения, начальник Управления Пенсионного фонда по городу Дзержинску сообщил о том, что оснований для перерасчёта не имеется.

16.11.2010 г. истец уточнила свои исковые требования и просила, обязать управление пенсионного фонда по городу Дзержинску произвести
пересмотр страхового стажа, включив в него: 5 лет (с июня 1982 по июнь 1987 года) в связи с отсутствием возможности трудоустройства по месту службы мужа военнослужащего и 1 месяц 21 день за 2000 год (с 11.10.2000 по 31.12.2000года) в связи с тем, что не зачислен страховой стаж ; Обязать управление пенсионного фонда по городу Дзержинску признать уплату ЕНВД в 2000 году страховыми взносами в пенсионный фонд; Обязать управление пенсионного фонда по городу Дзержинску возместить разницу недоплаченных сумм с учётом индивидуального коэффициента пенсионера равного 1.2, с даты назначения пенсии (30.06.2005 года) с учётом инфляции. Мотивируя тем, что УПФ по г. Дзержинску не выполнено ст. 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а именно: «консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании», в результате не довели до нее информацию соответствующую действующему на тот момент постановлению Минтруда № 27 от 18 апреля 2002 г., не сообщили об отсутствии сведений об уплаченных ею взносах за 2000-2001 годы и Постановления Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555 о необходимости представления свидетельства, подтверждающее уплату ЕНВД. Поэтому специалистами ПФ: был выбран не благоприятный период для начисления мне трудовой пенсии; индивидуальный коэффициент пенсионера мне был определён 0,577, тогда как она имела право на максимальный коэффициент 1.2; стажевый коэффициент равный 0.55 ей должен был быть назначен при стаже 15 лет (ребёнок инвалид детства), с последующим увеличением в 0.01 за каждый отработанный год свыше 15лет, она имела полное право на назначение мне пенсии по ФЗ № 173 от 17.12.2001 г.

Истец в судебное заседание явилась. Исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание явился. Исковые требования не признала. В отзыве указала, что 30.06.2005г. в УПФР по г. Дзержинску за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 28 Закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» обратилась Шамшутдинова Нина Ивановна. В соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии был определен на основании документов, имеющихся в распоряжении УПФР по состоянию на день, в который выносится решение об установлении трудовой пенсии. При рассмотрении вопроса о назначении трудовой пенсии по старости расчет пенсии был произведен: в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в соответствии с Законом № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». При рассмотрении расчета размера пенсии в соответствии с законом № 173-ФЗ необходимо учитывать следующее. Страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Страховой стаж состоит из периодов, классифицируемых по двум группам: страховые периоды, включаемые в страховой стаж, - периоды работы и (или) иной
деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд (ст. 10 Закона); не страховые периоды (в течение которых не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд), засчитываемые в страховой стаж наряду со страховыми периодами (ст. 11 Закона). В Законе № 173-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего законодательства) речь идет не об общем трудовом, а о страховом стаже. При этом содержание понятия «страховой стаж» является более узким, чем «трудовой стаж» и «общий трудовой стаж», так как в него засчитывается ограниченное число периодов, за которые не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Так, не засчитывается в страховой стаж: учеба; проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности; проживание за границей жен (мужей) работников советских (российских) учреждений и международных организаций; время работы за границей, если за этот период не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Однако наряду с периодами работы, за которые производились отчисления страховых взносов, при расчете размера трудовой пенсии может быть учтен и «нестраховой» период (отпуск по уходу за ребенком) в соответствии с пп.З п.1 ст.П Закона № 173-ФЗ. Федеральным законом от 21.03.2005г. № 18-ФЗ определен порядок выделения Пенсионному фонду РФ средств федерального бюджета на возмещение «нестраховых» периодов. Другим существенным отличием является то, что страховой стаж не имеет того значения, которое отводилось трудовому стажу; в частности при определении размера трудовой пенсии, которое производится по нормам ст. 30 Закона № 173-ФЗ. В соответствии с данной статьей названного закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002г. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002г, учитываемая в календарном порядке. Размер пенсии определяется исходя из продолжительности общего трудового стажа на 01.01.2002г. Таким образом, при расчете размера пенсии с учетом периодов работы, за которые производилась уплата страховых взносов, будет учтен стаж 19 лет 9 месяцев 27 дней, при этом размер пенсии составит 1659 руб. 46 коп. Пунктом 4 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитывается весь период проживания с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности и были в установленном порядке признаны безработными, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если их дети нуждались в постороннем уходе. Как указывалось выше, Закон № 173-ФЗ обусловливает установление трудовой пенсии наличием не общего трудового стажа, а страхового стажа, в который указанные периоды не засчитываются (ст. ст. 7 -13 Закона № 173-ФЗ). Следовательно, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ не подлежит применению с 1 января 2002 г., как противоречащий Закону № 173-ФЗ. В то же время при определении права на пенсию необходимо учитывать соответствующие решения Конституционного Суда РФ. В том случае, если без применения старого пенсионного законодательства гражданин не может приобрести право на трудовую пенсию, то это законодательство необходимо использовать. Поскольку вариант исчисления пенсии в соответствии с нормами Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» являлся для Шамшутдиновой Н.И. более выгодным, то сведения о периоде проживания жены военнослужащего по месту службы мужа и невозможности устройства по специальности был учтен в общий трудовой стаж. Размер пенсии был определен исходя из продолжительности общего трудового стажа (с учетом периода проживания жены военнослужащего по месту службы мужа и невозможности трудоустройства) на 01.01.2002г. - 25 лет 00 месяцев 29 дней и составил 1743 руб.75 коп. До момента обращения Шамшутдиновой Н.И. в УПФР по г. Дзержинску с заявлением о перерасчете пенсии с учетом заработной платы и стажа (16.04.2010г.), расчет пенсии было выгодно исчислять в соответствии с Законом № 340-1. На дату назначения пенсии на индивидуальном лицевом счете Шамшутдиновой Н.И. имелись сведения об уплаченных страховых взносах, подтверждающих работу в качестве , за периоды с 10.06.98г. по 31.12.98г., с 01.01.99г. по 30.06.99г.. За период работы в качестве  с 11.11.2000г. по 01.08.2001г. сведений об уплаченных страховых взносах не было. Нормами ГК РФ предусмотрено право граждан осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Гражданским законодательством предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке (ст. 2 ГК РФ). В качестве подтверждения факта регистрации  регистрирующим органом выдается свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. С 01.01.2002г. вступили в силу Федеральный Закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в соответствии с которыми осуществляется в настоящее время назначение и выплата пенсии. Согласно ст.10 Закона от 17.12.2001г. в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФ РФ. Пунктом 2 ст. 29 ФЗ № 173 предусматривается, что при применении данного закона уплата единого налога приравнивается к уплате страховых взносов в ПФ РФ. В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения ИП, осуществлявших уплату единого налога за периоды до 01.01.2002г. Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с ПФ РФ было принято Постановление от 18.04.2002г. № 27 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения ИП, перешедших на уплату ЕНДВ в соответствии с федеральным законом «О Едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», в соответствии с которым подтверждение общего трудового стажа, а также среднемесячного заработка для определения расчетного пенсионного капитала индивидуальных предпринимателей, включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих выплаты наемным работникам, производится за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица согласно Федеральному закону от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 г. № 1028 «Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности», выдаваемого налоговыми органами, после регистрации в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При подаче заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в июне 2005г. Шамшутдиновой Н.И. свидетельства о государственной регистрации  за 2000-2001г. представлено не было. Неоднократно (с 2006г. по 2010г.) Шамшутдинова Н.И. обращалась в УПФР по г. Дзержинску за перерасчетом страховой части пенсии, перерасчетом (увеличением) базовой части пенсии в связи с представлением справок об учебе. Однако заявлений о перерасчете пенсии по стажу и заработной плате за 2000-2001г. истицей не подавалось. Свидетельство о государственной регистрации за 2001г. было представлено в УПФР только в апреле 2010г. На основании представленного документа и заявления о перерасчете пенсии по стажу и заработной плате за 2001г., был произведен перерасчет пенсии. Согласно ст.20 Федерального закона № 173-ФЗ перерасчет пенсии производиться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете трудовой пенсии. В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...» и в соответствии с п.2 ст.37 названного закона данный перерасчет пенсии Шамшутдиновой Н.И. был произведен с 01.01.2010г. За период с 01.01.2010г. по 30.04.2010г. была произведена доплата пенсии. Документов об уплаченных страховых взносах, подтверждающих работу в качестве  за период с 11.11.2000г. по 31.12.2000г. истцом представлено не было (Свидетельство о государственной регистрации). Таким образом, период работы в качестве  с 11.11.2000г. по 31.12.2000г. не учтен при перерасчете пенсии с 01.01.2010г. Как указывалось выше, до представления документов, на основании которых был произведен перерасчет пенсии по стажу и заработной плате размер пенсии Шамшутдиновой Н.И. исчислялся в соответствии с законодательством РФ № 340-1. После перерасчета пенсии по представленным документам расчет размера пенсии Шамшутдиновой Н.И. стало выгодно производить по закону № 173-ФЗ. В Законе № 173-ФЗ речь идет не об общем трудовом, а о страховом стаже. Страховой стаж состоит из периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд (ст. 10 Закона), и «нестраховых» периодов (в течение которых не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд), засчитываемые в страховой стаж наряду со страховыми периодами (ст.11 Закона). С 01.01.2009г. вступил в силу Федеральный закон № 146-ФЗ от 22.07.2008г., которым внесены изменения в отдельные «пенсионные «законодательные акты по вопросам установления трудовых пенсий. В соответствии со ст.З названного закона расширен перечень нестраховых периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности, предусмотренными ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Так п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» дополнен п. 7 и п. 8, предусматривающими следующие виды "нестраховых" периодов, засчитываемых в страховой стаж:

1) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности (пп. 7 п. 1 ст. 11);

2) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за
рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности (пп. 8 п. 1 ст. 11).

«Нестраховые» периоды - это учитываемые при назначении трудовых пенсий периоды, когда человек официально не работал и, значит, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за него не перечислялись. Указанные периоды в общем трудовом стаже для оценки пенсионных прав не учитываются, однако эти периоды включаются в страховой стаж, с учетом которого определяется право на трудовую пенсию. Федеральным законом от 21.03.2005г. № 18-ФЗ определен порядок выделения Пенсионному фонду РФ средств федерального бюджета на возмещение «нестраховых» периодов. При установлении трудовых пенсий нестраховые периоды, засчитанные в страховой стаж и имевшие место до 01.01.2009г. подлежат возмещению в случае если:

- если они не были учтены при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со ст.30 закона № 173-ФЗ, в т.ч., когда расчетный размер пенсии определен исходя из размера пенсии, установленного по нормам ранее действовавшего закона РФ от 20.11.90г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»;

- суммарная продолжительность нестраховых периодов, имевших место до 01.01.2002г. с учетом продолжительности других периодов, включенных в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав, не превышает предельный стажевый коэффициент 0,75.

Периоды проживания супругов военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, в том числе имевшие место до 01.01.2009г., подтверждается справками установленного образца, выданными войсковыми частями или военкоматами. В материалах пенсионного дела имелась справка, выданная военкоматом о невозможности трудоустройства Шамшутдиновой Н.И. по специальности (в соответствии с п. «г» ст.92 Закона № 340-1) При данной формулировке в документе указанного нестрахового периода - данный период не подлежит возмещению. В связи с этим, Шамшутдиновой Н.И. было предложено заменить данный документ. Справка об отсутствии возможности трудоустройства по месту прохождения военной службы мужа была выдана военным комиссариатом г. Дзержинска в апреле 2010г. 30.04.2010г. в УПФР поступило заявление от Шамшутдиновой Н.И. о перерасчете пенсии с учетом «нестраховых» периодов. На основании ст.20 Федерального закона № 173-ФЗ перерасчет пенсии производиться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете трудовой пенсии. Таким образом, перерасчет пенсии с учетом «нестрахового» периода работы был произведен с 01.05.2010г. Считает, что оснований для перерасчета размера пенсии с первичной даты назначения пенсии, т.е. с 30.06.2005г. не имеется.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, материалы приобщенного пенсионного дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что 30.06.2005г. в УПФР по г. Дзержинску за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст. 28 Закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» обратилась Шамшутдинова Нина Ивановна. В соответствии с действующим законодательством размер трудовой пенсии ей был определен на основании документов, имеющихся в распоряжении УПФР по состоянию на день, в который выносится решение об установлении трудовой пенсии. При рассмотрении вопроса о назначении трудовой пенсии по старости расчет пенсии был произведен в соответствии с Законом № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», поскольку это было наиболее выгодным вариантом для размера пенсии. Истица просит произвести перерасчет пенсии с момента первоначального назначения, то есть с 30.06.2005г. в соответствии с нормами закона № 173 ФЗ, считая, что данный расчет пенсии был бы наиболее выгоден для нее. Также просит включить в ее страховой стаж период работы в качестве  с 11.11.2000г. по 31.12.2000г.

При определении права на пенсию необходимо учитывать соответствующие решения Конституционного Суда РФ. В том случае, если без применения старого пенсионного законодательства гражданин не может приобрести право на трудовую пенсию, то это законодательство необходимо использовать. Поскольку вариант исчисления пенсии в соответствии с нормами Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» являлся для Шамшутдиновой Н.И. более выгодным, то сведения о периоде проживания жены военнослужащего по месту службы мужа и невозможности устройства по специальности был учтен в общий трудовой стаж. Размер пенсии был определен исходя из продолжительности общего трудового стажа (с учетом периода проживания жены военнослужащего по месту службы мужа и невозможности трудоустройства) на 01.01.2002г. - 25 лет 00 месяцев 29 дней и составил 1743 руб.75 коп. До момента обращения Шамшутдиновой Н.И. в УПФР по г. Дзержинску с заявлением о перерасчете пенсии с учетом заработной платы и стажа (16.04.2010г.), расчет пенсии было выгодно исчислять в соответствии с Законом № 340-1. На дату назначения пенсии на индивидуальном лицевом счете Шамшутдиновой Н.И. имелись сведения об уплаченных страховых взносах, подтверждающих работу в качестве , за периоды с 10.06.98г. по 31.12.98г., с 01.01.99г. по 30.06.99г.. За период работы в качестве  с 11.11.2000г. по 01.08.2001г. сведений об уплаченных страховых взносах не было. Нормами ГК РФ предусмотрено право граждан осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Гражданским законодательством предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке (ст. 2 ГК РФ). В качестве подтверждения факта регистрации индивидуальным предпринимателям регистрирующим органом выдается свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. С 01.01.2002г. вступили в силу Федеральный Закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в соответствии с которыми осуществляется в настоящее время назначение и выплата пенсии. Согласно ст.10 Закона от 17.12.2001г. в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФ РФ. Пунктом 2 ст. 29 ФЗ № 173 предусматривается, что при применении данного закона уплата единого налога приравнивается к уплате страховых взносов в ПФ РФ. В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения ИП, осуществлявших уплату единого налога за периоды до 01.01.2002г. Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с ПФ РФ было принято Постановление от 18.04.2002г. № 27 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения ИП, перешедших на уплату ЕНДВ в соответствии с федеральным законом «О Едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», в соответствии с которым подтверждение общего трудового стажа, а также среднемесячного заработка для определения расчетного пенсионного капитала индивидуальных предпринимателей, включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих выплаты наемным работникам, производится за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица согласно Федеральному закону от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 г. № 1028 «Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности», выдаваемого налоговыми органами, после регистрации в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При подаче заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в июне 2005г. Шамшутдиновой Н.И. свидетельства о государственной регистрации предпринимателя за 2000-2001г. представлено не было. Доказательством того обстоятельства, что Шамшутдинова Н.И. изначально представила в Пенсионный Фонд документы, необходимые для назначения пенсии по ФЗ № 340-1 (что являлось для истицы более выгодным по сравнению с назначением пенсии по ФЗ № 173), является подписанное собственноручно истицей заявление в ПФ с указанием на приложение справки о заработной плате за 60 месяцев для начисления пенсии именно по вышеуказанному закону. Доказательств того, что Шамшутдинова Н.И. представляла документы для назначения пенсии по ФЗ № 173, но ей они были возвращены, истицей суду не представлено. Более того, о том, что Ша мшутдиновой Н.И. сведения об уплаченных ею взносах в качестве подтверждения ее работы в качестве  в УПФ РФ по г.Дзержинску не предоставлялись и, соответственно, ей не возвращались, свидетельствует пустая графа «возврат документов» в пенсионном деле, за которую истица собственноручно расписалась. Поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, и по личному заявлению Шамшутдиновой Н.И. ей, с учетом представленных документов, пенсия была ей назначена по ФЗ № 340-1. Размер пенсии был исчислен верно, в соответствии с Федеральным Законом «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1от 20.11.1990г., исходя из продолжительности общего трудового стажа, заработной платы за 60 месяцев и суммы страховых взносов. На момент обращения Шамшутдиновой Н.И., с учетом представленных ею документов, размер ее пенсии составил 1743,75 рубля (при назначении пенсии по ФЗ № 173 размер пенсии на дату назначения составил бы 1662,57 рубля).

Доводы истицы о том, что ей должны были разъяснить, какие ей еще необходимо собрать документы для назначения пенсии по ФЗ № 173, но ей не разъяснили, а потому налицо вина УПФ РФ, суд находит несостоятельными, поскольку заявление о назначении пенсии по вышеуказанному закону Шамшутдинова Н.И. не подавала, волеизъявление на это от нее не было, документы ею не предоставлялись в ПФ, ответчик рассмотрел все представленные истицей документы, и в соответствии с ними назначил пенсию. Впоследствии по заявлению истицы по предоставляемым ею дополнительно документам УПФ РФ производил ей перерасчет пенсии. На настоящий момент в страховой стаж истицы не включен только период ее работы в качестве  с 11.11.2000г. по 31.12.2000г., поскольку за указанный период времени ею в ПФ РФ не представлено свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход. Поскольку данное свидетельство у истицы отсутствует, но в суд она предоставила отрывные талоны расчета единого налога на вмененный доход и квитанции, суд полагает данные документы допустимыми доказательствами по настоящему делу и считает возможным включить указанный период в страховой стаж истицы, однако, включение данного периода на настоящее время не влечет за собой перерасчета ее пенсии, поскольку стаж на день вынесения решения суда не изменяется. Поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, все расчеты и перерасчеты производятся УПФ РФ с 1 числа месяца, следующего за датой подачи заявления о перерасчете, а потому перерасчет пенсии истицы с учетом поданных ею после назначения пенсии документов, либо включения дополнительных периодов работы в страховой стаж, перерасчеты с первоначальной даты назначения пенсии, то есть с 30.06.2005г., произведен быть не может.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 198 ГПК РФ,

суд

Р е ш и л:

Исковые требования Шамшутдиновой Нины Ивановны к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску Нижегородской области о пересмотре страхового стажа удовлетворить частично.

Включить в страховой стаж Шамшутдиновой Нины Ивановны период ее работы в качестве  с 11.11.2000г. по 31.12.2000г.

В остальной части иска Шамшутдиновой НИ - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме в Судебную Коллегию по гражданским делам Нижегородского Облсуда путем подачи кассационной жалобы через Дзержинский городской суд.

Судья: Свешникова М.В.

ФРР